Конспект ногайцы на кубани
Обновлено: 05.07.2024
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – практикум
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа в группах, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
1. Элементы технологии проблемного обучения
2. Элементы технологии РКМ (развитие критического мышления)
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Игровые технологии
5. Здоровьесберегающие технологии
Вложение | Размер |
---|---|
v_6_klasse_na_temu_nogaytsy_na_kubani.docx | 82.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце XV века.
1. Обучающая: дать представление о тюркоязычных ногайских племенах, проживавших на территории родного края в конце XV – начале XVII веков.
2. Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
3. Воспитательная: привитие интереса к отечественному многонациональному, неделимому культурному и духовному наследию родного края, его сохранению и приумножению; воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные : целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с терминами.
Улус – территориальная единица.
Мурзы - верховные правители улусов.
Беи - второстепенные феодальные владетели.
Ахуны - мусульманское духовенство.
Уездени - третьестепенные владетели.
Чагары - зависимые крестьяне.
Организация детей к уроку
взрослыми в процессе
Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу (проверка домашнего задания)
Учитель . На прошлом уроке мы познакомились с племенами адыгов. А сейчас проверим ваши знания.
1.Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани.
Ответ учащихся: Верно. Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани
2. В предгорьях и горах получила распространение подсе́чно-огнево́е земледе́лие, на равнине-подсечная система земледелия. (Неверно).
Ответ учащихся: Неверно. В предгорьях и горах получила распространение подсечная система земледелия.
3. Основным занятием крестьян было наездничество - набеги с целью захвата пленных и имущества. (Неверно)
Ответ учащихся: Неверно. Основным занятием крестьян было земледелие.
4. Знатные адыги строили дома из дерева и соломы. Считалось, что возведение дома с крепкими стенами выдаёт человека малодушного и трусливого. (Верно)
Ответ учащихся: Верно. Чем тоньше стены, тем больше уважение к знатному адыгу.
5. Пши распоряжались не только своей родовой землей, но и общинной, раздавая её подвластным жителям. (Верно).
Ответ учащихся: Верно. Пши могли распоряжаться не только своей родовой землей, но и общинной.
Обменяйтесь заданиями и оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии вы увидите на слайде.
Закрепление полученных знаний.
результатов своей и чужой
-умение аргументировать свое
Постановка учебной задачи
Постановка проблемного вопроса:
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о народах, проживавших на Кубани. От названия этого народа произошло название плётки у казаков. О каком народе пойдёт речь?
Сформулируйте тему нашего урока.
Послушайте краткую информацию, вспомните название Темы 8 попробуйте определить, какой временной отрезок будет охвачен и сформулируйте цель нашего урока:
Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. Первые сведения о появлении ногайцев в степях Северного Кавказа относятся к концу XV века. В XVIIвеке они были вытеснены на правый берег Волги калмыками.
- Кто такие ногаи? ( потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая ).
– Род это -? ( коллектив родственников )
- Племя – это? ( объединения родов )
-Ислам – Это? (мировая религия, вера в Аллаха).
Перед вами надписи: ногаи - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая; род - коллектив родственников; племя – объединения родов; ислам – мировая религия, вера в Аллаха.
Работа по карте
Ответ на проблемный вопрос
- Ногайцы на Кубани.
(Народы Кубани в XVI в.)
Познакомиться с ногайскими племенами, проживавшими на территории нашего края в конце XV – начале XVII веков.
- формирование у учащихся
- умение строить логическую
- владение всеми видами деятельности;
- умение аргументировать свое мнение;
Открытие нового знания
Учитель. Достаточно ли нам полученных знаний о ногайцах, хотелось бы вам узнать о них больше?
Работа в группах:
Давайте самостоятельно разделимся на группы, работаем с содержанием § 20
стр. 95-97 и дополнительным материалом (Приложение 2) ответим на следующие вопросы :
1 группа - происхождение нагайцев, ногайцы в степях Северного Кавказа
2 группа - ногайское кочевье,
3 группа - об общественной структуре у ногайцев;
4 группа - расскажет о том, какую религию исповедовали ногайцы и о её роли в жизни ногайского общества.
Самостоятельная работа групп.
Группы презентуют свои разделы исследовательского листа, остальные группы во время презентации заполняют, разделы листа, относящиеся к вопросам, выступающей группы:
2. Ногайцы – народ кочевой, живут в войлочных кибитках, которые перевозят на телегах. Основным занятием ногайцев было: кочевое скотоводство, рыболовство, охотой коневодство, изготовление сукна, обработка кожи.
3. Орда делилась на улусы. Во главе улусов стояли мурзы(князья).
Общественная структура: Мурзы- беи- уздени- свободные крестьяне- чагары- рабы (ясыри).
4. Ногайцы исповедовали ислам . Мусульманское духовенство относилось к привилегированным слоям общества
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- подведение под понятие;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
– адекватное использование речевых средств для
решения коммуникационных задач;
- достижение договоренностей и согласование
общего решения в группах.
Валеологическая минутка (двигательная)
Задания № 1, № 2, № 3, №4 (Приложение 3)
Обменяйтесь заданиями и оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии вы увидите на слайде.
анализ, синтез, обобщение,
1. Рефлексия содержания уч.материала:
Работаем с контурной картой.
Нанесём на контурную карту места расселения ногайцев (№5 рабочая тетрадь стр. 48.)
- Услышав и прочитав о ногайцах на Кубани, предлагаю ответить, верны или неверны данные утверждения,
если верно савим -
1. Жили ногайцы в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах.
2. Ногайцы занимались земледелием и коневодством, поэтому у них было постоянное место жительства. (Неверно).
3. Во главе улусов стояли чагары, которые представляли служилое сословие. (Неверно).
4. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы . (Верно).
Выскажите свое мнение:
Сегодня я узнал …
Было трудным для меня …
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Учитель фиксирует на доске ответы детей. Результатом работы является вывод:
Сегодня я узнал о том, где проживали ногайцы.
Было трудным для меня запомнить кто такие мурзы, уздени, чагары.
Меня удивило то , что ногайцы из войлока делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры…..и т.д.
Домашнее задание (1 мин.)
Записывают домашнее задание в дневники.
Ногайцы на Кубани
структуре у ногайцев
Религия ногайцев и о её роль в жизни ногайского общества
Дополнительный материал для учащихся:
Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.
Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.
Ногайцы занимались кочевым и отгонным скотоводством (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодством, в, поэтому все время передвигались и не имели постоянного места жительства. Жили они в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах. Главным мерилом их богатства являлся скот. Самые знатные имели по нескольку тысяч голов лошадей, коров и овец. Занимались также охотой и рыболовством. Охотой ногайцы промышляли круглый год, и это пополняло их продовольственные запасы, особенно зимой. Отсутствие поселков и городов явилось одной из причин слабого развития у них технических ремесел. Из ремёсел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Они производили луки, стрелы, седла, повозки, телеги. Более развитыми у них были домашние промыслы, основанные на животноводческом сырье. Хозяйство ногайцев было преимущественно натуральным; все, что производилось в кочевых аулах, здесь же в основном и потреблялось. В то же время ногайцы вывозили за пределы Кубани немалое количество скота, получая за это железо, соль, зерно от русских купцов.
У ногайцев этого времени были еще сильны родо-племенные отношения. Во главе орд стояла выделившаяся из родо-племенной верхушки знать (султаны, мурзы и др.). Степная аристократия ведала всеми делами ногайцев, начиная от определения мест для кочевий и заканчивая разрешением внутрисемейных споров. Она была практическим хозяином пастбищ, степных рек и простых крестьян-кочевников, которые безоговорочно подчинялись ей. Орды делились на поколения, поколения - на аулы, аулы - на казаны (семьи). Значительную прослойку ногайской знати составляло мусульманское духовенство - ахуны, кадии и др. Они разбирали судебные дела, осуществляли необходимые религиозные обряды на свадьбах, похоронах и т. д., получая за это соответствующее вознаграждение. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы. Кочевники-скотоводы формально были свободными людьми, но фактически, в силу сословной и экономической зависимости от знати, их свобода была ограниченной. Частые голодные годы, бескормица, эпидемии приводили к обнищанию значительной массы крестьян, которых называли байгушами, т. е. неимущими. Крестьяне, которые попадали не только в экономическую, по и в личную зависимость от своих богатых и знатных соплеменников, назывались чагарами, т. е. зависимыми. Самыми же бесправными людьми были ясыри, т. е. рабы. Они являлись по сути дела живой вещью хозяина, с которой он мог сделать что угодно: продать, обменять или даже убить.
Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.
Ногайцы исповедовали ислам. Ислам стал проникать на территорию проживания кочевых тюркских племен-предков ногайцев, видимо, еще с Х-ХI вв. Массовая же их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением ханом Узбеком мусульманства в качестве государственной религии в 1312 году. В XV веке у ногайских племен уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру.
Переставить буквы в словах так, чтобы получились названия основных ногайских племён:
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Конспект урока содержит поэтапное изложение нового знания. Урок начинается с фронтального опроса по домашнему заданию. Далее учащиеся узнают об образе жизни, основных занятиях ногайцев, увязывая их с климатическими условиями, в которых обитали ногайцы. При изучении феодальной лестницы проводится аналогия с феодальной лестницей Средневековой Европы.
Читайте также: