Конспект урока электричество 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели: Создание условий для формирования понятия электрическая цепь.

Задачи: 1. Развивать умение вести исследовательскую работу.

2. Научить читать условные обозначения электрической цепи и составлять её.

3. Познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

4. Формировать устойчивую положительную мотивацию к уроку технологии.

Оборудование: презентация, карточки с заданием, карманные фонарики, батарейки, провода лампочка для фонарика, выключатель.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Когда такое может произойти? (отключили электроэнергию)

- Какая тема урока, как вы думаете? (электрический ток)

- Какие цели вы ставите перед собой?

- Верно, мы будем говорить об электрическом токе, узнаем, как он приходит к нам в дом и увидим как это происходит.

4. Исследовательская работа

- Что является источником тока? (электростанция) (слайд 1)

- Как ток от электростанции поступает к нам в дома? (по проводам)

- К чему поступает? (к электрическим приборам)

- Все электрические приборы можно назвать одним словом ПОТРЕБИТЕЛИ. (слайд 2)

А) Работа в группах (по 4 человека)

- У вас на столах лежат карманные фонарики и карточка с заданием.

1. Возьми фонарик. Включи, выключи.

2. Рассмотри, где расположены батарейки.

3. К чему присоединены провода?

4. Схематично нарисуйте, как ток от батарейки поступает к лампочке.

5. Расскажите о своих исследованиях.

Б) Группы отчитываются о своих исследованиях и показывают рисунки.

- Сравните свои рисунки с изображением на слайде. (слайд 3)

- Что общего, чем различаются? Какие условные обозначения используются? Как это всё вместе можно назвать? (предположения детей)

-Это ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ.

5. Физминутка

6. Составление электрической цепи.

А) Работа в парах.

- Возьмите батарейку, провод, лампочку для фонарика, выключатель. По схеме составьте электрическую цепь (учебник, с. 92). Проверьте её работу (зажги лампочку). Расскажи, как устроена и работает простейшая электрическая цепь. Подумайте, можно ли сказать, что электропроводка дома работает по такому же принципу? (для опоры используй иллюстрацию в учебнике на с. 93)

Б) Отчёт детей о своих наблюдениях.

7. Знакомство с правилами электробезопасности.

- Есть ли правила пользования электрическими приборами ?

- Обсудите в группах и назовите их. (дети называют правила, опираясь на собственный опыт.

- Посмотрите внимательно на слайд и назовите те правила, о которых не было сказано.

8. Итоги урока.

- Что было трудным на уроке? Что вызвало интерес?

-. Какие правила электробезопасности вы запомнили?

Учебник Технология. Ступеньки к мастерству. 3 класс. Е.А. Лутцева– М.: Вентана-Граф,2007


Слайд 1

Электрическая цепь Урок технологии 3 класс Филиппова Лада Алексеевна учитель начальных классов МБОУ Кадетская СОШ 2 г. Рубцовск


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

Правила пользования электроприборами 1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами. 2. Никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра. 3. Не включайте в одну розетку несколько электроприборов одновременно. 4. Соблюдайте порядок включения и выключения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем – шнур к сети. Отключение производится в обратном порядке. 5. Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками. Помните! Нельзя пользоваться электроприборами, находясь в воде! 6. Об обнаруженных неисправностях в электроприборе, об оголенных проводах и плохо изолированных проводах немедленно сообщать родителям. 7. Помните! Нельзя тушить водой горящие электроприборы, которые включены в электрическую сеть!


Слайд 6

Соблюдайте правила Правила эти запомнить не сложно. В жизни помогут они нам не раз. Пусть в жизни счастливым, Пусть в жизни здоровым Будет для вас каждый день, каждый час!


Слайд 7


Полный текст материала Урок технологии "Электрическая цепь" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить с использованием электрического тока в быту и

опасностями в обращении тс электрическим током;

формировать навык безопасного обращения с электроприборами;

предупредить детский электротравматизм;

воспитание бережного отношения к электричеству.

Оборудование: презентация, загадки, стихи, памятки, иллюстративный материал, раздаточный материал (авторучки, мелкие кусочки бумаги).

Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, подумайте, что объединяет все эти предметы, о которых говорится в следующих загадках?

Стоит на кухне белый дом,

Торжественный на вид.

Как будто твердым молоком

Со всех сторон покрыт. (Холодильник)

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон)

Взял я хлеб мягкий,

А вернул хрустящий. (Тостер)

На крыльце сидела,

Что ей на язык попадется –

В пыль рассыпается. (Кофемолка)

Учитель: Да, ребята, все эти бытовые приборы работают от электрического тока. Кто догадался, о чем пойдет разговор?

Дети: Сегодня мы поговорим о безопасном обращении с приборами, которые работают от электрического тока.

По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. ( электрический ток)

- Учитель: Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? ( Да).

- Учитель: Какую пользу приносит электричество человеку? ( От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники, компьютеры, телевизоры, троллейбусы).

Без электричества не смогут работать врачи, бухгалтера, учителя, монтажники, водители троллейбусов. Потому что от электричества работают многие приборы, необходимые человеку. Без электрического тока зубной врач не сможет полечить зуб, водитель троллейбуса не сможет перевозить пассажиров, монтажник не сможет выточить деталь на станке.

Вывод: Но каждый человек должен помнить — электрический ток нужен, но он не безопасен для жизни.

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Учитель: Что такое? Что случилось?

Сценка (белка гладит ленточки)

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

Отвлеклась всего на три минуты

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учитель: Ребята, а почему у белочки чуть не возник пожар?

(Ответы детей). Белочка бросила включенный утюг на ленточке.

Ученик: Как же быть? Как нам быть?

Как зверятам подсобить?

Учитель: Знаю я один секрет.

Чтобы не было больше бед,

Пригласим мы всех зверей

На урок к себе скорей.

Проходите лесные жители, садитесь с ребятами.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, что вы знаете об электрическом токе? Где он находится?

(Ответы детей) В проводах телевизора, холодильника, компьютера, розетках.

Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (гаснет свет), или даже может возникнуть пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод, неисправный выключатель или розетку, надо сразу сказать об этом взрослым!

История возникновения электричества берет свое начало с 550 г. до нашей эры.

Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции.

Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому было уже известно свойство янтаря, натёртого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие лёгкие тела.

И вы, не раз я думаю, наблюдали за тем, что авторучка или расческа, натертая об волосы притягивает кусочки бумаги.

Давайте проведем с вами такой опыт. У вас на столе лежат авторучки и мелкие кусочки бумаги. Взяли ручки, натерли о волосы и поднесли к бумажкам. Что вы наблюдаете? Да бумажки притягиваются к авторучке. Это явление получило название электризации.

Но с амым крупным открытием в области электричества в XVIII веке было открытие итальянск ого учёного Алессандро Вольт а. Открытие А. Вольта в 1794 году позволил о создать первый в мире источник электрического тока в виде так называемого Вольтова столба.

Но откуда же в наш дом приходит электричество? (ответы детей)

Электричество поступает по проводам.

Учитель: В дом электричество поступает по проводам, а к проводам оно приходит от электростанций.

Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2-3)

hello_html_2218a2b0.jpg

hello_html_18446862.jpg
hello_html_7ecf212e.jpg

Позже появились приливные электростанции. (слайд 4)

hello_html_m6fd25fc8.jpg

Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 5)

hello_html_m5c5fed55.jpg

Еще позднее появились тепловые электростанции. (слайд 6)

hello_html_m24717584.jpg

Самыми последними были гидроэлектростанции

hello_html_m710e9132.jpg

и атомные электростанции

hello_html_m117fb0c4.jpg

Физкультминутка.

Тили — бом! Тили — бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Ребята, а чтобы не случилось такой беды как у кошки, что должен знать каждый человек? (ответы детей)

А какие правила безопасности с электроприборами знаете вы?

Учитель: Подведем итог нашим высказываниям. Какие же основные правила безопасности с электроприборами существуют:

Презентация. Правила обращения с электроприборами.

1. Первое правило ( слайд 7)

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

2. Второе правило (слайд 8)

Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах.

3. Третье правило

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

4. Четвертое правило ( слайд 9)

hello_html_m78f5c9c3.jpg

Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

5. Пятое правило (слайд 10)

Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод, может случиться короткое замыкание.

6. Шестое правило

Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

7. Седьмое правило

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Закрепление материала.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что было бы с человеком, если бы в современном мире не было электричества?

Ученик: Мы б от холода дрожали,

Без него темно бы было.

Очень многое не знали,

Ну конечно плохо б было.

Ученик: Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В общем, плохо было б жить.

Учитель: Если бы не было электричества, мы с вами никогда не попробовали мороженого.

Где хранится мороженое?

От чего работают холодильники, морозильные камеры?

Без электричества плохо. Очень много бытовой техники, которая работает от электрического тока. А электроприборы помогают человеку в быту. Но чтобы не стать жертвой пожара, надо правильно обращаться с электроприборами дома, в школе, на работе. Электрический ток – верный друг и помощник человека. И к электричеству мы должны относиться бережно и внимательно. А об опасностях обращения с электроприборами мы уже поговорили.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Учитель: Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

Подведение итогов урока. Релаксация.

Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я думаю, наши лесные гости узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Урок закончен. Но мне хотелось бы узнать понравилось вам на уроке или нет. Если кому было на уроке интересно пусть возьмет улыбающегося человечка, а кому не интересно — грустного.


Художественный труд – конструирование из бумаги в ходе эксперимента.

Развитие коммуникативных компетенций – слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, умение обмениваться мнениями; согласовывать свои действия с партнёром.

Содержимое разработки

Урок 64. Источники эклектической энергии.

Школа: Специализированная школа- лицей № 90

Число: 25.04.2019г

Ф.И.О. учителя: Беч Е.В.

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения данного урока

3.5.5.1 определять источники электрической энергии

Развитие навыков

Составлять гипотезы на заданную тему.

Работать с диаграммой, формулировать вывод.

Проводить эксперимент по плану, формулировать вывод.

Представлять информацию в виде кластера.

Анализировать и систематизировать информацию.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

формулировать тему и цели урока

определять источники электрической энергии

объяснять принцип работы электростанций с помощью учителя

с помощью учителя провести эксперимент по плану, сформулировать вывод

Большинство учащихся смогут:

формулировать гипотезы на заданную тему

самостоятельно объяснять принцип работы электростанций

самостоятельно провести эксперимент по плану, сформулировать вывод с помощью учителя

Некоторые учащиеся смогут:

самостоятельно провести эксперимент, сформулировать вывод

предложить другие варианты представления информации.

аргументировано объяснять смысл ложных высказываний

формулировать вопросы высокого порядка по содержанию текста

Языковая цель

Полиязычие: электр – электричество – electricity, энергия – энергия–energy.

Основные термины и словосочетания:

статическое электричество, электрический ток, основные источники электрической энергии, тепловая электростанция, гидроэлектростанция, атомная электростанция.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что такое электричество?

Какое бывает электричество?

Где человек использует электрический ток?

Как производят электрическую энергию?

Каким образом она поступает в наш дом?

Какой источник электроэнергии самый распространенный в мире?

Какие источники электрической энергии есть в Казахстане?

Выражения для письма:

Запиши вывод по результатам эксперимента.

Запиши информацию в виде кластера.

Предшествующие знания

Что такое электричество, электроприборы, как электричество помогает людям.

Планируемое время

Запланированная деятельность

I.Создание положительного эмоционального настроя

II. Введение в тему

III. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

(К) Создать благоприятную атмосферу для работы на уроке.

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

(К) Предложить отгадать загадку:

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно?

Учащиеся определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней возвращаются на этапе рефлексии.)

Узнаешь каким бывает электричество.

Научишься определять источники электрической энергии.

Будешь проводить эксперимент с разными источниками энергии.

Таблица в учебнике

IV. Работа по теме урока

(И, К) Работа с текстом в учебнике.

Предложить прочитать текст в учебнике

– Что такое электричество?

(К) Работа со схемой в учебнике.

Предложить рассмотреть схему в учебнике и ответить на вопрос.

– Какое бывает электричество?

Есть два вида электричества. Одно называется статическим (неподвижным). Оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в осветительных приборах. Тебе приходилось слышать потрескивание, когда ты снимал шерстяную одежду? Это и было электричество. А еще его можно увидеть! Если проделать то же самое в темноте, ты заметишь искры.

Предложить провести эксперимент и сформулировать вывод.

1. Цель: проверить действие статического электричества.

2. Этапы опыта:

С помощью трафарета обведи окружность. Вырежи круг и нарисуй в нем свернувшуюся змею (спираль).

Возьми фломастеры и нарисуй змее глаза и узор в виде зигзага.

Вырежи змею по спирали.

Примерно полминуты энергично потри пластмассовой линейкой о шерстяной шарф или свитер.

Коснись линейкой головы змеи. Медленно подними линейку.

3. Оборудование: бумага, шаблон круга, карандаш, ножницы, пластмассовая линейка, фломастеры, шерстяной шарф.

4. Результаты исследования – змея поднимается вслед за линейкой, разворачиваясь.

5. Вывод: Происходит это в результате возникновения статического электричества от трения пластмассы о шерсть. Под действием электричества легкая бумага притягивается к линейке.

– Второй вид электричества называют электрическим током. Попробуй представить себе, как течет вода в реке. Точно так же движется по проводам электричество.

(К) Работа с рисунком в учебнике.

Предложить рассмотреть рисунок и ответить на вопрос:

– Где человек использует электрический ток?

Первыми бытовыми предметами, работающими от электричества, стали швейная машина, вентилятор, чайник и тостер.

(К) Динамическая пауза.

Встали, подровняли спинки.

Вправо – влево наклонились и еще раз повторили.

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счету, раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа – мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.

(Рывки руками перед грудью.)

Электричество – одна из форм энергии.

Энергия – сила, которая приводит предметы в движение.

(П) Работа с рисунком в учебнике.

Рассказать ученикам о том, что существуют разные виды энергии. Энергия может переходить из одного вида в другой.

Предложить рассмотреть рисунки и представить ситуацию, что дома включили электрический чайник, настольную лампу и стиральную машину.

– В какой другой вид энергии превратится электрическая энергия?

Слова для справок: энергия движения (стиральная машина), энергия света (настольная лампа), энергия тепла (электрический чайник).

(К) Работа с текстом в учебнике.

Предложить прочитать текст в учебнике и ответить на вопрос:

Основной источник электрической энергии – электро-станции. Электричество поступает от электростанций по толстым проводам – кабелям. Кабели, подвешенные высоко над землей на опорах, несут электричество в города.

В городах под землей к каждому дому проложены кабели. Затем электрический ток течет по всему дому по проводам, встроенным в стену.

– Как производят электрическую энергию, и каким образом она поступает в наш дом?

В 1882 г. Томас Эдисон открыл первую электростанцию в Нью-Йорке.

(К, И) Работа с рисунками и текстом в учебнике.

Тепловые электростанции (ТЭС) работают на органическом топливе – уголь, газ, нефть. Размещаются ТЭС вблизи добычи этих природных ресурсов и крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Гидроэлектростанции (ГЭС) возводятся на больших реках, которые перекрывают плотиной, и энергия падающей воды превращается в электрическую энергию.

Работа атомной электростанции (АЭС) схожа с тепловой электростанцией, только для нагрева воды требуется энергия тепла, которая выделяется в результате ядерной реакции. Некоторые животные тоже способны вырабатывать электричество. Электрические скаты используют электричество, чтобы убить или оглушить свою добычу. Запаса электроэнергии, накапливающегося в их хвостах, достаточно для работы 12 электрических лампочек.

(Г) Работа с диаграммой в учебнике.

Предложить рассмотреть диаграммы в учебнике и ответить на вопросы:

– Какой источник электроэнергии самый распространенный в мире? Почему?

– Какие источники электрической энергии есть в Казахстане?

(К) Демонстрация эксперимента.

Учитель предлагает в ходе эксперимента узнать, как работает турбина гидроэлектростанции, где энергия воды преобразуется в электрическую энергию.

Оборудование: плотный картон или пластик от подарочного пакета, ножницы, вязальная спица или проволока, шерстяная нитка, пластиковая соломинка, скотч, пластилин.

1. Укрепи на краях раковины два кусочка картона и приклей к ним клейкой лентой разрезанную соломинку так, чтобы в нее можно было свободно просунуть вязальную спицу.

2. Вырежи из картона лопасти и пластилином прикрепи к спице, как изображено на рисунке.

3. Небольшим кусочком пластилина укрепи чуть дальше на спице конец шерстяной нитки.

4. Открой кран так, чтобы на лопасти потихоньку текла струя воды.

При использовании энергии воды атмосфера

не загрязняется!

(К) Проблемный вопрос.

Учитель информирует о том, что батарейка карманного фонарика тоже вырабатывает электрический ток и предлагает ответить на вопрос: Где используют батарейки?

Самостоятельная работа

( по карточкам )

1 В чем разница и сходство разных источников электрической энергии?

Хроника газет и журналов часто пестрит информацией о электротравмах. Очень часто их участниками становятся дети. Более 80% случаев-трагичны. Именно поэтому учить правилам поведения при электрических травмах нужно с детства. В этом заключается и актуальность нашего проекта. Данный проект предназначен для осуществления в начальной школе как материал для углубления и расширения электробезопасности среди учащихся. В основе проекта лежит интеграция ряда предметов: окружающего мира, технологии, ОБЖ. Тема учебного проекта связана с развитием знаний о причинах электрических травм. Проект является программой мероприятий, направленных на создание условий для получения и расширения знаний учащихся о правилах поведения при электротравмах, навыков коллективной деятельности.

Цель: формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

  1. Предостеречь учащихся от опасности при работе с электроприборами и от нарушения правил техники безопасности;
  2. Развивать умение работать в коллективе и коммуникативные способности;
  3. Формировать чувство сострадания;
  4. Привитие интереса к здоровому образу жизни.

Продолжительность проекта: 2 недели.
Вид проекта: творческий, прикладной.
Режим работы: урочный и внеурочный.
Мотивация к познанию: личный интерес учащихся.
Развитие навыков: самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой. Обмен информацией.

Этапы реализации проекта:

1 этап: разработка проекта, получение творческих заданий.

  • обсуждение видов работ над проектом;
  • овладение навыками работы с дополнительной литературой;
  • овладение умениями оформления результатов деятельности.

2 этап: творческая исследовательская деятельность учащихся.

  • посещение библиотеки;
  • работа с дополнительной литературой;
  • составление рассказов о правилах поведения при электротравмах;
  • сочинение стихотворений;
  • подготовка рисунков.

3 этап: защита проекта, рефлексия.

  • урок-проект по теме: Осторожно! Электричество.
  • конкурс рисунков, стихотворений, рассказов о правилах поведения при элктротравмах.
  • дополнительная литература на тему электробезопасность;
  • канцелярские принадлежности;
  • денежные средства на оформление и призы.
  • учащиеся учатся самостоятельно подбирать материал по данной теме;
  • развивается познавательная активность учащихся знаний о электробезопасности;
  • учащиеся учатся работать коллективно и самостоятельно разделять обязанности.

Ход мероприятия

Ученик (одетый в форму энергетика).

Такая у нас эпоха,
Время такое у нас
Чтоб не было людям плохо
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идёт
Энергетик, хирург и мастер,
Токарь и садовод
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи.
Потому, что энергетикам
Эпоха принадлежит.

Беседа. Человека уже давно не удивляет слово электричество. Вы знакомы с одним из удивительных открытий человека – электрическим током, вошедшим в нашу жизнь настолько, что мы не задумываемся над тем, всегда ли он приносит пользу человеку. С детских лет нам хорошо знакомы: электрическая лампочка, электроутюг, электрочайник, телевизор, холодильник, компьютер, пылесос и т.д. – это далеко не полный перечень предметов, занявших достойное место в жизни каждого современного человека. Сегодня электрическая энергия-верный помощник человека в быту. Но она может принести и непоправимый вред здоровью, если при пользовании ею не соблюдать меры предосторожности и не выполнять элементарных правил безопасности.

Ученик: Уверенные в безопасности электроприборов, вставляя вилку от утюга или магнитофона в розетку, мы не задумываемся о печальной статистике. Каждый год от поражения электрическим током в мире гибнут до 30 тысяч человек. Электротравмы составляют от 30 до 50 % общего числа травм на производстве; частота смертельных исходов в 15 раз превосходит другие виды травм. В России гибнут не менее 30% попавших под напряжение.

Обнаружить электрический ток человек не может, для этого у него нет специальных органов чувств. Коварная особенность электрической энергии закльчается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета

Смертельный исход при поражении электрическим током во многом зависит от стечения обстоятельств, но практически в каждом случае нужно стараться спасти пораженного, оказывая грамотно первую помощь. Сегодня вы познакомитесь с техникой оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Варианты прохождения электрического тока.

Вопрос: Какая петля, на ваш взгляд, наиболее опасна? Почему?

Запомните! Наиболее опасна та петля, путь которой лежит через сердце.

Характер повреждений при поражении электрическим током:

  • напряжением до 380 В – появляются метки на коже в виде кратеров, иногда внезапная остановка сердца;
  • напряжением до 1000 В – судороги, спазм дыхательной мускулатуры, отёк мозга, внезапная остановка сердца;
  • напряжением свыше 10000 В – электрические ожоги и обугливание кожи, разрыв органов, опасные кровотечения, переломы костей и даже отрывы конечностей.

При поражении электричеством страдает весь организм человека:

  • фибрилляция желудочков сердца – 80%;
  • отек головного мозга – 15%;
  • спазмы дыхательной мускулатуры – 4%;
  • повреждение внутренних органов, кровотечения и ожоги – 1%.

Нужно помнить, что по истечении 4 минут остановившееся сердце уже невозможно заставить биться даже с помощью самого совершенного дефибриллятора.

Учитель: Чтобы не упустить шанса на спасение при поражении током, необходимо немедленно приступить к оказанию помощи.

Схема оказания первой помощи при поражении электрическим током:

  1. Освободить пострадавшего от действия электрического тока.
  2. При внезапной остановке сердца нанести прекардинальный удар по грудине.
  3. В состоянии комы – повернуть на живот.
  4. Искусственная вентиляция лёгких.
  5. Непрямой массаж сердца.
  6. При кровотечении – наложить кровоостанавливающий жгут, стерильную повязку.
  7. При ожогах и ранах – наложить стерильные повязки; при переломах костей и конечностей – наложить шины.

Сейчас мы остановимся лишь на 1–5 действиях. А с техникой наложения кровоостанавливающего жгута, стерильных повязок, шин вы познакомитесь на занятиях по ОБЖ.

Учитель: Запомните! Крайне опасно касаться оборванных висячих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Электротравму возможно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения.

  • вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая электропроводка. Смертельно опасно в этот момент заземляться на батареи центрального отопления и на водопроводе;
  • сверлить стены в местах возможной электропроводки, не зная монтажной схемы;
  • красить, белить, мыть стены с наружной или скрытой проводкой, находящейся под напряжением;
  • работать с включенными электроприборами вблизи батарей или водопровода;
  • работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванне;
  • работать с неисправными электроприборами;
  • ремонтировать необесточенные электроприборами.
  • приближаться к лежащему на земле проводу бегом или большими шагами;
  • пытаться оттащить человека от источника тока. Это лишь к тому, что вместо одного травмированного электроударом появятся двое, а при подходе следующего – трое, и так до бесконечности
  • терять время на поиски рубильника или выключателей, если можно сбросить провода с потерпевшего или перерубить их;
  • в спешке вы не только не поможете потерпевшему, но и пострадаете сами. Лучше лишних несколько секунд затратить на подготовку и спасение человека, чем потерять его и свою жизнь.

Работа в группах

Ситуационная задача 1

Во время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал, продолжая крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо поражено судорогой. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

(Правильные ответы: 5, 7, 2, 1 или 5, 9, 2, 1.)

Ситуационная задача 2

После удара молнии в одиноко стоящее дерево путник, укрывшийся под ним, замертво упал. У пораженного молнией левая рука черная, обожженная по локоть; зрачки широкие, не реагируют на свет; пульса на сонной артерии нет.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности.

(Правильные ответы: 6, 2, 4, 8, 3, 9)

Практическая работа в группах по карточкам

  1. Какие знаки безопасности вам знакомы?
  2. Где вы их встречали?
  3. Когда они используются?

Запомните дети заповеди эти:

ПЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЭЛЕКТРИКА

1. Прежде чем включить незнакомый электроприбор, не поленись внимательно ознакомиться с инструкцией. (Это поможет не только быстрее освоить новинку, но и избавит тебя и окружающих от очень серьёзных проблем).

2. Прежде чем снять заднюю стенку с любого электроприбора, убедитесь, что именно его сетевая вилка находится у тебя в руках… а не в розетке. (Подобная оплошность очень дорого обошлась уже не одному поколению недотёп).

3. Если ты не профессионал, то даже для ремонта розетки воспользуйся услугами мастера.(Лучше расплатиться деньгами, чем собственной жизнью).

4. Не следует пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах, саунах. (Электрический провод в воде подобен укусу сотни разъярённых кобр… Выжить еще никому не удавалось).

5. Даже если ты это слышишь в десятый раз, умоляем: не стой во время грозы под высоким деревом!

Какие правила электробезопасности мы должны соблюдать, чтобы не было беды?

Ученик (одетый в форму энергетика):

Правила электробезопасности –
Строгие, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно
В жизни помогут они обязательно,
Правила запомни – в тайне не держи
Всем друзьям и знакомым ты их расскажи

Запомните, дети, ПРАВИЛА эти

1. С электричеством не шути! Сгореть можно!
С электроприборами обращайся очень осторожно!

2. Когда без присмотра оставлена электрическая печь,
Замыкание может целый дом сжечь.

3. Когда суп себе сварил,
Посмотри, а плиту ты отключил?

4. Если имущество хочешь сберечь.
Не оставляй включенной электрическую печь.

5. Включен утюг, хозяев нет.
На простыне дымится след
Люди! Меры принимайте,
Утюг горячий выключайте
В жизни всем беречься нужно!
И пословица слывёт
Бережённых Бог спасёт!

Рефлексия

– Ребята, если вам понравился урок, покажите карточку с включенной лампочкой, а если что-то не понравилось карточку с выключенной лампочкой.

Дети! Помните о том,
Что нельзя шутить с электричеством
Кто с электричеством неосторожен
У того беда возможна.

Форма мероприятия: урок-проект.

Вид проекта: творческий, прикладной.

Цель: формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Конкурс рассказов, стихотворений о элктробезопасности

Рассказ о том, что электричество требует знаний и уважения

Терпугова Юля (10 лет, 4-й класс)

С электричеством шутки плохи

Чупраков Андрей (10 лет, 4-й класс)

Дети! Помните о том,
Что нельзя шутить с электричеством.

Удод Виталя (10 лет, 4-й класс)

Читайте также: