Водные богатства крыма 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные : осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные : готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные : вести себя экологически грамотно в окружающей среде.

Проверка домашнего задания

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд вам надо разгадать.

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)

- Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные - водоемы, созданные природой. Искусственные - водоемы, созданные человеком.)

- Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу (Приложение 2):

- Что дает начало любой реке? (Родник)

- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники.

- Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место куда впадает река - устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10 000 километров.

- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

- В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами.

- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

- За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)

- Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

2. Работа с картой

- Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена.

- Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро - это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.

- Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна - Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна - Ангара.

- Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.

- Назовите естественные водоемы Крыма, которые вы знаете.

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

3. Рассказ учителя о крымских каналах, водохранилищах и других водных ресурсах (Приложение 3)

- Перечислите искусственные водоемы нашей республики.

4. Рассказ учителя о реках и озерах Крыма (Приложение 4)

5. Работа по учебнику

- Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с.154).

- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с.155 - 156).

- Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?

Значение дом для растений и животных

водоемов вода для хозяйственных нужд

- Что нового узнали?

- Какое значение в природе имеют водоемы?

- Где пригодятся эти знания?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

1.Прочитать текст с.145- 148 учебника

2.Выполнить задание 4 на с.70 рабочей тетради

Крымские каналы, водохранилища и другие водные ресурсы

На первый взгляд кажется, что водные ресурсы Крыма достаточно велики - 1657 постоянных и временных водотоков и каналов, причем в их числе около 150 рек. Попутно следует заметить, что на базе водохранилищ в Крыму существует несколько оросительных систем, из которых наиболее крупные Салгирская, Альминская и Тайганская. Недостаток воды для оросительных целей компенсирует Северо - Крымский канал. Его водами орошается сейчас около 200 тыс. га земель. Однако крымские реки мало похожи на равнинные. Небольшие горные реки, которые скорее напоминают ручьи - это один из самых непредсказуемых водных ресурсов Крыма. Летом они почти полностью пересыхают. В бездождный период русло усеяно валунами разных размеров и форм; среди них не всегда можно заметить тонкую струйку воды. Но жители горных районов Крымского полуострова хорошо знают, каким грозным нравом обладают эти ничем не примечательные и малозаметные источники воды, через которые в сухую погоду переходят, не снимая обуви. Стоит в горах пройти обильным дождям, как реки мгновенно переливаются через край и стремглав несутся вниз, захватывая в свою стремнину и крупные камни, и вывороченные с корнями деревья. Об этом надо постоянно помнить туристам при выборе места для ночлега.

Главными водными артериями Крыма являются реки Салгир, Альма и Кача. Салгир образуется от слияния рек Ангары и Кизил-Кобы; первая берет начало на северном склоне Чатыр-Дага, а вторая у знаменитых пещер того же названия. Салгир вместе со своим притоком Биюк-Карасу - наиболее крупная из рек Крыма. Его средний годовой сток у Симферополя составляет 55 млн. куб. м. Правда, к северу от Симферополя сток резко снижается, и в нижнем своем течении, которое приходится на степную часть Крыма, Салгир нередко пересыхает. Впадает река Салгир в Сиваш. На Салгире и Биюк-Карасу построены довольно крупные водохранилища, особенно Симферопольское. Кроме него - Аянское, Тайганское и Белогорское, играющие важную роль в водоснабжении городов Симферополя и Белогорска, а также в орошении сельскохозяйственных земель. Вторая по величине из Крымских рек Альма зарождается в живописной Центральной котловине заповедно-охотничьего хозяйства Крыма, среди вековых буковых и дубовых лесов. Она образуется от слияния небольших речек Сары-Су, Савлых-Су и Бабуганки. Средний годовой сток Альмы равен 38 млн. куб. м. В верхнем течении, в границах заповедно-охотничьего хозяйства, в Альму впадает много притоков: Бодрак, Коса (Коссе), Мавля, Пискур, Сухая Альма и др. При выходе из Центральной котловины Альма зарегулирована серией прудов, в которых разводится радужная форель. Кроме того, на этой реке созданы два сравнительно крупных водохранилища - Альминское и Партизанское. Впадает Альма в Черное море.

Крым богат солеными озерами, они расположены в его равнинной части вдоль морского берега, наиболее крупные из них: Сасык, Чокрак, Мойнакское и Сакское озеро, Донузлав, Узунларское озеро. Однако в большинстве случаев соленые водоемы полуострова достаточно мелкие (до метра глубиной), сильно усыхающие летом. Исходя из местоположения крымские озера обычно объединяют в пять групп: Евпаторийскую, Тарханкутскую, Перекопскую, Чонгapo-Арабатскую, Керченскую. К Евпаторийской группе относятся самое крупное озеро Крыма - Сасык (или Сасык-Сивашское), а также соленое Сакское озеро, Мойнакское. Всего 14 озер. Крымское озеро Сасык расположено между Саками и Евпаторией, около Сиваша и занимает площадь 7100 га. Оно образовалось из морского залива и сейчас отделено от моря узкой пересыпью. В нем добывают поваренную соль, а рассолы служат сырьем для Сакского химзавода при получении брома и хлористого магния. Соленое сакское озеро (площадь 1085 га) известно своими целебными грязями и глинами, на использовании которых основан широкоизвестный в стране сакский лечебный курорт.

Из озер Крыма, относящихся к Тарханкутской группе, наиболее крупное Донузлав. Оно протянулось на 27 км от моря в глубь материка и возникло в результате затопления морем приустьевых участков балок. Перекопская группа крымских соленых озер вытянута цепочкой вдоль морского побережья. Полная изоляция их от моря обусловила не только пониженную соленость рапы, но и повлияла на химический состав солей. В частности, отсутствует сернокислый магний, который так характерен для Евпаторийской группы озер Крыма, зато есть хлористый кальций. Самое крупное озеро этой группы - Старое, или Тузла. Оно расположено южнее Перекопа, площадь его 1145 га. Отсюда поступает сырье для Перекопского бромзавода. В Чонгаро-Арабатскую группу входят соленые озера Крыма, расположенные на Арабатской стрелке. Наиболее крупное озеро здесь Геническое (около 1000 га), которое расположено в северной части Арабатской стрелки и административно относится к Херсонской области. Наконец, на Керченском полуострове есть целый ряд довольно крупных озер, примыкающих к морским побережьям. В частности, к Азовскому морю примыкают озера Акташское, Чокракское, а к Черному - Тобечикское, Опук, Узунларское. Площадь этих озер колеблется от 2 до 4 тыс. га и более.

Тема урока: "Наши подземные богатства".

Цели :сформировать у учащихся представление о подземных богатствах ,познакомить с полезными ископаемыми, выяснить их использование людьми;

Формируемые УУД: познавательные- самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения выводы.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условияим коммуникации.

Регулятивные- действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок - начался урок.

II. Актуализация знаний.

а) анализ домашнего задания

- Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)

- Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т.д.)

- Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода - природное богатство, которое дает нам жизнь)

- Какие еще природные богатства вы знаете?

- Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)

Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.

г) постановка проблемы.

Прочитайте слова. (ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).

- Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?

- Какие задачи перед собой поставим?

Предполагаемые ответы учащихся:

(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)

IV. Совместное открытие знаний.

- Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)

Вспомните: как они называются?

а) работа с картой

Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.

- Что добывают в нашем крае?

Песок, глина, известняк (щебень).

Чтоб почуять запах резкий

Лишь ладонью помогай.

Воздух от сосуда к носу

Плавным взмахом направляй.

б) исследовательская работа

(Работа с учебником и полезными ископаемыми)

Откройте учебник на стр. , можно использовать энциклопедии и др. литературу.

Проверка:Название пол. ископаемого Свойства Способы добычи Применение

Гранит Прочный, тяжёлый, хорошо полируется. Открытый способ добычи и закрытый (в шахтах) Применяют в строительстве набережных рек, станций метро, памятников.

Известняк Прочный камень белого цвета, мел - менее прочный. Открытым способом - в карьерах. Используют в строительстве, делают побелку, зубной порошок.

Каменный уголь Горючий, твёрдый, но хрупкий. Добывают в шахтах и карьерах. Используют как топливо. Кокс используют при выплавке стали, чугуна.

Торф Горючий, лёгкий, рыхлый непрочный. Открытым способом, на дне болот. Используют как удобрение, хорошо горит - топливо.

Нефть Горючая, жидкая, тёмного цвета, с резким запахом. Бурят скважины. Жидкое топливо. Получают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы.

Песок Сыпучий, образовался при разрушении гранита. Открытым способом - в карьерах. Используется в строительстве, в производстве стекла.

Глина Пластичная, твёрдая. Открытым способом - в карьерах. Применяют в строительстве, гончарном деле.

Природный газ Бесцветный, лёгкий, газообразный. Закрытый способ. Скважины. Хорошее топливо.Получают пластмассы, каучук.

Железная руда Тяжёлая, прочная, твёрдая, главное свойство - плавкость. Цвет: чёрная, бурая. Открытый способ и закрытый, роют шахты. Выплавляют чугун, а из чугуна - сталь. В машиностроении, ножи, вилки, и т.д.

Физкультминутка.

Работа с учебником. Образование горных пород.

Найдите в тексте:

Как образовался известняк?

Как образуется торф?

Как образуется нефть?

Что называется горными породами?

Работа со словарями.

Горные породы - вещества, которые залегают в земле большими массами.

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Песок, глина, известняк (щебень), железная руда.

Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?

VI. Итог урока.

- Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?

- На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные - горючие и строительные)

VII. Домашнее задание.

1 вариант - написать мини-сочинение.

Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.

3 вариант - найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.

Водный мир Крыма РЕКИ, ВОДОПАДЫ, ПРЕСНЫЕ И СОЛЕНЫЕ ОЗЕРА Презентацию подготовила учитель начальных классов Игнатова И.В.

Кача не самая большая или длинная из рек водной системы Крыма, зато более полноводна, чем Альма Река Кача

Зуя – одна из рек полуострова Крым, впадает потом в Салгир. Начинает свой путь в северной части Долгоруковской яйлы – это Главная гряда горного массива на полуострове. Река Зуя

Речка Чёрная Название Чёрная не имеет отношения к цвету реки, и, видимо, было дано русским населением по созвучию с названием села Чоргун . 4 августа 1855 г. У реки Чёрная в ходе Крымской войны произошло сражение

Водопады Крыма Крымские водопады носят временный характер. Весной они полноводны, но к лету большая часть пересыхает. Лишь некоторые из них сохраняют свою мощь

Самый красивый водопад Крыма. Имя свое он получил из-за игры света на воде, отливающей серебром. Внешне он напоминает музыкальный инструмент, что послужило причиной появления другого названия – Серебряные струны. Зимой водопад замерзает и покрывается сосульками, поэтому его называют Хрустальным Водопад Серебрянные Струи

Водопад Серебряные Струи

Озёра Крыма Озера Крыма представляют собой небольшие и мелкие водоемы. Большинство озер Крыма – соленые и расположена в степи недалеко от моря. Озера Крыма отличаются живописными пейзажами

Это самое известное и самое большое озеро Крыма. В народе его называют просто Сасык . По своей природе это соленое лиманное озеро. Оно совсем неглубокое (максимальная глубина – 1,2 м). Также многие озера Крыма – лечебные, к ним относится и грязевое озеро Сасык . Озеро Сасык -Сиваш

Это самое глубокое озеро Крыма (максимальная глубина 27 м). По своей природе водоем соединяет в себе соленые и пресные воды. Озеро Донузлав

Пересыхающее солёное лиманное озеро на севере Керченского полуострова; 4-е по площади озеро Крыма. Акташское озеро

Это озеро завораживает глаза красотой пейзажей и заставляет затаить дыхание при взгляде на розовое зеркало вод, которые настолько соленые, что издали кажется, будто водная гладь посыпана солью. Никакие другие озера Крыма с ним не сравнятся. Почему же оно красного цвета? Дно его расположено на потухшем грязевом вулкане, плюс высокая концентрация соли, жаркие крымские погоды – все эти факторы повлияли на образование едкой и агрессивной среды обитания для микроорганизмов. Именно поэтому в этом озере красная вода. Красное озеро

Узунларское озеро насыщено полезными сульфидными грязями, которые уже многие годы используют для оздоровительных целей Узунларское озеро

Это соленое, лиманное озеро. Прибрежные районы все исполосованы балками и оврагами, однако над ними возвышаются к небу скалистые обрывы. Такой рельеф придает озеру сказочность. В нем очень много водорослей, различных растений и животных. Поэтому зеркальная поверхность вод почти всегда покрыта различной удивительной зеленью, также очень часто здесь наблюдают такое природное явление, как цветение воды Тобечикское озеро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


исследовательский проект" Что значит для России Крым?"

В связи с последними событиями в Украине, когда во всех СМИ, на улице, дома мы слышим: "Крым, Россия, фашизм не пройдёт", представляемый вашему вниманию проект был и остаётся настолько актуальным и ин.

Классный час на тему:"Воссоединение Крыма с Россией".


Классный час "Путешествие в Крым"

Классный час, посвящённый присоединению Крыма к России "Мы вместе".


Помочь учащимся лучше узнать свой Крым, познакомить с историей, населением на полуострове; способствовать развитию чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину, национальной соз.


Материал способствует развитию интереса к изучению истории родного края, символики Республики Крым, воспитанию чувств патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину.


Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".

Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (.

Внеклассное мероприятие: "Мы вместе! Крым и Россия" посвященное государственному празднику Дню воссоединения Крыма с Россией

Цель: информировать и объяснить ученикам суть произошедшего исторического воссоединения России и Крыма и его значение для судьбы страны (Послание Президента России 18 марта 2014 года).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материалах конспект урока, презентация-сборник по рекам и водоемам Крыма, карта Крыма, информация по Салгиру.

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕКЕ Салгир (Крым)

Жители Симферополя и Крыма, с чем для вас ассоциируетсярека Салгир? Мусор, грязь, испорченная набережная, вывороченные плиты, заменяющие дно, и слабая струйка воды.

Но если взглянуть назад, то окажется, что главная водная артерия Крыма имела более приятный вид.Река Салгир увековечена и в стихах. Это сделал Александр Пушкин, оставивший память о ней в "Бахчисарайском фонтане" и "Желании". Однако беда в том, что Салгир - имя нарицательное и созвучное тюрскому "узень". С черкесского это сочетание двух слов "сал" и "гир" - соответственно "приток" и "водный источник". Существуют и другие варианты названия реки Салгир. Например, название могло пойти от тюркского племени салгыр (салгур).

Река Салгир - самая длинная в Крыму Река Салгир берет начало в предгорьях Чатырдага от слияния рек Кизилкобинка и Ангара. Протекает через столичный Симферополь, где соединяются два русла - Большой и Малый Салгир. Впадает в залив Сиваш. Общая протяженность водотока - 232 км (однако эта цифра вызывает немало споров).

Однако даже большая протяженность и множество притоков не спасает его от пересыхания. Реки, протекающие по степному Крыму, отличаются своим временным характером. Это касается даже самых сильных потоков. Чуть севернее Симферополя русло Салгира мелеет и пересыхает в летний зной.
Теперь вернемся к протяженности реки. Она колеблется между числами 204, 211 и 232 км. Это зависит от того, что считать истоком, которых можно назвать сразу 3:

слияние рек Ангары и Кизилкобинки (реальное начало Салгира на современных картах);

Аянский источник недалеко от одноименного водохранилища на склонах Чатырдага (питающий реку больше других). Расположен в Аянской пещере;

исток самой Ангары у Ангарского перевала.

На реке расположено Симферопольское водохранилище, питающее часть города. Из него и вытекает Большой Салгир, соединяющийся с Малым в районе Гагаринского парка.

Притоки реки Салгир Самым известным притоком считается Биюк-Карасу. При этом до середины XX века считалось, что именно Биюк-Карасу является основным руслом. Среди других значимых рек, впадающих в него выделим следующие: Бурульча; Кизилкобинка; Ангара; Малый Салгир; Кучук-Карасу.

От села Перевального долина реки Салгир традиционно используется для сельскохозяйственного производства. Здесь располагаются многочисленные сельские населенные пункты, сады. Ниже с. Перевального в р. Салгир поступают отходы, насыщенные веществами, несвойственными для чистой природной зоны. Река несколько раз пересекает автомагистраль Симферополь - Алушта, протекает через г. Симферополь. Здесь главные источники загрязняющих веществ – автотранспорт, городские предприятия, предприятия торговли, жилищно-коммунальное хозяйство, местные жители. Ниже по течению эти источники дополняет сельскохозяйственная деятельность. Вдоль всего русла повсеместно наблюдаются признаки неудовлетворительного состояния водоохранной зоны, часто полное игнорирование элементарных общеизвестных санитарных правил и норм. Используется для водоснабжения и орошения.

В Салгире обитают форель,усач,быстрянка,пескарь,голец,гольян,рыбец,шемая. Здесь преобладают дуб черешчатый, гледичия, белая акация, два вида ясеня и клён американский, а также вяз, тополь, липа, кизил, бересклет и др. Сейчас же здесь можно наблюдать только неприхотливых представителей. Это окунь, плотва, карась, а вот форель стала очень редким гостем.

ПРЕДМЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР №23 4 КЛ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: сформировать представления учащихся о водоемах сво­его края; ознакомить с естественными и искусственными водо­емами, со значением водоемов и их охраной.

Формируемые УУД: познавательные — извлекать информа­цию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объ­екты; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные - вести себя экологически грамотно в природной среде.

УРОК УСВОЕНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).

Сценарий занятия

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний

- Что такое карта?

- Как изображаются на карте равнины? горы? моря? и реки?

Работа над загадкой

В мерях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. ( Вода. )

- Где и в каких состояниях встречается вода в природе?

- Куда девается вода, которая выпадает на землю в виде дождя или снега?

III . Мотивация и целеполагание

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой? (Ручей.)

На земле лежит. (Река.)

Демонстрация иллюстраций и репродукций картин с изображением разных водоемов, их обсуждение, подпись их названий.

- Как назвать их одним словом? (Водоемы)

Будто живые бегут по украинской земле большие и малые реки и речушки.

Тысячами голубых глаз смотрят в небо живописные озера и пруды.

Сегодня на нашем уроке речь пойдет о водоемах – красоте и богатстве нашей земли.

Мы узнаем о разных видах водоемов, их обитателях и пользе, которую они приносят природе и людям.

1. Рассказ учителя с элементами беседы

- Вам приходилось бегать по лужам после дождя?

- А замечали ли вы, в каких местах образуются лужи?

Конечно, вода собирается во всех ямках и углублениях. Большие углубления на поверхности земли, заполненные водой, ученые называют водоемами. Ручей, река, озеро, пруд, море – это все водоемы. Некоторые из них созданы руками человека, а некоторые самой природой.

- Объясните, почему все картинки на доске я разделила на две группы?

- Значение водоемов в природе очень велико. Водоемы – это хранилища воды, необходимой всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это – единственный дом.

Велико значение водоемов и в жизни человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на берегах водоемов, купаются, загорают. По воде на кораблях путешествуют и перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.

4. Практическая работа с физической картой России.

- Много ли водоемов есть на территории нашего села?

- Назовите, какие водоемы вы знаете? (Река Альма, ставки, Черное море, болото.)

Во время работы с картой учитель дополняет и комментирует ответы учащихся, показывает на карте водоемы, сообщает некоторые интересные факты о них, об их значении для людей.

Черное море глубокое и теплое. В черное море впадают почти все крупные реки : Днепр, Дунай, Днестр, а так же наша река Альма. Черное море – интересный и своеобразный водоем. Верхний слой воды богат рыбой (185 видов). Здесь водятся осетр. белуга, кефаль, ставрида, скат. Очень интересны морские обитатели, которые живут среди зарослей морских водорослей, - медузы, крабы, морские коньки. На берегу моря живут чайки. Они питаются морской рыбой. Берег Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей. Здесь построены детские лагеря, санатории и дома отдыха.

Сейчас ученых волнует судьба природы наших морей. Дело в том, что люди не всегда правильно и заботливо относятся к природе морских побережий. Они обрывают красивые цветы, ломают ветви деревьев и кустарников, выбрасывают мусор, ловят насекомых, уничтожают крабов и медуз.

Вы, конечно, знаете, что во время отдыха возле водоемов нужно быть осторожными при купании, а загорать постепенно, что бы не получить ожоги. Хочется обратить ваше внимание ещё на один совет: отдыхая на море, никогда не старайтесь схватить руками рыб, медуз. Они могут оказаться ядовитыми. Каждый, кто живет на морском побережье или приезжает сюда для отдыха обязан беречь природу этих удивительных мест.

Составление рассказа по плану о реке Альма.

- Вспомните нашу экскурсию и скажите, какие водоемы есть ещё в нашей местности, например, на территории нашей школы? (Ставок, болото.)

- Как меняются водоемы в зависимости от времени года?

- Какие растения растут на его берегах?

- Какая водится рыба в школьном ставке? (Окунь, карась, карп.)

- Как водоемы нашей местности используются людьми? Какой вред наносит банно-прачечный комбинат нашему ставку?

Рассказ учителя о подземном озере, на котором стоит село Вилино.

- Как люди должны относится к водоемам?

Читайте также: