Биология 11 класс конспект беляев

Обновлено: 03.07.2024

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

- Примерная программа среднего общего образования по биологии.

- Авторская программа коллектива: Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцов и др. Под редакцией Д.К Беляева, Г.М. Дымщица. М.: Просвещение 2010, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.

На изучении курса биологии в 11 классе (базовый уровень) составляет 35 часов, 1 час в неделю.

Актуальность изучения курса биологии в средней школе состоит в формировании сознания научной картины мира, выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определённой культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания. Это одно из условий гармоничного развития личности.

Цели программы:

- освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Задачи программы:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Специфика. Реализация деятельностного, практико-ориентированного подхода, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значительными для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Концепция школьного биологического образования основывается на ведущих принципах государственной политики в области образования: дифференциации, демократизации, гуманизации образования, свободного развития личности.

Программа по биологии составлена для учащихся 11 класса (базовый уровень). В основе отбора содержания на базовом уровне также лежит культоросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно – научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизации биологического образования.

Отличительные особенности. В связи с объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированного урока или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Формы, методы и технологии преподавания.

на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации.

Основными методами обучения биологии является активная фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся, в том числе с учебной и дополнительной литературой.

Обучение происходит с применением традиционного, проблемного, объяснительно – иллюстративного, личностно – ориентированного обучения.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических работ, письменная работа с заданиями части А, В, С, соответствующими требованиям к уровню подготовки учащихся.

При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии коллекции.

Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно–познавательной деятельности.

Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.

УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей физики, химии, биологии и географии 27.03.2014 протокол №6.

При изучении биологии в 11 классе базовый уровень, используется УМК разработанный на основе авторской программы коллектива:

Учебник под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымщица для 10 – 11 класса стимулирует познавательную активность учащихся, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Обоснование содержания и объёма курса биологии в 11 классе (базового) уровня.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. В образовательной программе определен перечень лабораторных и практических работ.

Контроль уровня обученности: будут осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы, биологические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.





















5742224 5724384 5588248 5509085 5509076 5506368 5501903 5458968 5458688 5409852 5408711 5380839 5357425 5356982 5356956 5302459 5277664 5276760 5276721 5276720

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- Какие научные взгляды на эволюцию существовали в додарвиновский период?

  • Какова роль теории эволюции Ч. Дарвина в формировании современной научной картины мира?
  • Какие способы хранения, передачи и реализации наследственной информации для всего живого существуют?
  • Каковы современные представления об эволюции?

Глоссарий по теме:

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Трансформизм - учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.

Эволюционизм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

Борьба за существование - один из движущих факторов эволюции, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Естественный отбор - один из движущих факторов эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии выделяется четыре этапа.

Первый этап - появляются предпосылки к становлению эволюционной биологии, выделению основных направлений изучения эволюции (появляются такие теории, как самозарождение жизни, влияние условий среды на организмы). Основными мыслителями того времени являются Аристотель, Демокрит, Эмпедокл.

На втором этапе основной теорией происхождения и развития жизни на Земле была теологическая, божественная.

Третий этап характеризуется началом классификации живых организмов, где основным направлением становится систематика, выдвижением глобальных торий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель.

Жорж Луи Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.), выдвинул теорию, о том, что человек произошел от обезьяны.

Жорж Кювье стал основателем сравнительной анатомии. Его теория выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.

Ламарк, продолжая идею Линнея о классификации организмов, выдвинул законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются.

Чарльз Дарвин, строя теорию эволюции, утверждал, что окружающий мир постоянно меняется, а уменьшение ресурсов и ограниченность доступа к ним приводит к борьбе за выживание, в результате остаются самые сильные организмы, которые способны дать сильное потомство - происходит естественный отбор.

На четвертом этапе для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина (естественный отбор) и генетику (механизм формирования вида).

При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь (у некоторых видов).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Выберите один ответ.

Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

а) Ч. Дарвин в) К. Линней

б) Аристотель г) Ж.Б. Ламарк

Ответ: г) Ж.Б. Ламарк;

Пояснение: Ж.Б. Ламарк создал эволюционное учение, в котором были противоположные представления:

- признавал изменяемость видов и происхождение высших форм от низших;

- полагал основной движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству, изначально заложенное в живую материю богом.

2. Укажите номера утверждений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:

  1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов.
  2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования.
  3. Направляющий фактор эволюции – естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма.
  4. Наименьшая эволюционная единица - вид.
  5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер.
  6. Ви​до​об​ра​зова​ние, как этап эво​лю​ции, называется макроэволюцией.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 2, 4, 6

Пояснение: Движущими силами эволюции являются - мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, естественный отбор; Наименьшая эволюционная единица – популяция; Видообразование как этап эволюции, называется микроэволюцией.





















5742224 5724384 5710589 5627968 5588248 5588132 5509085 5509076 5506368 5501903 5458968 5458688 5409852 5408711 5380839 5357425 5356982 5356956 5351932 5351929

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока : Дать представление об эволюционных представлениях на разных этапах развития общества.

- Повторить основные этапы развития общества.

-Показать разнообразие представлений об эволюции органического мира, значение основных положений учений К.Линнея, Ж.Б. Ламарка.

-Проанализировать вклад русских ученых – эволюционистов.
2. Воспитывающие:

- Продолжить воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение; личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности.

-Развивать умения составлять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать; умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли; интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления, память и логического мышление.

- Развитие познавательных интересов в процессе изучения выдающихся достижений биологии.

Место проведения занятия: кабинет биологии

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, видеопроектор. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: информационные карточки, карточки контроля.

1.Биология.10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Беляев.

3. Сайты Интернет:

Урок изучения нового материала

Учитель: Добрый день, ребята! Рада вас снова видеть на моих уроках, думаю, что в этом году мы также плодотворно будем с вами работать. Сегодня мы с Вами проведем очень интересный и познавательный урок, урок знакомств. В Вашем списке знакомых много друзей и родственников, а сегодня на уроке мы познакомимся с новыми людьми – не простыми, а с историческими личностями, хотя с их именами вы уже встречались. (слайд №1)

2. Постановка темы и цели урока.

2.1. На экране появляются портреты различных ученых –

Аристотель, Джон Рей, Кювье, Линней, Ламарк, Ломоносов, Бюффон, Дарвин. ( слайд №2)

Тема нашего урока связана с ………………….. (эволюцией).

Какова тема нашего урока?

ТЕМА : Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Сформулируйте цель урока .

ЦЕЛЬ : Изучить исторический ход возникновения эволюционных представлений. (Слайд 3)

Открываем рабочие тетради и записываем число и тему урока.

2.2. Повторение ранее изученных знаний.

УЧИТЕЛЬ: Эволюционное учение - это фундамент современной биологии. Нет такой отрасли биологии, в которой бы не прослеживались эволюционные идеи. Более того, решение проблемы возникновения жизни, ранних стадий формирования и развития биосферы, геологической истории Земли не мыслимо вне общих представлений о биологической эволюции. С другой стороны, вопросы происхождения человека, эволюции общественного поведения и коммуникаций у животных лежат на стыке биологических и социальных наук. Говоря по-другому - эволюционное учение связывает в единое целое вопросы развития живой и неживой природы и соединяет их с вопросами истории развития человека.

3. Освоение нового материала:

ПОД ЭВОЛЮЦИЕЙ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ОТ СРАВНИТЕЛЬНО ПРОСТЫХ ФОРМ ЖИЗНИ К БОЛЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ. ПРИ ЭТОМ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ СВЯЗАН С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ЖИВОГО К РАЗНООБРАЗНЫМ И ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ОДНИХ ВИДОВ В ДРУГИЕ.

( слайд №4-5 )- читают учащиеся. Работа с текстом (КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА)

Ребята, вам предстоит работать с информацией видеофрагмента.

В конце представляем проекты классу . (работа в группах)(слайд №7)

3.2 Первичное закрепление нового материла

Игровой момент - Игра “Горячий стул”. Ребята выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. Другие называют термин, имя, научный факт, а сидящий на стуле, называет направление. (слайд №11)

3.3 Работа по группам с информационными листами, затем обобщение в виде диалогической беседы) . (смысловое чтение)

Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды.

4.Первичное закрепление нового материла

Работа с заданием ЕГЭ (фронтальная работа с тестом)

Выполнение задания ЕГЭ

Учитель - Но необходимо отметить вклад еще одного великого ученого

Учитель: Наиболее правильно механизм эволюционных процессов был определен в работах Ч. Дарвина, которые и послужили основой для создания эволюционного учения. Эволюционную теорию Ч. Дарвина нам предстоит рассмотреть на следующем уроке.

Читайте также: