Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему свойства воды

Обновлено: 06.07.2024

Цели:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
- Уточнить представления детей о воде в трёх состояниях.
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
- Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
- Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность
Развивающие:
- Развивать у детей фонематический слух.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- Развивать у детей творческие способности.

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

ВложениеРазмер
zanyatiya_svoystvo_vody.docx 25.99 КБ

Предварительный просмотр:

в старшей группе

Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности детей

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:
Дидактическая : расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с водой; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формирование элементарных представлений о процессе фильтрации.

Воспитывающая : воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – фильтрация, активированный уголь, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная), мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующая: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.

Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов.
Ход занятия:

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в другую игру. Я прошу вас разбиться на пары. Играем в паре. По моей команде вы должны выполнить задание: коснуться друг друга той частью тела, которую я назвала. (Называю части тела, которыми дети соприкасаются: нос- к носу, рука – к руке, пятка – к пятке, спина – к спине, щека – к щеке). Молодцы! Запомните, пожалуйста, с кем вы были в парах, это нужно для дальнейшей работы. Я думаю, что вы настроились на нашу работу.

Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил):

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- подходить к другим столам-лабораториям

- трогать оборудование, приборы и материалы

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Давайте с вами наденем халаты. Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!

Дети задают вопросы:

- У этого есть цвет? (нет)

- Это нужно для машин? (да)

- То, что лежит, оно нужно для всех? (да)

- Это мороженое? (нет)

- Это игрушка? (нет)

Воспитатель: чтобы вам немного помочь, я загадаю загадки. Слушайте внимательно!

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
Дети: это вода!

В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)

Воспитатель Ребята, вот вы и догадались, что же находится в футляре (достаю бутылку с водой). Ребята, а для чего нам нужна вода? ( Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть).

Воспитатель: Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? (Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.
Воспитатель : Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду ( или сам ребенок, или родители). (Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).

Воспитатель: Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.
Н. Рыж ова

Предлагаю теперь вам заняться исследованием воды. Согласны? (Ответы детей).
Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите 4 стола, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные учёные. (Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности). Кто с кем был в парах в начале нашего занятия, продолжаем работать в лабораториях в этих же парах. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода)

Вывод: вода – это жидкость, принимает форму того сосуда, который заполняет, пузырьки - это воздух в воде.

Воспитатель: ребята, ваша лаборатория № 2 провела свои опыты. Расскажите, пожалуйста, что вы делали! Дети: мы сначала взяли краски, они покрасили воду и сделали её цветной. Потом мы сахар насыпали, он растаял в воде. Песок положили и размешали, но он не растворился. Он остался на дне стакана, а вода стала грязная. А масло мы пипеткой добавили в воду, а оно плавает в воде.

Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Ответы детей.

Дети: мы помешали ложкой воду, увидели пузыри, потом положили туда лимон. Вода стала мутная и кислая, потому что лимон всегда кислый. Потом положили сахар, сахар исчез.

Воспитатель: а сахар сделал воду какой?(Сладкой)

Воспитатель: какой вывод ваша группа может сделать? Давайте сформулируем.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная, может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Дети: мы сначала в стакан с водой положили игрушки, они потонули. Их видно. А в молоке их не видно, они потонули совсем.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком игрушки не видны, а в стакане с водой – видны? Давайте сформулируем вывод.

Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и будем все движения повторять за мной. (Дети выходят из-за столов, встают в произвольном порядке.)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я попрошу вас подойти ко мне. Посмотрите, на поддоне у меня находятся материалы, назовите, какие. (Ответы детей: стакан с водой, бутылка, воронка, вата, таблетка чёрная).

Воспитатель: вы очень наблюдательные, ребята! Правильно! А эта чёрная таблетка называется активированный уголь. Приступаем к очистке воды.

Какой вывод можно сделать после этого опыта?

Дети: воду можно очистить.

Вывод: После фильтрования вода очистилась, стала более светлой.

Воспитатель: ребята, вода стала более светлой, но пить её людям нельзя – в ней остались ещё микробы. Поэтому всё-таки фильтрованную воду лучше ещё и прокипятить.

Мы проделали фильтрацию воды в мини-лаборатории. А как же нам помочь слону? (Ответы детей: провести большую трубу, поставить фильтр, в другую яму перелить воду.) Молодцы, мы обязательно напишем письмо и научим зверей фильтровать воду.

А сейчас я вам покажу фокусы с водой.

В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

Стакан с водой накрыть квадратом из картона (чтобы закрывал верхнюю часть стакана). Крепко прижать картон к стакану, перевернуть вверх дном, подержать 3 секунды. Произнести волшебные слова: раз, два, три, вода картон крепко держи! Отпустить картон (вода смочила картон и вакуумом держит квадрат из картона, вода не льётся из стакана). Опыт следует проводить над тазиком или другой ёмкостью. (Дети самостоятельно пробуют провести фокусы).

Рефлексия и релаксация.

Воспитатель : вы все молодцы! А теперь давайте пройдём на ковёр и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

Развивающие:

-развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

-закреплять умение работать с посудой;

-закреплять умение работать с жидкостью.

-развивать способность анализировать и делать выводы;

-активизировать и обогащать словарь новыми словами;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде;

-воспитывать умение работать в коллективе;

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям, что увидел утром на пороге группы серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? Воспитатель достает из ведёрки по очереди карточки-капельки с загадками:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан И летаю, и бегу, и стекляной быть могу. (Вода)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками-ответами.

Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Дети. О воде! Значит тема-вода.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

2. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Свойство 2: чистая вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Свойство 3: вода может менять цвет

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Дети делают выводы: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками)

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

(Присели, обхватили плечи руками)

Просто не видали!

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились у вас рисунки. Давайте подойдем к нашей доске с подсказками и повторим, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

hello_html_128c9c8a.jpg

Воспитатель: Макарова М.Ф.

Москва, 2020.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.

Образовательные:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.

Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.

Предварительная работа:

Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы.

Беседа о бережном отношении к водным ресурсам

Чтение сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.

Игровая деятельность:

Материалы и оборудование:

Стаканчики, вода, молоко, сахар, лимонный сок, ложечки, трубочки для коктейля, бутылочки с водой для проведения опытов.

Медальки - капельки по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. «Придумано кем-то просто и мудро

Воспитатель: Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она очень ценная.

Воспитатель: Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит такое ценное.

Воспитатель открывает посылку, достает письмо .

Ребята, тут для нас письмо, (читает)

«Я и туча, и туман,

( Воспитатель достает из посылки банку с водой).

Воспитатель: Капитошка прислала нам также свою фотографию. (Слайд)

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке?

Открывайте глазки, мы на месте.

Воспитатель: Скажите, ребята, г де же обитает вода в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Как назвать воду в море – морская,

в реке - речная, в роднике – родниковая, в болоте-болотная, в озере-озёрная.

Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

Воспитатель: Кому нужна вода для жизни? (Ответы детей)

А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?

(Ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!

Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей планеты? (Ответы детей)

Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь. Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным.

Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять реки, моря и озера.

«Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Воспитатель: Молодцы! Вода и в самом деле Волшебница!

А сейчас предлагаю поиграть.

Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты изучению свойств воды. Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Посмотрите, наша лаборатория к работе готова. Чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила поведения: не разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его указаниям, делать выводы.

Занимайте свои рабочие места.

Подготовим наши ручки к работе.

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья Делать волнообразные движения руками

Это лодочка моя.

Паруса подниму У соединенных вместе рук поднять вверх

Синим морем поплыву. Большие пальцы рук.

А по бурным волнам

Воспитатель : Итак, приступаем к работе.

Опыт №1 Вода твердая или жидкая?

Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.

Почему вода переливается? (Потому что она жидкая ).

Вывод: Вода – это жидкость

Опыт №2: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Вывод: Чистая вода не имеет цвета.

Опыт №3: Какой вкус у воды?

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду. Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная)

Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.

Какие изменения произошли с водой? (Сладкая)

Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте пройдем на ковер на физкультминутку.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхнули руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы , продолжим работу.

Опыт №4: Чем пахнет вода?

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Чем пахнет вода? (Вода не пахнет).

Что произойдет, если мы добавим туда лимон? (У воды появился запах)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №5 Вода умеет растворять.

Воспитатель: Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите?

Смотрите внимательно: я возьму бутылку с чистой водой, встряхну ее и скажу волшебные слова: Раз, два, вода из простой стань цветной! Какой стала вода? (зеленой).

Возьму вторую бутылку и сделаю тоже самое. Какой стала вода? (красной)

Воспитатель: А теперь я превращу вас в волшебников. Возьмите бутылочки с чистой водой и вместе скажем волшебные слова, хорошенько встряхнем бутылочки, подуем на них. Какой стала вода в ваших бутылочках? (Цветной)

Воспитатель: Я открою вам тайну: это сделала Волшебница вода.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду, растворяется в ней и окрашивает ее.

Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.

Опыт №6 Вода тяжелее воздуха?

Воспитатель: Проверим взаимодействие воды и воздуха.

Возьмите стаканы с трубочкой и подуйте в воду. Что происходит? Появляются пузыри, так как воздух поднимается вверх.

Вывод: Вода тяжелее воздуха.

Воспитатель: Итак, наша работа по изучению воды окончена.

Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?

Какие волшебные свойства воды мы сегодня узнали?

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.

Вода растворяет некоторые вещества.

Вода тяжелее воздуха.

Вода – настоящая Волшебница: она умеет превращаться, менять свое состояние.

А вы, ребята, просто волшебники!

А сейчас Салют!

Наполнить банку на ¾ теплой водой. В миску размешаем 3-4 ложки растительного масла и несколько капель пищевых красителей.

Аккуратно налить смесь в банку с теплой водой.

Красители начнут медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

Воспитатель: Капитошке очень понравилось, как вы занимались: как много знаете о Воде Волшебнице, правильно отвечали на вопросы, сами проводили опыты. Капитошка дарит вам на память волшебные капельки-медали.

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

  • Образовательные:
    –Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
    –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
  • Развивающие:
    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
    Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

Место проведения: групповое помещение

Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ответы детей: Воду.

Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Ответы детей: Сыпется.

Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

Ответы детей: Молоко.

Воспитатель: Оно льется?

Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

Воспитатель: А вы любите молоко?

Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Ответы детей: конуса, цилиндра.

Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

  1. Вода – это жидкость.
  2. Вода не имеет вкуса.
  3. Чистая вода не имеет запаха.
  4. Чистая вода прозрачна.
  5. Вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

Читайте также: