Русские имена конспект урока 6 класс

Обновлено: 20.05.2024

Автор: Мальцева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №10 г.Нижнеудинск"
Населённый пункт: город Нижнеудинск, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 6 классе по ФГОС .
Тема: "Происхождение имён"
Раздел: полное образование

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему «Происхождение

Тип урока: Урок развития речи с элементами проектно-исследовательской

Образовательная (предметная):

1.Формировать представление о происхождении личных имен.

2.Вырабатывать практические умения устанавливать связи личных имен с источниками их

3.Выявлять стилистическую роль имени в устной и письменной речи.

Развивающая ( коммуникативная):

1.Развивать информационную компетенцию – навыки работы с различными источниками

информации( словарь личных имен, интернет-ресурсы, книги, монологическая речь

учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной монологической

3.Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания,

умения действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

4.Развивать творческие способности учащихся (составление синквейна имени).

Воспитательная (личностная):

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому языку.

Формируемые УУД

интерес к русскому

*Строить устное и

Планируемые результаты

происхождения русских и

*Умение применять знания

в новой ситуации.

*Правильно писать имена

их в устной и письменной

*Проводить наблюдение под

познавательного интереса к

*Стремление к речевому

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Тему его вы

определите сами. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите соседу в

глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг

другу успехов в работе по теме урока.

2.Актуализация знаний. Словарная работа.

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Русские им…на, сл…варь лич(?)ных имен, …тим…логия им…ни, узнать о происх…

ждени… им…ни, …ф…ц…альное имя, хлеб…пашец, п…б…дитель, Дан…ил, Муха(м,

мм) ад, быть в гостях у Ксени…, публич(?)ное выступление.

(Проверка в парах, оценка).

3.Самоопределение к деятельности. Определение целей и задач урока.

1) Определите тему сегодняшнего урока, опираясь на словарный диктант.

2) Сформулируйте для себя цели урока. Используйте опорные слова:

Хочу узнать …(происхождение своего имени).

Хочу понять …(значение своего имени).

Хочу научиться …( употреблять правильно свое имя в устной и письменной речи).

3) Слово учителя с элементами беседы.

- Молодцы, вы верно сформулировали тему и цели нашего урока. В связи с изучением

Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с нами по жизни с самого

рождения, а зачастую выбираются родителями еще до нашего появления на свет.

Имя – это не просто набор звуков. У каждого имени есть свое значение ( иногда – явное:

Вера, Надежда, Любовь; Майя, Юлия, Августа, Октябрина; чаще значение имени

Каждое имя имеет свою историю: кого-то называют в честь близких родственников, кого-

то в честь знаменитых людей, даже героев сериалов, книг.

- Есть ли из вас те, кого назвали в чью-то честь? (учащиеся отвечают).

- Есть мода на имена, когда в классе несколько человек с одним именем. А какие в вашем

классе самые модные имена? ( Анастасия – 4 человека, Алексей – 3).

- Бывает и так,что имя звучит красиво, но от него отказываются, потому что какой-то

человек, носивший это имя, опозорил его. Знаете ли вы такое имя?

причинил людям Адольф Гитлер, вряд ли кто назовет так своего ребенка).

- Вернемся в наше время. Почему с именами важно обращаться бережно и быть точными

при их написании?( Есть варианты написания имен: Даниил, Данил, Данила; Софья и

София; Наталья и Наталия).

- Где может отразиться на судьбе человека неправильно написанное имя?

( При составлении документов, иначе они будут считаться недействительными).

4. Открытие новых знаний.

- Как вы думаете, из каких источников мы черпаем знания о происхождении имен?( Из

словарей, интернет-сайтов, книг).

- Знаете ли вы, из какого языка пришло ваше имя? Назовите эти языки.

( Исконно русское, греческое, латинское).

5. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа учащихся.

- Сейчас вам предстоит интересная работа. Вам нужно представить свое имя. Но прежде

составим план, по которому вы будете публично выступать. Для этого обратимся к упр.

№261, которое поможет составить нам этот план.

( Учащиеся читают вслух упр.№261, составляют и записывают в тетрадь план словарной

статьи об имени).

План исследования моего имени.

1) Полное официальное имя.

2) Этимологическая справка о происхождении и первоначальном значении имени.

3) Отчество, которое образуется от имени.

4) Уменьшительные производные имени.

5) Почему меня так назвали.

6) Аналог моего имени из другого языка.

7) Синквейн моего имени .

8) Интересно ли изучать происхождение имен?

- А теперь обратимся к рабочим материалам учебника упр.№263, которые помогут

систематизировать первые 4 пункта вашего плана, пункты 5-8 – дополнительные .

6. Физкультминутка ( Упражнение на долголетие).

7. Первичная проверка понимания.

1) Проговаривание друг другу своих выступлений.

2) Выступления учащихся ( по желанию).

8. Первичное закрепление.

- Можете ли вы привести примеры необычных имен, появившихся в наши дни?( Ответы

учащихся на основе опережающего домашнего задания: Ангел, Люцифер, Князь, Дельфин,

Тюльпан, Россия, ,Луна, Мерседес, Миллионера, Харизма и другие).

- Может ли такое имя влиять на судьбу человека? Вы за такие имена или против? ( Ответы

учащихся сводятся к мысли: экзотическое имя влияет на судьбу человека, и жить с таким

- Действительно, дети с необычными именами имеют проблемы во взрослом возрасте.

Ведь имя может не соответствовать личностным качествам ребенка. Необычное имя

привлекает к себе внимание. Не каждый человек может выдержать повышенный интерес к

- А как вы думаете, имеет ли право человек поменять свое имя?

( Ответы учащихся и дополнение учителя: после 14 лет через ЗАГС, но только с

разрешения родителей, после 18 лет – самостоятельно).

- Кстати, в этом году изменили свое имя 6455 человек.

9. Рефлексия.

- Ребята! Наш необычный урок подходит к концу.

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня на уроке?

- Достигли ли поставленных в начале урока целей?

- Происхождение какого имени вам особенно запомнилось?

- Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. Покажите мне ваши смайлики и

наклейте их в тетрадь. Спасибо всем за плодотворную работу!

10. Домашнее задание: Оформить исследование своего имени на лист А-4, включив в

него синквейн своего имени.

Автор разработки урока: Мальцева Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и

Примеры синквейнов , созданных учащимися на уроке :

Анастасия Анастасия

Добрая, трудолюбивая Преданная, доверчивая

Рисует, творит, радуется Живу, мечтаю, учусь

Настя – форма мужского имени Настя приносит большое счастье

Мария Ксения

Добрая, уравновешенная Трудолюбивая, умная

Нянчится, заботится, жалеет Учится, танцует, рисует

Любит играть с детьми Любит заниматься танцами

Даниил Алексей

Шустрый, любопытный Добрый. отзывчивый

Развлекает, веселит, играет Защищает, оберегает, борется за

Я - жизнерадостный человек справедливость

Библейское имя. Многого добивается в жизни

Каролина Илья

Чувствительная, застенчивая Щедрый, отзывчивый

Очаровывает, привлекает, восхищает Поддерживает, уважает, слушает

Успех – вот что создает великих людей Иногда вспыльчив, но быстро

Диана Мухаммад

Позитивная, яркая Прославленный, восхваляемый

Дружит, поддерживает, смешит Покоряет, обладает

Мое имя – подарок папы прозорливостью, смелостью

Божественная. Подчинение во всем Богу

«Я думаю, знать происхождение своего имени нужно для того, чтобы понимать, к

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) развивать умения применять теоретические знания на практике.

Воспитательные:

1)прививать интерес к культуре русского народа и воспитывать уважение к традициям и обычаям,

2)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

3) прививать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

I.Организационный момент. Нацеливание.

-Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

-Итак, изучение какой части речи мы с вами закончили?

- Имя прилагательное.

-Какой урок обычно проводится после изучения большой темы?

-Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Что мы должны знать и уметь по данной теме? Какие задачи мы поставим перед собой в начале урока?

Учащиеся с помощью учителя:

-Повторить все, что узнали об имени прилагательном (разряды прилагательных, степени сравнения, синтаксическую роль имен прилагательных);

- Повторить и систематизировать изученные орфограммы.

-Сегодня на уроке мы обобщаем свои знания!

II. Закрепление.

1.Работа над стихотворением (обобщение знаний о разрядах имен прилагательных, степенях сравнения имен прилагательных).

-Прочитайте стихотворение, найдите в нем имена прилагательные, определите их разряд.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

-Назовите имена прилагательные, встретившиеся в этом тексте.

Учащиеся: трехпалым (относительное), алым (качественное), сладким (качественное), золотая (качествен.) – не из золота.

-Как вы понимаете значение слова трехпалым?

Имеющий только три пальца на руке или ноге (о животных - на лапе).

-Образуйте степени сравнения от прилагательного сладкий.

-Сладкий – слаще - сладчайший (простая форма)

Сладкий – более сладкий – самый сладкий (составная форма).

-Ребята, а кто знает, что такое хохлома или хохломская роспись?

- Хохломская роспись – русский народный художественный промысел, возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома.

Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

2.Работа над легендой (обобщение знаний учащихся о синтаксической роли имен прилагательных).

- Мне очень хочется познакомить вас с легендой о хохломской росписи. Ваша задача: найти в тексте имена прилагательные, определить их синтаксическую роль.

Давным – давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.

Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.

Учащиеся: живой – (опред)

- Ребята, попробуйте к словосочетанию живой жизни поставить другой вопрос?

- Душа художника была где? (в живой жизни)- является обстоятельством.

-Как называется такой случай, когда одно и то же слово одновременно может являться двумя второстепенными членами предложения? (например, определением и обстоятельством)

- Синкретичные второстепенные члены предложения.

-Они называются дуплексив. (слово выписывается на доску).

-Имена прилагательные, которые мы нашли в легенде являются определениями.

-А какими еще членами предложения могут быть прилагательные?

Учитель: Приведите примеры

3.Работа по учебнику над упражнением 391. (работа над орфограммами)

-Внимательно прочитайте задание к упражнению. Что нам предстоит сделать?

-Прочитать и озаглавить текст. Сначала выписать вместе с существительными прилагательные с пропущенными буквами. Указать разряд прилагательных. Затем выписать остальные слова с пропущенными орфограммами.

-Мы с вами выполним только первую часть задания)

-Итак, Алла, прочитай текст.

Деревянные (отн.) расписные (отн.) ложки, детскую (притяж) мебель, хохломская (отн.) роспись, пламенная(кач.) хохлома, старинное (отн.) село, весёлые (качеств.) изделия красно-золотые (кач.) изделия, расписные (отн.) вещи (от глагола расписывать), драгоценного (отн.) металла, горячую (кач.) печь.

4.Составление кластера

-1. Не с прилагательными;

2. Одна и две буквы н в прилагательных;

3.Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксе прилагательных;

4.Различение на письме суффиксов прилагательных – к- и –ск-;

5.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

5. Работа над тестом (правописание Н – НН в прилагательных).

-Продолжаем работу, проверим, как мы научились писать орфограмму Н-НН в прилагательных. Повторим правило! (Теория!)

Как и в любом тесте ответ на поставленный вопрос должен быть только один. Работаем! (устно)

1. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда
2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната
3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый
4. В этом прилагательном пишется НН:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в)экскурсио…ый маршрут
г) румя…ая девочка
5. В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня
6. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый

6 .Написание сложных прилагательных

-Вам нужно объяснить написание сложных прилагательных, затем записать имена прилагательные в тетрадь через запятую.(Задание дано на слайде)

7.Работа по линокарте (3 эксперта проверяют работы)

Учитель: А теперь вспомним написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Это самостоятельная работа, которую вы выполняете на листочках

Что дал вам сегодняшний урок?

Как мы выполнили поставленные задачи?

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

9. Домашнее задание

- Тестовое задание на многократный выбор из списка ( подготовка к ЕГЭ и ГИА) (Тест, в котором может быть больше, чем один правильный ответ)

Имя прилагательное имеет морфологический признак:

2) качественное, относительное, притяжательное,

3) краткая форма;

2.Качествееные имена прилагательные:

1)обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени;

2)обозначают такой признак предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей степени;

3)обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному.

3. Относительные имена прилагательные:

1)имеют краткую форму;

2)имеют степень сравнения;

3)обозначают материал, из которого сделан предмет.

4.Качественным является имя прилагательное:

5. Относительным является имя прилагательное:

6. Притяжательным является имя прилагательное:

7. Форма превосходной степени сравнения имени прилагательного образуется с помощью суффикса:

8. Прилагательные в форме сравнительной степени:

3) менее подвижный.

9. Прилагательные в форме превосходной степени:

10.Буква О пропущена в окончании прилагательного:

1) (к) больш…му празднику;

2) (с) хорош…м другом;

3) (над) чуж…й территорией;

4) (со) старш…м братом;

11. С помощью суффикса - ск – образовано имя прилагательное:

12. Слово с не- пишется слитно в предложении:

1) Ребенок смотрел на всех (не)винными глазами;

2) Данные сведения (не)верны;

3) Лицо у него (не)веселое, а скорее печальное;

4) (Не)легкую задачу поставили перед нами;

5)Корабль был (не)большой, а просто громадный.

10. Итог. Оценивание.

За урок получают оценки…

-Ребята, а кто из вас обратил внимание, с какой росписью были связаны все задания на уроке?

- Да, хохлома поражает свое удивительной красотой. Не случайно хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с её характерными самобытными элементами.

Хохлома – это снова модно и стильно!

И у нас в классе вы можете увидеть предметы, оформленные хохломской росписью. И не только предметы. На этом столе есть и сладкая хохлома. Это вам от меня.

Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; умет отличать имена иноязычные от исконно русских.

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Словарь: ономастика, антропонимика, репло, прозвище, название, прозвание.

Имя и фамилия у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано
Жизнь длинна и оттого
Ты побереги его.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.

Сегодня у нас необычный урок-урок – внеклассное мероприятие

“Что в имени тебе моем?”

Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

Ведь мы с вами русские люди?

С далеким прошлым связано и появление на Руси имен.

Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

“Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.

Другой ученный утверждал:

Имя каждого человека несет в себе обобщенный, ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история.

Ребята! .Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других.

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

l-ый ученик: Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом ономаимя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

Учитель: Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Ребята, вы знаете, что наш язык восходит и древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение (синонимы) что и слово имя, т.е. синонимы. Об этом скажет Илья.

2-ой ученик: В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.

Учащиеся: (приводят пpuмepы пословиц).

Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
От доброго дерева добрый и плод.
Береги честь смолоду.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.

Учитель: В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни. Назовите известные вам.(дети приводят примеры дразнилок, частушек)

Учитель: Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Учитель: Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

Учитель: В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Какие бывают имена? (перечисляют)

Учитель: Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение.

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

Задание: Выписать имена из стихотворения.

Учитель: Сейчас напишите старинные имена, необычные для вас или иноязычные, которые вам встречались.

Учитель: какова история вашего имени.

Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Прочитаем несколько имён.

Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите.

Что я знаю о своём имени? Почему меня так назвали, кто назвал? В какое время года ты родился? Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника? Какова судьба этого родственника?

Незаслуженно забытые имена.

В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Сейчас массовыми являются имена Андрей, Дмитрий, Елена, Наталья, Сергей.

Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

Русским именам близки имена славянских народов (украинский, белорусский, чешский, словацкий)

Ксения – греческое
Аксинья – русское
Оксана – украинское
Имена иногда дают очень странные.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он Приневайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка – Трулялетка,
И дочурка – Трулялурка,
И сынишка – Трулялишка,
И собачка – Трулялячка!
Есть еще у них котенок

По прозванью Труляленок
И в добавке попугай -
Развеселый Труляляй!

Но многие имена переходят из года в год, из века в век. Скажите, ребята, а знаете вы известных людей с вашим именем?

Иван Сергеевич Тургенев – Котов Ваня

Сергей Александрович Есенин – Кулинич Сережа

Екатерина II – Тарбеева Катя

Есть среди на наших ребят интересное имя – Ярославна.

Учитель: Ярославна, а ты знаешь откуда твое имя?

Ученица: “Слово о полку Игореве” – жена князя Игоря.

Сейчас ранее устаревших имен стали появляться все чаще – это:

Тарас, Федор, Араний, Захар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. Исчезают Жанны, Эдуарды – заимствованные имена.

Какие устаревшие имена вы нашли.

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.

Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар
И Военмор во славу Красной Армии
И Трудомир – В честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,

Поняв, что этот век неповторим
Старались и профкомы и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей
Перемудривших раннею порой.
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Свою эпоху славили они.

Знаете ли праздники в честь имен?

Макарьев день – 1 февраля, Татьянин день – 25 января.

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше.

Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.

Назовите имя одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

У вас в классе много ребят, которые носят одни и те же имена: Катя, Таня, Саша, Дима. Как таких называют людей? Тезка.

Расскажите о знаменитом тезке. (Рассказы учащихся)

Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя.

И поможет нам в этом ваша фамилия.

– Почему у нас разные фамилии?

– Что называет фамилия?

– Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках?

– Из какого языка пришло слово “фамилия”? И что оно означает?

– Когда фамилия появилась на Руси?

– Где можно найти точное толкование слова?

Так что означает фамилия?

Пишем: Фамилия – наследственное имя семьи. Семейное имя, передаваемое по наследству.

Учитель. Такое привычное для нас слово “фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я (семья).

Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии?

Учитель: Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.

Задание: Запишите фамилии:

Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.

Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.

1.Кузнецов, Гончаров – род занятий

2. Медведев, Волков – от зверей

З. Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.

Продолжите группу фамилий:

1. Столяров, Плотников .

2. Лисицин, Петухов .

З. Хромов, Соленцов, Косоротов .

Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Назовите такие фамилии.

Учитель: Живет в каком – то селении, а может на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище: Кузнец, а его сын – Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается.

Учитель: Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголовов, Кудряшов, Ломоносов.

В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

И нам нельзя забыть, друзья, что с большой буквы пишется фамилия.

Исследуйте свою фамилию.

Отчего произошла фамилия?

Стародубов, Дорогина, Дорофеева, Сонина, Татарцев и другие.

Имена появились Горздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.

Давайте сами попробуем образовать фамилии:

Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.

Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии: Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев.

Ответ. Фамилии указывают на место жительства.

Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, от названий животных и растений, от имен основателей рода.

1. Напишите фамилии, указывающие на внешность предка.

(Вспомните рассказ “Фантазеры”, кто его автор?, “Незнайка на Луне”)

2. Определите, как произошли фамилии:

Сергеев, Новгородцев,Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов,Медведев.

Учитель. Берегите честь смолоду.

Как вы понимаете эту пословицу?

Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме. Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание.

Л.А. Флоренский Народное представление об имени служило руководством в поведении. Одним из памятников такого руководства, письменно закрепленным осколком целой культуры имен можно представить известный “Реестр о дамах и о прекрасных девицах”, который печатался в русских народных картинках. (Прочитать)

1. Тетрадь отдельную

2. Альбомный лист. Фото свое, что известно о своем имени.

3. Пословицы об именах, частушки, песни, дразнилки.

4. Написать старинные имена, иноязычного выражения, употребляющиеся в нашем языке.

5. Рассказать о знаменитом тезке.

6. Выписать значение слова “фамилия”.

7. Песни, где встречаются имена.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
Т о назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!

Святой должен покровительствовать этому человеку.

Чти отца своего и свою мать – так учит древняя мудрость. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню, город, свои родные места.

Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты – член семьи, дорожи памятью своего рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к изучению имени человека.

Планируемые результаты:

- развитие мотивации к учебной деятельности (в том числе и исследовательской) и личностного смысла учения, проявление интереса к изучению происхождения имени человека; осознание важности бережного отношения к имени человека;

- умение осознанно выбирать речевые средства;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- выполнение учебной задачи в эффективном сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения;

- планирует предстоящую деятельность.

Что в имени тебе моём?

1) Прочтите эпиграф и подумайте, какая тема урока нас ожидает? (На уроке речь пойдёт о русских именах.)

2) Какой раздел мы сейчас изучаем? Для чего нам нужно знать об именах людей?

3) Обратите внимание на второй эпиграф:

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

3) Сформулируйте цель нашего урока. (Мы должны познакомиться с историей происхождения русских имён и понять, почему имя человека так важно для него.)

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Формулирование цели урока, запись темы в тетрадях

-выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- объясняет выбор заголовка, стилистической принадлежности текста;

-составляет план словарной статьи;

- объясняет правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях;

- пересказывает текст с опорой на ключевые слова;

-анализирует уровень своих знаний;

  1. Самостоятельное выполнение упр. 261

Работа в группах:

1 группа – упр. 261 по заданию учебника.

2 группа – упр.262 после прочтения упр.261.

3 группа – выписать ключевые слова.

4 группа – подготовить выразительное чтение, подобрать заголовки к тексту и объяснить их выбор.

5 группа – определить стилистическую принадлежность текста.

  1. Выступление групп с обязательной рецензией ответа:

4 гр. Чтение текста, объяснение подбора заголовков (Что отражает заголовок: тему или основную мысль.)

5 гр. Доказать стилистическую принадлежность текста.

2 гр. План словарной статьи зачитать.

1 гр. Объяснение пунктограмм и орфограмм (выборочно по цепочке).

3 гр. по ключевым словам восстанавливает текст.

  1. Самооценка. Оцените свой вклад в работу группы по критериям для оценки удовлетворённости своей работой:

Дети работают в группах.

По мере выполнения заданий на доске появляются записи:

слова с графическим объяснением орфограмм, план словарной статьи, заголовки к тексту.

Несколько учеников объясняют свою оценку:

- умеет составлять словарную статью по образцу;

-умеет находить необходимую информацию;

- анализирует уровень знаний своего одноклассника;

- умеет работать с текстовой информацией; умеет трансформировать текст;

Умеет структурировать знания;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- умеет публично выступать;

Оцените работу одноклассника по критериям:

Проанализируйте данные этой таблицы, по каким признакам можно классифицировать имена (объединять по группам). Запишите перечень классификаций.

2, 3, 4 и 5 группы читают тексты, находят новую, неизвестную для себя информацию.

  1. Выступление учащихся 1 группы.
  2. Выступления учащихся 2-5 групп. (Новая для них интересная информация)

Составление словарной статьи

Они предлагают свою классификацию имён: по половому признаку, по буквам, по происхождению. Делают выводы, о том, что русские имена в основном греческого и латинского происхождения

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

- пробуждение интереса к полученной информации

- понимание необходимости бережного отношения к имени человека, точного употребления имени в важных документах

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на уроке?

- Кому захотелось заняться исследованием этого вопроса глубже? Для вас книжная выставка, где представлены книги, которые помогут вам погрузиться в загадочную науку ономастику, которая изучает имена, фамилии и прозвища людей.

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Оцените свою работу на уроке по критериям самооценки.

- Прочтите высказывание Д. Карнеги.

Для каждого человека приятнее всего слышать звуки своего собственного имени. Поэтому нет смысла обращаться к человеку по фамилии, если в классе с таким именем никого больше нет. И, бесспорно, не могут себя считать культурными людьми те, кто вместо имени использует прозвища или разговорные грубые формы. Давайте будем с уважением относиться и к своему, и к любому другому имени.

- Почему так важно обращаться с именами так бережно и быть точным при их употреблении? (При составлении документов нельзя допускать ошибок, писать надо имена в соответствии со свидетельством о рождении или паспортом, иначе документ будет недействительным). Чтобы человеку было приятно, обращаться к нему надо по имени.

Читайте также: