Конспект урока семейное право и основные вопросы брака

Обновлено: 02.07.2024

Раздел ЕГЭ: 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

Правовое регулирование всех семейных отношений невозможно, поскольку каждый человек сам решает, кого любить и с кем совместно проживать. При этом государство может очертить права и обязанности некоторых членов семьи: супругов, вступивших в брак, детей и родителей.

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА. Семейное право регулируется следующими нормативными документами: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

  1. Добровольное заключение брака;
  2. равенство супругов;
  3. взаимное соглашение при разрешении внутрисемейных конфликтов;
  4. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;
  5. приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Личные права

  • Свобода каждого из супругов в выборе профессии, занятости, места пребывания и жительства;
  • равные условия в воспитании и образовании детей и других важных семейных вопросах;
  • свободный выбор фамилии при заключении брака (сохранение своей или взятие фамилии супруга).

Личные обязанности

  • Построение взаимоотношений на основе взаимного уважения и помощи;
  • содействие каждого из супругов укреплению семьи;
  • содействие каждого из супругов укреплению материального благополучия семьи, благосостоянию и развитию детей.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Данные права и обязанности касаются экономической составляющей и содержат в себе разрешение вопросов касательно совместно нажитого имущества.

Нажитое в браке имущество разделяется на две категории.

⊕ Личное. Такое имущество является частной собственностью, и второй супруг не имеет на него прав и обязанностей. Может быть получено следующими путями:

  • приобретено до вступления супруга в брак; о получено в наследство одним из супругов; о получено в дар;
  • личные награды, призы, подарки за личные достижения одного из супругов; о индивидуальные вещи, кроме предметов роскоши и драгоценностей.

⊕ Общее. Имущество, нажитое в браке:

  • доходы каждого из супругов (заработная плата, пенсия, пособие);
  • приобретённые за общие доходы вещи;
  • ценные бумаги, доли капитала;
  • всё имущество, нажитое совместно.

Каждый из супругов имеет полное право на владение всем имуществом, а не его определённой долей вне зависимости от доли участия в приобретении.

При расторжении брака имущество делится поровну, как и совместные долги. Исключение может быть при сохранении интересов несовершеннолетних детей, остающихся на попечении одного из супругов.

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР

Брачный договор — письменное нотариально заверенное соглашение между лицами, вступающими в брак, или супругами о распределении имущественных прав и обязанностей в браке и при его расторжении.

Брачный договор устанавливает права и обязанности супругов по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок разделения имущества в случае расторжения брака.

Брак – добровольный союз одного мужчины и одной женщины для создания семьи.

Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейные правоотношения – отношения, возникающие в процессе создания и существования семьи, а также общественные отношения с участием членов семьи, если в их основе лежат брак, родство, усыновление, опека и попечительство или принятие детей на воспитание.

Законный режим имущества супругов – это режим их совместной собственности.

Брачный договор – соглашение лиц, которые намереваются заключить брак, или супругов, уже состоящих в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения.

Ключевые слова: Семейные правоотношения; семья; брак; брачный возраст; брачный договор.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что регулирует семейное право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов защиты семейного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Люди стремятся создать семью и вести общее хозяйство, заключая брак.

Правовые отношения в семье регулируются различными нормативными актами, среди которых особое значение имеют Семейный кодекс РФ (СК РФ) и Гражданский кодекс РФ. Кроме того, эти отношения могут регулироваться специальным соглашением сторон — брачным договором.

В современном российском законодательстве для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст наступает по достижении 18 лет. При наличии ряда уважительных причин он может быть снижен. Заключение брака не допускается между:

• усыновителями и усыновлёнными;

• лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным.

Для оформления брачных отношений жених и невеста подают в орган записи актов гражданского состояния (загс) заявление. Оно заполняется по разработанному образцу и подписывается каждым самостоятельно. Законом предусматривается регистрация брака по общим правилам через месяц после подачи указанного заявления.

Такой срок устанавливается для того, чтобы люди могли обдумать свое решение, подготовиться к предстоящему событию.

Брак может быть признан недействительным. Такой брак регистрируется не для того, чтобы создать семью, а для иных, порой корыстных целей: зарегистрироваться по определённому адресу, встать в очередь на получение квартиры, получить отсрочку от армии и пр.

Фиктивный брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов. В этом случае брак признаётся недействительным, он не влечёт за собой никаких правовых последствий.

Расторжение брака может производиться либо в органах записи актов гражданского состояния, либо в суде.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Такой же порядок предусмотрен и в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным.

В судебном порядке брак расторгается при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.

К личным неимущественным правам супругов относятся: свобода в выборе фамилии, места жительства, профессиональной деятельности, совместное решение вопросов о воспитании детей и их образовании и т.д. При этом признаётся равенство сторон в решении любых правовых вопросов.

Имущественные права супругов регулируются законодательными актами. В этом случае речь идёт о законном режиме имущества супругов. Брачный договор устанавливает договорный режим имущества супругов.

Законный режим имущества супругов — это режим их совместной собственности. При разделе этого имущества доли супругов признаются равными.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К этому имуществу относятся:

• доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;

• полученные ими пенсии, пособия, а также иные указанные в Семейном кодексе РФ денежные выплаты;

• приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

o право жить и воспитываться в семье;

o право на общение с родителями и другими родственниками;

o право на защиту;

o право выражать свое мнение;

o право на имя, отчество и фамилию.

К личным имущественным правам

материальное содержание; доходы; имущество, получаемое в наследство, в дар; ценности, приобретенные на личные деньги ребенка; владение и пользование имуществом родителей.

Договорный режим имущества супругов устанавливает брачный договор.

Брачный договор — соглашение лиц, которые намереваются заключить брак, или супругов, уже состоящих в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён как до заключения брака, так и в любое время в период брака. Если брачный договор был заключён до заключения брака, он вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги могут определить в брачном договоре:

• свои права и обязанности по взаимному содержанию;

* способы участия в доходах друг друга;

* порядок несения каждым из них семейных расходов;

* имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей. Так, нельзя установить в этом договоре, чтобы муж всегда любил жену, а жена никогда его не обижала.

Брачный договор может быть изменён или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в неблагоприятное положение.

Кроме того, супруги могут заключить соглашение о разделе общего имущества. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения. Оно может касаться только имущества, которое было нажито в период брака.

Разбор типового тренировочного задания

Кроссворд по юридическим терминам, связанных с институтом брака


Разбор типового контрольного задания

Соединяя точки, установите соответствие между законным режимом супругов и договорным.

В брачном контракте можно предусмотреть обязанность одного из супругов оказывать помощь другому супругу

Личным имуществом являются вещи индивидуального пользования, кроме драгоценностей

Личным имуществом остаемся и то, которое один из супругов получил в наследство

Все имущество, нажитое в браке, считается совместно нажитым и делится в равных долях


Способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

Продолжить развивать логическое мышление, умения анализировать и обобщать изучаемый материал, вести, аргументировано доказывать собственную точку, работать с правовыми документами.

Воспитательная:

Способствовать формированию отношения к семье; способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Основные понятия: семья, брак, брачный договор, алименты, моногамия, полигамия, опёка, попечительство.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал, учебники, тетради

Структура урока:

Актуализация опорных знаний учащихся

Работа с интерактивной доской (схемы)

Изучение нового материала

Понятие и источники семейного права (объяснение учителя)

Брак, условия вступления в брак (работа с учебниками, заполнение схемы, решение задач)

Физкультминутка для глаз

Права и обязанности супругов, решение задач.

Права и обязанности детей (решение задач, сценка, мини-дискуссия)

Закрепление (решение практических задач)

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Ребята давайте вспомним, что такое право?

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством

Что такое норма права

Норма права - это общеобязательное формально – определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников

Что такое отрасль права?

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования
2 ученик к доске, заполнить схему отрасли права.

Чем характеризуется гражданское право?

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

Назовите субъектов гражданского права.

3 ученик заполняет схему, отвечает кто такие физические лица, кто такие юридические лица

III. Изучение нового материала

Действия на слайде

Сегодня на уроке, мы с вами подробно познакомимся с ещё одной отраслью права, - это семейное право.

Записывают тему урока в тетрадь.

Работать мы с вами будем по плану, он перед вами запишем его в тетрадь (записать на доске)

Записывают план в тетрадь

Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХI в, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

Действия на слайде

Назовите, какие традиции сохранились до нашего времени?

Церковное венчание, добровольное вступление в брак

Семейное право – это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами,возникающие из брака и рождения детей (принятие их на воспитание)
Субъекты семейного права:
А теперь ребята давайте определим что такое семья, ведь даже семейный кодекс не дает четкого определения семьи ?

Называют субъектов
Ребята высказывают предположения

Семье присуще следующие признаки. Во-первых, семья – это объединение лиц связанных браком или родством. Во-вторых, семья – это объединение лиц, связанных материальной и моральной общностью и поддержкой.
В-третьих, семья – это объединение лиц, связанных взаимными правами и обязанностями.

Записывают в тетрадь определение:
Семья –это основанный на браке и кровном родстве союз, связанных материальной или моральной общностью и поддержкой, а также взаимными правами и обязанностями

Активная защита государством семьи объясняется важностью функций, выполняемых ею.
Биологическая
Экономическая
Социальная

Записывают в тетрадь основные функции семьи

Есть определенный порядок это личная подача заявления и срок месяц до торжественной регистрации брака. Для того, что молодые еще раз подумали о предстоящем ответственном шаге в их жизни. Для того, что бы брак породил юридические последствия, необходимо выполнить условия, указанные в законодательстве

Имущественные права и обязанности также важны. К имущественным правам относится право на личную собственность
- имущество приобретенное до брака
- получение в дар кем-либо из супругов во время брака(например в телевизионном конкурсе муж выиграл видеокамеру)
- полученное в наследство
- личного пользования, за исключением предметов роскоши
Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью. Свои имущественные права и обязанности супруги могут сами определить в брачном договоре, который заключается в письменной форме и обязательно подлежит нотариальному заверению.

Обратимся к задачам (см. Приложение 2)

3. После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.


IV Физкультминутка для глаз.

V. Закрепление (решение задач)
- Какими нормативными документами регулируются отношения в области семейного права?
- Что такое брак?
- Каковы принципы правового регулирования семейных отношений.

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики : монография /Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики / А. Ю. Лазебникова. — М. : Школа-Пресс. 2000.

Соболева, О. Б. Актуальный опыт зарубежных школьных учебников обществознания. // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 3. — С. 39-49.

25. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова [и др.]. — СПб.: КАРО, 2014.

26. Турик, Л. А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л. А. Турик. — Ростов н/Д : Феникс, 2012.

27. Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О. В. Акулова, В. В. Барабанов, Е. В. Баранова [и др.] ; под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

28. Учебно-исследовательская деятельность школьников в области общественных наук общественных наук : методический сборник. — СПб.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2015.

Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики : монография /Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013.

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.

Разрешите данную ситуацию

Как разрешить данную ситуацию?

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит задания формата ЕГЭ и задания для работы с документом.

ТЕМА УРОКА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА И СЕМЬИ.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний

ФОРМА УРОКА: урок-практикум

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая

Цели и задачи урока:

Обучающие: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Оборудование урока:

- мультимедийная презентация к уроку

- схемы, таблицы, понятия;

-Семейный кодекс РФ.

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака

Учащиеся должны знать, что:

семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре­нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся должны понимать, что такое:

4)условия вступления в брак;

5)права и обязанности супругов;

6)договорный режим имущества супругов

Учащиеся должны уметь:

объяснять назначение семьи;

раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;

аргументировать свои ответы;

Разрешать ситуации в семейных отношениях

высказывать собственную точку зрения.

Абашин Э. А. Семейное право:учебное пособие. М. 2002

Кабилова С. А., Лебедева Н. Н., Штыкова Н. Н. Старшеклассникам о семейном законодательстве: Учеб. пособие, Владимир, 2003

Обществознание: Пособие для поступающих в вузы РФ (под ред. М. Н. Марченко),

Гришина И. И. Гришин И. П. Семейное право: учеб. Пособие, М. 2004

I Организационный момент(1-2 мин.) Поздороваться с классом, проверить готовность класса к уроку, отметить отсутствующих.

Вступительное слово учителя (5 мин.)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие высказывания:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. ( Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. ( Л. Толстой)

На всём протяжении своего существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.

Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Цель урока:

c истематизация и углубление знаний о семейном праве;

конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

План.

1.Признаки брака. Условия заключения и прекращения брака.

2.Права и обязанности супругов.

3.Решение заданий С8, В2 в формате ЕГЭ.

4.Решение заданий С1-С4 в формате ЕГЭ.

3. Проверка домашнего задания (10 мин.)

На прошлом уроке мы говорили о семье. Ответьте мне на следующие вопросы:

Что такое семья?

Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности

Семья - общность супругов, родителей и детей

Что такое брак?

Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.

Вопрос: Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? (Нет, не являются церковный, фактический). Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Полома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей? (нет)

В качестве домашнего задания вам нужно было изучить некоторые главы Семейного кодекса РФ. Ответьте на вопросы:

Признаки брака:

Союз мужчины и женщины

Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Каковы условия прекращения брака? (развод, смерть супруга, признан судом умершим, или безвестно отсутствующим.)

Раздать бланки ЕГЭ и тест.

1.Выберите правильный ответ:

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, это-

2.Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется

а)совместным проживанием как минимум трех поколений

б) справедливым разделением домашних обязанностей

в)экономической зависимостью женщины от мужчины

г) главенствующей ролью мужчины в доме

3.Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется

а) экономической зависимостью женщины от мужчины

б)совместным обсуждением семейных проблем

в) справедливым разделением домашних обязанностей

г) равным участием мужчины и женщины в общественном труде

4.Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Отец семейства занимает главенствующее положение.

Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

Взрослые дети живут отдельно от родителей.

Женщина находится в подчинении у мужчины.

6.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — основанная на _______(А) и/или кровном родстве малая________(Б),

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Читайте также: