Конспект занятия по художественной литературе в средней группе рассказывание сказки рукавичка

Обновлено: 06.07.2024

Вид детской деятельности: коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Здоровье, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество, Познание.

Цель:

1. Учить детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей подбирать точные наименования для детенышей животных; употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность

Планируемые результаты:

- интерес к сказкам;

- понимание необходимости правильной позы во время рисования для сохранения красивой осанки;

- обучение умению пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы;

- развитие творческих способностей детей.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Посмотрите, какой волшебный платок у меня есть. Но прежде, чем попасть в сказку, надо сосчитать до девяти. Давайте все встанем под платок, закроем глаза и сосчитаем до девяти. (Дети считают до девяти.)

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали! А вот и хозяйка сказочного царства - бабушка Варвара.

Дети: Здравствуйте, бабушка Варвара.

Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в мое сказочное царство.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случится, наша сказка впереди.

Под столом таится - кошки боится. (Мышка).

- Скачет зверушка - не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка).

- Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

- Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадет? (Лиса).

- Кто в лесу холодном ходит злой, голодный? (Волк).

- Зимой спит, а летом ульи ворошит. (Медведь).

3. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.

(Дети рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно передавая диалоги персонажей)

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Бабушка: Теперь можно и новую сказку послушать.

5. Чтение украинской народной сказки "Рукавичка".

Бабушка: Вы очень внимательные! А посмотрите, кто еще пришел к нам в гости. (Показывает игрушки: зайчиха, лиса, волчиха, медведица.)Они пришли не одни, а со своими малышами.

Бабушка: Но звери наши не простые, а сказочные. Могут выполнять разные просьбы, если попросить их вежливо. Например: Зайка, пожалуйста попрыгай! А вы умеете вежливо просить? (Дети по очереди обращаются к гостям с разными просьбами.)

Бабушка: Молодцы, справились с моим заданием.

Бабушка: Посмотрите, а меня тоже есть рукавички.

- Давайте их украсим и подарим нашим гостям.

- Сели красиво, выпрямили спинку и начинаем работать.

(Дети приступают к рисованию. Воспитатель ходит по группе, наблюдает, помогает детям, у которых не получается.)

8. Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

- Какую сказку вам рассказала бабушка Варвара?

- А как вы думаете, учит нас сказка быть дружными и помогать друг другу?

- А давайте споем песенку о дружбе и подарим наши рукавички гостям.

(Дети поют песни и дарят рисунки.)

Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в группу. Нам поможет волшебный платок. Давайте все встанем под платок, закроем глаза и сосчитаем до девяти. (Дети считают до девяти.)

Воспитатель: А теперь откройте глаза. Вот мы и в группе. Молодцы, мне понравилось с вами путешествовать!

2. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. -271 с.

3. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет. / Сост. Н.П. Ильчук. – М.: Издательство АСТ, 1996.

1. Учить освоением действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер).

2. Развивать умение пересказывать сказку, опираясь на заместители.

3. Развивать память, внимание, мышление.

5. Воспитывать интерес к сказкам, развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: Фланелеграф, вырезанная из бумаги большая рукавичка, семь одноцветных полосок вырезанные разной длины, коричневый кружек, маски животных, музыка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Звучит украинская народная музыка –

Заходит дед, и обращается к детям:

Беда у меня приключилась, потерял я рукавичку, а на улице такой мороз.

Может, поможете мне найти?

Дед прощается и уходит.

В: Ну, что ребята тогда в путь.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли звери погулять

Погулять вышел медведь

Начал громко он реветь Э- Э- Э

Погулять вышел кабан

На трубе играет он ду-ду –ду

Лягушка квакает ква–ква

Собака лает гав –гав

Оркестр играет та-ра –ра, та-ра-ра, та-ра –ра

Дети проходят на середину группы-

В: - Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку.

На полу лежит большая красивая рукавичка.

В: - Вам нравится рукавичка? Какая она?

В:- Егор может это твоя рукавичка? (Можно спросить у нескольких детей).

В:- Ребята, вы знаете сказку про рукавичку?

-Кто жил в рукавичке?

- Куда делись все животные? А вдруг они заблудились и не могут найти дорогу.

В: Сядем, деточки, кружком

Да поговорим ладком

Про сказочку известную

(Предлагаю жестом сесть ребятам на стульчики)

В: Рукавичку помещаем на фланелеграф и семь полосок разной длины, коричневый кружок.

В: Какого героя сказки можно заменить с помощью самой маленькой полоски?

В: - Как в сказке мышку зовут?

Д: Мышка – поскребушка.

В: лапками скребет вот и ее так и прозвали.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

В: Как в сказке лягушку зовут и почему?

Д: Лягушка – попрыгушка. Потому, что прыгает.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

В: Как в сказке зайчика зовут и почему?

Д: Зайчик – побегайчик, потому, что он бегает.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

В: Как в сказке лисичку зовут и почему?

Д: Лисичка – сестричка.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

В: Как в сказке волчка зовут?

Д: Волчок - серый бочок.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

В: Как в сказке зовут кабана?

Д: Кабан – клыкан.

В: Какого героя сказки можно заменить самой большой полоской?

В: Как в сказке зовут медведя?

Д: Медведюшка – батюшка.

После составления модели дети проговаривают диалоги персонажей. Воспитатель следит за выразительностью интонаций.

В: Да много зверей собралось в рукавичке. Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: "В тесноте, да не в обиде. " - значит, хоть и тесно, зато дружно.

Дети повторяют поговорку.

В: Дети как называется сказка, в которой звери дружно жили в одном домике?

Дети закрепляю поговорку.

После того, как распределены заместители персонажей сказки :

В: показывает детям какую – ни будь сцену из сказки, а ребята должны внимательно смотреть, что здесь происходит, затем показать это действие самим и рассказать, что здесь случилось.

На охоту вышел дед зимнею порою

Рукавичку потерял под большой сосною

Дома стал ее смотреть

Не нашел на месте

И отправился искать

В лес с собакой вместе

А в лесу в той рукавичке

Звери дружно стали жить:

Мышь с лягушкой и лисицей,

Заяц, волк, кабан, медведь.

В лес собака прибежала,

Всех зверей перепугала,

Рукавичку подняла, деду в руки отдала.

В: Молодцы ребята

Ребята садятся на стульчики

В: берет самую короткую полоску, перемещает ее к рукавичке и кладет на рукавичку. Затем кладет маленькую полоску на место и предлагает кому – ни будь из детей выйти и рассказать, что произошло, и самому повторить это действие с заместителями. Если ребенок затрудняется, то помочь ему наводящими вопросами.

В: предлагает детям самостоятельно показать эпизод сказки.

В последнем эпизоде сказки заместитель собачки - коричневый кружок.

В: ребята, а как вы думаете, почему собачка изображена коричневым кружком?

В: потому, что собака не жила в рукавичке, звери испугались, из рукавички вырвались да врассыпную по лесу.

Заходит дед, и отдаем ему рукавичку.

Благодарит дед, детей за находку.

Если остается, время дети одевают маски, встают лицом к зрителям читают заранее выученные стихи о каждом животном, и выполняют имитационные движения.

1. Мышонок по лесу бежит 4. К нам лиса идёт

В рукавичку он спешит. Пи-пи-пи. И хвостом метёт.

2. Вот и зайка – русачок Заходит в рукавичку

В рукавичку скок и молчок.

3. Раз-два-три-четыре-пять 5. А вот и волчишка,

Пошла лягушка погулять. Серенький хвостишка

Увидала рукавичку

Позвала лисичку. Рукавичку увидал

Прямо к ней он побежал.

6. Снег на улице хрустит 7. А медведь вдруг встал

Кто-то по лесу бежит В рукавичку зашагал.

В рукавичку я хочу.

В: Молодцы, ребята! Все старались!

В: А что запомнилось, понравилось

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 г. Челябинска

Воспитатель первой квалификационной категории:

Мезенцева Ольга Владимировна

Цель занятия:

Коррекционно-образовательные задачи:

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием настольного театра. Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать память, внимание, логику.

Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.

Развивать звукопроизношение через проговаривание чистоговорок.

Развивать умение согласовывать существительные с числительными в предложении.

Побуждать использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре;

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Словарная работа: обронил, высокий голос, низкий голос, дружные.

Тип занятия: итоговое.

Методы и приемы: игровая ситуация с использованием художественного слова.

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Предварительная работа:

Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

И начнем наше занятие с зарядки для язычка.

Воспитатель: ребята, в нашей группе проходит выставка книжек – малышек, которые вы сделали с родителями. Я тоже захотела участвовать в нашей выставке и сделать книжку – малышку. Посмотрите. Может быть вы догадались как эта сказка называется? ( Ответы детей )

Воспитатель: Только это непростая книжка, это книжка с заданиями! Давайте, я буду книжку читать, т. е. я буду рассказчиком, а вы будете показывать эту сказку, с помощью настольного театра и выполнять задания? Ну что справитесь? Я уверена, что у вас получится выполнить все задания!

Дети выбирают персонажей из всего многообразия, представленных на столике и занимают места для игры.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все необходимое у нас есть для игры? ( Ответы детей ) Конечно, у нас не хватает рукавички! Посмотри я сделала вот такую рукавичку для нашего театра! Подходит она для сказки? ( Ответы детей )

Воспитатель: Итак, каждый выбрал себе героя сказки. Назовите их.

Ребята, скажите, герои сказки говорят одинаковым голосом, или разным? ( Ответы детей )

Воспитатель: Давайте сравним голос мышки и медведя. Медведь говорит каким голосом? ( Ответы детей ). А каким голосом говорит мышка? ( Ответы детей )

Проводится звуковая гимнастика для голоса, направленная на закрепление умения детей изменять силу голоса и тембр.

Воспитатель: Тогда начнем нашу сказку!

Воспитатель читает сказку, дети показывают сказку с помощью настольного театра и говорят слова за соответствующих героев. Воспитатель обращает внимание на силу голоса детей и тембр.

Воспитатель: шел дед лесом, а за ним бежала собака. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку! Вот бежит мышка-поскребушка увидела рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка-попрыгушка прискакала. Спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка-поскребушка. А ты кто?

- А я – лягушка-попрыгушка. Пусти меня!

Вот их уже двое! Бежит зайчик, и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет? Пустите и меня!

Вот их уже трое!

А давайте теперь превратимся с вами в наших сказочных героев?

Проводится физкультминутка.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

Воспитатель: здорово, ребята! Выполнили задание! Продолжим нашу сказку.

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, да зайчик-побегайчик… а ты кто?

- А я – лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо!

Глядь, бежит волчок – и тоже к рукавичке, и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- А я – волчок – серый бочок. Пустите и меня!

- Влез и он, и стало их пятеро!

Дети по очереди произносят чистоговорки:

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

СА-са-са – у сосны стоит лиса.

Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Воспитатель: здорово, ребята! И с этим заданием справились! Продолжим нашу сказку.

- Хро-хро, кто в рукавичке живет?
- А я кабан – клыкан. Пустите и меня!
Вот беда всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок да кабан – клыкан. А ты кто?

- Уууу! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Ну уж иди, только с краешку!

- Да так тесно, что рукавичка того и гляди, порвется!

Воспитатель: молодцы! Справились с заданием!

А тем временем дед хватился – нету рукавички. Он тогда вернулся ее искать. А собачка вперед побежала. Нашла рукавичку. Залаяла. Звери испугались и врассыпную. А дед пришел и забрал рукавичку.

Воспитатель: Здорово! Понравилась вам сказка? ( Ответы детей )

Ребята, скажите, можно – ли сказать, что звери в сказке добрые? Почему?

Можно – ли сказать, что рукавичка спасла зверей? Как она их спасла? ( Ответы детей )

(Дети встают в круг для завершения занятия)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, скажите, как называлась сказка, которую мы сегодня читали? ( Ответы детей )

Вы сегодня показывали сказу все вместе, помогали друг другу, значит вы какие ребята? ( Ответы детей )

Цель: Развивать связную речь детей.

Программное содержание:

  • Учить детей отвечать полным предложением.
  • учить детей рисовать узор – украшать рукавичку,
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать умение использовать в речи и подбирать прилагательные.
  • Развивать умение детей называть качества, признаки и действия животных.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Материал и оборудование: Рукавичка; магнитная доска; игрушки диких животных; карандаши, фломастеры, восковые мелки, заготовки рукавичек для раскрашивания, образцы.

Словарная работа: Заяц — маленький, трусливый, ушки длинный, лапки быстрые, шубка серая. Волк — злой, зубастый, рычит. Медведь — большой, угрюмый, голос грубый, низкий. Лиса — рыжая, хвост пушистый, хитрая, лукавая, съела, жалко.

Интеграция областей: Познание. Коммуникация, Художественное творчество, Социализация.

Планируемые результаты:

  • интерес к сказкам;
  • понимание необходимости правильной позы во время рисования для сохранения красивой осанки;
  • развитие творческих способностей детей.

Методы и приемы:

Эй, ребята, не ленитесь!

В круг скорее становитесь.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

На полу лежит большая красивая рукавичка.

Воспитатель: - Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку.

- Правильно это рукавичка.

- А чья это может быть рукавичка?

- Лера может это твоя рукавичка? (Можно спросить у нескольких детей).

- Ребята, мне кажется что это рукавичка из сказки?

- А вы знаете сказку про рукавичку?

3. Беседа

- Кто жил в рукавичке из сказки? (мышка, лягушка, лисичка, зайчик, волк, медведь)

- Давайте посмотрим, кто же живет в нашей рукавичке? (Заяц)

- Посмотрите, какой зайчик? Как зайчика в сказках называют? Почему? (Ответы детей)

- Назовите его ласково. (Зайчик, заюшка, заинька, зайчишка)

- Кто же еще живет в нашей рукавичке? (Мышка)

5. Разгадывание загадки.

- А кто еще живет в нашей рукавичке, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Серый, страшный и зубастый.
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)

- Как о волке говорят в сказках? (волчок- серый бочок). Почему его так называют?

- Кто же еще живет в нашей рукавичке? Кто это? (Медведь) Воспитатель достает из рукавички медведя.

- Ребята только наш медведь очень грустный. Давайте мы расскажем медведю, какой он и что умеет делать, какой у него характер. Передавайте мишку друг другу и расскажите о нем. (Медведь: бурый, косолапый, сообразительный, грустный, злой. Шуба у него пушистая. Он умеет ловить рыбу, лазить по деревьям, зимой он спит в берлоге. Медведь, любит есть: мед, ягоды, рыбу).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что медведя нужно передавать аккуратно, и не обижать его.

- Кто остался в нашей рукавичке? О каких животных мы еще не говорили? (Лиса и лягушка)

- Правильно, ребята. Мы знаем интересную игру про Лису и Лягушку. Хотите поиграть в нее? А кто нам расскажет как играть в эту игру?

Дети:

Дети идут по кругу

В центре стоит лисичка

В деревне бывала.

На заборе он сидит.

Песни солнышку кричит:

Имитация движений петушка

Где бывала? Кого видала?

Мышку там видала.

Мышка зернышки грызет

Тоже песенку поет

Дети присаживаются на корточки

Дети:

Где бывала? Кого видала?

По мосточку пробегала и лягушку увидала

Возле речки сидит

Изо всех сил кричит

Дети прыгают как лягушки

Дети:

Где бывала? Кого видала?

В лес дремучий прибежала

Зайцев серых увидала

Зайцы крикнули: «Беда

Хлопают в ладоши

Убегают от лисы

- Молодцы ребята. Со всеми заданиями справились.

- Кто первый пришел к рукавичке? (мышка-норушка)

- Кто второй пришел к рукавичке? (Зайчик-побегайчик)

- Кто третий прибежал к рукавичке? (Лисичка сестричка)

- Кто четвертый прибежал к рукавичке? (Лягушка-попрыгушка)

-Кто пятый прибежал к рукавичке? (Волчок – серый бочок)

- Кто последним пришел к рукавичке? (Медведюшко-батюшко)

- Ребята, значит животные остались без домика? Что же делать? (Ответы детей)

- Давайте мы поможет нашим животным и сделаем им дома. У меня есть вот такие рукавички, но они белые, не красивые. Животным они не понравятся. Мы можем украсить рукавички красивыми узорами.

Воспитатель: Я разрисую большую рукавичку, а вы вот эти, поменьше, чтобы и у остальных зверей были свои домики.

Дети обмакивают кусочек поролона в краску и рисуют методом примакивания фон. Затем ватными палочками наносят узор. Дети раскрашивают рукавички.

Воспитатель: Какие красивые рукавички у нас получились! Теперь они должны понравиться нашим героям. Когда они подсохнут, мы подарим их нашим животным.

Итог: Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали!

• Из какой сказки были животные которым мы сегодня помогли?

• Какие животные жили в рукавичке?

А теперь давайте помоем руки так как они испачкались когда мы работали с красками.

Читайте также: