Копытные млекопитающие план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Сколько видов в отряде хищных?

2. Хищные животные имеют

Стройное тело

3. Размер головы хищных

4. Что объединяет всех хищников?

Способность к быстрому бегу

Строение зубов

5. Какие зубы имеются только у представителей этого отряда?

6. Какой представитель хищников является всеядным?

7. Самый маленький представитель хищных животных

8. Самые крупные представители хищников

9. Представители какого семейства имеют втяжные когти?

10. Какие органы чувств развиты у представителей собачьих?

Ответьте на вопросы

1.Какие особенности строения позволяют млекопитающим разных от­рядов приспособиться к различным условиям существования?

2.Какие особенности строения общие для всех млекопитающих?

3.Какие животные из отрядов, описанных в параграфе, встречаются в вашей местности? Каково их значение?

4.Что целесообразно предпринять для спасения животных, занесен­ных в Красную книгу России?

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПАРНОКОПЫТНЫЕ

Почему из большого числа видов млекопитающих больше всего одомашнено копытных?

Отряд парнокопытные. Внешний вид, образ жизни и особенности.

Чем отличаются отряды парнокопытных и непарнокопытных?

Парнокопытные – отряд млекопитающих, который насчитывает около 230 видов. Они обладают разными размерами и внешним видом, но все же имеют ряд сходных черт. Каковы особенности этих животных? Чем отличаются отряды парнокопытных и непарнокопытных? Об этом мы и поговорим.

Парнокопытные.

Отряд парнокопытных в биологии относят к плацентарным млекопитающим и разделяют на жвачных, нежвачных и мозоленогих. В основном представители отряда растительноядные, некоторые, например, свиньи, дукеры, оленьки являются всеядными. Они проживают на всех континентах, кроме Антарктиды. Полуводный образ жизни ведут только бегемоты, остальные обитают на суше. Большинство животных отряда парнокопытных быстро бегают. Они перемещаются строго параллельно земле, поэтому лишены ключиц.


Отличия от непарнокопытных. Отряды парнокопытных и непарнокопытных млекопитающих легко можно спутать, но на самом деле они далеко не одинаковы. Самое очевидное отличие – это строение копыт. У непарнокопытных или непарнопалых животных они покрывают нечётное количество пальцев. Например, у лошадей он всего один, у тапиров по три на задних конечностях и по четыре на передних. Ещё одно отличие касается строения пищеварительной системы. У парнокопытных она значительно усложнена. Они обладают четырёхкамерным желудком, который позволяет более тщательно переработать пищу. У непарнокопытных желудок однокамерный, а основной этап пищеварения происходит в толстом кишечнике. Ареал обитания непарнокопытных намного уже. В прошлом они обитали повсюду, кроме Австралии и Антарктиды. Сегодня дикие популяции этих животных встречаются только в Южной и Центральной Америке, Средней и Юго-Восточной Азии, Восточной и Южной Африке.

Сравнительная характеристика отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные


Копыта различных видов изменялись в зависимости от характера почв. Так, у животных, населяющих среду с мягким грунтом, роговой футляр широкий и большой. У обитателей скалистых и каменистых местностей копыта узкие и маленькие.

Отряд Парнокопытные

На них приходится весь вес животного, при этом он распределяется неравномерно, из-за чего некоторые пальцы стали короче. У непарнокопытных лучше всего развит третий палец. Остальные могут быть укорочены (у лошади исчезли совсем). У млекопитающих отряда парнокопытных хорошо развиты третий и четвертый пальцы. Первый – редуцирован, а второй и пятый сильно укорочены и недоразвиты

Жвачные. Большая часть видов из отряда парнокопытных относится к жвачным. По строению это, как правило, стройные животные, способные населять как равнинные степи, так и высокогорные хребты. Они включают крупный и мелкий домашний скот (коз, коров, овец, яков, буйволов), а также оленей, жирафов, зубров, бизонов, лосей, диких коз и т.д. Многие обладают густой шерстью и двумя рогами на голове. Для жвачных характерна особая система пищеварения. Их четырёхкамерный желудок не сразу проводит еду в кишечник. Проходя через первые два отдела, пища отрыжкой возвращается в ротовую полость. Там она тщательно смачивается слюной и перетирается, а затем отправляется в остальные камеры желудка. У жвачных отсутствуют верхние резцы и клыки. На месте этих зубов находится мозолистая пластина, которая помогает нижним зубам срезать траву. Передние и боковые зубы разделены большой щелью. А вот у семейства оленьковых и кабарговых верхние клыки есть. Они напоминают бивни и достигают до семи сантиметров длиной. Клыки им нужны для обороны, ловли мелких млекопитающих и рыб.

Жвачные . Удивительное устройство желудка.wmv

Путешествие в животный мир. Жвачные животные.

Нежвачные. Подотряд нежвачные включает в себя только три семейства: бегемотовые, свиные и пекариевые. Все они являются крупными и массивными животными. У них имеется по четыре пальца, конечности значительно укорочены, по сравнению с другими млекопитающими отряда парнокопытные, строение желудка упрощено. Свиньи обитают в Евразии и Африке, дикие пекариевые населяют Северную и Южную Америку. Оба семейства очень похожи между собой. У них большие головы с вытянутой передней частью, короткие шеи. Верхние клыки хорошо развиты и торчат из пасти либо по сторонам, либо строго вертикально. Бегемотовые проживают только в Африке и относятся к одним из крупнейших в мире животных. Гиппопотамы могут вырастать до 3,5 метра в длину и весить от 2 до 4 тонн. Большую часть времени они проводят в воде, могут нырять и быстро плавать. Изо рта бегемотов выглядывают два мощных нижних клыка весом до трёх килограмм. Из-за них животные становятся частой жертвой браконьеров.

Гиппопотамы выходят из воды

Карликовый бегемот

Мозоленогие

Мозоленогие – наименее разнообразный подотряд парнокопытных. Он включает только семейство верблюжьих, в которое, кроме верблюдов, входят также ламы и викуньи. Их конечности обладают двумя пальцами, на которых нет копыт, а присутствуют большие изогнутые когти. Ступня мягкая, а на её подошве находится большая мозолистая подушка.

Практически все мозоленогие были одомашнены человеком. Их разводят в Азии, Африке и Южной Америке. Свободноживущим сейчас является только одногорбый верблюд в Австралии, который одичал вторично. Животные обладают вытянутой шеей и стройными длинными ногами. У верблюдов на спине находится один или два горба. Они могут жить в горных и пустынных районах, способны долгое время переносить отсутствие воды и пищи. Люди разводят их ради густой и мягкой шерсти, мяса, а также используют их в качестве вьючных животных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока: “Копытные млекопитающие. Морские млекопитающие”

Цель урока: ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности копытных и морских млекопитающих.

· Расширить знания о многообразии млекопитающих.

· Показать их приспособленность к среде обитания.

Развивающие

· Развитие логического мышления, навыки анализа и исследовательской деятельности.

Воспитательные

· Продолжить формировать чувства ответственности, умение слушать одноклассника, брать ответственность на себя, делать выбор.

Структура урока:

I. Организационный момент (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (10-15 мин)

III. Объяснение нового материала (20-25 мин)

IV. Закрепление изученного материала (5-7 мин)

V. Домашнее задание (2 мин)

VI. Рефлексия (1мин)

Тип урока: комбинированный урок.

Содержание учебного материала

Методы и методические приемы

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется в следующем виде: взаимный опрос цепочкой (первый вопрос по теме домашнего задания формулирую и задаю я (учитель); первый учащийся дает ответ на поставленный вопрос и формулирует свой вопрос следующему участнику опроса и т.д.).

Приблизительный ответ учащихся: хищные — это животные, которые питаются преимущественно живой добычей.

Далее идут приблизительные вопросы, которые задают ученики по цепочке:

Приблизительный ответ учащихся: питаются живой добычей, некоторые употребляют в пищу растения.

Приблизительный ответ учащихся: по всему земному шару, кроме Антарктиды.

  1. Назовите представителей хищных млекопитающих?

Приблизительный ответ учащихся: бурый медведь, волк, обыкновенная лисица, рысь, хорек, выдра, куница.

5. Какое млекопитающее является самым крупным хищным в Беларуси?

Приблизительный ответ учащихся: бурый медведь.

6. Чем занимается бурый медведь зимой?

Приблизительный ответ учащихся: впадает в спячку.

Приблизительный ответ учащихся: потому что вытягивается вперёд для поедания ягод, побегов растительности, насекомых.

8. Почему волки обладают отличным обонянием?

Приблизительный ответ учащихся: потому что оно помогает отыскивать добычу по следам и проходить большие расстояния, преследуя её.

9. Как вы думаете, почему лиса зимой спит на снегу, не залезая в нору?

Приблизительный ответ учащихся: потому что после осенней линьки мех лисы становится очень густым, пушистым и тёплым,

  1. Благодаря чему рысь легко лазает по деревьям?

Приблизительный ответ учащихся: на лапах имеются острые втяжные когти.

  1. Почему крупных хищных млекопитающих называют санитарами леса?

Приблизительный ответ учащихся: потому что добычей им служат больные и ослабленные, а так же мертвые животные.

  1. Какие особенности внешнего строения присущи мелким хищным млекопитающим?

Приблизительный ответ учащихся: тело длинное и узкое, на коротких ногах. Такая форма тела является приспособлением к проникновению в узкие норы и щели.

  1. Чем различаются способы охоты у волка и рыси?

Приблизительный ответ учащихся: волки преследуют свою добычи, рысь – подкарауливают.

III. Объяснение нового материала

Сегодня познакомимся с вами с такими отрядами как копытные и морские млекопитающие.

Работать мы будем учебником с учебником: класс делится на 6 групп

(4 – копытные млекопитающие, 2 – морские млекопитающие ) и читают данную им главу. После изучения главы учащимся задаются вопросы для обсуждения.

1 группа: парнокопытные.

Вопросы для обсуждения:

Приблизительный ответ учащихся: коровы, свиньи, бараны, козы, бегемоты, жирафы.

2. Почему представителей называют парнокопытные?

Приблизительный ответ учащихся: потому что у них парные копыта. Конечности у них, как правило, четырёхпалые: крупные третий и четвёртый пальцы служат опорой при передвижении, второй и пятый — значительно меньше, а первый редуцирован. Концевые фаланги пальцев покрыты роговыми копытами. Форма копыт может быть разной в зависимости от условий существования. Например, лось или северный олень, которые живут на заболоченных территориях, имеют широкие и плоские копыта для увеличения поверхность опоры. Животные в гористой местности (горные бараны и козы), наоборот, имеют узкие копыта, позволяющие им удерживаться на малейших выступах скал.

3. Зачем парнокопытным рога?

Приблизительный ответ учащихся: чтобы защищаться от хищников, чтобы бороться за самку с другим представителем своего рода.

4. Как вы думаете, почему рога у самцов оленей и лосей рога сменяются ежегодно?

Приблизительный ответ учащихся: первый раз рожки оленями сбрасываются весной, на третьем году жизни (поскольку до этого они только растут), а потом олени скидывают рога каждую осень (как раз после поры боев за самку). Весной они начинают отрастать, и к новой осени уже полностью восстанавливаются.

Дополнение учителя: так же охотники могут приблизительно узнать возраст оленя по его рогам, но это довольно тяжело, потому что посчитать количество лет просто по количеству отростков, к сожалению, не вариант – например, даже у совсем юного оленя могут быть большие ветвистые рога с целым десятком отростков.

2 группа: жвачные парнокопытные.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто относится к жвачным парнокопытным?

Приблизительный ответ учащихся: лоси, олени, косули, верблюды, зубры и жирафы.

2. Почему жвачных парнокопытных так называют?

Приблизительный ответ учащихся: потому что проглоченная растительная пища из желудка отрыгивается в ротовую полость для вторичного пережёвывания.

3. Расскажите о желудке парнокопытных?

Приблизительный ответ учащихся: Все эти животные имеют сложный многокамерный желудок. В нём выделяют четыре отдела: рубец, сетка, книжка, сычуг. Переваривание грубого растительного корма в желудке происходит за счёт деятельности особых бактерий и инфузорий, которые переводят клетчатку в усвояемое состояние. Проглоченная пища подвергается первичной переработке в рубце и сетке. Затем она отрыгивается в ротовую полость для повторного пережёвывания, вновь проглатывается, попадая в книжку, сычуг и далее в кишечник.

3 группа: нежвачные парнокопытные.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите представителей нежвачных парнокопытных?

Приблизительный ответ учащихся: бегемоты и свиньи.

2. За что получили свое название не жвачные парнокопытные?

Приблизительный ответ учащихся: потому что это животные, у которых проглоченная растительная пища вторично не пережевывается.

3. Какой представитель нежвачных парнокопытных обитает в Беларуси?

Приблизительный ответ учащихся: дикий кабан.

4. Чем питается дикий кабан?

Приблизительный ответ учащихся: всеяден, то есть пищей ему служат и растения (сочные побеги, корни, клубни, плоды и ягоды) и животные организмы (различные беспозвоночные и медленно двигающиеся позвоночные).

Вопрос к классу: в чем отличие жвачных парнокопытных от нежвачных?

Приблизительный ответ учащихся: строение желудка.

Дополнение учителя: у нежвачных животных (свиней, кабанов) желудок простой. Попадая в желудок, пища переваривается там и поступает в кишечник. Совсем другой желудок у жвачных (оленей, жирафов и др.). Жвачные животные поглощают пищу торопливо, постоянно ожидая нападения хищников.

Интересный факт о кабанах: у кабанов очень хорошее обоняние. Из-за него в Италии и Франции этих животных обучают одному очень непростому делу. Какому, как вы думаете?

Приблизительный ответ учащихся: ищут в земле ценные грибы (трюфели).

4 группа: непарнокопытные.

Вопросы для обсуждения:

1. Каких млекопитающих называют непарнокопытными?

Приблизительный ответ учащихся: крупных наземных млекопитающих, имеющих на конечностях 1 или 3 пальца.

2. Назовите представителей непарнокопытных?

Приблизительный ответ учащихся: лошади, носороги, зебры, ослы.

3. Расскажите об особенностях внешнего строения у непарнокопытных?

Приблизительный ответ учащихся: имеют на конечностях 1 или 3 пальца. У них всегда наиболее развит 3-й (средний) палец, несущий основную тяжесть тела.

4. Каково строение желудка непарнокопытных?

Приблизительный ответ учащихся: желудок простой однокамерный, а пища длительно переваривается в кишечнике. В процессе переваривания пищи принимают участие бактерии, которые находятся в кишечнике.

Вы когда-нибудь слышали о лошади Пржевальского?

Приблизительный ответ учащихся: да.

В диком виде на территории нашей республики (в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике) обитает несколько десятков лошадей Пржевальского.

Первооткрывателем стал Николай Пржевальский. Он находился на экспедиции в Тибете, когда увидел дикую лошадь с нехарактерным для простых коней экстерьером (внешним видом). Позже он описал ее в своем журнале. Поэтому порода и приобрела свое наименование по фамилии русского путешественника. В беловежской пуще есть родственники лошадей Пржевальского – тарланы.
Особи очень красивые и грациозные. От других представителей рода отличаются более жесткой шкурой, утепленной шерстью и короткой гривой. Занесены в Красную книгу.

5 группа(морские млекопитающие): ластоногие

Вопросы для обсуждения:

1. Представители ластоногих?

Приблизительный ответ учащихся: тюлени, моржи, морские котики.

2. Среда обитания ластоногих?

Приблизительный ответ учащихся: проводят большую часть времени в воде.

3. Для чего выходят на сушу ластоногие?

Приблизительный ответ учащихся: для рождения и выкармливания детёнышей и во время линьки.

4. Среди ластоногих есть интересное животное - гренландский тюлень. В чем особенности его внешнего строения и поведения?

Приблизительный ответ учащихся: это один из представителей ластоногих животных. У него отсутствуют ушные раковины, негустая шерсть практически без подшёрстка. Задние ласты короткие и помогают животному двигаться только в воде. На суше тюлень может только ползти, загребая передними ластами. Поэтому большую часть времени эти животные проводят в открытом море, питаясь рыбой, моллюсками и другими водными обитателями.

5. Помимо тюленей есть и другие представители ластоногих – это морские котики, в чем их отличие?

Приблизительный ответ учащихся: отличается тем, что имеет ушные раковины и может использовать для передвижения по суше задние ласты. Тело его покрыто густой шерстью с плотным водонепроницаемым подшёрстком. Всё лето и часть осени морские котики проводят на берегу, выводя потомство и отправляясь в море только для добычи пищи.

6 группа (морские млекопитающие): китообразные

Вопросы для обсуждения:

1. Опишите особенности внешнего строения китообразных?

Приблизительный ответ учащихся: китообразные — это исключительно водные млекопитающие. Они имеют хвостовой плавник, а пара передних конечностей видоизменена в ласты. Несмотря на то, что эти животные никогда не выходят на сушу, дышат они атмосферным воздухом с помощью лёгких, поэтому периодически поднимаются к поверхности воды, чтобы сделать вдох. Детёныши китообразных рождаются в воде вполне сформированными и сразу же могут следовать за матерью.

2. Охарактеризуйте синего кита.

Приблизительный ответ учащихся: самое крупное современное млекопитающее. Он может достигать в длину 30 м и массы до 150 т (такую массу имеет 40 слонов). Несмотря на такие огромные размеры, синий кит питается мелкими водными животными, главным образом крилем. Забирая ртом воду, кит процеживает её через многочисленные эластичные пластины с ворсистыми краями, свисающими с его верхней челюсти. Рачков, которые попали в пластины, кит проглатывает. Для нормального существования ежедневно синий кит съедает 2–4 т пищи.

3. Чем отличаются дельфины от китов?

Приблизительный ответ учащихся: размерами. Их длина достигает всего 1,5–3 м. У большинства дельфинов имеется спинной плавник. Морда у дельфинов вытянута вперёд наподобие клюва. Пищей дельфинам служат моллюски, различные виды рыб и другие водные животные, на которых дельфины активно охотятся. Отыскивают свою добычу они с помощью ультразвуков. Чаще всего охотятся дельфины стаями. Они окружают рыбный косяк и не дают ему уплыть, пока все особи стаи не насытятся. С помощью ультразвуков, щелчков или прерывистого свиста высокого тона дельфины способны обмениваться информацией друг с другом. Кора больших полушарий переднего мозга дельфинов имеет много извилин, поэтому эти животные быстро приручаются и легко поддаются дрессировке. Охота на дельфинов запрещена.

По ходу изучения параграфа учащиеся заполняли таблицу: ”Особенности отрядов млекопитающих”.

Особенности внешнего строения

Особенности поведения и размножения

Конечности четырёхпалые: крупные третий и четвёртый пальцы служат опорой при передвижении, второй и пятый — значительно меньше, а первый редуцирован. Многие парнокопытные имеют на голове рога.

Распространены по всему земному шару, за исключением Антарктиды, Австралии и Океании.

Размножаются только один раз в год. Период беременности варьируется в пределах от 4 до 15,5 месяцев. Может рождаться до 12 детенышей.

Коровы, свиньи, бараны, козы, бегемоты, жирафы, лоси, олени, косули, верблюды, бегемоты, дикие кабаны, лошади, носороги, зебры, ослы

Имеют рыбообразную, обтекаемую форму тела. Их конечности сильно видоизменены и представляют собой ласты, внешне похожие на плавники рыб. Эти млекопитающие имеют толстый слой подкожного жира, который сохраняет внутреннее тепло тела .

Распространены по морям и океанам Земли не равномерно и не случайно

Детёныши китообразных рождаются в воде вполне сформированными и сразу же могут следовать за матерью.

Тюлени, моржи, морские котики, синие киты, дельфины.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепим домашнее задание игрой “верно/не верно.

Каждому ученику раздается по 2 листа бумаги (белый и красный) Если ответ неверен – ученики поднимают красный лист бумаги, если ответ верен – белый лист бумаги.

1. Копытные – это млекопитающие, у которых вместо когтей на концах пальцев имеются роговые копыта.(Верно).

2. В зависимости от числа пальцев на ногах, копытных животных делят на парнокопытных и много парнокопытных. (Не верно). Правильный ответ: непарнокопытных.

3. Конечности у парнокопытных трехпалые. (Не верно). Правильный ответ: четырехпалые.

4. Многие парнокопытные имеют на голове рога. (Верно).

5. У парнокопытных сложный многокамерный желудок. (Верно).

6. В Беларуси обитает единственный вид — бегемот. (Не верно).

Правильный ответ: дикий кабан.

7. Непарнокопытные – это в основном обитает открытых местностей. (Верно).

8. К непарнокопытным относятся: лошади, зебры, ослы, носороги, зубры, лоси. (Не верно)

Правильный ответ: не относятся зубры и лоси.

9. В диком виде на территории нашей республики обитает несколько десятков лошадей Пржевальского. (Верно).

Где именно они обитают: в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

Отряд Парнокопытные

Отряд Парнокопытные включает около 150 видов животных: это коровы, лоси, свиньи, козы, антилопы, бегемоты, верблюды, жирафы, зубры и олени. У этих животных одинаково хорошо развиты третий и четвёртый пальцы. Первый палец отсутствует, второй и пятый развиты слабо или полностью отсутствуют. У большинства видов пальцы покрыты роговыми копытами. К отряду принадлежат в основном средние и крупные по величине животные. На голове у многих видов имеются рога. Зубной аппарат состоит из резцов, имеющихся только на нижней челюсти, и коренных зубов с широкой жевательной поверхностью. Живут в степях, лесостепях, пустынях, встречаются в лесах, заходят в тундру и поднимаются в горы.

Различают нежвачных, или свинообразных, и жвачных парнокопытных.

Нежвачные (свинообразные) парнокопытные


К нежвачным парнокопытным относятся свиньи, бегемоты и пекари. Они имеют массивное тело, короткие четырёхпалые конечности. Клыки большие, выдвинуты за пределы рта, на конце морды находится хрящевой пятачок. Нежвачные всеядны. Желудок имеет простое строение. Рогов нет. Хорошо развит подкожный жировой слой.

В широколиственных и смешанных лесах широко распространена дикая свинья, или кабан. Его толстая кожа покрыта жёсткой щетиной бурой окраски.

Кабаны – крупные животные, весят от 60 до 150 килограмм, иногда достигают массы 300 килограммов. У самцов на нижней челюсти имеются изогнутые клыки, длиной до 10 сантиметров. Это всеядные животные: питаются травой, желудями, клубнями, корневищами, корешками растений, извлекая корм из земли путём взрыхления её клыками. Живут небольшими стадами.

Бегемот, или гиппопотам, живёт в Африке. Имеет массивное туловище на коротких толстых ногах. Ноги настолько короткие, что тело гиппопотама при ходьбе почти касается земли. Голова огромная. Ноздри, глаза и уши немного приподняты и расположены так, что бегемот может дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой. Шея очень короткая и практически не выражена.


Бегемот ведёт полуводный образ жизни. Большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемоты обитают только у пресной воды, хотя изредка может оказываться в море. Они хорошо плавают и ныряют, по суше передвигаются довольно быстро. Живут семьями. Питаются травянистыми растениями, которых съедают до 40 килограммов за день. Живут около 50 лет. Поведение бегемота отличается агрессивностью. Драки бегемотов-самцов часто приводят к гибели одного из участников. Случаи нападения бегемота на человека часто встречаются. Бегемот, по ряду данных, является самым опасным зверем Африки — от его нападений гибнет значительно больше людей, чем от нападений львов, буйволов или леопардов.

Пекари обитают в Соединённых Штатах Америки. Они всеядны: питаются травами, корнями и плодами растений и мелкими животными. Активны главным образом ночью, день проводят на лёжках. Держатся стадами.

Жвачные парнокопытные


Жвачные парнокопытные (коровы, верблюды, олени, лоси, зубры и жирафы) имеют стройное тело, длинные конечности, позволяющие им быстро бегать. На коже растут длинные волосы различной густоты и окраски. Подкожный слой жира почти не образуется.

Желудок сложный, состоит из четырёх отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. В рубец попадает масса грубых, не измельчённых зубами растительных кормов, где они подвергаются брожению под влиянием бактерий и инфузорий. Из рубца пища переходит в сетку, откуда путём отрыгивания попадает в рот для повторного пережёвывания. Смешанная со слюной полужидкая масса снова проглатывается и попадает в книжку, а оттуда в сычуг (настоящий желудок), где обрабатывается кислым желудочным соком, переваривающим белковую часть корма.


Жираф является самым высоким наземным животным планеты. Обитает в Африке. Самцы жирафа достигают шести метров и весят около тысячи килограммов. На голове у жирафа находятся два обтянутых шерстью рожка, утолщённые на концах. Чёрные глаза окаймлены густыми ресницами, уши короткие. Жирафы имеют хорошее зрение, слух и обоняние, что позволяет им заблаговременно замечать опасность. Они являются травоядными животными. Строение тела позволяет жирафам питаться листвой древесных крон – на высоте, где у них нет конкурентов. Из деревьев жирафы предпочитают акацию.

К Парнокопытным, занесённым в Красную книгу России, относятся: кабарга сахалинская, олень пятнистый, зубр европейский, горал амурский и алтайский горный баран.

Отряд Непарнокопытные


Отряд Непарнокопытные включает 16 видов. Это большей частью крупные животные – тапиры, лошади, носороги, ослы и зебры. Представители этого отряда имеют общие признаки: на ногах сильно развит один (третий) палец. Он расширен в копыто и покрыт роговым покровом. В скелете отсутствуют ключицы.

Непарнокопытные имеют резцы на верхней и нижней челюстях, а также коренные зубы с широкой жевательной поверхностью. Питаются эти животные только растительной пищей.

Тапиры, в отличие от всех остальных непарнокопытных, имеют на передних конечностях по четыре, а на задних – по три пальца с небольшими копытами. Эти животные имеют небольшой хоботок, состоящий из вытянутого носа и верхней губы. Достигают массы до 300 килограмм. Кожа у них толстая и покрыта бархатистым мехом. Живут они в болотистых местах и очень подвижны. Распространены в Центральной и Южной Америке и Юго-Восточной Азии.

Дикая лошадь была открыта Николаем Михайловичем Пржевальским в 1879 году в горных пустынях Центральной Азии. В настоящее время лошадь Пржевальского сохранилась лишь в зоопарках.

Примерно 5 тысяч лет назад произошло одомашнивание лошадей. Сейчас известно более 100 пород лошадей, используемых в различных целях: для перевозки грузов, спортивных состязаний и для получения шкур.

Кулан – примитивная лошадь, встречается в Туркмении, Казахстане, Китае и Монголии. Питается различными злаками, полынями и другими растениями. Бегает со скоростью до 60 километров в час. Хорошо плавает. Занесена в Красную книгу.

Ослы живут в пустынях и степях Африки. Имеют песчано-серую окраску с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Ослы отличаются от лошадей длинными ушами, узкими копытами, короткой шерстью на хвосте.

Зебры – африканские животные, пасутся вместе с другими травоядными. Они имеют очень красивую и интересную окраску: чёрную в белую полоску, а не наоборот. Живут маленькими группами, состоящими из самок с детёнышами и одного жеребца. У них очень много врагов: львы, гиеновые собаки и человек, который отстреливал их ради красивой шкуры. В результате этого зебры стали редкими и занесены в Красную книгу.

Носороги – большие и тяжёлые звери, массой до трёх тон и выше. На передней части морды находится один или два рога. Кожа толстая, почти лишена волос. Живут носороги в Африке и Южной Азии поодиночке, иногда могут объединяться в небольшие группы. Днём носороги спят, активными в сумерках и ночью. Это очень боязливые и осторожные звери, избегающие близости к человеку. Однако, если они чувствуют для себя угрозу, то нападают. Носорогов часто сопровождают птицы, сидящие на их коже и чистящие их от паразитов. Носороги подлежат охране и занесены в Красную книгу.

Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве. Большинство млекопитающих — четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопитающих хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности.

Млекопитающие Внешнее строение

Волосяной покров на теле неоднороден. Подшерсток — мягкий тонкий волос, не имеющий волосяных луковиц в коже, служащий для сохранения тепла. Ость — грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений и имеющий волосяные луковицы в коже. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмыкающихся.

Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога.

Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез.

кожа млекопитающего

В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопитающих имеют разную форму. Например, у китов и дельфинов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей — в крылья.

Расположенные во рту млекопитающих зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью.

Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопитающих. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибриссы — длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах.

скелет собаки

Скелет млекопитающих имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе – 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позвонков). Крестцовый отдел срастается с костями таза (3-5 позвонков), а число позвонков хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей (плечевой пояс) млекопитающих состоит из двух лопаток и двух ключиц. У некоторых млекопитающих ключиц нет (копытные), у других они плохо развиты либо заменены связками (грызуны, некоторые хищные).

У млекопитающих хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей.

Внутреннее строение

Пищеварительная система. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопитающих желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за счет межреберных мышц и диафрагмы — мускулистой перегородки между грудной и брюшной полостью.

Сердце млекопитающих четырехкамерное, как у птиц, и венозная кровь не смешивается с артериальной. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

кровеносная система собаки

Органы выделения млекопитающих — вторичные почки, мочеточники и мочевой пузырь. Азотсодержащие продукты метаболизма отфильтровываются из крови в парных почках, бобовидной формы. Моча собирается по мочеточникам в мочевой пузырь. Клоаки у млекопитающих нет, хотя у первозверей она еще сохранилась.

Совершенное строение кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем обеспечивает высокий уровень обмена веществ, что способствует поддержанию температуры тела на определенном уровне (37-38° С).

Нервная система имеет сложное строение. Особенно сильно развита кора головного мозга.

Млекопитающие. Внутреннее строение

Оплодотворение у млекопитающих внутреннее и происходит в парных яйцеводах, куда из яичников поступают яйцеклетки. У плацентарных млекопитающих оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенкам особого мышечного органа — матки, где и происходит развитие зародыша. В месте прикрепления зародыша к стенке матки формируется плацента — детское место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами зародыша. Через кровь от матери зародыш получает питательные вещества, кислород и удаляет продукты метаболизма. Таким образом, будущий детеныш надежно защищен матерью и обеспечен питанием, необходимым для его развития.

Отряды млекопитающих

Современные млекопитающие подразделяются на 19 отрядов. Важнейшие отряды млекопитающих:

Читайте также: