Религиозное освоение мира конспект

Обновлено: 05.07.2024

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов .

Конфессия, (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями называют религиозные общины (церкви), связанные общностью верования.

Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые.

Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.

Будди́зм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено пророком Мухаммедом в Коране.

Атеист – человек не верующий в Бога, безбожник.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Антропоморфизм – вера в человекоподобных богов.

Культ - система религиозных обрядов, ритуалов, действий.

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 - 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Существует ли потусторонний мир? Этим вопросом задавались люди всегда, и это явилось, по мнению некоторых философов, причиной зарождения религии.

Миллионы людей на земле верят в Бога.

Религия – это вера в Бога, его сверхъестественную силу. Это особый тип реальности, которую в науке называют сверхъестественной, потусторонней.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.

Признаки религии: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала, признание теоцентрической картины мира, иррационализм и мистицизм, идея креационизма.

Убеждение верующих в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром называется религиозным сознанием.

В священных книгах Библии, Коране, Трипитаке изложена воля Бога, в соответствии с которой формируются нравственные религиозные ценности.

Развитии культуры, научно-технического прогресса, образования и т.д. формируют светское сознание.

Религия в своем развитии прошла длительный путь с древности до наших дней. Ранние религиозные представления имели политеистический (многобожный) характер – таковы религии древних греков, римлян, индийцев, китайцев. Их религия изложена в мифах, которые формировали мифологическое сознание.

Существовали ранние формы религий: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Религия иудеев, христиан и мусульман носит монотеистический (единобожный)

Многие религии представлены антропоморфных (человекоподобных) богах.

Классификация религий: родоплеменные (примитивные), национально-государственные (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (буддизм, ислам, христианство).

В мире существуют три основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

Мировыми их называют потому, что они выходят за рамки национальностей и государств, распространившись по всему миру. Признаками мировых религий являются следующие: огромное число последователей во всем мире, эгалитарность, пропагандистская активность и прозелитизм, космополитичность.

Региональные же религии носят этнонациональный характер.

Религии современного мира имеют свою особую организацию с четким распределением обязанностей на каждом уровне иерархии. Такая организация называется церковью.

Например, в христианстве, эта иерархия выглядит так: миряне, белое духовенство, черное духовенство, епископ, митрополит, патриарх.

Систему религиозных обрядов, ритуалов, действий, свойственные любой религии называют религиозным культом.

Примером служат празднование ураза – байрам в исламе, обычай красить яйца на пасху в христианстве, дзул-хурал в буддизме – обычай покаяния в плохом обращении с животными.

Так как культ придает религии конкретно-чувственный характер, ему принадлежит центральное место в религии.

Религиозные обряды сопровождают человека в течение всей жизни, отмечая важнейшие события, происходящие в ней: крещение, венчание и т. п.

Религия воздействует на судьбы людей формируя нормы общественной морали через нравственные кодексы и религиозные предписания.

Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

В России в 1990-х годах изменились отношения государства и церкви. В Конституции РФ 1993 года Россия провозглашена как светское государство, где ни одна религия не устанавливается в качестве государственной.

Любые формы ограничения прав по религиозному признаку запрещены.

Ст. 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания. Любой человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Наибольшее число верующих в России исповедуют православие. В стране насчитывается около 12 тыс. православных общин, около пятисот мужских и женских монастырей. Высшим органам церковной власти и управления христианской церкви является Священный синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси, в исламе, второй по численности религии России(2,5 тыс. общин), координационный центр духовных управлений мусульман, 200 буддийских общин руководит Центральное управление буддистов в России

Разбор типового тренировочного задания

1). Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом

человечества были религиозные войны.

2) Политика государства не влияет на мирное сосуществование представителей

разных конфессий в обществе.

3). Мировые религии, представленные в России, являются историческим наследием

4) В России законодательно гарантирована свобода вероисповедания.

5) Христианство является государственной религией в России.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

Проявление _______________ (А) установок, переживаний и действий, основанных на вере в __________________ (Б), священное называется религией.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов Михайлова Н.Ю.

Тема: Возникновение религий.

Цель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения мировых религий.

Задачи урока :

1.Способствовать формированию уважительного отношения к мировым религиям и их представителям.

2. Сформировать навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации, со словарём.

3. Способствовать усвоению знаний об истории возникновении мировых религий.

Оборудование и материалы: презентация, компьютер, проектор, учебное пособие.

1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания:

- Что такое культура?

- На какие части делится культура? (духовная и материальная)

Групповая работа

1 группа из предложенных слов выбрать понятия, касающиеся материальной культуры. 2 группа – духовной.

Слова: дом, книга, стол, храм, бог, природа, мать, Родина.

- Что такое религия?

- Как связаны религия и культура? Высказывания учащихся.

Вы хорошо усвоили, что такое культура и религия, а теперь, пожалуйста, подумайте над вопросом: - Какие религии вам известны и как давно они появились? Высказывания учащихся

Запись в тетрадях темы урока: Возникновение религий. (Слайд 1)

- Как вы понимаете тему урока? Высказывания учащихся.

3. Изучение нового материала.

Чтение карточки - раздатки с текстом.

Первые религии. Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, в огне и ветре. Они также верили в священных животных, например, в медведей или оленей.

- Рассмотрим иллюстрацию захоронения древних людей, какие можно увидеть доказательства того, что древние люди верили в загробное существование. (Орудия труда, посуда )

В древности люди верили в загробную жизнь.

- Как вы думаете, во что еще верили древние люди? (Высказывания учащихся)

У каждого природного явления было свое божество, которому поклонялись люди. Это и есть – многобожие.

- Что означает религия – многобожие?

Запись определения в тетрадях.

Многобожие – религия, в которой почитается много богов. (Слайд 5)

У каждого бога было свое назначение.

- Как называли объединение богов? (Высказывание учащихся)

Запись определения в тетрадях.

Понятия многобожие, пантеон часто встречаются в мифах и легендах.

- Какие мифы и легенды вы знаете? Какие боги упоминаются в них? (Высказывание учащихся)

- А в современном мире есть многобожие? Почему? (Высказывание учащихся)

Первый народ, поклонявшийся одному богу – иудеи. (Слайд 7)

Чтение карточки - раздатки с текстом.

Иудаизм. Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). Родоначальником иудеев считается патриарх Авраам . Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан, обещанной ему Богом. В наше время это территория государства Израиль, Палестины, частично Сирии и Ливана. С тех пор евреи зовут эту землю Землей Обетованной (обещанной). Но скоро здесь наступил голод, и внуки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Евреи оказались в Египте на положении рабов: они выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. Они мечтали освободиться от этого рабства, но египетский царь – фараон – не хотел отпускать их. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей . Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.

Моисей повел свой народ обратно в землю Обетованную. Этот путь был долгим. Сорок лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали , на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор ( Завет ). Согласно этому завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, евреи построили в городе Иерусалиме Храм .

Но через некоторое время царство иудеев подверглось нашествием могущественных соседей. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в соседнее государство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога. Однако нашествия продолжались и, в конце концов, власть над землями иудеев перешла в руки римлян.

Работа с текстом

- Что такое скрижали?

- Что такое завет?

- Что построили иудеи для того, чтобы почитать своего бога?

- Религия, которая зародилась в Иерусалиме и основателями которой были пророк Авраам и Моисей получила название иудаизм (по названию народа который жил в этой стране)

Иудаизм - это национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями.

На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине.

Проблемы взаимоотношений между религией и философией существуют со времен существования философии. С момента появления философии религия была ее предметом. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия — вопросы о происхождении мира, месте человека в космосе, основах человеческой деятельности, возможностях и пределах познания — были одновременно темами религиозного мировоззрения. Религия присутствовала в каждом философском сооружении, которое проясняло природу бытия в целом. Религия пронизывает почти каждую сферу земной жизни и определяет многие ее ориентиры. На протяжении всей истории философии проблема ее взаимодействия с религией была актуальна, поскольку в рамках религии фундаментальные идеи не оправдываются и не подвергаются критике, а принимаются на основе веры. Философия, с другой стороны, с помощью логической аргументации стремится обосновать все свои утверждения, развивает теоретические системы идей. Следовательно, их взаимодействие необходимо. Но на разных этапах истории философы и богословы пытались определить границы этого взаимодействия.

Первым, кто резко раскритиковал языческий многобожие, был Ксенофан. Однако наибольший вклад в развитие религии внес Платон своими представлениями о различии мира явлений и мира вечных сущностей, своим учением о бессмертии души, об универсальности и примате идеи добра и, прежде всего, своим учением о природе божественного мира как системы идей. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия сосуществовали и не мешали независимости друг друга. Более того, иногда они даже помогали друг другу понять окружающий мир. Ситуация во взаимоотношениях религии и философии начала существенно меняться после появления и признания христианства в общественной жизни. Главной целью философии того времени было донести до горожан церковные истины с помощью человеческого разума. В эпоху Возрождения не только постепенно отступало традиционное религиозное мировоззрение, но и стали проявляться определенные разногласия между богословами, как в толковании Писания, так и в практике религии. Новая страница в отношениях между философией и религией была перевернута французскими мыслителями эпохи Просвещения XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали объектом критики Бога, религию и церковный ритуал. Ситуация начала меняться только в середине ХХ века, когда ученые больше не связывали религию с атеистической традицией и критикой религии. Более того, величайшие мыслители ХХ века считали религию необходимым элементом культуры.

В связи с тем, что философия является синтезом нескольких наук, она постоянно взаимодействует с другими сферами человеческой деятельности — экономической, духовной, культурной, политической, экономической. И то, что на протяжении многих веков именно Церковь играла ведущую роль в формировании политики государства, подтверждает связь с этими областями и религией. Таким образом, тема данного очерка актуальна не только с точки зрения философии и теологии, но и со стороны социологии, политологии, культурологии, идеологии и т.д.

Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта

Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания

Религиозная мысль была, по сути, первой формой познания мира человеком и, по последним научным данным, появилась около 40-50 тысяч лет назад [4, 44]. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект был способен отделять свои мысли от окружающей действительности. В дальнейшем в процессе своего развития человек смог выстроить собственные представления об окружающей его среде, не полагаясь на объекты, вещи и явления, а работая с продуктами своей умственной деятельности.

На протяжении многих тысячелетий религиозные убеждения носили политеистический характер. Это означало, что у каждого клана и племени было несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого времени еще нельзя было считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Скорее, это было мировоззрение, которое можно было бы назвать натуралистической религией, так как человек был прочно связан с природой в своем понимании окружающего его мира. Первые боги древности были созданы по образу и подобию человека. Существенным отличием богов от людей было их бессмертие, хотя, как и люди, они не могли изменить или повлиять на судьбу, которая в конечном итоге определила их судьбу. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, сильно преувеличивали и преувеличивали, символизировали не только силу и могущество, великодушие и жестокость — через эти образы древние греки могли лучше понимать свои человеческие способности, постигать собственные намерения и действия, объективно оценивать свои силы.

Православный богослов Архиепископ Михаил выделяет пять особенностей религиозного сознания, характерных для любой религии .

Убеждение в реальности контакта с религиозными объектами. И этот контакт двунаправленный. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения; божество влияет на человеческие судьбы, объясняет людям свою волю, знает их мысли.

Религия предполагает наличие чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, поскольку общение человека с Богом неравноправно. Однако формы сознания этой зависимости могут варьироваться: от чувства страха, которое заставляет подчиняться, до просветленного смирения, которое понимается как осознание собственного несовершенства.

Изменение роли философии в общественно-политической и интеллектуальной жизни средневековья

Качественным отличием средневековья является служение философии целям религии и богословия. Первые шаги к подчинению философии Священному Писанию были сделаны еще в первом веке Филом Александрийским. В последующие столетия эта цель была полностью достигнута. Связь между философией и христианством в средние века, вплоть до пятнадцатого века, то есть начала Новой эры, можно охарактеризовать следующим образом. Философия использовалась для укрепления позиций зарождающегося христианства, которое нуждалось в такой поддержке как концептуально, так и организационно. Первые христиане должны были защищать свои верования от языческих верований на протяжении нескольких веков, вплоть до IV века. Более того, они не всегда встречались с пониманием со стороны правителей Римской империи. Клемент Александрийский, искал синтез эллинистической культуры и христианской веры. Ему приписывают знаменитые слова, которые служили методологическим руководством на протяжении всего Средневековья, что истинной философией была христианская религия.

В последующие столетия Отцы Церкви предпринимали соответствующие шаги по использованию достижений философии для укрепления позиций религии и Церкви. Это выразилось, прежде всего, в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для научного обоснования церковных догм. Дело в том, что христианство, относительно быстро возникшее и ставшее государственной религией, еще не стало понятным своим адептам. Для того чтобы это было понятно, необходимо было либо создать соответствующую и приемлемую терминологию, раскрывающую основные положения новой религии, либо по возможности использовать уже существующие термины, либо, при необходимости, заменить их суть.

Можно сделать вывод, что христианство, в силу своего статуса государственной религии, использовало философию для концептуального закрепления своих доктрин и распространения их среди народа. Почти все философы того времени были также священнослужителями. Большинство из них обратилось к философии, чтобы использовать ее для передачи церковных истин своим прихожанам, опираясь на человеческий разум. И тот факт, что те же люди работали богословами и философами, еще раз подтверждает тесное единство философии и религии в средние века.

Отношения между религией и философией в эпоху Возрождения и современности

Взаимоотношения между религией и философией приобрели новый характер в эпоху Возрождения. Традиционное религиозное мировоззрение не только постепенно уступает место, но и в рядах богословов начинают появляться определенные различия как в толковании Священного Писания, так и в отношении к религиозным культам. В то же время, несмотря на эти изменения, религия продолжает оставаться наиболее влиятельным институтом в интеллектуальной жизни общества.

Еще более решительный шаг на пути к изменению представлений о мире, и в частности о социальной жизни, о государстве и человеке, делает итальянский мыслитель Николо Макиавелли. Идеи итальянского мыслителя серьезно ослабили позиции богословия и повысили социальную значимость науки. Речь идет о решающей роли не веры, а интереса, который действует как мощный стимул во всей человеческой деятельности, а создание государства на самом деле является результатом человеческой деятельности, и Бог не имеет к этому никакого отношения.

Заметный вклад в ослабление позиций богословской доктрины и укрепление позиций философии принадлежит религиозным движениям XV и XVII веков, охватившим Европу. Они ослабляли религиозную доктрину изнутри, постепенно освобождая место для философского осмысления мира.

В современный период (конец шестнадцатого — середина девятнадцатого века) произошли значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией. Этот период начинается с того, что философия постепенно готовит пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и господством светских доктрин, основанных на разуме и опыте общественно-политической жизни общества. Это изменение стало возможным в основном в связи с потребностями экономического развития, которые требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени стремится к знанию реальности, основанному на сенсорных знаниях, потому что религиозная вера не давала этого знания. Призыв к сенсорному знанию ведет к беспрецедентному выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако сущность философской мысли определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не менее важно систематизировать и классифицировать открытые явления, способствующие развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только найти причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и, на основе полученных знаний, создать новый образ мира и показать роль человека и Бога в нем. Такой подход полностью подорвал монополию богословия в объяснении происхождения мира и природы событий, открыл человеку новые способы объяснения и познания, в том числе материалистические, которые были абсолютно невозможны в предыдущие века.

Перспективы дальнейшего сближения религии и философии

На протяжении веков существовала связь между религией и философией. Если в средние века философия использовалась для доказательства существования Бога, для рациональной поддержки религиозных догм, то в последующие века ситуация постепенно менялась, и сегодня мы видим, что с помощью философских догм можно как доказать существование Бога, так и опровергнуть этот факт.

На мой взгляд, дальнейшее тесное переплетение религии и философии просто неизбежно, поскольку в большинстве религиозных учений религиозное содержание поддерживается философскими рассуждениями. Однако, благодаря постоянному развитию и совершенствованию мыслительного аппарата, я вижу расширение тематики религии, затрагиваемой философией. Помимо рационального оправдания существования Бога, философия должна касаться рационального объяснения происхождения конфликтов религий и их неизбежности, проблемы превосходства одной из мировых религий над другими, возможности мирного сосуществования различных конфессий и ряда других вопросов. Философский аргумент не полностью охватывает восточные религии, хотя в последние годы наблюдается заметный поворот философии именно к этим течениям. Недостаточное внимание было уделено философскому объяснению роли взаимодействия различных религий в формировании мировой культуры. Отношение философии к религиозным войнам, особенно к джихаду, неоднозначно: критика или аргументация необходимости. Круг необъяснимого и непонятного в религии не ограничивается проблемой рационального доказательства существования мира Божьего. Он намного шире. И многие из этих проблем до сих пор не решены философами. В этом контексте возможности взаимодействия философии и религии безграничны. Однако я считаю, что это взаимодействие не должно подразумевать доминирования одного из мировоззрений. Философское мышление должно быть свободным от догм, оно предполагает безжалостный критический анализ всех предложений, даже очевидных, в то время как любая религия содержит догмы, допрос которых осуждает как грех. Поэтому заменить религию философией или наоборот невозможно. В то же время, одним из вопросов, заслуживающих философского внимания, может быть проблема, что верующий, вступающий на путь философской мысли, в некоторой степени отстраняется от религии, и наоборот, философ, который с самого начала исходит из религиозных соображений, ограничивает свободу философской мысли. Пока эти и другие вопросы существуют, философия и религия будут развиваться параллельно друг другу, но в то же время они будут зависеть друг от друга.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировых религий: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, — результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра — с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия — продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

3. Структура религии

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия — это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного — придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого — ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, — один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- деловая игра в 5 классе на тему "Возникновение мировых религий".

Конспект урока (ОДНКНР)

Моя религия - греть и светить
Людям, которых люблю и ценю,
Тем, с кем невидима связана нить,
Тем, с кем не ставлю я в сердце броню

Тема урока: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Форма урока: Урок – деловая игра

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, работа с карточками, заполнение таблицы

Основные термины и понятия: христианство, ислам, буддизм

Дидактический материал: карточки со словами-терминами

Оборудование: компьютер

Цель: сформировать представление о возникновении мировых религий и их основателях

Формирование представлений об основателях основных мировых религий, их жизненном пути, их первоначальных учений;

Развитие умения давать определения основным понятиям;

Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников;

Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, уважения к предмету;

Актуализация знаний. Разминка

Итог урока. Рефлексия

Скажите, чтобы вы хотели получить от урока? Для чего нам нужно знать мировые религии?

- Но прежде чем мы перейдем к теме урока, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

- Что такое культура?

(это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории)

- Что вы знаете о пантеоне?

- Что означают заповеди для верующего человека?

(правила и запреты)

- Что такое скрижали?

(каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу)

- Что такое религия?

(вера в сверхъестественное)

- Что мы называем многобожием?

(вера во многих богов)

- Какие виды культуры вы знаете?

(материальная и духовная)

- Что можно отнести к материальной культуре?

(памятники, архитектура, картины )

- Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры

(верующие принадлежат к одному народу. Индуизм, иудаизм)

(слайд на экране)

- На первых уроках мы с вами узнали, что со временем появились религии, которые стали называться мировыми. Выберите из предложенных вариантов те религии, которые считаются мировыми.

- Правильный ответ (буддизм, христианство, ислам)

- Перед вами три известные религии и их основатели.(слайд).

Игра наша пройдёт в три этапа.

Первый этап

-Разделимся на 3 группы по религиям ( в группе историк и основатель) Вы должны рассказать о возникновении религий с позиции вашей роли.

Ученик- историк

Но многие в народе считали, что он должен избавить иудеев от врагов, должен быть храбрым военачальников, а не проповедником. Поэтому скоро Иисуса схватили и казнили страшной казнью, распятием на кресте. Через три дня верные последователи Христа пришли к пещере, где оставили тело Иисуса, хотели как и полагается, похоронить его, но обнаружили поразительное открытие: Иисус, как сын Божий не был подвластен смерти, и воскрес.

Ученик – основатель религии

Я родился в маленьком городке Вифлеем. Моим родителям не хватило места в гостинице, поэтому мать Мария родила меня в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Когда я вырос, в возрасте тридцати трёх лет, я стал проповедовать. Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Также я исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые шли за мной, считали меня Сыном Божьим, который пришёл открыть людям путь к праведной жизни. Но многие ждали от меня другого. Начальники иудеев схватили меня рядом с Иерусалимом в саду под названием Гефсимания и решили казнить. В этот момент многие ученики испугались. Но были и те, которые остались со мной.

Вдохновлённые вестью, что я неподвластен смерти, мои ученики стали проповедовать моё учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам и стало называться христианством.

Ученик – историк

В 570 году в далёкой Аравии в городе Мекка стали появляться люди, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Около 610 года появился Мухаммад, который стал проповедовать среди мекканцев. Он призвал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия. Так Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него приемники сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова.

Ученик – основатель религии

Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.

Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.

Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.

Ученик – историк

Третья мировая религия – буддизм возникла раньше остальных. Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или растения.

Ученик – основатель религии

Я родился в Индии в богатой семье. Назвали меня Гаутама. Жил во дворце, в роскоши и без забот. Родители хотели, чтобы я стал великим государём и именно так воспитывали меня. Я был способным и обгонял сверстников в науке и спорте. В 29 лет женился на принцессе и родился сын. Но, однажды я встретил похоронную процессию, и понял, что все люди на земле смертны. В другой раз – я встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз увидел нищего, и осознал мимолётность богатства. Тогда я понял, что нужно найти причины страданий и способы избавления от них.

Как-то я сел под дерево банана и дал клятву, что не сойду с места, пока не познаю истину жизни. Ко мне пришло просветление, я познал четыре благородные истины:

В мире есть страдания

Есть и причина страданий

Существует освобождение от страданий

А также путь, который ведёт к освобождению от страданий

Так я стал просветлённым – Буддой. У меня появились ученики. Когда я стал стар, я простился с учениками, лёг в позу льва, погрузился в созерцание и вступил в вечность, в которой нет страданий.

Мои ученики стали распространять буддизм по всему миру.

- Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.

Для того, чтобы проверить друг друга, сейчас в каждой группе вы должны придумать по одному вопросу о религии для других групп.

А теперь давайте поменяемся в группах. Историки и основатели религий объединятся между собой (две группы: историки, основатели). Заодно проведём физкультминутку.

Второй этап

Для того чтобы проверить себя в умении различать понятия, термины, значения разных религий, вы выполните следующее задание. Перед вами 3 большие карточки с названиями религий и большое количество маленьких карточек со словами, фразами, именами, названиями, которые вы должны отнести к той или иной религии. Работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. На задание – 5 мин.

Христианство

Иисус, христиане, Иудея. Вифлеем, Мария, распятие, воскресение, сын Божий, Иерусалим, крест, Христос, Гефсиманский сад

Индия, Гаутама, истина, Просветлённый, Путь освобождения от страданий, Будда, поза льва, ступы, дерево банана

Отдельно карточки со словами: многобожие, пантеон

Третий этап

- Давайте представим картины того, о чём сейчас говорили и слушали. Просмотрим иллюстрации. Ваша задача – рассказать сюжет картины.

Просмотр иллюстраций и рассказ учеников.

4. Составление таблицы

- а теперь давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока?

Читайте также: