Конспект по истории 5 класс древний восток

Обновлено: 03.07.2024

Примерно в 3000 году до нашего летоисчисления, в низине, сформировавшейся в результате эрозии рек Нил, Евфрат и Тигр, появились первые общественные организации с определенными границами.

В послеледниковый период на Африканском континенте был влажный климат.

Через определенный промежуток времени он сменился на засушливый режим погоды, и тогда началась массовая миграция людей ближе к водным ресурсам.

В результате переселения были образованы первые в истории государства Древнего Востока – Вавилонское царство, Древнемесопотамская Ассирия, Древние Индия, Китай и Египет.

Они занимали территорию от берега межматерикового Средиземного моря и до побережья Тихого океана.

Государственный строй и города Древнего Востока

Большое значение в развитии этих государств имели территории плодородных земель, расположенных в долинах рек Древнего Востока.

Благодаря успешному развитию хозяйственной деятельности древние народы создавали крупные населенные пункты – города, где концентрировались торговые связи, разнообразные ремесленные производства и создавались культовые сооружения.

Общей чертой этих градов являлись оборонительные крепости, большое количество жителей.

Для них создавались жилые районы, соблюдая особую планировку из одноэтажных домов.

Археологические раскопки свидетельствуют, что в то время уже существовала система подачи воды в жилые помещения, а также технические сооружения в виде канализации.

Параллельно с развитием городов развивалась и форма правления, где правитель имел неограниченную власть и признавался жителями этого града наместником бога.

Под его руководством создавался аппарат государственных служащих, которые несли ответственность за работу на полях, рудниках, каменоломнях. Под руководством чиновников осуществлялась торговля и городское строительство.

Культура древних государств

Колыбелью совокупности письменных средств общения (письменность) считается Древний Восток.

Через некоторое время в древнем государстве Финикия (территория современного Ливана) в XV столетии до н.э. была создана алфавитная письменность, где обозначались только гласные буквы. Спустя четыре столетия древние греки, а затем римляне на основе финикийского письма усовершенствовали алфавит, добавив согласные знаки, сохранившиеся с небольшим изменением до нашего времени.

Кроме письменности Древний Восток является родиной двух религиозных направлений – буддизма, возникшего в первом веке до н.э. в Древней Индии, и христианства, появившегося в Палестине.

Развитие медицины, астрономии, агротехники и других сфер науки были основаны благодаря Древнему Востоку.

Именно там впервые древние народы начали делить время на сутки, месяцы и годы, выращивать многие сельскохозяйственные культуры, изучать движение небесных тел и проводить хирургические операции. В те времена развивалась литература и живопись.

Совокупность всех этих древневосточных наук стали основой формирования научных мировых открытий.

Кухня Древнего Востока

Благодаря артефактам, добытых во время археологических раскопок историкам удалось выяснить, что в основу рациона у древних народов Востока были разнообразные по вкусу хлебные изделия.

Древневосточные повара при приготовлении пищи использовали различные бобовые культуры. В то время большой разницы в рационе между людьми бедного и богатого сословия не было.

Но после распространения металлургии, где древние могли изготовлять железные орудия для охоты, мясо антилоп, газелей и других животных могла употреблять только довольно зажиточная часть электората, а бедная прослойка населения питалась в основном бобами и овощами.

В Древнем Египте свинину не использовали в пищу, так как это животное считалось священным, и употреблять это мясо было большим грехом.

У древневосточных жителей в основном была не особенно сытная пища, но, несмотря на это, использование многих видов мяса для приготовления блюд было под строгим запретом. Табу не распространялось только на овощи и фрукты.

Пища из молочных продуктов, как и мясо, считалась привилегией обеспеченного населения.

Это было связано с тем, что изготовлением молочных продуктов могла заниматься только та прослойка населения, которая имела материальную возможность разводить и содержать рогатый скот.

Этносы, начиная с бронзового века, уже умели изготовлять сливочное масло, творожную массу и разные сорта сыра.

Интересный факт : недавно археологи в одной из фараоновских гробниц нашли молочный продукт в виде брынзы, изготовленный три тысячи лет тому назад из козьего молока.

На протяжении всей истории Древнего Востока, его жители не могли использовать воду для питья, так как она содержала большой процент биологических загрязнений.

Поэтому древние египтяне использовали напиток, приготовленный из ячменя или пшеницы, напоминающий современный квас.

Этот вид питья вскоре распространился и стал популярным на всей территории Древнего Востока.

В ту эпоху мясо, рыба, овощи, фрукты употреблялись по отдельности, и не существовал обычай смешивать продукты и экспериментировать с приготовлением блюд.

Такое кулинарное искусство появилось у европейских поваров благодаря установлению торговых связей древневосточных государств с Европой.

Интересные факты Древнего Востока

1. Некоторые достижения Древнего Востока по разным причинам были утеряны, но через столетия они были вновь изобретены.

3. Сейчас историкам доподлинно известно, что на дне Средиземного моря находятся около 200 городов Древнего Востока. Многие из них были затоплены по непонятным причинам.

4. Великая Китайская стена, построенная в VII столетии до н.э. для защиты Древнего Китая от набегов кочевого народа Хунну, считается величайшим военным сооружением и с 1987 года находится в списке ЮНЕСКО как Всемирное наследие. Последние ее реставрационные работы проходили в 1644 году.

5. Древняя Греция (Эллада) считается родиной театра, народовластия и Олимпийских игр. Спортивные соревнования являлись как часть религиозного культа и проводились в Олимпии, начиная с 776 и до 393 года до н.э. Современная Олимпиада была возрождена в конце XIX столетия, благодаря французскому спортивному деятелю Пьеру де Кубертену.

6. Археологические раскопки свидетельствуют, что египтяне древних времен держали бабуинов (обезьяны из рода павианов) в качестве домашнего скота.

8. Первый в мире пассаж был построен в Риме во время правления императора Трояном и представлял собою здание из несколько этажей, где размещались более 150 магазинов.

10. После смерти Александра Македонского торговые связи между Древним Востоком и Европой были прерваны. И только португальский мореплаватель в 1498 году первым из европейцев посетил индийский город Каликут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята, сейчас мы с вами подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Послушайте, пожалуйста, несколько фрагментов описания местности и подумайте, о каких государствах идёт речь.

На доске появляется запись: Древний Египет. Древнее Двуречье. Древняя Финикия. Древний Китай. Древняя Индия.

- Где находятся все эти страны? Как же будет называться тема нашего урока сегодня? (Древний Восток)

- Что мы знаем об этих государствах? Одинаково они развивались? Давайте попробуем сравнить все сведения, которые мы знаем об этих государствах. Для этого нужно составить план. (Учащиеся предлагают свой вариант плана).

Распределите слова правильно: храмы-башни, мореплаватели, Тутанхамон, Ашока, компас, джунгли, Хаммурапи, пирамида Хеопса, древнейший алфавит, Цинь Шихуан, брахман, пурпурные ткани, мумия, великий шелковый путь, сахарный тростник, рис.

Под названием каждого государства записанном на доске, в течение урока учащиеся делают соответствующие записи.

Проверьте себя и поставьте оценку за это задание.

4. Счет лет в истории.

- Давайте выясним, какое из событий перечисленных в приведенной здесь задаче произошло раньше, а какое позже. Что нам поможет в решении этой задачи? (Лента времени).

5. Потерянный документ.

«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

«Ничтожный человек стремится к выгоде, благородный к справедливости.

Благородный человек лишен тревоги и боязни – ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?

Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.

6. Решение исторических задач.

Задача 1. Сколько тысяч лет назад возникли города в Египте, если первые из них появились в 3 тысячелетии до н.э.? (Решение: 3 000лет до н.э. + 2010 лет н.э. = 5010 лет назад).

Задача 2. Сколько тысяч лет назад возникли города в Двуречье, если первые из них появились в 4 тысячелетии до н.э.? (Решение: 4 000лет до н.э. + 2010 лет н.э. = 6010 лет назад).

Задача 3. Сосчитайте, где города появились раньше и на сколько. (Решение: 6010 – 5010 = на 1000 лет города появились в Двуречье раньше).

7. Религия. Религиозные верования.

-Одной из важнейших составляющих в любом государстве является религия. Давайте вспомним особенности религий Древнего Востока. Египет – много богов, главный – бог солнца Амон – Ра, Двуречье – много богов, в каждом городе свой бог. Древнееврейское царство – бог один - Бог Яхве. Индия – много богов, один из главнейших мудрый Ганеша – бог с головой слона. Китай – много богов, наивысшее – Небо.

8. Собери картинку.

- У каждого на столе лежит конверт. Откройте его. Внутри разрезанная на несколько частей картинка. Задание: соберите картинку и определите что на ней изображено, к какому из изученных государств мы можем её отнести.

9. Письменность.

Где и когда возник алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи Двуречья и письме древних египтян и китайцев?

10. Строительство.

- Какие знаменитые сооружения в Египте, Двуречье, Палестине, Китае вы можете назвать? (Пирамиды, сфинкс, храмы-башни, храм царя Соломона, Великая Китайская стена).

11. Спроси соседа.

- А теперь выполним домашнее задание. Каждому из вас нужно было подготовить вопрос к одному из своих одноклассников. Определитесь, кому он адресован и задайте его, а затем мы вместе выслушаем ответ. Если отвечающий не справится, то поможет ему автор вопроса.

12. Где это было изобретено, впервые использовано…

13. Анализ урока. Рефлексия.

- Ребята, мы с вами немного вспомнили то, что изучали о государствах Древнего Востока. Какое из них вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Удалось ли нам сегодня сравнить хотя бы часть изученных государств?

- Что из истории государств Древнего Востока вам больше всего запомнилось?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось вам?

- Что не понравилось?

14. Оценки за урок.

15. Домашнее задание: изучить карту на странице 111 и приготовиться работать по ней; прочитать текст на карточках и проанализировать его по вопросам к нему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания по теме; контроль и корректировка умений и навыков учащихся.

продолжить работу по формированию предметных навыков: анализировать, сравнивать, работать с картой;

формирование интереса к предмету, расширение кругозора.

Тип урока: обобщающий урок - игра.

На первый гейм, вот шутка,
Дана одна минутка.
Поспеши-ка, не зевай,
Правильный ответ давай.

Почему первые в мире государства возникли по берегам рек?

Назовите первое государство Древнего мира.

Какова была цель египетских фараонов, направлявших свою армию в соседние страны?

В честь какого фараона в Древнем Египте была воздвигнута самая высокая пирамида?

Как называется сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топориков?

Как называлась усыпальница фараона?

Где впервые возникло единобожие?

Назовите первую часть Библии?

Всем известно и не ново :
Карта- важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все, внимание!

1.Индивидуальное задание: "Картографический танграм".

Карту разрезать на части, произвольно пронумеровать. Учащемуся необходимо собрать эти части, выписать последовательность номеров частей карты по часовой стрелке, назвать страну, определить месторасположение. Выполняется по желанию.

2.Работа с классом.

(все показывается на карте, с пояснением учащихся)

Покажите реки, по берегам которых возникли первые в мире государства.

Покажите на карте, где правили следующие цари: Хаммурапи, Тутмос II, Цинь Шихуан, Ашока, Соломон, Ашшурбанапал, Кир, Дарий I.

В этой стране река при разливе приобретала сначала зеленый ,а затем красно-коричневый цвет.

Где находились знаменитые ворота Иштар?

В какой стране было изобретено стекло?

В какой стране текла река тысячи бедствий?

Покажите самые известные города Древнего Востока.

Эрудиты, эрудиты!
Все пути для вас открыты,
Все дороги вам видны.

Разгадывание ребусов( ребусы подготовлены учащимися к данному уроку), шарад, панчатантры. По желанию 2 человека разгадывают ребусы; 2- задания из рабочей тетради-стр.62,№79; стр.66,№85.

Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое-родина бумаги.

Первое – сладкий вкусный плод, второе – союз, третье –последняя буква алфавита, а целое – родина фарфора.

Первое – деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе – местоимение, целое – правитель Египта в Древности.

Кому принадлежат слова:

а) Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Благородный человек винит себя, а ничтожный – других. Благородный человек лишен тревоги и боязни – ведь коли не найдешь себе изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?

б) Всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий.

Один древний философ не уставал твердить: «Все что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды. Как вы понимаете смысл этой строфы, о чем она, чему учит своих читателей?

Наш собственный усердный труд
Нам пропитанье достает,-
И если руки не возьмут.
Крупинка в рот не попадет!

6.Рабочая тетрадь стр.72- №6.

Однажды у Аристотеля спросили:

- Как же преуспеть ученикам?

- Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади,- быстро ответил тот.

И был, конечно же прав!

Итак! Блиц – турнир.

Как называлось особое письмо в Двуречье?

Самые древние письменные законы на Земле создал царь…?

Священное животное Индии?

На чем писали: в Египте, Двуречье, Индии, Китае?

В какой стране Древнего Востока сложился кастовый строй?

Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии?

Где и в связи с какими событиями возникли крылатые выражения:

Что больше по объему и во сколько раз: Великая Китайская стена или пирамида Хеопса?

5 гейм. Хронологический. Слайд 6.

Хоть немножечко устали

Силу знаний показали

И еще один шажок –

В цифры прошлого прыжок.

Соотнесите даты и события.

2600г.до н.э. Построена пирамида Хеопса

1792г. до н.э. Начало правления царя Хаммурапи

1500 г.до н.э. Завоевательные походы Тутмоса III

612 г. до н.э. Падение Ниневии

538 г. до н.э. Захват персами Вавилона

525 г. до н.э. Захват персами Египта

И с н с к ф ; а р д и п а м и ; и г о р л и е ф; г а с к р о а ф;

з и д у б д м; а с к т а.

Щелковая ткань; бумага; шахматы, сахар; цифры, чай, компас, порох, фарфор, буква, стекло, хлопок.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Цели:

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний,через игру-путешествие;

- воспитание у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;

- формирование навыка работы в группе.

Задачи:

- подвести обучающихся к пониманию значимостиистории и культуры стран Древнего Востока, воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, по нахождению на ней территории изучаемого государства, природных объектов (реки Междуречья) и городов;

- способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; анализировать и делать выводы.

Оборудование:

План урока:

2. Постановка цели и учебных задач (2 минуты)

3. Физминутка (2 минуты)

4. Игра-путешествие. Решение познавательных задач. Достижение цели урока. (30 минут)

5. Подведение итогов урока (2 минуты)

6. Рефлексивный этап (2 минуты)

7. Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Ход урока

1.Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.Сегодня у нас необычный урок и на этот урок к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Восток”. Слайд №1.

ЧТО МЫ БУДЕМ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ? (цель закрепить и систематизировать знания по истории Древнего Востока).

Урок необычный, и поведем мы его в форме игры-путешествия. Как обычно в путешествие все едут с хорошим настроением. Я желаю, чтобы Вы взяли с собой в путь хорошее настроение, смекалку, свою эрудицию. Поделитесь своей улыбкой друг с другом, с гостями. Итак, в путь.

Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие “Древний Восток” - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на четыре команды.

За правильное выполнение задания команда получает 1 фишку.

Слайд №2. Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Итак, нашпервый пункт “Географический”

? – ПЕРЕЧИСЛИТЕ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗУЧАЛИ В РАМКАХ ТЕМЫ “ДРЕВНИЙ ВОСТОК”?

(учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет на доске названия стран)

Ребята! «Важную роль при изучении истории играет знание исторической картыи не менееважную роль играет знание дат исторических событий.

В ИСТОРИИ ЗНАЙ ДАТЫ И ГОДА.
И ПОМНИ: ТЫ БЕЗ КАРТЫ НИКУДА.

1. Контурные карты с указанием рек.

Задание – подписать, какие государства располагались в районе этих рек.

2. Контурные карты без названия географических объектов.

Задание – написать название стран и рек.

3. Работа с настенной картой.

Задание – 1 учащийся от каждой группы показывает на карте и комментирует месторасположение стран.

Хорошо! Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете географическое положение стран Древнего Востока.

? – КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ ЭТИХ СТРАН? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

Пункт второй. Исторический диктант.

- Молодцы ребята! Славно потрудились!
С государствами определились.
А теперь задание новое вас ждет:
Пусть каждый термин свою страну найдет.

А - Египет; Б – Двуречье; В – Финикия.

16. Величайшие мореплаватели древнего мира.

17. Основание колоний

3. Оливковые деревья.

18. Четыре порога в верховьях реки.

4. Города Ур и Урук.

20. Морские пираты.

7. Города Тир и Сидон

22. Изобретатели букв.

8. Бог солнца Шамаш

23. Город Вавилон.

10. Походы в Нубию

25. Богиня Исида.

26. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку.

12. Изобретение прозрачного стекла

13. Божество Бес

28. Боги Осирис и Сет.

14. Пурпурная краска

30. Первые, в истории, дошедшие до нас законы.

А – 2, 5, 6, 10, 11, 13, 18, 21, 24, 25, 27, 28, 29.

Б – 1, 4, 8, 9, 15, 19, 23, 30.

В – 3, 7, 12, 14, 16, 17, 20, 22, 26.

ИТАК, РЕБЯТА, ЧТО МЫ С ВАМИ ПОВТОРИЛИ?

(Гографическое положение стран Древнего Востока, чем они занимались,

повторили, что у каждой страны есть свои исторические факты, термины, географические названия, но у каждой страны есть еще и свои исторические деятели.)

Следующая наша остановка:

Пункт третий.“Исторические деятели”

На карточках имена и страны.В каких древних странах жили эти люди?

А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона.

(Тутанхамон).

Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной. (Моисей).

В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал)

Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью. (Ашока).

Физкультминутка

Приготовились, друзья,
Встали с места. В путь пора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе весело шагать.
Пять, четыре, три, два, раз,
Хорошо идет наш класс.
Хоть немного мы прошли -
Остановочка в пути.
Руки набок, ноги шире
Повороты: три - четыре.
Раз - налево, два - направо,
Вновь налево, вновь направо.
Утомились - не беда.
Руки выше поднимаем,
Глубже дышим, отдыхаем.
Дальше в путь, друзья, пора,

Читайте также: