Распространение звука звуковые волны 9 класс конспект перышкин

Обновлено: 06.07.2024

В данном уроке учащиеся знакомятся с источниками звуковых волн, с их основными характеристиками.

ВложениеРазмер
разработка урока 31.26 КБ
конспект учащегося 21.44 КБ
для учащихся 17.64 КБ
презентация к уроку 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

В начале урока звучат звуки природы.

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,
Что слух нас всюду услаждают
Пора задуматься всерьез.

Человек живет в мире звуков. Звук это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, гром во время грозы, шелест листьев, тиканье часов. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться давно. Еще древнегреческий ученый Аристотель, исходя из наблюдений, верно, объяснил природу звука.

  1. Проверка теоретических знаний о природе звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какие волны называются звуковыми? (слайд 3)
  • А что можно сказать о звуковой волне? (слайд 4, анимация)
  • Что называется звуком? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой менее 16Гц называются? (слайд 5)
  • Звуковые волны с частотой более 20000Гц называются? (слайд5)
  • Раздел механики, изучающий звук? (слайд 6)
  • В каких средах распространяется звук? (слайд 7)
  • Условия, необходимые для возникновения звука? (слайд 8)
  • Какие бывают источники звука (слайд 9)
  • Камертон (слайд 10)

Закрепление теоретических знаний о природе звука.

В качестве закрепления знаний о природе звука, учащиеся отвечают на вопросы физического диктанта. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

Физический диктант ( (Приложение 1).

Учитель. Ребята, а сейчас у нас повторение и закрепление характеристик звука

  1. Проверка теоретических знаний о характеристиках звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.

У звука существуют различные характеристики. Они подразделяются: на

Объективные и субъективные (слайд 14)

  • Субъективные: громкость, высота, тембр.
  • Объективные физические характеристики звука: Скорость, период, частота, длина волны, энергия, амплитуда .
  • От какой величины зависит громкость звука? (слайд 15) (Ответы учащихся).
  • От какой величины зависит высота тона? (слайд 16, слайд 17 анимация) (Ответы учащихся).

Единица измерения тона – Герц.

Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц.

На доске представлена сравнительная таблица:

Частотный диапазон при обычном разговоре:

  • Мужчины 85 – 350 Гц. (включается фрагмент записи Ф. И. Шаляпина), (слайд 18)
    Женщины 160 – 340 Гц. Сопрано – 260-1050Гц
  • (фрагмент записи Г.П.Вишневской) (слайд 19)

Примерная частота колебаний голосовых связок при пении:

Бас 80 – 350 Гц.
Баритон 110 – 400 Гц.
Тенор 130 – 520 Гц.
Сопрано 260 – 1050 Гц.
Альт 260 – 1050 Гц.
Колоратурное сопрано 330 – 1400 Гц.

Звуки с частотой выше 3000 Гц в качестве самостоятельный музыкальных тонов не используются, т.к. слишком резки и пронзительны.

Кроме громкости и высоты тона, музыкальные звуки характеризуются еще одним важным понятием – тембром звука.

Скорость, период, частота, длина волны, амплитуда

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В настоящее время скорость звука может быть измерена в любой среде.

Скорость звука в различных средах, м/с (при t = 20 0 С)

  • Что называется длиной волны? (слайд 22)
  • Что называется периодом колебания? (слайд 23)
  • Что называется амплитудой колебания? (слайд 24)
  • Что называется частотой звука? (слайд 25)

Закрепление теоретических знаний об объективных и субъективных характеристик звука. (Приложение 2)

В качестве закрепления знаний объективных и субъективных характеристик звука. Учащиеся выполняют задания на соответствие. Работу выполняют на отдельных листках, затем сдают экспертам. Потом на слайде будет показаны правильные ответы.

  1. Проверка теоретических знаний о свойствах звука (фронтальная беседа). Ответы учащихся.
  • Какими свойствами обладают звуковые волны? (слайд 26)

Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.

Вторым свойством звуковой волны является ее отражение.

Учитель. Как вы думаете, какое это явление? Эхо.

  • Что такое эхо? ( Слайд 27)
  • На какой местности горной или равнинной возникнет эхо?
  • Почему мы не слышим эхо в нашем классе?

Закрепление физических характеристик звука. (Приложение 3)

А теперь постараемся рассчитать физические характеристики звука (слайд 28)

Учащиеся выбирают уровень, решают задачу, сдают эксперту. Потом на слайде будет показаны правильные ответы

Учитель. Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.

  • Демонстрация учащимися простых опытов со звуком.

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

Опыт проводится с пластиковой бутылкой, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Если кончиками пальцев стукнуть по пленке, то пламя свечи около горлышка бутылки погаснет.

(Ударяя по натянутой пленке, вызывается сотрясение маленьких частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания все дальше и дальше следующим частичкам.. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя).

Учитель. Ощущение звука возникает при воздействии на органы слуха волн, распространяющихся в воздухе или других средах. Естественным приемником звуковых волн является ухо

Подведение итогов урока

Домашнее задание . Повторить §37-41. решить 2 расчетные задачи, сочинить стишок в стиле синквейн про звуковые волны.

1. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 340 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Колебания мембраны с частотой 200 Гц в газе создают звуковую волну, распространяющуюся со скоростью 340 м/с. Определите длину этой звуковой волны.

Предварительный просмотр:

Общее свойство у всех источников звука: _____________________________________

Мы слышим как звук колебания с частотой от ____________ до ________________.

1. Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук?

2. Укрепите линейку на краю парты.

3. Заставьте свободный конец линейки колебаться. Слышен ли звук?

  1. Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите?
  2. Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?

1. Возьмите два бокала. Ударьте по бокалам металлической линейкой, когда они пусты.

2. В один из бокалов до краев налейте воды. Еще раз ударьте по бокалам. Что изменилось? Как вы думаете, почему теперь отличаются издаваемые звуки?

Основные свойства звуковых волн: Характеристики звуковых волн:

1) Наблюдатель находится на расстоянии 85 м от отвесной скалы. Через какое время он услышит эхо от произнесенного восклицания. (скорость звука в воздухе 340 м/с)

2) Звуковая волна распространяется в стали со скоростью 5000 м/с. Определить частоту этой волны, если ее длина 6,16 м.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

2 – два прилагательных;

3 – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

4 – фраза, несущая определенный смысл;

5 – заключение в форме существительного (ассоциируется первым словом).

Интересная, трудная Красивые, морские

Удивляюсь, изучаю, познаю Наблюдаю, измеряю, считаю

Мне она трудом дается Издалека они несутся

Эта наука. Просто загляденье!

Домашнее задание: Повторить из учебника параграфы 37-41, решить 2расчетные задачи, сочинить стишок в стиле синквейн про звуковые волны.

1. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 340 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Колебания мембраны с частотой 200 Гц в газе создают звуковую волну, распространяющуюся со скоростью 340 м/с. Определите длину этой звуковой волны.

Предварительный просмотр:

Фамилия и Имя: ____________________________________________

1.На Луне произошел сильный взрыв, например, извержение вулкана. Мы услышим его на земле?

2.Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела?

3.Учение о звуке – баллистика?

4.Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания?

5.Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

6.Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры?

7.Звуковые волны в газах и жидкостях распространяются в виде продольных волн, не так ли?

8. Верите ли вы, что в бегущей волне происходит перенос вещества?

9. Искусственным источником звука является камертон?

10. Верите ли вы, что звуковые волны образуются в результате деформации сдвига?

Ответил верно на _______ вопросов.

Ответил неверно на _______вопросов.

А) Период измеряется в …

1) время одного колебания

Б) Частота измеряется в …

2) наибольшее смещение от положения равновесия

В) Амплитуда измеряется в …

5) число колебаний в единицу времени

Ж) За единицу громкости звука принят…

7) Расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах

З) Скорость звука измеряется

И) Единица измерения длины волны -

К) Частотный диапазон при обычном разговоре у мужчин

Л) Длина волны – это….

М) Частотный диапазон при обычном разговоре у женщин

Ответил верно на _______ вопросов.

Ответил неверно на _______вопросов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Частотный диапазон при обычном разговоре: Мужчины 85 – 350 Гц. Женщины 160 – 340 Гц.

Проверь друга: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + - - + - + - + - 0-1 ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибки - 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла

Найди соответствие: А) Период измеряется в … 1 ) время одного колебания Б) Частота измеряется в … 2 ) наибольшее смещение от положения равновесия В) Амплитуда измеряется в … 3 ) Бэл Г) Период-… 4 ) в секундах Д) Частота-… 5 ) число колебаний в единицу времени Е) Амплитуда-… 6 ) Гц Ж) За единицу громкости звука принят… 7 ) Расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах З ) Скорость звука измеряется 8 ) 85 – 350 Гц И) Единица измерения длины волны - 9 ) метрах К) Частотный диапазон при обычном разговоре у мужчин 10 ) м/с Л) Длина волны – это…. 11 ) 1 м М) Частотный диапазон при обычном разговоре у женщин 12 ) 160 – 340 Гц

Проверь друга: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 4 6 9 1 5 2 3 10 11 8 7 12 0-1 ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибки - 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока сравнение татарских и английских звуков по теме семья в 4 классе

Максат:1. Татар телендә [һ], [w], [ә], [ң] авазларының әйтелеше үзенчәлекләрен чагыштырырга һәм анализларга өйрәтү.2. “Гаилә” темасы буенча .


Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания".

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые.


УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Раздаточный материал к открытому уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Документ включает в себя картинки, необходимые для проведения открытого урока.


Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"

Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса.


Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.Задачи: гибкость агогики, развитие внутреннего слуха, разнообразная педализация.


Открытый урок. Коррекционная работа по постановке звука К

ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный .

Наше ухо постоянно слышит различные звуки. Чаще всего звук распространяется по воздуху, но может распространяться и в других средах. Эти среды называют упругими.

Если между ухом и источником звука удалить звукопередающую среду, то мы ничего не услышим. Это означает, что для передачи звука на расстояние необходима звукопередающая среда.

Чтобы изолировать источник звука (будильник) от звукопередающей среды (воздуха), поместим его в установку, где сможем откачать воздух (рис. \(1\)).

3.jpg

Для чистоты эксперимента послушаем будильник в воздушной среде под колоколом воздушного насоса. Звук слышен очень хорошо. Постепенно начнём откачивать воздух. Громкость звука уменьшается. При достижении вакуума под колоколом звук перестаёт передаваться — будильник не слышно. Этим экспериментом мы подтвердили утверждение о том, что в отсутствие упругой среды звук не передаётся.

Звуковые волны распространяются в упругой среде. Чем больше плотность вещества, тем лучше оно проводит звук.

Проведём эксперимент с доской из древесины (рис. \(2\)). Сможем ли мы расслышать тиканье часов на расстоянии, приложив ухо к одному концу доски, а к другому - наручные часы? Звук хорошо передаётся по доске.

1.jpg

Если подвесить металлическую ложку на верёвочке (рис. \(3\)) и привязать другой конец к пальцам, то вибрация будет им передаваться. Проволока из металла будет лучше проводить звук.

2.jpg

Тела с низкой плотностью, не обладающие упругостью, содержащие звукоизолирующие слои (например, прослойку воздуха) проводят звук в меньшей степени. Например, пробка, поролон, вата.

Чтобы изолировать помещение от посторонних или ненужных звуков, необходимо облицевать потолок, стены и даже пол различными звукопоглощающими материалами. Для этих целей используют минеральную, базальтовую или хлопковую вату, а также газостекло, пенобетон, вспененный полиуретан и меламин и др. Все эти материалы в порах содержат воздух, что и способствует поглощению звука.

звук может распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой и газообразной), где есть молекулы. И не может распространяться там, где молекул нет, т.е. в вакууме.

Колебания источника звука создают в окружающей среде волну звуковой частоты, которая является упругой волной.

  1. Волна, достигая наружного уха, воздействует на барабанную перепонку, что заставляет её колебаться с точно такой же частотой, с какой колеблется источник звука.
  2. Колебания барабанной перепонки передаются на слуховые косточки в среднем ухе, далее — во внутреннее ухо.
  3. Во внутреннем ухе колебания воздействуют на улитку, в которой есть волосковые клетки, которые преобразуют механические колебания в электрические нервные импульсы.
  4. Слуховой нерв передаёт электрические нервные импульсы от улитки в головной мозг.
  5. Мозг анализирует сигналы: распознаёт, сравнивает, интерпретирует.

В газах и жидкостях могут существовать только продольные упругие волны. Поэтому звук в воздухе передаётся продольными волнами, то есть чередующимися сгущениями и разрежениями воздуха, идущими от источника звука.

Наблюдая за стрельбой из оружия (например, из пушки), мы сначала видим вспышку и только потом (через некоторое время) слышим звук выстрела.

Измерив промежуток времени \(t\) между моментом появления вспышки и моментом, когда звук доходит до уха, а также расстояние между источником звука и наблюдателем, можно определить скорость распространения звука по формуле:

По опытным данным, при нормальном атмосферном давлении и температуре воздуха \(0\) °С скорость звука составляет \(332\) м/с.

Например, при \(20\) °С скорость звука в воздухе равна \(343\) м/с, при \(60\) °С — \(366\) м/с, при \(100\) °С — \(387\) м/с.

При повышении температуры среды увеличивается скорость движения молекул (или атомов) среды, что повышает интенсивность взаимодействия частиц среды. Значит, увеличивается передача энергии колебательного движения.

На скорость распространения звука оказывает влияние среда, в которой распространяется звук. Это связано не только с плотностью среды, но и расположением частиц этой среды относительно друг друга.

При температуре \(0\) °С скорость звука в водороде равна \(1284\) м/с, а в углекислом газе — \(259\) м/с. Это различие связано с массой молекул газов, в которых распространяется звук. Масса молекул водорода меньше массы молекул углекислого газа.

Для измерения скорости звука существуют специальные устройства, принцип действия которых связан с определением времени, за которое звук проходит определенное расстояние.

Плотности жидкостей и твёрдых тел значительно больше плотностей газов. Поэтому молекулы в этих средах находятся значительно ближе друг к другу, а следовательно, взаимодействие между ними более сильное. Это способствует более быстрому распространению звука.


– прививать культуру умственного труда, расширить кругозор.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснительно – иллюстративный.

Оборудование: линейка металлическая, струна, камертон.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный устный опрос.

- Что называют волнами?

- Какие виды волн вам известны?

- В каких средах распространяется продольная волна? поперечная волна?

3. Изучение нового материала.

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошёл до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдём в нём что-то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нём колеблется мембрана- лёгкий бумажный диск, закреплённый по его окружности. Если звук издаёт музыкальный инструмент, то источник звука- колеблющаяся струна или колеблющийся столб воздуха.

Общим для всех звуков является то, что порождающие их тела, т.е.источники звука, колеблются.

В этом можно убедиться на простых опытах:

1. Металлическая линейка.

2. Камертон с шариком. Камертон- изогнутый металлический стержень на ножке.

Различные опыты свидетельствуют о том, что любой источник звука обязательно колеблется (хотя чаще всего эти колебания незаметны для глаза).

Но как звук доходит до нас? Слышим звуки мы органом слуха- ухом. Между источником звука и ухом, воспринимающим звук, находится какая-то среда, чаще всего воздух. Именно в этой среде распространяются колебания от источника звука, но распространяющие колебания- это волна.

Следовательно, звук распространяется в виде волны, звуковой волны.

Какая эта волна? Т.к.распространяется в воздухе- продольная. Наличие какой-то среды для передачи звука обязательно. Если откачать воздух из-под колокола воздушного насоса, то мы не услышим звучания находящегося там электрического звонка. На Луне из-за отсутствия атмосферы полная тишина.

- Опыт – 2 камертона-передача звука.( Вывод о распространении волны.)

Звук может распространяться также в жидкой и твёрдой среде Хорошо проводят звук металлы, дерево, газы, жидкости, земля. Мягкие и пористые тела- плохо проводят звук. Когда часы или телефон лежат в кармане или в сумочке- они окружены мягкой тканью и мы не слышим их. Чтобы защитить помещение от посторонних звуков, их покрывают прослойками из материалов, плохо проводящих звук (войлок, ковры, опилки, пористые камни).

Звуковые колебания, дойдя до таких прослоек, затухают в них. Энергия колебательного движения превращается во внутреннюю энергию- тела нагреваются.

Если звук-это волна, распространяющаяся в воздухе, то он должен возникать всякий раз, когда частицы воздуха приходят в колебательное движение. Размахивание руками, колеблющий шарик на нити–не издают звук, частицы воздуха совершают колебание, волна при этом возникает. Объясняется это тем, что ощущение звука создаётся только при определённых частотах. Опыты показали, что для органа слуха человека звуковыми являются только такие волны, в которых колебания происходят от 20 до 20000 Гц. Размахивать руками 20 и более раз в секунду никто не может!

Человек от природы очень музыкален. Он способен слышать широкий диапазон звуков, он способен говорить, петь, т.е.воспроизводить звуки, способен чувствовать ритм. Мы выделим у человека два биофизических блока: ухо-звукоприёмник и источник голоса.

(звук 20-20000Гц, ультразвук от 20000- 10 9 Гц,

инфразвук от 20Гц и ниже,гиперзвук-10 9 -10 13 Гц)

Рассмотрим свойства звука:

- Классификация голосов по частотам.

Вывод: звуки низкого тона- это колебания малой частоты (барабан)

звуки высокого тона- это колебания высокой частоты (писк)

Писк комара-500-600 взмахов его крыльев, жужжание шмеля-220взмахов.

Определяется давлением на барабанную перепонку, вызванным прохождением звуковой волны.

Можно предположить, что громкость зависит от амплитуды (показать с помощью камертона), но эта связь непростая, так как это зависит от индивидуальных особенностей слушателей. Громкость звука зависит также от его длительности. У каждого человека есть свой болевой порог- это максимальное изменение давления, которое ещё в состоянии фиксировать человеческое ухо.

Единица уровня громкости- бел (в честь изобретателя телефона-Александра Белла). В практике применяют децибелы. Звуки свыше 120дб вызывают ощущение боли.

Звучание одной и той- же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или голоса отличает тембр. Тембр звука определяется формой звуковых колебаний- разная относительная амплитуда, т.к.инструменты имеют разный вид(ящик).

Скорость распространения звуковых волн определяется скоростью передачи взаимодействия между частицами. Чем больше потенциальная энергия взаимодействия молекул вещества, тем больше скорость звука, поэтому скорость звука в твёрдом теле больше, чем в жидком, которая в свою очередь превышает скорость звука в газе. Скорость звука меньше скорости света(молния и гром)

Звуковые явления.

1.Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде рано или поздно доходит до границы этой среды, а за ней начинается другая среда, состоящая из других частиц, в который и скорость звука другая. На такой границе происходит отражение звуковой волны. Почему отражается звук? Происходит это потому, что колебания, принесённые волной к границе, передаются частицам второй среды и они сами становятся источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не только во второй среде, но и в первой, откуда пришла первичная волна. Это и есть отражённая волна.

С явлением отражения звука связано такое известное явление, как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия(граница двух сред), отражается от него и возвращается к месту, где он возник. И если первичный звук и звук отражённый доходят до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений- тогда слышим звук много раз(раскаты грома).

(Чтобы услышать эхо, необходим промежуток между произнесённым и отражённым звуком 1/15с.

2. Акустический резонанс.

Звуковые колебания, переносимые звуковой волной. Могут служить вынуждающей, периодически изменяющейся силой для колебательных систем и вызывать в этих системах явление резонанса, т.е.заставить их звучать. Это акустический резонанс.

Камертон сам даёт слабый звук, т.к.площадь соприкосновения его ветвей с воздухом мало. Его укрепляют на ящике, подобранном так, чтобы частота его собственных колебаний была равна частоте звука, создаваемого камертоном. Благодаря резонансу стенки ящика тоже начинают колебаться с частотой камертона-резонанс-звук усиливается. Ящик-резонатор (различные инструменты имеют разные резонаторы; рот у человека-резонатор для голосовых связок) –в учебнике стр.129.

(показать резонанс с помощью двух камертонов)

-Стихи и загадки.

1. Кто, не учившись, говорит на всех языках (Эхо)

2. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет (Эхо)

3. Без рук, без ног

По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)

3. Закрепление.

1. вопросы по теме: -что такое звук?

-как распространяется звук?

-формулы для скорости, периода, частоты

Почему во время грозы сначала слышим молнию и лишь, потом слышим гром?

б) От чего зависит скорость звука в газах?

г) Почему звук не распространяется на Луне?

2. Выполнение тестового задания.

4. Дом.зад. §.36-38



-75%

Физика 9 класс Звуковые волны

Физика 9 класс Звуковые волны

Звуковые волны

Источниками звука являются колеблющиеся тела. Но не все колеблющиеся тела издают звуки. Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания с частотой в пределах от 16 до 20 000 Гц (передающиеся обычно через воздух). Поэтому колебания в этом диапазоне частот называются звуковыми.

Примеры звуковых колебаний:

звуки голосов людей и животных возникают в результате колебаний их голосовых связок, звучание духовых музыкальных инструментов, звук сирены, свист ветра, шелест листьев, раскаты грома обусловлены колебаниями масс воздуха.

Звуковые волны - пример бегущей волны

Звуковые волны — пример бегущей волны

Механические колебания, частота колебаний которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее 16 Гц – инфразвуковыми.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.

Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.

Звуки от других источников (например, голоса людей, звуки музыкальных инструментов и т.д.) представляют собой совокупность гармонических колебаний разных частот, т.е. совокупность чистых тонов.

Самая низкая (самая малая) частота такого сложного звука называется основной частотой, а соответствующий ей звук определенной высоты – основным тоном (или тоном). Высота сложного звука определяется именно высотой его основного тона.

Все остальные тоны сложного звука называются обертонами. Частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона, поэтому их называют также высшими гармоническими тонами.

Обертоны определяют тембр звука, то есть, такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от других.

Высота звука определяется частотой его основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук.

Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

Громкость звука зависит также от его длительности и от индивидуальных особенностей слушателя.

Единица громкости звука – сон. Громкость звука характеризуют уровнем звукового давления, измеряемым в белах(Б) и децибелах (дБ) , составляющих 1/10 часть бела.

Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой или газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук.

Звук – это волна, поэтому формулы скорости волны действительны для звуковой волны.


где ν – частота звуковых колебаний, λ — длина звуковой волны, Т — период звуковых колебаний.

При решении задач скорость звуковой волны считают равной 340 м/с.

В результате отражения звука от различных преград (например, стен большого пустого помещения) возникает эхо.

Читайте также: