Конспект урока твардовский 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта:

2. А. Т. Твардовский. Стихи последних лет ( урок в 11 классе в курсе истории русской литературы)

3. Война в творчестве Твардовского (2 урока в 9 классе в курсе истории русской литературы)

Используются следующие формы уроков: изучение нового материала, урок-лекция, урок-мастерская.

К каждому уроку прилагается презентация.

Для 9 класса имеется раздаточный материал.

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить учащихся с лирикой послевоенного периода; рассмотреть системы образов и тем; сопоставить с лирикой довоенного периода, выделить общее и различное; воспитывать патриотические чувства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский; творческого чтения.

Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.

Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим лирику послевоенных лет, рассмотрим систему образов, изменилось ли что в ней. И в конце урока сопоставим довоенную и послевоенную лирику. Начнем все по порядку.

- За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создает ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего это относится к его поэме "Василий Теркин (Книга про бойца)"(Слайд 2), рассказывающей о жизни простого солдата, написанной ярким языком, ставшей воплощением русского характера. Герой поэмы, Василий Теркин (Слайд 3), стал поистине народным героем.
Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги".
С 1950 года и почти до самой своей смерти - до 1970 года (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский занимал пост главного редактора журнала "Новый мир", также продолжая и литературную деятельность (Слайд 4).
С 1961 по 1966 годы Александр Твардовский является кандидатом в члены ЦК КПСС. Из-под пера поэта в 60-х годах выходят такие замечательные произведения, как поэмы "За далью даль", "По праву памяти".
Твардовским написано и множество прекрасных лирических стихотворений - "Спасибо за утро такое", "Чуть зацветет иван-чай" и других, наполненных любовью к родной земле. Это чувство не покидало Александра Трифоновича до последних дней своей жизни.
18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра, что в Московской области, Александр Твардовский скончался.

Какая картина предстает перед глазами? Перечитаем еще раз строчки, которые ее рисуют (Слайд 5).

- Убитый мальчик лежит на льду озера. Убит в Финляндскую войну. Автор настолько сильно сочувствуют мальчику, что ему кажется, будто он сам лежит на месте мальчика. Этим стихотворением Твардовский подчеркивает жестокость и бессмысленность войны. Убит мальчик, которому бы еще жить и жить.

- Стихотворение основано на реальных событиях. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко.

Учитель: Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. — Да он шевелится! — закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение. Рассмотрим информацию на слайде (Слайд 6).

(прослушивание аудиозаписи; Слайд 7)

Проанализируйте это стихотворение. Что перед нами? Кто перед нами? Чего хотят? Даю 3 минуты на обдумывание (текст перед глазами).

А теперь рассмотрите образы, которые присутствуют в стихах этого периода.

- В первые годы после войны основные образы – это боец, возвращающийся домой после войны, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Другой образ – мать, не дождавшаяся сына с фронта, поседевшая раньше времени. После 50-х годов Твардовский пишет в основном о восстановлении разрушенных хозяйств, о дружбе, о долге, воспевает героические города (Москву). Мотив памяти проходит через весь цикл. Люди должны помнить, какой ценой завоевана победа.

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с тематикой послевоенного периода, давайте сопоставим его с тематикой довоенного периода. Как поменялась система образов?

- Если для довоенной лирики характерны образы мирных жителей, земляков, невест, матерей, то для послевоенного периода характерны образы бойца, возвращающегося домой, матери, ждущей домой своих детей. Акцент на мирных жителях не делается – во время войны практически все ушли на фронт. Даже дети – и те принимали участие в боях.

Учитель: Верно. А какие темы можно выделить для этих двух периодов?

- Для довоенного периода – тема крестьянского быта и уклада, а для послевоенного – тема восстановления страны (Слайд 8).

3. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с послевоенной лирикой Твардовского. Сравнили ее в довоенным периодов и выявили существенные различия. Как видим, война коренным образом изменила все содержание творчества Твардовского. Да и не только одного Твардовского. Все писатели и поэты ХХ века подверглись такому изменению.

4. Домашнее задание .

Перечитать статью учебника с.145 – 150. Выучить любое стихотворение из послевоенного периода (Слайд 9).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фамилия: Бросалов Имя: Владимир Отчество: Петрович Дата рождения: __.__.1924 Место рождения: Калининская обл., г. Калинин Дата и место призыва: Калининский РВК,Калининская обл.,Калининский рн Последнее место службы: 133 сд Воинское звание: красноармеец Причина выбытия: убит Дата выбытия: 25.09.1942

Образы земляков, мирных жителей; Темы крестьянского быта и уклада. Образы бойца и матери, ждущей домой своих детей; Темы войны, восстановления страны. Довоенная лирика Послевоенная лирика

Домашнее задание Перечитать статью учебника с. 145 – 150; Выучить любое стихотворение из послевоенного периода.

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы

Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.

Тип урока: урок-лекция.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского.

1. Организационный момент ( 2 мин. );

2 . Получение новых знаний ( 35 мин. ):

3. Подведение итога урока ( 5 мин. );

4 . Домашнее задание (3 мин. ) .

I Организационный момент

II Получение новых знаний

Нам памятна каждая пядь

Земли, где пришлось отступать

И каждая наша примета

В пыли сорок первого лета.

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Об этом стихотворении много писали:

Стой, говорю: всему помеха —
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить.
Прочь этот прах, расчет порочный.

А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.


Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, —

Он всех основ основа, —

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

— Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.

Верно, горшки обжигают не боги,
Но обжигают их — мастера!

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —
Взялся за гуж — не говори: не дюж.

III Подведение итога урока.

IV Домашнее задание

Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.



"Вася Тёркин", 1940. Макет обложки.
Соавторами Н.Щербакова были А. Твардовский, Н. Тихонов, Ц.Солодарь и С.Маршак.

Методические приемы: лекция, повторение вопросов теории литературы, постановка вопросов, анализ текста поэмы.

Ход урока.

I. Чтение и разбор 2—3 сочинений по повести В.Кондратьева "Сашка".

II. Слово учителя о Твардовском

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель.

Один из главных эстетических принципов поэта — народность.

— Что понимается под народностью в литературе?
(Народность — связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа
.)

Паром скрипит, канат трещит,
Народ стоит бочком,
Уполномоченный спешит
И баба с сундучком.
Паром идет, как карусель
Кружась от быстрины.
Гармошку плотничья артель
Везет на край страны.

Эта история про деда и бабу, напоминающая и историю Ноева ковчега, заканчивается благополучно, как и положено в сказках. В жизни же весна 1930 года рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.

И над крыльцом невестиным,
Как первомайский знак,
Тревожно и торжественно Похлопывает флаг.


Таким образом, ответ на один из вечных русских вопросов, казалось, был найден.)

Домашнее задание

Методические приемы: беседа, постановка вопросов, анализ текста поэмы.

Ход урока.

Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречает в шестьдесят восьмом.

— Каковы основные темы произведения?

Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.

Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик.

Сын за отца не отвечает —[4]
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть?

Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением:

Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.

III. Беседа по вопросам

— Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930—1940 годы, используя строки из поэмы.

— Когда и как употреблены автором ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль?
Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?

Домашнее задание

Цели урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, ее место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.

Ход урока.

I. Слово учителя

II. Беседа по тексту поэмы

— Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?
(Автор отвечает на этот вопрос так:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.)

Теркин — национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.

Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.

Задание для учащихся

Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя.

Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое:

От Москвы до Сталинграда
Неизменно ты со мной —
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!

III. Заключительное слово учителя

Домашнее задание

Урок 4.
Лирика А. Т. Твардовского

Цели урока: показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

II. Слово учителя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.

Честь великая рядом с тобой
В поле девушке стать молодой.
Всюду славят тебя неспроста —
Не стареет твоя красота.

Вдруг две бабы в толпе по-старинному заголосили:
— А куда ж ты, Катя, уходишь от нас.

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

— Кто лирический герой стихотворения?
(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)

— В чем сила этого стихотворения?
(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге.

Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье
Эта кара страшна.

IV. Слово учителя

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Так отразилась в доблести твоей
И доблесть тех, чей день погас бесценный
Во имя ваших и грядущих дней.

Все учить вы меня норовите,
Преподать немудреный совет.
Чтобы пел я, не слыша, не видя,
Только зная: что можно, что нет.
Но нельзя не иметь мне в расчете,
Что потом, по прошествии лет,
Вы же лекцию мне и прочтете:
Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?

Кто прячем прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Лирический герой Твардовского плоть от плоти своего народа, сын своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но он и не снимал своей вины за все — за простодушную наивность, за иллюзии, за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта.

V. Проверочная работа (по вариантам или по карточкам) — см. ниже

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по творчеству А. Т. Твардовского

Урок 5.
Сочинение по творчеству А. Т. Твардовского

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приемы: анализ текста, беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

1. Источник : Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)


А. Т. Твардовский. Фото
Источник: А. Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. — М.: Худ. лит., 1976

Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 77
Тема.
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны.
Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений

Цель: ознакомить учащихся с поэзией А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне; раскрыть воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности А. Т. Твардовского.
Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам солдат в Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах.

Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный.
С. Я. Маршак

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса

Слово учителя

Творчество военного периода — а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе — было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как всенародное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.

В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Лирика Твардовского о войне — это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.

А) Вступительное слово учителя

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Обобщение учителя

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.

Мечта воскреснуть в день Победы приобретает в стихотворении и другой смысл.

А) Вступительное слово учителя

В небольшом по объёму стихотворении вместилась целая гамма чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба: у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну…

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Сопоставительная работа
(в парах, по вариантам)

Презентация результатов работы

Д) Обобщение учителя

А) Вступительное слово учителя

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Обобщение учителя


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


И. С. Конев (крайний слева), командующий 19-й армией, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев
и другие на командном пункте. 1941 г., осень.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова. –
М.: Галерия, 2005.

Конспект урока Твардовский А.Т.

Тема: Исповедальный характер лирики Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы истоки формирования гражданско-патриотических мотивов лирики поэта.

Оборудование: портреты А.Твардовского, словари, учебник, сборники стихотворений.

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Прогнозируемые результаты: развивают умения анализировать и творчески интерпретировать лирические произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы, совершенствуют навыки выразительного чтения. Формирование гражданских и нравственных основ личности учащихся, культуру и эстетический вкус учащихся.

1. Организационный момент. Проверка готовности.

Чтение эпиграфа к уроку:

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

А. Твардовский.

2. Актуализация опорных знаний

-Мы продолжаем изучение поэтического наследия Александра Трифоновича Твардовского.

-Что вы узнали о Твардовском?

-Какие основные темы лирики Твардовского?

Проверка домашнего задания . Чтение стихотворений наизусть по выявленным темам лирики Твардовского.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы обратимся вновь к лирике Твардовского.

Словарная работа. Запись определения: исповедальность-это свойство по значению прилагательного исповедальный ; глубокая искренность , выражение сокровенных мыслей, нравственных убеждений, личного опыта как особенность чьего-либо творчества. Свойственный исповеди.

4. Работа над темой урока. Учитель выразительно читает наизусть.

(длительная пауза перед чтением стихотворения )

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Работа в группах.

Откройте, пожалуйста, текст этого стихотворения и приготовьтесь к его стилистическому анализу по вопросам, которые даны на доске. По 2 вопроса на каждую группу.

Вопросы для анализа:

· О чём это небольшое по объёму стихотворение?

· Что представляет собой основной конфликт стихотворения? Разрешён ли он в финале стихотворения?

· В чём особенность лирической простоты и не использованных поэтом метафор и эпитетов??

· Найдите в тексте повторы. Какова их роль?

· Что можно сказать о ритмической стороне стихотворения?

· Обратите внимание на синтаксис этого стихотворения. Что вы можете отметить? Почему между строк нет пауз?

Выступления групп (возможный вариант ответа).

Стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Ответ на вопрос: Какую же все-таки тайну хранит автор?

(автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. Лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всего не решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так, как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, и которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: "Что нужно, чтобы жить с умом!", "Допустим, ты свое оттопал…", "К обидам горьким собственной персоны…".)
- Как прием антитеза проявляется в стихотворении?

(Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым "фокусом" фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления ощущения значимости и важности "единственного завета".)

(Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение "живые и мертвые". Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составе произведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того преобразования, которому подвергается символ, занимая определенное место в композиционной иерархии. То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю точно я.

6. Итоги урока.

Вывод: Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта. Именно в объединении поэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалого героизма, лежит одна из причин его творческих достижений.

7. Рефлексия. Выставление оценок.

Ребята, вы проделали большую работу и добились результатов в исследовании лирики А.Т.Твардовского. Ваши ответы порадовали зрелостью суждений. Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.

Я узнал, что .

Меня удивило .

Я задумался о .

Мне запомнилось…

А теперь оцените свою работу и работу групп по листу оценивания.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

8. Домашнее задание. Творческое задание.

Лейдерман Н. А. и др. Система работы по изучению советской литературы в 8 – 10 классах средней школы. М., 1985, с. 231 – 236.

Литература. Ответы на билеты. М., 1997, с. 135 – 139.

Муравьёв А. Н. Творчество Твардовского. М., 1981, с. 120 – 133.

Уроки литературы в 11 классе. Под ред. В. П. Журавлёва. М., 2001, с. 129 – 139.

Читайте также: