Конспект занятия по триз в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

  • Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, используя выразительные средства.
  • Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Развивать умения действовать согласованно.
  • Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к УНТ, мказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Введение в тему.

- Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо:

Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.)

Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма.( но доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает).

Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем.

Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!

2. Выполнение заданий

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам.

- Давайте вспомним, что такое сказки?

- Какие бывают сказки?

- Как появились сказки?

- Чем сказки отличаются от рассказов?

(Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо.)

«Если сказку назовёшь,

(Дети называют свою любимую сказку.)

Воспитатель:

В мире много сказок -
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки.

Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать.

Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу.

Воспитатель: Второе задание (из шкатулки)

Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность.

1. (Что вначале, что потом.)

Дети работают по подгруппам (на столах)

  1. две сказки( 4 человека).
  2. две сказки ( 4 человека).
  3. 2 человека.

Воспитатель: проверяю. Молодцы. Вспомнили сказки. Лучик возвращается к солнышку.

Воспитатель: Злодей спрятал героев.

Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим.

Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем.

Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу.

Это что за маскарад.

И зверей, и птиц парад.

Ничего не разберешь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри!

Сказочное животное на месте замри!

Воспитатель: Четвёртое задание (стоя возле воспитателя).

Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди.

  • Весёлый – грустный.
  • Добрый – злой.
  • Смелый – трусливый.
  • Старый – молодой.
  • Сильный – слабый.
  • Здоровый – больной.
  • Умный – глупый.
  • Вежливый – грубый.
  • Сытый – голодный.
  • Могучий – слабый.
  • Озорной – послушный.
  • Ленивый – трудолюбивый.
  • Щедрый – скупой.
  • Радостный – печальный.
  • Трусливый – храбрый.

Выполнили задание- лучик солнцу!

Воспитатель: Пятое задание

(На доске 2, тени убираю.)

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

  • Золушке - пластиковую карту (кредитную).
  • У Буратино нож (волшебная палочка).
  • Карлсону - шапку-невидимку.
  • Красной Шапочке - мобильный телефон.

Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю).

Воспитатель: последнее задание Шестое задание

(Чем звери похожи и отличаются) см. пособие.

Атрибуты: маски, домик.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место.

Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили играть!

Ветерком прохладным вея,

Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего?

Что понравилось больше?

Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей.

Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: социально коммуникативное развитие.

Раздел: ознакомление с окружающим.

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Имеющая категория: высшая.

Стаж работы: 25 лет.

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания ;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:

развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;

развивать навыки проведения лабораторных опытов;

развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

формировать желание соблюдать правила дорожного движения;

воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа

закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование:

Сосуды с жидкостями;

твёрдые предметы (камень, кубик);

Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие.

Солнышко лучики к нам в окошко светит,

Самые лучшие дети мы на свете,

Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,

Каблучки потопают вот так:

Целый день играть,

нам совсем не лень,

Говорим с улыбкою: Добрый день!

Воспитатель:

Фантастическая гипотеза:

Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?

Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.

Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.

Воспитатель:

Воспитатель:

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель:

Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.

Воспитатель :

Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.

Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

Воспитатель:

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель :

Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Опыт №1(с карандашом)

Воспитатель:

Ребята, какие предметы?

Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.

Воспитатель :

А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

В нетвердых предметах.

Воспитатель:

Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.

Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)

Воспитатель:

А что вы ещё знаете жидкое?

Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель :

Что скажите про эти вещества?

Воспитатель :

Что делают человечки?

Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Воспитатель : Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Газообразные человечки, бегущие .

Воспитатель:

Где могут жить эти человечки?

В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель :

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)

Воспитатель:

Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель :

Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Воздух, он невидимый.

Воспитатель :

Какие человечки живут в воздухе?

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Физкультурная минутка

Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).

Воспитатель:

Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Ход.
1.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок ).

В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

7 .
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

В: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д : Это волнистая линия.
В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В : Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
В: Верно, как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В: Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В: Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

Цель: Развитие связной речи дошкольников, развитие логического мышления. Закрепления знаний детьми геометрических фигур, некоторых знаний о природе. Продолжать учить работать в компаниях.

Ход занятия

Разминка: Дети заходят в группу, приветствуют гостей, и встают в круг, взявшись за руки.

Вышли дети в сад гулять, Где кудахчет курица,

И решили наблюдать За цыплят волнуется.

Где гуляет наш котёнок, Как цветут в саду цветы

Где гуляет поросёнок Астры, бархатцы, кусты

Роз пахучих, клумба целая

И пионов грядка белая.

Наши дети погуляли

Много нового узнали

Воспитатель: Я вам подскажу. Наше средство передвижения по лесу зашифровано в этом насекомом. (Показываю детям стрекозу – игрушку )

Воспитатель: Как выдумаете, на чём мы отправимся в путешествие? Докажите, что это насекомое похоже на вертолёт! Молодцы! Мы отправимся в путь на маленьком вертолёте, он будет приземляться на небольших полянках, на берегах рек или озёр.

Воспитатель: Для начала нам нужно построить вертолёт. Как вы думаете, из чего мы можем его построить? Я принесла с собой материал для изготовления вертолётов. Каждый из вас подойдёт и возьмёт по две детали одного цвета (20 деталей – 10 - одного цвета, 10 - другого цвета). Дети берут схему вертолёта и выстраивают его (Вертолёты строят по схеме, работают дети за столиками) Получилось два вертолёта, двух цветов. Вот мы и разбились на две команды.

Воспитатель: Ребята, что нам понадобится в путешествии? (ответы детей.)

Воспитатель: В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете (можно поставить картинки).

Похож на треугольную призму

Цвет может быть зелёный, коричневый, синий, а может быть любой.

В ней можно жить в походных условиях.

Похож на половину шара. Есть ручка за которую можно держать эту половину шара.

Обычно он металлический.

В нём можно готовить пищу.

Мешок с лямками.

Может быть любого цвета. Его носят за плечами.

В него можно класть от продуктов до инструментов

Воспитатель: Вот и собрались, тогда в путь. Встаём вокруг своих вертолётов, берёмся за руки и говорим слова:

В путешествие летим мы Мы по лесу погуляем

Вертолётом – стрекозой Много нового узнаем

Над лугами, над полями, А потом наш вертолёт

Над высокими лесами. Всех нас в садик привезёт.

- Какие цветы вы видите на поляне?

- Давайте рассмотрим жизнь одного из растений в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

Раньше был я жёлтым цветом,

Ветер дунул, пух слетел

Стал я без цветка совсем. (одуванчик)

Где можно встретить.

В лесу, около дорог, в парке и др.

Листья светло-зелёные, маленькие, корешки тоненькие.

Цветёт желтым цветом, корешки крепкие, листья зелёные.

Даёт семена, листья темно-зелёные.

Воспитатель: Вам понравилось на этой поляне? Что нового для себя вы узнали?

- Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают около вертолётов, взявшись за руки и говорят слова.

Воспитатель: А вот и вторая остановка нашего вертолёта на полянке зверей. Посмотрите какая красота вокруг, синее небо, зелёная трава, душистые цветы, а окружают полянку высокие деревья и ветвистые кустарники.

- Ребята, а каких животных, птиц или насекомых можно увидеть на этой полянке?

- А почему мы никого не видим? Правильно, все звери попрятались от шума вертолёта, но оставили свои следы. Показываю детям карточки. Если мы с вами отгадаем, где чей след, то узнаем какие животные, птицы, насекомые живут здесь.

- Кто оставил такой след? Дети работают в компаниях. Некоторых можно спросить: Докажи, что это след зайца, или след насекомого. Можно повести с детьми взаимопроверку.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают вокруг вертолётов и говорят слова.

- Наше путешествие продолжилось на берегу озера. Прислушаемся, какие звуки вы слышите?

Воспитатель: Здесь на плакате были нарисованы обитатели водоёма, но рисунок размыло дождём. Как нам узнать какие обитатели были нарисованы? Правильно, надо восстановить рисунок. (Пятна Роршеха). Воспитатель даёт детям плакат, и дети рисуют обитателей озера.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим и узнаем, какие обитатели живут в этом водоёме. (Вешаем плакат на место и рассматриваем).

- Как будем охранять этих обитателей?

- Как вы думаете, что это? Это обитатели нашей планеты Земля.

- Представьте себе, что может случится, если одно звено выпадет из этого круга? (Закрываю тёмной полоской любое звено круга) Высказывание детей (Можно закрыть по очереди несколько звеньев ориентируясь по времени).

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня много узнали. Я думаю и с природой вы будите общаться бережно.

Читайте также: