Конспект урока по русскому языку 4 класс рамзаева склонение имен существительных

Обновлено: 07.07.2024

Базовый учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. Москва.

Цели урока: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знании.

Методы: Проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: Работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная, взаимопроверка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация урока.

– Сегодня нас ждёт большая работа.

– На уроке понадобятся: учебники, тетради, внимательные глаза, сообразительные головы, хорошее настроение.

III. Чистописание, словарная работа.

– Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи.

– Похлопайте в ладоши медленно, а затем быстрее.

– Постучите в кулачки.

– Покажите на пальцах буквы: Л, О, Ю, М, А, Г, Т.

б) Работа в тетради Пп Тт Рр

в) Работа со скороговоркой

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула

(СЛАЙД) – Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти.

Гореть, сгорел, горячий, подгорел, загар, угар.

– Работа с фразеологизмом.

IV. Постановка проблемной задачи.

(СЛАЙД) Суббота, деревня, уголь, яблоко, дядя, медаль, море, билет.

– Что вы можете рассказать об этих словах?

– Давайте обратимся к следующим высказываниям на доске:

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным.

Сейчас проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием.

1 . Имя существительное – это …

  • Часть речи
  • Часть предложения
  • Слово

2 . Имя существительное обозначает …

  • признак предмета
  • действие предмета
  • предмет

3 . Имя существительное отвечает на вопросы:

  • какая? какой? какие?
  • кто? что?
  • что делает? что делал?

4 . Имя существительное изменяется .

  • по родам
  • по числам
  • по падежам

5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:

  • И.п ; Р.п ; Д.п ; Т.п ; В.п ; П.п
  • И.п ; В.п ; Т.п ; П.п ; Д.п ; Р.п
  • И.п ; Р.п ; Д.п ; В.п ; Т.п ; П.п

6 . Определи склонение данных существительных:

– Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями (Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением)

– Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?

– Как определить склонение имени существительного?

V. Изучение нового материала.

(СЛАЙД) Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

(СЛАЙД) Мама думала о сестр. и дочер. .

– Назовите однородные члены предложения

– В каком падеже и роде стоят эти существительные?

– Что можно сказать об окончаниях?

– Какие вопросы теперь возникают у вас? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

(СЛАЙД) Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)

– Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.

– Какие слова получились в каждой группе?

– Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.

– Прочитайте правило. Правильно ли сделали вывод?

– С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

– Какую новую информацию мы узнали?

VI. Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

– Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

(Физминутка) (Слайд)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах:

а) Отгадывание загадок

VIII. Домашнее задание.

(СЛАЙД)

Девочки – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

Мальчики – упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

IX. Рефлексия деятельности.

– Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах о сестре, дочери разные окончания (Они относятся к разным склонениям)

– С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

(СЛАЙД) Оцените свою работу на уроке. У каждого три кружка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: Проблемный, частично-поисковый.

Цели урока : Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Задачи урока:

Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, фантазии, целеустремленности.

I . Организационный момент

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Сегодня на уроке взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия.

II . Чистописание

1. Оформление записи в тетради.

- Написание каких букв будем отрабатывать?

- Определите тип соединения букв. (Верхнее, среднее, нижнее)

- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. (Высота заглавных букв 8мм, строчных – 3мм)

III . Словарная работа

Учитель называет последний слог словарного слова, а учащиеся придумывают начало и записывают слово:

- Слова спокойно жили в книжке.

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

Запись слов в тетрадях:

… роз, …рова, …рох, …локо, …бей, …рока, …стро, …рошо, …село.

Взаимопроверка, оценивание. (Учитель показывает предметные картинки с правильно записанными словарными словами. Обучающиеся проверяют)

IV. Актуализация знаний

Повторение об имени существительном.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите постоянные признаки имен существительных (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род.).

- Назовите непостоянные признаки имен существительных (число, падеж).

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

2. Беседа по стихотворению.

- Послушайте шуточное стихотворение-шутку Георгия Граубина.

- Правильно ли названы падежи?

Спросил я Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так не навидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил я рассерженно:

-В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Ведь я падеж творительный

А тем более творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Какой – нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости,

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

А сам ты смог бы новые

И ,наконец, простительный.

4. Проверка выполнения.

- На какие вопросы вы ответили положительно? На какой вопрос не смогли ответить?

- Попробуйте сформулировать цель урока. ( Цель урока: познакомиться с тремя склонениями имен существительных; узнать, как определить склонение имен существительных.)

V . Самоопределение к деятельности

1. Орфографическая задача.

- Прочитайте предложение, которое записано на доске.

Во время экскурсии школьники проехали на автобусе по улиц … Баумана, по бульвар… Юности и по площад… Республики.

- Найдите в предложении однородные члены. (По улице, по бульвару, по площади.)

- Какими членами предложения они являются? (Второстепенными.)

- Какой частью речи они выражены? (Выражены именами существительными.)

- Определите падеж выделенных существительных. Выделите окончание.

- Объясните почему в указанных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же. (Ответы детей)

- На этот вопрос верного ответа вы пока дать не можете. Сегодня на уроке мы узнаем, что это зависит от типа склонения существительных. Узнаем какие типы склонений существительных есть в русском языке, какие существительные относятся к каждому из них.

- К решению этой задачи придется обратиться в конце урока после объяснения нового материала.

VI . Работа по теме урока.

Наблюдение за склонением имен существительных.

(Перед каждым обучающимся лежит лист, на котором во всех падежах записаны слова: вода, земля, Юра, дядя, стол, конь, окно, море, степь. Запись в таблице выполнена на предыдущем уроке.)

- Определите род имен существительных.

- Попробуем разделить все эти существительные на 3 группы.

- У каких слов окончания во всех падежах совпадают? (вода, земля, Юра, дядя)

- Отделите эту группу слов линией красного цвета. (Дети чертят линию красным карандашом.)

- Найдите еще одну группу слов с одинаковыми падежными окончаниями. Назовите их. (Стол, конь, окно, море.)

- Какое слово осталось в 3-ей группе? (Степь.)

- Сверху над каждой группой напишите цифры 1, 2, 3.

- Эти цифры указывают тип склонения.

- В 1-ой группе записаны имена существительные женского и мужского рода с

окончаниями –а, -я в единственном числе.

-Обратите внимание, что окончание –а пишется после букв, обозначающих

твердые согласные, а окончание –я после букв, обозначающих мягкие

согласные звуки. (Твердые и мягкие окончания.)

- Эти существительные относятся к 1-ому склонению.

Запись на доске : 1 склонение

- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся ко 2-ому

Запись на доске: 2 склонение

Муж. род – нулевое окончание

Какое существительное относится к 3-му склонению?

Запись: 3 склонение

Жен. рода, с мягким знаком на конце

3. Работа с таблицей. (Таблица вывешивается на доску.)

- Заменим запись на доске таблицей.

-Повторите, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-ому склонению, к 3-му склонению.

VII . Физминутка

- Если я назову имя существительное женского рода – присядут девочки, если мужского рода – присядут мальчики, если среднего рода – хлопок.

Дочь, луч, окно, капля, костер, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро.

VIII . Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику.

Чтение правила на с. 87.

- Что такое алгоритм?

- Для чего он нужен?

- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится имя существительное?

(1. Определить род.

2. Выделить окончание существительного в Именительном падеже.

3. По роду и окончанию определить склонение.)

Выполнение упражнения из учебника.

Упр. 165, с.87. с комментированием.

- Дети выходят к доске по очереди, пользуясь алгоритмом, определяют склонение, записывают.

(Примерные ответы обучающихся:

- Имя существительное зима женского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание –а. Значит, относится к 1-му склонению. Записываем в первый столбик. И т.д.)

Работа с сигнальными карточками.

Несколько слов из упражнения 165 разбираются детьми самостоятельно.

Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек с цифрами 1, 2, 3.

IX . Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади, по бульвару разные окончания. (Разные склонения.)

- С какой целью необходимо хорошо и быстро научиться узнавать к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных.)

X . Подведение итогов урока.

- Урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. Сейчас поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие были трудности?

- Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ли её?

XI . Оценивание.

Домашнее задани е: 1) выучить правило стр. 87, повторить словарные слова за 4 класс; 2) выполнить разноуровневые задания по карточкам (Раздаются карточки)

-Прочитайте внимательно задания, выберите из 3-х заданий то, с которым справитесь самостоятельно.

- Спасибо за урок.

Разноуровневые задания

1-ый уровень

Найдите окончание каждого существительного. Определите склонение.

Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед, яблоня, рожь, лужайка, поле, колесо.

2-ой уровень

Запишите существительные группами по склонениям.

Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, мышь, мышка, скрипач, скрипка.

3-ий уровень.

Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.

Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива.

Тип урока : Урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы

Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.

Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Прогнозирование

Выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).

Управление поведением партнёра.

Выражение своих мыслей.

Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока:

Этапы урока

2. Актуализация знаний

3. Закрепление изученного

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Деятельность учителя и учащихся

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня дается учение.

У: Урок русского языка.

У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.

У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)

Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.

У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)

У: Расскажите, что такое имя существительное.

(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)

У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)

(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)

У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)

У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.

У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.

Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.

У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.

К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.

К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.

Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)

Алгоритм

1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

1. Открываем следующую страничку блокнота.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)

1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;

2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;

У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?

2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)

У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.

Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.

Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

газета облако тетрадь

комната обед мебель

У: Что общего в этих словах (словарные)

Какое слово вы дописали?

3. Работа со словарём омонимов.

У: Какие вы знаете словари?

Я предлагаю поработать со словарём омонимов.

Что такое омонимы?

Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.

У: Следующее задание будет разным.

Запишите одним словом

1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)

2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)

3) Место обитания и день недели. (среда)

Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.

У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?

4. Задание по выбору.

У: Выберите для себя задание и выполните его.

1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.

П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.

2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.

На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!

Проверяем. Склонение я проверю сама.

5. Работа в парах.

У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)

Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.

У: Проверяем (на слайде)

Поднимите руку у кого всё правильно.

-Почему вы выполнили задание без ошибок?

- Почему…. ты допустил ошибку?

У: Повторим правило.

У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.

узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке теперь я могу…

могу похвалить себя и своих одноклассников за…

У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.

1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.

2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.

В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.

Тип урока : Урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы

Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.

Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Прогнозирование

Выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).

Управление поведением партнёра.

Выражение своих мыслей.

Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока:

Этапы урока

2. Актуализация знаний

3. Закрепление изученного

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Деятельность учителя и учащихся

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня дается учение.

У: Урок русского языка.

У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.

У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)

Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.

У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)

У: Расскажите, что такое имя существительное.

(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)

У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)

(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)

У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)

У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.

У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.

Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.

У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.

К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.

К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.

Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)

Алгоритм

1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

1. Открываем следующую страничку блокнота.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)

1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;

2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;

У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?

2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)

У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.

Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.

Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

газета облако тетрадь

комната обед мебель

У: Что общего в этих словах (словарные)

Какое слово вы дописали?

3. Работа со словарём омонимов.

У: Какие вы знаете словари?

Я предлагаю поработать со словарём омонимов.

Что такое омонимы?

Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.

У: Следующее задание будет разным.

Запишите одним словом

1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)

2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)

3) Место обитания и день недели. (среда)

Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.

У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?

4. Задание по выбору.

У: Выберите для себя задание и выполните его.

1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.

П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.

2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.

На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!

Проверяем. Склонение я проверю сама.

5. Работа в парах.

У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)

Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.

У: Проверяем (на слайде)

Поднимите руку у кого всё правильно.

-Почему вы выполнили задание без ошибок?

- Почему…. ты допустил ошибку?

У: Повторим правило.

У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.

узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке теперь я могу…

могу похвалить себя и своих одноклассников за…

У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.

1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.

2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.

В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: уточнить знания о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; уметь определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию.

развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал;

развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля;

воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь

1-го склонения

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь

2-го склонения

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь

3-го склонения

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

осуществлять поиск средств ее осуществления;

решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.

Биливская Инна Николаевна

учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Технологическая карта

Упражнение в определении склонения имен существительных.

Уточнить знания о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; уметь определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию

Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

- дополнительные

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 4 класс

Презентация, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Вот и прозвенел звонок.

Вы готовы начать урок?

Внутренняя позиция школьника.

II . Актуализация знаний

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Прописывание букв Дд.

Объяснение смысла пословицы.

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А какую вы должны отгадать по её звуковой характеристике. Эта буква обозначает на письме звук согласный, звонкий, парный. (ответ детей)

-Какая бывает буква Д? (прописная и заглавная)

-Когда используется заглавная буква Д?

- Пропишем это сочетание букв.

-Какое соединение используется для написания этих букв?

- Чем отличается первое сочетание букв от второго?

- Пропишите это сочетание букв, соблюдая закономерность до конца строчки.

- Прочитайте предложение, записанное ниже. (Добрая слава лежит, а плохая бежит) Что вы можете о нем сказать? (Это пословица)

- Объясните смысл этой пословицы. (Дурная слава распространяется быстро, а доброе о человеке может остаться неизвестным).

- Какие орфограммы встретились в этом предложении.

- Спишите эту пословицу.

Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III . Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

- Найдите и подчеркните в этой пословице имя существительное.

- Какое слово вы подчеркнули? (Слава)

- Что вы можете сказать об этом слове? (им. Сущ., что?, неодуш., нариц., ж.р. И.п. 1-е скл.) Слайд 4

- А какие ещё вы знаете склонения?

(2-е и 3-е склонение)

- Как определить 2-е склонение имени существительного?

- Как определить 3-е склонение имени существительного?

- Определите тему урока. (Слайд 5 )

- Сформулируйте цели урока. (Слайд 6)

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

А потом – наоборот. (2-3 раза)

И за парту тихо сели.

Мы продолжим наш урок

Уметь изменять имена существительные по падежам.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

Познакомить с делением существительных на три группы .

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

- У вас на столах лежит листок, где записано рассуждение ученика. Прочитайте его и найдите ошибки. (Работа в паре)

Приложение 1

- В чем заключается ошибка ученика?.(Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.)

- С чего надо начинать определение склонения существительного? (Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму.)

- Назовите начальную форму имени существительного. (Именительный падеж единственного числа)

- Что нужно сделать дальше? (Определить род имени существительного.)

- Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям? (Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)

- Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

- Сравним алгоритм, записанный нами с алгоритмом, указанным в учебнике на с. 89

Уметь определять склонение имени существительного.

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V . Первичное закрепление

Закрепить знания в определении склонения.

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.

- Вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок со словами. (Приложение 2) Ваша задача: определить склонение имен существительных, записанных на листке и выписать только те слова, склонение которых указано. Склонение слов определяете в паре. Записали слово, передали следующей паре. И т.д.

- Проверяем, правильно ли вы указали склонение имен существительных. (Работа по одному ученику у доски).

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

- Выполните данное упражнение самостоятельно. Если кто-то испытывает трудность, то может посмотреть слова в словаре на с. 146

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Что такое склонение?

- Сколько групп склонений в русском языке?

- Ответьте, чему вы научились сегодня на уроке. (Приложение 3)

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выучить алгоритм определения склонения имен сущ.. упр. 170, 171, 10 словарных слов.

IX . Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала

- Из слов, записанных на доске, составьте два-три предложения.

Озеро, карась, окунь, щука; дерево липа, синица; астра, гвоздика, пион, цветы

Уметь применять изученные правила.

смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие

4 класс Русский язык

учитель начальных классов

Биливская Инна Николаевна


Л Ц Р Ч О Ю Д


Дд Ддд Дддд Ддддд и е Добрая слава лежит, а плохая бежит. и е о

Добрая слава лежит, а плохая бежит.


Слава - им. сущ., что?, И.п. ж. р., нариц., неодуш., 1-е скл. ед. ч.

Слава -

  • уточнить знания о типах склонения существительных;
  • развить умение определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию;
  • развить речь, внимание, умение анализировать

Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: