Конспект урока по русскому языку 4 класс рамзаева склонение имен существительных
Обновлено: 07.07.2024
Базовый учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. Москва.
Цели урока: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Задачи:
- Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
- Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знании.
Методы: Проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: Работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная, взаимопроверка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация урока.
– Сегодня нас ждёт большая работа.
– На уроке понадобятся: учебники, тетради, внимательные глаза, сообразительные головы, хорошее настроение.
III. Чистописание, словарная работа.
– Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи.
– Похлопайте в ладоши медленно, а затем быстрее.
– Постучите в кулачки.
– Покажите на пальцах буквы: Л, О, Ю, М, А, Г, Т.
б) Работа в тетради Пп Тт Рр
в) Работа со скороговоркой
Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула
(СЛАЙД) – Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти.
Гореть, сгорел, горячий, подгорел, загар, угар.
– Работа с фразеологизмом.
IV. Постановка проблемной задачи.
(СЛАЙД) Суббота, деревня, уголь, яблоко, дядя, медаль, море, билет.
– Что вы можете рассказать об этих словах?
– Давайте обратимся к следующим высказываниям на доске:
Мы уже всё знаем!
Мы ещё не всё знаем!
Мы ничего не знаем!
Мы уже кое-что знаем!
Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным.
Сейчас проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием.
1 . Имя существительное – это …
- Часть речи
- Часть предложения
- Слово
2 . Имя существительное обозначает …
- признак предмета
- действие предмета
- предмет
3 . Имя существительное отвечает на вопросы:
- какая? какой? какие?
- кто? что?
- что делает? что делал?
4 . Имя существительное изменяется .
- по родам
- по числам
- по падежам
5 . В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:
- И.п ; Р.п ; Д.п ; Т.п ; В.п ; П.п
- И.п ; В.п ; Т.п ; П.п ; Д.п ; Р.п
- И.п ; Р.п ; Д.п ; В.п ; Т.п ; П.п
6 . Определи склонение данных существительных:
– Проверим, как вы справились с тестовыми заданиями (Дети приходят к выводу что 1, 2, 3, 4, 5 задание они могут выполнить, а при 6 встретились с затруднением)
– Если мы не знаем, то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?
– Как определить склонение имени существительного?
V. Изучение нового материала.
(СЛАЙД) Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(СЛАЙД) Мама думала о сестр. и дочер. .
– Назовите однородные члены предложения
– В каком падеже и роде стоят эти существительные?
– Что можно сказать об окончаниях?
– Какие вопросы теперь возникают у вас? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
(СЛАЙД) Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)
– Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.
– Какие слова получились в каждой группе?
– Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.
– Прочитайте правило. Правильно ли сделали вывод?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
– Какую новую информацию мы узнали?
VI. Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
– Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
(Физминутка) (Слайд)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в группах:
а) Отгадывание загадок
VIII. Домашнее задание.
(СЛАЙД)
Девочки – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
Мальчики – упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
IX. Рефлексия деятельности.
– Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах о сестре, дочери разные окончания (Они относятся к разным склонениям)
– С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).
(СЛАЙД) Оцените свою работу на уроке. У каждого три кружка.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Три типа склонения имен существительных в единственном числе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: Проблемный, частично-поисковый.
Цели урока : Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Задачи урока:
Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, фантазии, целеустремленности.
I . Организационный момент
- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Сегодня на уроке взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия.
II . Чистописание
1. Оформление записи в тетради.
- Написание каких букв будем отрабатывать?
- Определите тип соединения букв. (Верхнее, среднее, нижнее)
- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. (Высота заглавных букв 8мм, строчных – 3мм)
III . Словарная работа
Учитель называет последний слог словарного слова, а учащиеся придумывают начало и записывают слово:
- Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
Запись слов в тетрадях:
… роз, …рова, …рох, …локо, …бей, …рока, …стро, …рошо, …село.
Взаимопроверка, оценивание. (Учитель показывает предметные картинки с правильно записанными словарными словами. Обучающиеся проверяют)
IV. Актуализация знаний
Повторение об имени существительном.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите постоянные признаки имен существительных (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род.).
- Назовите непостоянные признаки имен существительных (число, падеж).
- Что такое склонение? (изменение по падежам)
2. Беседа по стихотворению.
- Послушайте шуточное стихотворение-шутку Георгия Граубина.
- Правильно ли названы падежи?
Спросил я Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так не навидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Ведь я падеж творительный
А тем более творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Какой – нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
А сам ты смог бы новые
И ,наконец, простительный.
4. Проверка выполнения.
- На какие вопросы вы ответили положительно? На какой вопрос не смогли ответить?
- Попробуйте сформулировать цель урока. ( Цель урока: познакомиться с тремя склонениями имен существительных; узнать, как определить склонение имен существительных.)
V . Самоопределение к деятельности
1. Орфографическая задача.
- Прочитайте предложение, которое записано на доске.
Во время экскурсии школьники проехали на автобусе по улиц … Баумана, по бульвар… Юности и по площад… Республики.
- Найдите в предложении однородные члены. (По улице, по бульвару, по площади.)
- Какими членами предложения они являются? (Второстепенными.)
- Какой частью речи они выражены? (Выражены именами существительными.)
- Определите падеж выделенных существительных. Выделите окончание.
- Объясните почему в указанных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же. (Ответы детей)
- На этот вопрос верного ответа вы пока дать не можете. Сегодня на уроке мы узнаем, что это зависит от типа склонения существительных. Узнаем какие типы склонений существительных есть в русском языке, какие существительные относятся к каждому из них.
- К решению этой задачи придется обратиться в конце урока после объяснения нового материала.
VI . Работа по теме урока.
Наблюдение за склонением имен существительных.
(Перед каждым обучающимся лежит лист, на котором во всех падежах записаны слова: вода, земля, Юра, дядя, стол, конь, окно, море, степь. Запись в таблице выполнена на предыдущем уроке.)
- Определите род имен существительных.
- Попробуем разделить все эти существительные на 3 группы.
- У каких слов окончания во всех падежах совпадают? (вода, земля, Юра, дядя)
- Отделите эту группу слов линией красного цвета. (Дети чертят линию красным карандашом.)
- Найдите еще одну группу слов с одинаковыми падежными окончаниями. Назовите их. (Стол, конь, окно, море.)
- Какое слово осталось в 3-ей группе? (Степь.)
- Сверху над каждой группой напишите цифры 1, 2, 3.
- Эти цифры указывают тип склонения.
- В 1-ой группе записаны имена существительные женского и мужского рода с
окончаниями –а, -я в единственном числе.
-Обратите внимание, что окончание –а пишется после букв, обозначающих
твердые согласные, а окончание –я после букв, обозначающих мягкие
согласные звуки. (Твердые и мягкие окончания.)
- Эти существительные относятся к 1-ому склонению.
Запись на доске : 1 склонение
- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся ко 2-ому
Запись на доске: 2 склонение
Муж. род – нулевое окончание
Какое существительное относится к 3-му склонению?
Запись: 3 склонение
Жен. рода, с мягким знаком на конце
3. Работа с таблицей. (Таблица вывешивается на доску.)
- Заменим запись на доске таблицей.
-Повторите, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-ому склонению, к 3-му склонению.
VII . Физминутка
- Если я назову имя существительное женского рода – присядут девочки, если мужского рода – присядут мальчики, если среднего рода – хлопок.
Дочь, луч, окно, капля, костер, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро.
VIII . Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику.
Чтение правила на с. 87.
- Что такое алгоритм?
- Для чего он нужен?
- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится имя существительное?
(1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в Именительном падеже.
3. По роду и окончанию определить склонение.)
Выполнение упражнения из учебника.
Упр. 165, с.87. с комментированием.
- Дети выходят к доске по очереди, пользуясь алгоритмом, определяют склонение, записывают.
(Примерные ответы обучающихся:
- Имя существительное зима женского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание –а. Значит, относится к 1-му склонению. Записываем в первый столбик. И т.д.)
Работа с сигнальными карточками.
Несколько слов из упражнения 165 разбираются детьми самостоятельно.
Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек с цифрами 1, 2, 3.
IX . Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади, по бульвару разные окончания. (Разные склонения.)
- С какой целью необходимо хорошо и быстро научиться узнавать к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных.)
X . Подведение итогов урока.
- Урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. Сейчас поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие были трудности?
- Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ли её?
XI . Оценивание.
Домашнее задани е: 1) выучить правило стр. 87, повторить словарные слова за 4 класс; 2) выполнить разноуровневые задания по карточкам (Раздаются карточки)
-Прочитайте внимательно задания, выберите из 3-х заданий то, с которым справитесь самостоятельно.
- Спасибо за урок.
Разноуровневые задания
1-ый уровень
Найдите окончание каждого существительного. Определите склонение.
Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед, яблоня, рожь, лужайка, поле, колесо.
2-ой уровень
Запишите существительные группами по склонениям.
Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, мышь, мышка, скрипач, скрипка.
3-ий уровень.
Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.
Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива.
Тип урока : Урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.
2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы
Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.
Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Прогнозирование
Выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).
Управление поведением партнёра.
Выражение своих мыслей.
Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Ход урока:
Этапы урока
2. Актуализация знаний
3. Закрепление изученного
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Деятельность учителя и учащихся
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
У: Урок русского языка.
У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.
У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)
Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.
У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
У: Расскажите, что такое имя существительное.
(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)
У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)
(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)
У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)
У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.
У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.
Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.
У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.
К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.
К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.
Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)
Алгоритм
1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)
2. Определить род, выделить окончание.
3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
1. Открываем следующую страничку блокнота.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)
1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;
2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;
3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;
У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?
2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)
У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.
Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.
Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
газета облако тетрадь
комната обед мебель
У: Что общего в этих словах (словарные)
Какое слово вы дописали?
3. Работа со словарём омонимов.
У: Какие вы знаете словари?
Я предлагаю поработать со словарём омонимов.
Что такое омонимы?
Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.
У: Следующее задание будет разным.
Запишите одним словом
1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)
2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)
3) Место обитания и день недели. (среда)
Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.
У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?
4. Задание по выбору.
У: Выберите для себя задание и выполните его.
1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.
2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.
На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!
Проверяем. Склонение я проверю сама.
5. Работа в парах.
У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)
Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.
У: Проверяем (на слайде)
Поднимите руку у кого всё правильно.
-Почему вы выполнили задание без ошибок?
- Почему…. ты допустил ошибку?
У: Повторим правило.
У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.
узнал, открыл для себя
Сегодня на уроке теперь я могу…
могу похвалить себя и своих одноклассников за…
У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.
1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.
2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.
В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.
Тип урока : Урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.
2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы
Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.
Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Прогнозирование
Выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).
Управление поведением партнёра.
Выражение своих мыслей.
Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Ход урока:
Этапы урока
2. Актуализация знаний
3. Закрепление изученного
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Деятельность учителя и учащихся
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
У: Урок русского языка.
У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.
У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)
Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.
У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
У: Расскажите, что такое имя существительное.
(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)
У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)
(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)
У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)
У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.
У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.
Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.
У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.
К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.
К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.
Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)
Алгоритм
1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)
2. Определить род, выделить окончание.
3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
1. Открываем следующую страничку блокнота.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)
1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;
2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;
3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;
У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?
2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)
У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.
Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.
Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
газета облако тетрадь
комната обед мебель
У: Что общего в этих словах (словарные)
Какое слово вы дописали?
3. Работа со словарём омонимов.
У: Какие вы знаете словари?
Я предлагаю поработать со словарём омонимов.
Что такое омонимы?
Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.
У: Следующее задание будет разным.
Запишите одним словом
1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)
2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)
3) Место обитания и день недели. (среда)
Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.
У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?
4. Задание по выбору.
У: Выберите для себя задание и выполните его.
1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.
2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.
На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!
Проверяем. Склонение я проверю сама.
5. Работа в парах.
У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)
Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.
У: Проверяем (на слайде)
Поднимите руку у кого всё правильно.
-Почему вы выполнили задание без ошибок?
- Почему…. ты допустил ошибку?
У: Повторим правило.
У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.
узнал, открыл для себя
Сегодня на уроке теперь я могу…
могу похвалить себя и своих одноклассников за…
У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.
1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.
2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.
В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.
Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.
Цель урока: уточнить знания о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; уметь определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию.
развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал;
развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля;
воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь
1-го склонения
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь
2-го склонения
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, папа, осень, тополь, река, яблоко, печь, хозяйство, яблоня, рожь
3-го склонения
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее осуществления;
решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.
Биливская Инна Николаевна
учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Технологическая карта
Упражнение в определении склонения имен существительных.
Уточнить знания о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; уметь определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию
Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия
- дополнительные
Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 4 класс
Презентация, индивидуальные карточки
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I . Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивирует учащихся на работу.
Вот и прозвенел звонок.
Вы готовы начать урок?
Внутренняя позиция школьника.
II . Актуализация знаний
Организует повторение изученного.
Повторяют изученный ранее материал. Прописывание букв Дд.
Объяснение смысла пословицы.
Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А какую вы должны отгадать по её звуковой характеристике. Эта буква обозначает на письме звук согласный, звонкий, парный. (ответ детей)
-Какая бывает буква Д? (прописная и заглавная)
-Когда используется заглавная буква Д?
- Пропишем это сочетание букв.
-Какое соединение используется для написания этих букв?
- Чем отличается первое сочетание букв от второго?
- Пропишите это сочетание букв, соблюдая закономерность до конца строчки.
- Прочитайте предложение, записанное ниже. (Добрая слава лежит, а плохая бежит) Что вы можете о нем сказать? (Это пословица)
- Объясните смысл этой пословицы. (Дурная слава распространяется быстро, а доброе о человеке может остаться неизвестным).
- Какие орфограммы встретились в этом предложении.
- Спишите эту пословицу.
Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.
Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
III . Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.
Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.
- Найдите и подчеркните в этой пословице имя существительное.
- Какое слово вы подчеркнули? (Слава)
- Что вы можете сказать об этом слове? (им. Сущ., что?, неодуш., нариц., ж.р. И.п. 1-е скл.) Слайд 4
- А какие ещё вы знаете склонения?
(2-е и 3-е склонение)
- Как определить 2-е склонение имени существительного?
- Как определить 3-е склонение имени существительного?
- Определите тему урока. (Слайд 5 )
- Сформулируйте цели урока. (Слайд 6)
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
А потом – наоборот. (2-3 раза)
И за парту тихо сели.
Мы продолжим наш урок
Уметь изменять имена существительные по падежам.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы.
Познакомить с делением существительных на три группы .
В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.
Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.
- У вас на столах лежит листок, где записано рассуждение ученика. Прочитайте его и найдите ошибки. (Работа в паре)
Приложение 1
- В чем заключается ошибка ученика?.(Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.)
- С чего надо начинать определение склонения существительного? (Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму.)
- Назовите начальную форму имени существительного. (Именительный падеж единственного числа)
- Что нужно сделать дальше? (Определить род имени существительного.)
- Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям? (Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)
- Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.
- Сравним алгоритм, записанный нами с алгоритмом, указанным в учебнике на с. 89
Уметь определять склонение имени существительного.
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
построение речевых высказываний
V . Первичное закрепление
Закрепить знания в определении склонения.
Проводит инструктаж обучающихся.
Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.
- Вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок со словами. (Приложение 2) Ваша задача: определить склонение имен существительных, записанных на листке и выписать только те слова, склонение которых указано. Склонение слов определяете в паре. Записали слово, передали следующей паре. И т.д.
- Проверяем, правильно ли вы указали склонение имен существительных. (Работа по одному ученику у доски).
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.
подведение под понятие;
-использование общих приемов решения задач ;
использование знаково-символических средств ;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
- Выполните данное упражнение самостоятельно. Если кто-то испытывает трудность, то может посмотреть слова в словаре на с. 146
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке?
- Ответьте, чему вы научились сегодня на уроке. (Приложение 3)
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Выучить алгоритм определения склонения имен сущ.. упр. 170, 171, 10 словарных слов.
IX . Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Включение нового
знания в систему изученного материала
- Из слов, записанных на доске, составьте два-три предложения.
Озеро, карась, окунь, щука; дерево липа, синица; астра, гвоздика, пион, цветы
Уметь применять изученные правила.
смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
использование общих приемов решения задач;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие
4 класс Русский язык
учитель начальных классов
Биливская Инна Николаевна
Добрая слава лежит, а плохая бежит.
Слава -
- уточнить знания о типах склонения существительных;
- развить умение определять тип склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию;
- развить речь, внимание, умение анализировать
Спасибо за урок!
-75%
Читайте также:
- Конспект передача информации по техническим каналам связи
- Ф искандер тринадцатый подвиг геракла конспект урока 6 класс
- Конспект занятия по аппликации в средней группе корзина грибов
- Защита населения и территорий от чс природного и техногенного характера дома написать конспект
- Я тайца по грибы конспект