Конспект урока толстый и тонкий 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

I Организационный момент

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

V. Рефлексия

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературы 6 класс по теме

Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.

hello_html_7ccb5db7.jpg

Технологическая карта урока литературы 6 класс УМК В.Я.Коровиной

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование:

презентация к уроку

портрет А. П. Чехова

Тип урока. Урок открытия нового знания

1.Мотивация познавательной деятельности

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку

.Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Рассматривают портрет А.П. Чехова

2.Актуализация необходимых знаний

Технология дебатов

1) Верные/неверные утверждения:

Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

Являлся кормильцем в семье.

Терпеть не мог врачей.

Подписывал свои рассказы псевдонимами

Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.

Анализируют. Слушают ответы одноклассников .Добавляют или опровергают. Отвечают на вопросы

3. Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Обращение к эпиграфам:

Краткость- сестра таланта.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Обращение к иллюстрациям.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

Анализируют. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.

4.Открытие нового знания

Организация познавательной деятельности.

.Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)

Какое настроение возникло после прослушивания? ( грусти, печали, жалости, сожаления )

Какое событие происходит в рассказе?

Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?

Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?

Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа .

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

“ Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“… на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

4. Обращение героев друг к другу.

“ Мы с тобой друзья”

“ ..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? ( Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя.

Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат , проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают

5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

6.Коллективная работа. Составить синквейн.

Работают вместе над синквейном

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

Вывод:Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

Слайд презентации

Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том,что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство..

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

Словарная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: заседание "ученого совета"; урок аналитического чтения.

Учитель: Чупчикова Елена Владимировна, МБОУ Индустриальная СОШ

Открытый урок литературы в 6 классе.

УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А. П. Чехова как выдающегося русского писателя; анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. П. Чехова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

эстетическая сфера: определять роль художественной детали в тексте.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Теория литературы: речевая характеристика; художественная деталь; юмор; сатира.

Оргмомент. Приветствие. Представление гостей.

. Среди людей нужно сознавать своё достоинство”.
А.П. Чехов


Как называется выражение насмешки (разновидность смеха)? (Ирония)

- Какое слово получилось в верхней (горизонтальной) строке кроссворда? (Чин)

- Каково значение этого слова? (Чин – степень служебного положения лица на придворной, гражданский и военной службе в Русском царстве и Российской империи.)

- Подберите однокоренные слова к слову чин, объясните их значение. (Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. Чинопочитание (устар. и ирон.) – почитание старших младшими по службе.)





А.П.Чехов пишет о человеке социальном, особым образом трансформируя анекдот и используя этот безобидный жанр для постановки серьезных общественных вопросов (чинопочитания, угодничества).

Определение темы урока.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи (выдвижение гипотез).

Определение задач урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

1). Определить, почему и ради чего человек идет на самоунижение.

2). Доказать, что самое страшное, что может произойти с человеком, - это потеря им чувства собственного достоинства.

3). Раскрыть художественные особенности рассказа.

- А что надо сделать, чтобы достичь цели? (Обратиться к анализу рассказа.)

- Некоторым из вас предлагалось предварительное задание, в ходе урока вы представите свою работу.


Работа над произведением.

Действующие лица: рассказчик, толстый, тонкий, жена тонкого Луиза, сын тонкого Нафанаил.

- Ребята, вы посмотрели инсценировку рассказа. Кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть?

2) Совместное обсуждение произведения (анализ).

- А.П.Чехов, удивительный мастер слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание. Как же это удавалось Антону Павловичу?

– Откройте текст рассказа. Приступаем к обсуждению вопроса: на чем держится юмористический рассказ?

Обратите внимание на ключевые слова, записанные на доске, которые вам помогут правильно выстроить свой ответ. (Ключевые слова: диалог, художественная деталь, речь героев, случай.)

Аналитическая беседа:

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)

- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

- Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)

- Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

- Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

- Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

- Почему стало противно и кому? (Толстому)

- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)

- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце - семья тонкого)

- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

- Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира:

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех веселый, доброжелательный.

Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

- Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают)

- А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

- Какой порок он бичует? (Он осуждает порок общества - чинопочитание)

Словарная работа: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)

3) Задания группам:

- Языковедам: к каждому слову, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее ему лексическое значение, указанное в правой колонке.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Николаевская железная дорога

Глубочайшее почтение (т.е. глубокое уважение)

Покрытый легким слоем чего-нибудь, ка бы пеленой

Настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький его плод с твердой кожурой)

В старое время: знатный и богатый сановник (т.е. крупный чиновник, занимающий высокое положение)

В царской России и некоторых других странах: отдел министерства высшего государственного учреждения

Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт (франт – человек, любящий наряжаться)

Относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение

Первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом

Милый, приятный человек

Сорт крепкого виноградного вина

Почитание старших по чину, по служебному положению

Проявляющий, выражающий милость (благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны низшего)

Последовательница лютеранства (крупнейшего направления протестантизма, возникшего в XVI в. на основе учения Лютера и распространенного в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказам А. П. Чехова "Толстый и тонкий" и "Смерть чиновника". Поставлен и реализован комплекс познавательных. развивающих и воспитательных задач. Используются мультимедийная презентация, чтение по ролям, работа со словарем. Широко привлекается исторический материал.

Конспект урока литературы в 6 классе учителя Стафеевой Н. И.

познавательная: расширить знакомство учащихся с рассказами А. П. Чехова Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем); общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); развивающая: развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать ,выделять общее в его сатирических рассказах (момент превращения), определить различие между сатирическими и юмористическими рассказами), умения выделять главное, существенное при работе с текстом, с иллюстрациями; развитие творческих способностей учащихся; воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца; продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля; эстетическое воспитание учащихся

1.Вступительное слово учителя.

Слайды 2 – 3. - Москва…Год 1880… Из здания университета выходит высокий студент-медик. Он медленно идёт по Моховой, по Охотному ряду. Лавки, вывески с изображением золотых кренделей, военных мундиров, сахарных голов…Люди. В овчинных полушубках и лаптях, в цилиндрах и шубах на лисьем меху…Вот хозяин лавки выкидывает на улицу бедняка, заметившего, что купец обвешал его…Вот в богатых санях с медвежьим пологом катит важный чиновник. Кое – кто из прохожих угодливо сдергивает шапку и низко кланяется ему. А тот пыжится от самодовольства и едва кивает головой. Всё это наблюдали внимательные глаза молодого человека.

-Но наступила очередь мысли и разума. Главными врагами А. П. Чехов называл ложь, лицемерие, невежество и произвол.

- Приступим к анализу рассказов.

Слайд 6. - Обрисуйте сюжет рассказа.

- Мы уже говорили о Чехове как о мастере детали. И в этом рассказе он сумел дать портреты героев, в нескольких деталях раскрыв их социальное положение.

Слайд ы 7 -9. Сцена встречи героев на перроне вокзала. (Прослушивание аудио)

-Охарактеризуйте позу, жест, выражение лица героев. (Можно привлечь иллюстрации )

Приятели встречаются как равные.

-Кто из них первым узнал другого?

Слайд 16. ( У Очумелова – власть)

Слайд 17. -Вспомните фамилию героя рассказа. Почему автор выбрал такую?

Слайд 18. - Как звучат заключительные строки рассказа? Зачитайте.

Слайд 21. - Что же писатель бичевал? (чинопочитание, угодничество)

Иллюстрации к рассказам

Бычков Ю.А. Просто Чехов/Ю.А.Бычков. – М.: Музей человека, 2008

Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Дет. лит., 1982

Электронный ресурс Беленький Г.И. Учебник-хрестоматия для7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005

Читайте также: