Христианские святые презентация 4 класс орксэ конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Тип урока: комбинированный.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Ожидаемый результат: знание понятий; умение учащихся высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала; умение работать в группах.
Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси, с понятиями: Церковь, Крещение, Святая Русь, князь Владимир.
Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами, установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог;
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

I. Актуализация знаний

Умный, гордый наш народ
Далеко глядит вперёд.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.

– Этот урок сегодня посвящен древнейшему прошлому нашей Родины. А попасть в Древнюю Русь и узнать тему урока вам поможет ключевое слово кроссворда (Приложение 1)

И тогда князь Владимир направил своих послов в разные страны.

– Давайте заглянем в гости к князю и послушаем, о чём ему рассказывают послы, когда вернулись.

Давайте послушаем, какие перемены произошли с князем Владимиром после крещения?

III. Церковь, храм

Работа с учебником.

  1. В 988 году князь Владимир крестил Русь, где миром, а где и силой. Но это событие имело огромное значение для страны. Какое?
  2. Почему Русь стали называть Святой Русью?
  3. Какие ценности проповедует христианство?
  4. Чему оно учит нас?
  5. А какое значение имеет слово храм?
  6. Какое значение слова ЦЕРКОВЬ вы узнали?

Немногие из древних храмов сохранились до наших дней.

Рассказывают ученики:

IV. Рефлексия

1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?
3. Тест (Приложение 4)

– Прошло более тысячи лет с тех далеких времен, но не гаснет в сердцах людей свет, зажженный Владимиром Красным Солнышком. И сегодня мы отдаём дань уважения князю Владимиру, который, будучи главным устроителем русской государственности, сам является символом становления великого государства. Вера, Единение, Любовь к Родине – слова, понятные и родные каждому русскому человеку. Они помогают нам жить, видеть прекрасное и верить в будущее. А значит, еще ни одну тысячу лет будет жить Русь Святая! Русь Православная! Русь златоглавая.

Читают ученики:

Володимир, князь-язычник,
Сделал выбор – путь Креста.
Ветошь грешных дел, привычек
Сбросил с верой во Христа.
На глазах свершилось чудо,
Будто день возник в ночи:
Тот, кто жил в грехах повсюду,
Жемчуг веры получил!
И, найдя его, крестился,
И крестил Руси народ.
Свет Христов лучами лился –
Православия восход.

И от мала до велика
Люди шли в одну купель.
Бог открылся князю Ликом
И народу в этот день.
Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учебный курс: Основы религиозных культур народов России

Тема: Христианские святые.

- образовательные : формировать интерес к знаниям о святых, мотивацию к изучению православной культуры;

- развивающая : развивать речь учащихся, обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьника;

- воспитательная: воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Место урока в системе уроков и тем: данный урок входит в блок тем, посвящённых изучению православной религии.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Основные термины и понятия: святые, монах, мощи, затворник, христианский подвиг, житие

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация с изображениями святых.

Христианские святые.

- формировать интерес к знаниям о святых, мотивацию к изучению православной культуры;

- развивать речь учащихся, обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьника;

- воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Новые слова и понятия: святые, монах, мощи, затворник, христианский подвиг, житие

Иллюстрированный ряд: образы святых Бориса, Глеба, Серафима Саровского.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с изображениями святых.

Организационный.

Проверка усвоения содержания учебного материала (метод устного контроля) .

- Когда было принято Христианство на Руси?

- Из какой империи было принято Христианство?

-Каковы были причины принятия Христианства?

Мотивация учебной деятельности.

Уч.: Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о Христианстве на Руси. Я предлагаю вам прочитать эпиграф к нашему уроку.

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить…

-Как вы думаете, к каким людям можно отнести слова поэта?

- Ребята, таких людей называли святыми. На уроке поговорим о первых святых в Христианстве.

Изучение нового материала .

Учит,: Итак, как вы думаете, кто такие святые?

(Предположительные ответы детей.)

Учит.: Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Некоторые из святых еще при своей жизни на земле творили чудеса. С Божьей помощью они давали людям мудрые советы, помогали в самых трудных ситуациях, лечили безнадежных больных. Святые своей благочестивой жизнью подают нам пример. Узнать о том, как они жили, можно в особых жизнеописаниях – житиях. Люди не рождались святыми, их причисляли к лику святых за страдания, которые они претерпевали ради других людей.

Учит.: Кто же первыми были причислены к лику святых?

Борис и Глеб (слайд №1) - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Рассказ учителя ( Пиложение № 1).

Учит.: Ребята, в моем рассказе о святых Борисе и Глебе вы услышали слово мощи. Как вы понимаете ЛЗ данного слова?

Учит.: Какой источник поможет проверить ваши предположения?

(Ответ детей: см. Словарь С. И. Ожигова . Мощи – высохшие останки людей почитаемые христианской церковью святыми и чудотворными.)

Учит.: Предлагаю подвести итог вышесказанному. За что Борис и Глеб были причислены к лику святых. Ответить на данный вопрос вам поможет учебник. Откройте страницу 43- 44, вычитайте ответ на вопрос.

(Дети зачитывают отрывок из текста учебника, содержащий ответ на поставленный вопрос .)

Учит.: Как вы думаете, чет различаются понятия подвиг и духовный подвиг .

(Дети высказывают свои мнения .)

Учит.: В Христианстве известно имя ещё одного святого - Серафима Саровского (Слайд № ) .

За что же этот человек был канонизирован в лик святого?

Рассказ учителя (Приложение №2).

Учит.: Кто знает и может объяснить, кто такой монах?

Учит.: Где можем проверить свой ответ?

(Ответ детей: см. Словарь С.И. Ожигова. Монах – Член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь (строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий).

Учит.: Как вы представляете себе жизнь монаха? Чем они занимаются?

Рассказ учителя (Приложение №3).

Учит.: Что особенного было в жизни преподобного Серафима Саровского? Что значит, быть затворинком? Как вы думаете, почему Православная Церковь стала почитать батюшку Серафима, как святого?

Физкультминутка

Закрепление нового учебного материала

1.Христиан, которые жили праведно, старались делать добро, не забывали о Боге и проходили через множество испытаний называли святыми?

2. От руки брата погибли Борис и Серафим Саровский?

3. У Серафима Саровского был дар исцеления.

4. Мощи – это нетленные останки святых?

5. Борис и Глеб совершили духовный подвиг?

6. Пятнадцать лет в затворничестве прожил Глеб?

7. Имя Серафима Саровского до пострига в монахи - Прохор?

8. Прощать зло научил Христос?

Обобщение и систематизация новых знаний

Учит.: - Ребята, какой религии был посвящен наш урок?

- О каких необычных людях беседовали?

- За что эти люди были причислены к лику святых?

- Возвращаясь к словам С. Есенина, с которых мы начали наш урок:

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить…,

разрешите задать вопрос: как вы думаете, почему православную культуру невозможно представить без святых людей? Чем их поступки являются для поколений русского народа.

(Предполагаемые ответы детей: подвиги христианских святых служат образцом духовно- нравственных ценностей, основой православной веры в единство, силу воли русского народа, чистоту духовного мира человека.)

Подведение итогов урока

-Кому на уроке было интересно?

- Кому было скучно? Почему?

-Мне было приятно с вами работать.

VIII . Домашнее задание:

- задание по учебнику: стр. 42-45 прочит.

- Самостоятельно подготовить рассказ об известных вам христианских святых, кроме тех, о которых рассказывалось на уроке и в учебнике.

Организация внимания учащихся на учебный процесс

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные ответы учащихся на задаваемые учителем вопросы.

На данном этапе используются словесные методы: рассказ и объяснения учителя способствуют обеспечению идейно-нравственной направленности преподавания;

содержат только достоверные и научно проверенные факты;

включают достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

имеют четкую логику изложения;

достаточно эмоциональным и доступны.

Во взаимосвязи со словесные методы используется наглядный (иллюстративный) метод (презентация).

На данном моменте учитель использует поисковый метод (работа с толковым словарём, с учебником).

На данном моменте учитель использует поисковый метод (работа с толковым словарём).

Здоровьесберегающая технология (снятие статического напряжения у учащихся)

Также в ходе данного этапа урока из словесных методов используется диалогический метод обучения – беседа, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного или известного детям из личного опыта.

В ходе данной беседы вопросы могут адресованы учащимся всего класса ( фронтальная беседа).

Методика оценивания результатов учебной деятельности, корректировка учебных задач, определение перспектив

Объяснение особенностей выполнения домашнего задания, проведение инструктажа

(информация для учителя)

В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его.

Между тем Святополк хотел убийством сыновей Владимира устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Бояре пришли на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля решили дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам, а также по причине чудотворений, приписываемых их мощам.

В середине 18 века в городе Курске в семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. С самого детства он очень любил Бога. В семилетнем возрасте с мальчиком произошло необыкновенное событие. Прохор вместе с мамой осматривал строящуюся колокольню и, вдруг, споткнулся обо что-то и стал падать. Мать побежала вниз, она уже не чаяла увидеть сына живым. Как же она удивилась - Прохор оказался целым и невредимым. Потом мальчик сказал, что кто-то невидимый подхватил его во время падения и поставил на землю.

Второе чудо в жизни Прохора случилось через три года, когда он тяжело заболел. Почти не было надежды на то, что ребенок выживет, но его мама не отчаивалась и много молилась Богу. И вот, Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица (Слайд № ). Пресвятая Богородица , общая молебница о роде христианском. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи ) и обещала его исцелить. Через некоторое время мимо дома Мошниных проходил крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери ( Слайд №4 ). Мама вынесла больного Прохора, мальчик приложился к святыне, и с этого момента началось его выздоровление.

Когда Прохору исполнилось 27 лет, он стал монахом и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Он отправился в город Саров, где стал послушником в местной обители.

Приложение №3.
Не каждый человек сможет быть монахом. Жизнь монаха проходит в молитве и труде на благо монастыря или ради других людей, которые нуждаются в помощи. В монастырях кормят, дают ночлег странникам, содержат дома престарелых и детские приюты. Человек, который хочет изменить свою жизнь, сначала испытывает свои силы, а именно - становится послушником, живет в монастыре и выполняет самую тяжелую работу. Если он понимает, что сделал правильный выбор, происходит пострижение в монахи. Монах дает обещание посвятить жизнь Богу и начинает новую жизнь: отказывается от своего имущества, не имеет своего дома (живет в монастыре), у него нет семьи и он много молится и трудится. При постриге человек получает новое имя. Это знак того, что его жизнь изменилась.

Заветное желание Прохора – стать монахом сбылось через три года после поступления в монастырь. Так Прохор Мошнин стал Серафимом.

После монашеского пострига Серафиму хотелось как можно больше времени отдавать молитве, поэтому он взял благословение уйти из монастыря и поселиться в лесу. Целых пятнадцать лет своей жизни провел преподобный Серафим затворником в уединенном месте на правом берегу реки Саровки. Там он построил избушку-келью, а для пропитания завел огородик. Здесь же он провел 1000 ночей молитвы, стоя на камне.

( Показывает детям икону, на которой преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне.)

Преподобный Серафим еще несколько раз тяжело болел, а однажды на него даже напали разбойники. Но все свои беды он сносил с терпением и молитвой. Святому Серафиму много раз являлась Божья Матерь и Сам Спаситель – Иисус Христос. Ведь такое случается не с каждым! После долгих лет жизни в лесу батюшка Серафим затем переселился в монастырь. После своего возвращения в монастырь Серафим стал принимать приходящих к нему за помощью и советом людей. Каждый день с батюшкой хотели поговорить тысячи людей. В это же время у него открылся еще один дар - дар исцеления. Преподобный Серафим молитвой и добрым словом помогал многим. "Христос воскресе, радость моя!" – приветствовал батюшка каждого приходившего к нему. Люди видели, как лицо его сияло небесным светом, а по его молитвам совершилось множество чудес.

Сейчас память преподобного Серафима Саровского отмечается 15 января и 1 августа.

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.

Развивающая: понять, какое значение имеет принятие христианства для Руси

Воспитывающая: воспитать интерес не только к предмету ОРКСЭ, но и к истории своей страны

Ключевые понятия урока: князь Владимир, Крещение, Святая Русь.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями для 4 групп.

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Целеполагание
  • Этап проблемного поиска новых знаний
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  • Этап включения в систему знаний и повторения
  • Этап рефлексии

Содержание педагогического взаимодействия

Приветствует детей, Настраивает на активную работу.

- Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. Вы будете работать в группах, а для этого давайте вспомним правила работы в группе. Вы должны: уметь договариваться; не мешать другим; решить кто будет представлять результат работы группы. В качестве сигнала о том, что группа готова дать ответ, я предлагаю вам встать всей группой.

Здороваются с учителем.

- Сегодня у нас очень интересная тема урока, а вот как она звучит – я предлагаю ответить вам. Но для начала, посмотрите на экран и скажите, что вы видите?

Правильно, а как вы думаете, что такое Русь?

Русь - так называли нашу страну в очень давние времена.

А теперь по этим словам Крещение и Русь я предлагаю вам подумать и ответить мне: Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Исходя из темы урока скажите, какую цель можно поставить?

Узнать, как христианство пришло на Русь.

4.Этап проблемного поиска новых знаний

Молодцы, ребята! Вы очень внимательны!

А теперь достаньте из конверта файл под номером 2 и найдите ответы на вопросы, которые вы там увидите. Кто готов ответить на 1 вопрос? (Какая религия была на Руси до принятия христианства?)

Хорошо. На 2 вопрос нашли ответ? (А как проявлялось язычество?)

Правильно. Кто нашёл ответ на 3 вопрос? (А как славяне узнавали о жизни и религии других стран?)

Молодцы! Кто может дать ответ на 4 вопрос? (Как изменились границы русского государство во времена правления князя Владимира?)

Умнички! А 5 вопрос? Кто может осветить? (А что предпринимал князь Владимир для объединения славян?)

В соседних государствах с юга болгары и греки - к тому времени уже стали православными христианами.

Именно в греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил своих послов.

Правильно. Так в честь кого был назван храм?

Русские послы посетили службу в храме Святой Софии. Посмотрите на свод купола этого величественного храма! А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь внутри храма. Послушайте, какая необыкновенно красивая музыка здесь звучит!

(Слайд 12) + музыка на слайде

Какими словами они описали увиденное? Ответ найдите в тексе учебника и зачитайте его.

А сейчас я вновь прошу вас найти ответы на вопросы из файла №3. Кто нашёл ответ на первый вопрос? (Что предпринял князь Владимир для принятия христианства?)

На 2 вопрос нашли ответ? Как отреагировала византийская царевна Анна узнав, что ей предстоит выйти замуж на неверующего варвара?

Правильно! Кто готов ответить на 3 вопрос? (Какое несчастье постигло князя Владимира?)

Молодцы! Кто может ответь на 4 вопрос? (Какое чудо произошло с князем Владимиром во время крещения?)

Правильно! Кто нашёл ответ на 5 вопрос? (А как это восприняли дружина князя и бояре?)

По древнему преданию, князь Владимир принял крещение в церкви Святого Василия в греческом городе Корсунь. Так в те времена назывался Херсонес, развалины которого и сейчас можно увидеть рядом с крымским городом Севастополь.

Византийские священники окрестили вначале князя и его дружину, а потом уже сам Владимир осуществил массовое крещение в Киеве.

____________ читает отрывок.

Люди должны научаться от людей.

В очень давние времена на территории Европейской части нашей страны жили славянские племена. Они селились по берегам рек, строили себе жилища, занимались охотой, рыболовством, обрабатывали земли, торговали. Название племени отражало географическое положение этих племён (Вятичи, Ильменские словене). В племенах выделялись люди, которые обладали авторитетом, их стали называть – князья. Племена часто воевали друг с другом. К концу 9 века от Рождества Христова разрозненные племена смог объединить в единое государство Киевскую Русь князь Олег. Во время его княжения Русь сделалась одним из самых мощных государств того времени.

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам.

Они воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,

Устраивали ритуальные пиршества.

Свои первые знания о других верованиях они черпали от заморских купцов, в военных и торговых походах. В соседней процветающей Византии государственной религией было христианство.

Во времена правления князя Владимира, границы русского государства значительно расширились. Он понимал, что удержать завоеванные земли одной силой не удастся. Владимир стал искать идею, которая бы объединяла людей.

Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием.

Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Царевна Анна была в ужасе от того, что ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Ответы детей:
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А сейчас достаньте пожалуйста карточки из файла с номером 3 и соберите кластер, распределив понятия по столбцам.

Все учащиеся собирают кластер.

А сейчас давайте проверим, как вы справились с этой непростой задачей.

Теперь из собранного кластера выделите термин, который указывает на одно из главных значений принятия христианства для Руси.

Правильно. Но вместе с этим на Русь пришла письменность, стала развиваться культура.

6. Этап включения в систему знаний и повторения

В начале занятия мы с вами определили, что тема и цель урока совпадают.

Как вы читаете, вы достигли поставленной цели?

А какая историческая информация вам запомнилась больше всего?

Вы все работали активно, вы много знаете и с вами очень интересно работать. Спасибо вам большое. До свидания!

Предварительный просмотр:

В очень давние времена на территории Европейской части нашей страны жили славянские племена. Они селились по берегам рек, строили себе жилища, занимались охотой, рыболовством, обрабатывали земли, торговали. Название племени отражало географическое положение этих племён (Вятичи, Ильменскиесловене). В племенах выделялись люди, которые обладали авторитетом, их стали называть – князья.Племена часто воевали друг с другом. К концу 9 века от Рождества Христова разрозненные племена смог объединить в единое государство Киевскую Русь князь Олег. Во время его княжения Русь сделалась одним из самых мощных государств того времени.

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам.

Они воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.

Свои первые знания о других верованиях они черпали от заморских купцов, в военных и торговых походах. В соседней процветающей Византии государственной религией было христианство.

Во времена правления князя Владимира, границы русского государства значительно расширились. Он понимал, что удержать завоеванные земли одной силой не удастся. Владимир стал искать идею, которая бы объединяла людей.

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием.

Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Царевна Анна была в ужасе от того, что ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Предварительный просмотр:

  1. Что предпринял князь Владимир для принятия христианства?
  1. Как отреагировала византийская царевна Анна узнав, что ей предстоит выйти замуж на неверующего варвара?
  1. Какое несчастье постигло князя Владимира?
  1. Какое чудо произошло с князем Владимиром во время крещения?
  1. А как это восприняли дружина князя и бояре?

Предварительный просмотр:

Какому образу поклонялись

Роль данной веры для государства

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель года 2020 Подготовила Шмулянская Оксана Игоревна учитель ОРКСЭ МАОУ СОШ № 11 г. Туапсе Октябрь 2020 год

Крещение Руси или Как христианство пришло на Русь.

02.11.20 Отчего зависило название того или иного племени?

02.11.20 Кто такие князья?

02.11.20 Какая религия была на Руси до принятия христианства?

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам.

02.11.20 Как проявлялось язычество?

Они воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, Устраивали ритуальные пиршества.

02.11.20 Как славяне узнавали о жизни и религии других стран?

Свои первые знания о других верованиях они черпали от заморских купцов, в военных и торговых походах. В соседней процветающей Византии государственной религией было христианство.

02.11.20 Как изменились границы русского государства во времена правления князя Владимира?

02.11.20 Что предпринимал князь Владимир для объединения славян?

В соседних государствах с юга болгары и греки - к тому времени уже стали православными христианами.

Именно в греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил своих послов .

В этом городе ( сейчас это Стамбул) высится прекрасный храм Святой Софии.

02.11.20 Что предпринял князь Владимир для принятия христианства?

02.11.20 Как отреагировала византийская царевна Анна узнав, что ей предстоит выйти замуж за неверующего варвара?

02.11.20 Какое несчастье постигло князя Владимира?

02.11.20 Какое чудо произошло с князем Владимиром во время крещения?

02.11.20 Как это чудо восприняли дружина князя и бояре?

02.11.20 Что случилось дальше с Анной и Владимиром?

По древнему преданию, князь Владимир принял крещение в церкви Святого Василия в греческом городе Корсунь. Так в те времена назывался Херсонес, развалины которого и сейчас можно увидеть рядом с крымским городом Севастополь.

Византийские священники окрестили вначале князя и его дружину, а потом уже сам Владимир осуществил массовое крещение жителей Киева

Название веры Язычество Христианство Сколько богов Главный ритуал Какому образу поклонялись Роль данной веры для государства 02.11.20

Название веры Язычество Христианство Сколько богов многобожие один Бог Главный ритуал Какому образу поклонялись Роль данной веры для государства 02.11.20

Название веры Язычество Христианство Сколько богов многобожие Один Бог Главный ритуал жертвоприношение крещение Какому образу поклонялись Роль данной веры для государства 02.11.20

Название веры Язычество Христианство Сколько богов многобожие Один Бог Главный ритуал жертвоприношение крещение Какому образу поклонялись идолу иконам Роль данной веры для государства 02.11.20

Название веры Язычество Христианство Сколько богов многобожие Один Бог Главный ритуал жертвоприношение крещение Какому образу поклонялись идолу иконам Роль данной веры для государства междоусобицы объединение 02.11.20

Крещение Руси или Как христианство пришло на Русь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс

ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс"Мекка и Медина - два священных города ислама" Мекка — город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря.Медина — г.


Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.

Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб.

Урок по ОПК. Как христианство пришло на Русь

Урок по основам православной культуры на тему "Как христианство пришло на Русь". Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности .


Презентация к уроку на тему: "Как христианство пришло на Русь"

Иллюстративный материал к уроку. Картины знаменитых художников Нестерова Михаила Васильевича и Васнецова Виктора Михайловича.


Урок 5 . Тема " Как христианство пришло на Русь " ОРКСЭ Модуль : " Основы православной культуры"

Технологическая карта урока + презентация к уроку разработаны для учащихся 4 класса проходящих ОРКСЭ Модуль: "Основы православной культуры" по учебнику Т.А. Костюковой, О.В.

урок по ОПК " Как христианство пришло на Русь"

урок по ОПК для 4 класса по учебнику А.Кураева.


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Православные святые. Презентация на заданную тему содержит 34 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

-одно из центральных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека к Богу, его обоженности, его преображении под действием Божьей благодати.

Святость – выражение отношения к человеку через любовь к ближнему о которой говорит Евангелие Святой – личность, особо чтимая в христианстве за благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, пребывающая по учению Церкви после его кончины на небесах и молящаяся перед Богом за людей.

это те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых обнаружилось еще до Страшного суда.

Первыми святыми считаются апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос. К ним причислялись ветхозаветные пророки и патриархи. Таков же был взгляд на мучеников, поскольку, согласно представлениям церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие небесное.

К лику святых впоследствии были причислены Святители- святые из епископского чина, почитаемые церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысл Божий о Церкви в её движении к Царству Небесному

Мученики и страстотерпцы большую часть своей жизни, более 30 лет, трудился на ниве духовного просвещения, за что и был удостоен высоких государственных наград. Епископа Макария, обвиняемого в контрреволюционном заговоре против советской власти приказано расстрелять в 1918 г. Канонизирован в 2000 г.

Блаженные- странствующие монахи и религиозные подвижники, обличавшие внешние мирские ценности. По внешнему виду подобны обыкновенно безумному, еле прикрыты одеждой, произносят малопонятные слова, обличают сильных и злых.

причисление усопшего подвижника к лику святых, - развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.

I период - от крещения Руси до соборов 1547 1549 г.г. II период - соборы 1547 и 1549 г.г. III период - от соборов 1547 и 1549 г.г. до учреждения Синода в 1721 г. IV период - синодальный (1721- 1917 г.г.). V период - с восстановления в 1917 г. патриаршества по настоящий день.

За этот период было канонизировано более 60 святых, среди которых страстотерпцы Борис и Глеб, равноапостольные Ольга и Владимир, святители (напр., московские святители Петр, Алексий и Иона), преподобные (напр., Антоний и Феодосий Печерские), благоверные князья (напр., Александр Невский), блаженные (напр., Никола Качанов, Московский юродивый Максим)

39 святых были единовременно канонизированы на Соборах 1547 и 1549 г.г. Это было связано с церковно-государственными реформами митрополита Макария и Ивана Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследующей место Византии в церковном и государственном отношении. Одним из аспектов этого устроения было собирание святых земли русской, раннее местночтимых, составление их житий и учреждение служб в их честь. Среди канонизированных были святитель Стефан Пермский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Было канонизировано более 130 святых, среди которых были преподобный Иосиф Волоцкий, святители Гурий и Герман Казанские, Московский юродивый Василий Блаженный и др.

В синодальный период было канонизировано около 10 святых, причем процедура их усложняется и формализуется: святители Дмитрий Ростовский, Тихон Задонский, московский патриарх Ермоген, преподобные Феодосий Тотемский и Серафим Саровский.

При советской власти церковь долгое время не имела возможности утверждать почитание новых святых. Этот процесс возобновился лишь в последние десятилетия. Среди канонизированных в это время – преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий Московский, равноапостольный Николай Японский, патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский и др. На Архиерейском соборе 2000 г. в Москве состоялась канонизация более 1000 новомученников и исповедников российских.

Святые-это защитники и заступники для верующего человека перед Богом. Постепенно закрепилось представление о том, что святые могут помогать в отдельных жизненных ситуациях. Например, Сергий Радонежский помогает в учебе, Муромские князья Петр и Феврония покровительствуют семье и проч.

- Установление праздника в честь святого, дня его поминовения. В этот день проходят службы, посвященные памяти конкретного святого.

Не только в праздничные дни, но и в повседневной жизни верующие читают молитвы, обращаясь к конкретному святому. Не только в праздничные дни, но и в повседневной жизни верующие читают молитвы, обращаясь к конкретному святому.

Выражено также в почитании мощей. Выражено также в почитании мощей. Мощи – останки святых, почитаемые церковью как исполненные благодати и обладающие даром чудотворения святыни.

Блажен, кто Христу в скорбях уподобится, Тот Богом возлюблен и сын Ему есть, Такой от Христа обоженья сподобится, А в Царстве Христа ему слава и честь! Он там воссияет солнцем яснейшим, Друг Богу он будет, любезный Ему, По благодати он будет полнейший И по блаженству нет равных ему!

Читайте также: