Конспект урока тема родины в лирике блока 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)

Уроки литературы в 11 классе[1]

.Пособие содержит разработки 105 уроков литературы базового уровня, схемы, таблицы, богатый дидактический материал.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса

• Почему, по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве практически каждого поэта?

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Интересно высказывание М. В. Исаковского: «Когда читаешь строки:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели…—

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

В) Коллективная работа
над составлением опорного конспекта
(запись на доске и в тетрадях)


Б) Аналитическая беседа

Комментарий.
Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.

Исторический глоссарий.
Куликовская битва — сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой Орды темником Мамаем, на Куликовом поле в 1380 г.
Утром 8 сентября русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Битва началась поединком богатырей — Пересвета и Челубея (оба погибли). Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери.
Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил засадного полка в тыл и фланг монголо-татарскому войску и переход в наступление других русских полков привели к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали.
Куликовская битва не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако нанесла сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший её последующий распад.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

2-я группа.
Назовите стихи Блока, посвящённые Родине. Что в них общего? Сравните их с произведениями русских поэтов XIX в., также посвящёнными Родине. В чём, на ваш взгляд, поэтическая индивидуальность Блока?

Презентация результатов работы

2. Заключительное слово учителя

С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала он воспевал Русь — нищую, дремучую и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России. Россия Блока — это надежда и утешение поэта.

VI. Домашнее задание

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленного из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

Литературный цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

Список литературы

Основная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

…Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма.

…Три стёртых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Сам цикл разделён на пять глав. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит тему России:

…О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность и решительность воина любой ценой защищать свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей:

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Несмотря ни на что, безымянный воин Дмитрия Донского останется ярым защитником своей родной земли и продолжит битву с врагом.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы. Поэт уверен, Россию охраняет неведомая сила. Благодаря этому заступничеству, страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

…И когда, наутро, тучей чёрной

Был в щите Твой лик нерукотворный

…И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой.

Размышления Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать, чью сторону он занимает: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование даёт сам писатель в статье «Народ и интеллигенция в 1908 году.

…Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней…

Каждое стихотворение отражает логическую последовательность событий в цикле, а лирический герой проходит определённый путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивания элементов.

Продолжите эти строки:

«Приюти ты в далях необъятных!

… любить без тебя;

… плакать без тебя;

… дышать без тебя.

Правильный ответ:

плакать без тебя

Пример 2. Установление соответствия.

Найдите соответствие между названием стихотворения А. Блока и годом его создания.

В каком году написано стихотворение:

Правильный ответ:

Разбор задания:

Цель: понять, в каких образах А.Блок запечатлел в поэзии свою Родину; определить его отношение к родной земле.

  • сравнить образы Родины в стихотворениях “Русь” и “Россия”;
  • развить аналитические навыки и речевую компетенцию учащихся;
  • воспитать чувство любви к Родине.

Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.

Ход урока

1. Учитель приветствует учащихся.

2. Объявляется тема урока и его цель и задачи.

3. Слово учителя:

Россия! Родина! Эти слова понятны каждому из нас. И А.Блоку очень близка эта тема. (Приложение 1.Слайд 1.) Очень часто эпиграфом к данному уроку берут слова самого поэта “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь”. Но мне бы хотелось эпиграфом взять другие слова: (Приложение 1. Слайд 2.)

4. Вначале давайте вспомним, что подразумевают историки под понятием слова РУСЬ. Ученики показывают презентацию “Русь” (проверка домашнего задания).

5. Учитель работает с доской:

Учащиеся должны назвать слова, которые у них ассоциируются со словом Русь, учитель их записывает.

6. А теперь давайте посмотрим, как Блок описывает Русь в своем стихотворении с одноименным названием. Звучит аудиозапись (Приложение 2).

7. Работа с классом (стихотворение “Русь”):

- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)

- Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)

- 2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)

- 3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) (Приложение 1. Слайд 3.) Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?

- Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)

- Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь ? (нищая)

- Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)

- Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)

- Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песню)

- Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

8. Слово учителя:

К 1908г. относится стихотворение “Россия”. Оно перекликается со стихотворением “Русь”.

Учитель работает с доской:

Учащиеся должны назвать слова, которые у них ассоциируются со словом РОССИЯ, учитель их записывает.

9. Звучит романс на стихи А.Блока “Россия” (Приложение 3).

10. Работа с классом по стихотворению “Россия”:

- Почему стихотворение начинается со слова “опять”? (образ России вечный)

- Есть ли движение в 1 строфе? (нет, замедляется темп)

- На что похожа 2 строфа? (на признание в любви) Какими эпитетами наделяет образ Родины поэт? (нищая, песни ветровые – простор)

- Как в 3 строфе Блок возвращается к воспоминаниям о Руси? (чародей, разбойная краса – крестьянские бунты).

- Найдите в 3 и 4 строфах отношение Блока к Родине. (он верит в нее, в ее будущее: “тебя жалеть я не умею, не пропадешь, не сгинешь ты”)

- В каком новом образе предстает Родина в 5 строфе? (природа, женщина)

- Найдите продолжение описания этого образа в 6 строфе?

- Какой символ движения снова появляется в 6 строфе? (дорога) Изменился ли он по сравнению с 1 строфой? Почему?

- Какие главные слова в 6 строфе? (“и невозможное возможно”) О чем они говорят?

11. Далее учитель предлагает изменить записи, сделанные им на доске: что-то убрать, что-то добавить, согласно тому, как А.Блок представлял Русь и Россию.

- Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока? В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.) Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

- Учитель показывает свою презентацию (Приложение 1. Слайды с 4 по 11.)

13. Выставление оценок.

14. Домашнее задание:

а) Кто может закончить презентацию, создав свои слайды?

б) Подготовить сравнительный анализ стихотворений А.Блока “Русь” и “Россия” или написать эссе на тему “ Родина в восприятии А.Блока и в моем восприятии” (обязательно указать, что значит любить Родину и в чем это проявляется).


В творчестве Александра Блока тема Родины одна из важнейших. Она не оставляла поэта на протяжении всей его жизни. Вспомним, что Александра Блока называли сейсмографом эпохи из-за той мучительной остроты, с которой он откликался в стихах на новые события в жизни страны. На этом уроке мы узнаем, какой видел Россию Александр Блок, увидим, как связан образ России с образом Прекрасной Дамы в лирике Александра Блока и проследим, как развивалась тема Родины в творчестве поэта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тема родины в лирике Блока"

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, какой видел Россию Александр Блок.

· Увидим, как связан образ России с образом Прекрасной Дамы в лирике Александра Блока.

· Проследим, как развивалась тема Родины в творчестве поэта.

Начало XX века было тяжёлым и страшным временем – временем перемен. Старое государство погибло, на его осколках рождалось новое, совершенно иное. Менялось всё: экономика, политика, культура, жизненный уклад. Будущее казалось непредсказуемым. Может ли поэт в такое время не думать о судьбе Родины?


В творчестве Александра Блока тема Родины одна из важнейших. Она не оставляла поэта на протяжении всей его жизни. Вспомним, что Александра Блока называли сейсмографом эпохи из-за той мучительной остроты, с которой он откликался в стихах на новые события в жизни страны.

А какой виделась Александру Блоку Родина? Можно ли образ России назвать единым и неизменным в его творчестве? Попробуем разобраться.

Тема Родины в творчестве Александра Блока возникает постепенно. Но с первой и до последней строки стихи Блока о России полны трагической и безграничной любви к ней.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна

Важно то, что в этом стихотворении мы видим волшебный, но не идеальный образ Родины. Величественным его не назовёшь. Поэт не закрывает глаза на мучительное настоящее и тяжёлое прошлое России. Любовь поэта к родной стране слита и с болезненной тревогой за её будущее.

Так – я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах её лохмотий

Души скрываю наготу.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первыя любви!

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чём ты горько плачешь?

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка

Обратите внимание, что поэт снова говорит о нищете и страданиях своей Родины. Эпитеты и метафоры в стихотворении создают тоскливое настроение: стёртые шлеи, серые избы, острожная тоска глухой песни ямщика. Но при этом стихотворение проникнуто оптимизмом. Верой в то, что расхлябанные колеи дороги ведут к светлому будущему.

Кроме того, стихотворения цикла связаны единым лирическим героем, который существует одновременно сразу в двух ипостасях. Это и русский витязь из войска Дмитрия Донского. И человек, который живёт в начале XX века, в эпоху исторического перелома. Образ лирического героя развивается на протяжении всего цикла. Лирический герой проходит путь от страхов и сомнений накануне великих исторических потрясений до безоглядной решимости биться за свою Родину. Он обретает себя, свой путь и веру.

Какой же предстаёт Россия в этом цикле?

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Но уже следующая строфа разрушает этот меланхолический настрой:
О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Чтобы выразить конфликт между спокойствием пейзажа и напряжённым ожиданием грядущего сражения, поэт использует необычную ритмическую организацию. Он чередует длинные и короткие строки, постоянно меняя количество стоп.

Но важнее обратить внимание на то, что Блок пишет:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Здесь достигается полное слияние поэта и его Родины, воплощённой и в сонном русском пейзаже, и в образе Прекрасной Дамы, и в сказочном образе степной кобылицы, которая несётся вскачь.


Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед.

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

Времена изменились. Девушка смотрит уже не вслед удалой тройке, а на проносящиеся мимо поезда.

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною.

Скользнул – и поезд в даль умчало.

Но и у Некрасова, и у Блока героиня обречена на страшную судьбу – стать жертвой человеческого равнодушия. Но если Некрасов только пророчит своей героине горькую долю, Блок говорит уже о свершившемся.

Стихотворение написано в форме рассказа о молодой женщине, погибшей под колёсами поезда. В первой строфе мы видим описание героини.

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Что это за женщина, поэт не объясняет. Невозможно точно сказать, из какого она сословия, какие события толкнули её на этот страшный шаг. Можно лишь предположить, что она одинока и никому не нужна, потому что её глаза не закрыли и тело не спешат убирать.

Женский образ в этом стихотворении не сливается с образом Родины. Но тем не менее, он глубоко символичен. Блок переосмысливает судьбу Родины через судьбу женщины, чьи надежды и мечты разрушены, а жизнь загублена. Здесь можно провести параллель с Россией, стоявшей в эти страшные годы на пороге перемен.

Железная дорога символизирует путь, по которому движется русский народ. В жёлтых и синих вагонах первого и второго классов молчат, беднота в зелёных вагонах поёт и плачет. Что ждёт этих людей? Куда они приедут? Не потеряют ли в борьбе за новое будущее свою страну?

Символично и то, что в последнем четверостишии поэт возвращается к образу мёртвой женщины, заостряя внимание читателя на теме смерти:

Не подходите к ней с вопросами,

Вам всё равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колёсами

Она раздавлена – всё больно.

В стихах Александра Блока о России сливаются сказочное, былинное прошлое, неизвестное будущее и страшное настоящее. В них есть место и героическим подвигам, и высокому полёту мысли, вере и безверию. Поэт объединяет литературные традиции символизма, критического реализма и народной поэзии.

Читайте также: