Чарушин друзья конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

Мотивировать обучающихся на создание рукописной книги по мотивам произведений Е.И. Чарушина.

Организационный момент.

Домашние ласкаются, а дикие-кусаются.

Они повсюду и везде: на суше, в небе, и в воде.

Лесные есть, болотные, зовем мы их… животные.

Как называется детеныш у…

Лошадь-жеребенок, корова-теленок, коза-козленок, собака-щенок,

курица-цыпленок, овца-ягненок, воробей-воробушек, гусь-гусенок,

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Е.И.Чарушина, который много писал о животных не только книги, но и сам книги иллюстрировал.

4. Биография писателя Е.И.Чарушина. Презентация.

Слайд.5 Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.

Мальчик любил читать их, забравшись на высокое дерево возле дома.

Слайд 6. Родительский дом был настоящим домашним зоопарком -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…

Слайд 7. Все мое детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и животных. Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

Слайд 10. После окончания школы, Чарушин был призван в Красную Армию.

Вернувшись, домой, он решил учиться на профессионального художника.

Евгений Чарушин поступил в Петербургскую Академию художеств. Здесь он подружился на всю жизнь с Юрием Васнецовым, известным живописцем .

Слайд 11. Сначала Чарушин работал как художник-иллюстратор.

Слайд 13. В иллюстрациях Е И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Слайд 17. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

Слайд 20. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

А в 1965 году незадолго до смерти ему была присуждена Золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Книги Чарушина переведены на множество языков, а его рисунки были на выставках в Великобритании, Франции, Дании, Греции, Болгарии, Китая.

5. Выставка книг писателя.

У каждого животного, как и у человека, есть свое жилье.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру.

Правило игры: соединить карточки попарно: животное-домик

лиса-нора, муравей – муравейник, пчела-улей, мышь-норка

корова-хлев, курица-курятник, собака-конура

бобер-хатка, птица-гнездо, белка - дупло

8. Беседа о прочитанном рассказе.

- Назовите главных героев рассказа?

- Каким вы представляете волчонка и человека?

- Какими словами автору удалось передать состояние волчонка в чужом доме?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная: формирования познавательного интереса к произведениям природоведческого характера;

Развивающая : продолжить развивать навык беглого осознанного чтения, внимание, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и понимание того, что дружбой надо дорожить.

- познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, находят ответы на вопросы, используя информацию из текста, понимают информацию представленную в виде рисунков, текста.

- регулятивные УУД: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

- коммуникативные УУД: строить монологические и диалогические высказывания, договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности (в группах).

- личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес к данному виду деятельности.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

- Давайте создадим доброе настроение. Улыбнитесь друг другу! От ваших добрых улыбок в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, любящие всё живое люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает всё вокруг!

-Облачко, облачко, к нам в гости спеши!

Всё, что увидишь, нам покажи!

Что же увидело облачко?

-Наверное, это главные герои следующего произведения о природе. Как называется текст, который вы читали дома?

-А кто его автор, вы запомнили?

-А как называют человека, который пишет картины?

-А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?

-Таким человек, был Евгений Иванович Чарушин.

Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.

- О природе.

- Евгений Чарушин

Основная часть

- Евгений Иванович Чарушин - это талантливый писатель и художник. Родился Евгений Чарушин в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец его - известный русский художник-архитектор, много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец также дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

-Посмотрите на обложки книг Евгения Чарушина на экране, а также на нашей выставке книг. Глядя на них, что вы можете сказать?

-Определите жанр произведения.

-Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.

Самостоятельная работа детей.

-Зачитайте свои записи.

- Проверим, правильно ли вы заполнили карточку.

Автор: Евгений Чарушин.

-Какие непонятные слова вам встретились в рассказе?

Лесник - это лесной сторож, который следит за порядком в лесу.

Просека — это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.

Гончая порода — это порода охотничьих собак. Назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать её.

Курок - это деталь ударно-спускового механизма в огнестрельном оружии.

-Поговорим о содержании этого рассказа. Скажите, кто является его главными героями?

-В какое время года произошла встреча лисёнка и щенка?

-Весной у лисиц появляются детёныши - слепые, темно- шёрстные щенки. Участие в воспитании принимают оба родителя. Искусству охоты лисята обучаются на майских жуках, лягушках и других мелких животных. Через полгода лисята отделяются от родителей и начинают самостоятельную жизнь.

-Где лесник заметил лисёнка?

-Эта информация для вас дополнительная. Скажите, подружились лисёнок и щенок? Докажите.

-Какие у них были отношения между собой, несмотря на то, что щенок - это домашнее животное, а лиса - дикое?

-Как можно назвать тех, кто дружит?

-Что произошло к осени?

-Что хотел сделать лесник зимой с лисой?

-А почему леснику было жалко стрелять лису?

-Что нарушило планы лесника?

-Как вы думаете, почему лиса убежала в лес?

-Что задумал сделать лесник?

- Нашла ли гончая собака по следу лису, свою приятельницу? Чем закончилась эта встреча?

-Какие строчки из рассказа подтверждают то, что лиса и собака друг друга узнали и повели себя как друзья?

-Как произошла встреча зверей с лесником? Зачитайте отрывок из рассказа.

-Чем закончилась эта история?

-Мы с вами вспомнили все события, которые произошли с героями рассказа весной, летом, осенью и зимой. Это нам пригодится при выполнении следующего задания.

-Работать будем вместе. Прочитаем заголовок первого столбика.

-Что произошло весной?

-Записываем в таблицу в первый столбик.

-Что происходило летом?

-Записываем в таблицу во второй столбик.

-Что происходило осенью?

-Записываем в таблицу в третий столбик.

- Что произошло зимой?

-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.

-Какое ещё событие произошло зимой?

-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.

-Что было дальше и в какое время года?

-Записываем в таблицу в первый столбик.

-Пришло время отдохнуть.

Динамическая разминка

- В рассказе произошло много событий с главными героями. Вспомните их клички. Почему их так назвал человек?

-А каким был лесник в этом рассказе?

-Приступайте к работе.

-Прочитайте первое предложение со вставленными словами.

-Прочитайте второе предложение со вставленными словами.

- Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Зачем написал Евгений Чарушин- это произведение?

Прочитайте три ответа, верный ответ отметьте галочкой.

Даны три ответа:

наблюдение за жизнью лисы;

наблюдение за жизнью щенка;

история дружбы дикого и домашнего животного.

-Какой ответ вы выбрали?

Что такое ассоциация? Это то, что вы представляете, когда произносите какое-либо слово. Например, лиса в сказках ассоциируется с хитростью, голубой цвет ассоциируется с чем?

Работать будете в группах. (Группы можно объединить по рядам.)

Самостоятельная работа в группах.

Учитель по необходимости оказывает помощь детям.

-Послушаем ваши слова-ассоциации.

Каждая группа зачитывает свои слова.

Слушают информацию педагога. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

• Чарушин Е. Почему я стал художником // Костёр. — 1946. — № 4. — С. 28.

• Чарушин Е. Моя работа // Художники детской кн иги о себе и своём иск усстве / Сост., записал

• Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература . — 193 7. — № 23. — С. С. 43.

• Гродненский Г. Чар у шин — писатель // Мир Чарушина. — Л.: Х у дожник РСФСР, 1980. — С .

• Костров Н. [Воспоминания о Е.Чару шине] // Мир Чар у шина. — Л.: Художник РСФСР, 1980.

• Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чару шина. — М.: Сов. х удожник, 1983. — С. 50.

• Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Х удожник РСФСР, 1980. —

1. Ориентировка в книгах на выставке, составленной учителем.

- Посмотрите на выставку наших к ниг. Какие они красивые, яркие. И у каждой кн иги есть свой

- Посмотрите внимательно н а иллюстрации выставленных кни г и скажите, на какую тему подобрана

- Назовите правильно книги, представленные на выставке.

(дети подходят к доске, выбирают книгу и представляют её: автор, название )

- Верно. На сегодняшнем уроке мы б удем читать произведения Е.И.Чарушина. Но, как вы думаете,

- Верно, но ещё и потому, что на титульном листе можно так же прочесть фамилию Е.И.Чарушина.

Евгений Иванович Чарушин не только писатель, н о и художник. Он делал иллюстрации не только

к своим книгам, но и к книгам дру гих авторов, писавших о животных.

Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал . Он и научил сына рисовать. Рисовал

начинающий х у дожник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да и ндейцев на

родительский дом с огромным з аросшим садом был г усто населён всевозможной живностью. Это

был настоящий домашни й з оопарк - к у дахч ущий, х рюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во

дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыпл ята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели,

щеглы, разн ые подстреленные кем - то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме

жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками . Чаще всего в

своих рису нках Чарушин изобра жал животных. Став писателем, он и ллюстрировал все свои

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с творчеством художника – анималиста Е. И. Чарушина, с его рассказами и иллюстрациями не только для своих книг, но и для произведений других писателей, добиться узнаваемости его творческой манеры;

ввести ребят в созданный художником мир природы, научить видеть красоту, повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение;

прививать любовь к чтению, уважение, чувство ответственности к братьям нашим меньшим.

Оборудование: книги Е. И. Чарушина с его иллюстрациями, а так же книги М. Пришвина, В. Бианки, Г. Снегирева, С. Маршака с его же рисунками; ТСО – презентация.

Сегодняшняя наша встреча посвящена замечательному человеку.

- Давайте познакомимся с содержанием нашего устного журнала.

В этом журнале 4 страницы.

На странице 1 мы узнаем, кто такой Е. И. Чарушин и чем он занимался в жизни.

А страница 4 нам откроется, если только вы читали рассказы Евгения Ивановича, потому что это будет викторина.

Чарушин Евгений Иванович – детский писатель и художник, знакомый и любимый нами с детства. Много книг для самых маленьких читателей написал и проиллюстрировал Евгений Иванович.

Трогательные мохнатые зверьки на страницах его книг остаются в памяти на всю жизнь. Интересные истории о животных, лесных и домашних , знакомят нас с необъятным миром природы.

Творчество было высоко оценено ' и в 1945 году Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

_ Что же так повлияло на маленького Женю в детстве, что вся его жизнь и все его творчество посвящено было животным?

Родился Е.И. Чарушин 11 ноября 1901 года в семье губернского архитектора, т.е. было это 115 лет тому назад. В семье будущего писателя и художника царил культ искусства и природы. Его родной город - город Вятка.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства.

Сохранилась фотография родителей Чарушина. (беседа по фото)

Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом все это превращалось в домашний чудо – сад. Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, разными подстреленными птицами, которых выхаживали и лечили…

Сохранилась фотография дома Чарушиных. (беседа по фото 1)

Увлечение природой порой доходило до смешного. Однажды маленький Женя решил кушать все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.

Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще — ну, хотя бы жирафа или тапира. (фото дома 2, как выглядит дом в наше время)

Природа все сильнее окружала будущего писателя. Она радовала и удивляла, и ему хотелось подольше сохранить то, что он видел. Изучая природу, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. Рисовать Чарушин начал рано.

(Демонстрация книжной выставки)

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер.

и других малышей.

А рассказы Чарушина учат нас любить и бережно относиться к животным, и к домашним и диким, беречь такой удивительный, но хрупкий мир природы.

Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Приглашаю вас в галерею иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина.

Давайте посмотрим, как выглядят животные в природе и как они выглядят на страницах книг Евгения Ивановича Чарушина.

Далее ребята рассматривают иллюстрации к рассказам и фотографии тех же животных, и вместе с библиотекарем сравнивают, анализируют .каждая иллюстрация сопровождается чтением отрывка к этой иллюстрации.

Ползет Тюпа. Уж так таиться, прячется. Даже не тюпает – боиться спугнуть. Близко, близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… да не схватил. (Почему Тюпу прозвали Тюпой)

3. В это время у щенят зубы чешутся, и они любят что-нибудь погрызть. И один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует. (Томка)

4. «Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: ….

Маленький – маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост коротенький – не хвост, а хвостишко. … Играет себе котеночек…, вдруг тучу толкунцов–комаров заметил. Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил – видно, хотел всех комаров в охапку поймать. А тут шмель на глаза попался. Подобрался котенок и к шмелю … котенок – то не простой был – это рысенок был. (Лесной котенок).

5. Жил в лесу волчишко с матерью.

Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принес в город. (Волчишко)

6. Привезли в зоосад двух олешков…. Однажды увидел я – завешана их клетка брезентом.

Ну, я не вытерпел, заглянул за брезент. И увидел: два маленьких- маленьких, желтых с белыми пятнами олешка – не больше кошки ростом – стоят и на меня глазами и ушами наставились. Ножки – тонкие, вроде карандаша, передние в коленках сходятся, а у земли разошлись в стороны. Лупоглазые… (Олешки)

1. Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не киска.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

5. Страусенок.

Я – страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

А вот летать я не могу

И петь я не умею.

- А сейчас я предлагаю вам викторину по творчеству Евгения Ивановича. Откроем страницу 4.

Первый конкурс. Продолжи название рассказа.

Второй конкурс. Героями каких рассказов Е.Чарушина являются эти животные?

На слайде иллюстрации автора, нужно назвать соответствующий рассказ.

Третий конкурс. Из какого произведения эти строки? Ребята после прослушивания отрывка, должны сказать, из какого это рассказа.

Четвертый конкурс. Назови номер рисунка, который выполнил Чарушин. На презентации иллюстрации не только Чарушина, но и других детских художников – иллюстраторов.

Итоги. Обсуждаем вместе.

- О творчестве, какого замечательного человека мы с вами сегодня говорили?

Читайте также: