Конспект занятия по изонити в подготовительной группе

Обновлено: 20.05.2024

Оценить 2414 0

Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка средствами художественного творчества.

1. Способствовать формированию у учащихся представления о технике изонить, её историей возникновения.

2. Познакомить детей с материалами и инструментами, необходимыми для работы, с их историей.

3. Научить учащихся владеть иголками, шилом, работе с трафаретами, а также различать изнаночную и лицевую стороны.

4. Создать условия для усвоения учащимися последовательности подготовительных работ к изонити.

5. Содействовать развитию эстетического вкуса, воображения, глазомера, мелкой моторики рук.

6. Содействовать воспитанию усидчивости, терпения, внимательности, аккуратности и трудолюбия.

Тип занятия:комбинированное занятие.

Форма проведения занятия: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Методы занятия:наглядный, словесный, практический.

Методическое обеспечение: план-конспект занятия, инструкции по технике безопасности, шило, линейка, простой карандаш, картон, ножницы, швейные иголки, трафареты, образцы изделий, инструкционные карты.

Формы подведения итогов: фронтальный устный опрос.

1. Нагибина М. Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Гильман Г.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие.-2-е изд., - Спб.: Детство-Пресс, 2004-48 с.: ил.

5. Технология. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой. Твори, выдумывай, пробуй / авт.- сост. Н.А.Тараканова.- Волгоград: Учитель, 2007 – 191 с.: ил.

Структура занятия

I . Организационный момент.

III . Основная часть.

3.1. Изонить, история возникновения.

3.2. Материалы и инструменты, используемые в работе.

3.3.Сказка о Принцессе Иголочке.

3.3.1. История об иголке.

3.3.2. История о ножницах.

3.3.3. Загадки о карандаше, линейке и циркуле.

3.4. Определение лицевой и изнаночной сторон.

IV . Практическая часть.

4.1. Поэтапный анализ выполняемой работы.

4.2. Физкультминутка

V .Правила ТБ при работе с колюще-режущими инструментами (ножницы, шило, швейные иголки).

VI . Самостоятельная работа.

VII . Заключительная часть.

7.1.Опрос учащихся.

7.2. Работа над ошибками.

7.4. Уборка рабочих мест и мастерской.

Ход занятия

I . Организационный момент.

III . Основная часть.

3.1. Изонить, история возникновения.

Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди, в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания упростили эту технику. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной и наждачной бумагой). И появилась новая техника рукоделия – нитяная графика -изонить - изображение нитью, ниточный дизайн. В качестве основы можно использовать бархатную, наждачную или плотную бумагу.

В настоящее время искусство изонити находят широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

(Показ готовых работ и образцов).

3.2. Материалы и инструменты, используемые в работе.

Для работы в технике изонить необходимы следующие инструменты и материалы:

- кусок пенопласта (для подкладки во время прокалывания);

- цветные катушечные нити (мулине, ирис);

- цветной картон (бархатная, наждачная бумага).

3.3. Сказка о Принцессе Иголочке.

В некотором царстве, в некотором государстве жила- была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестя­ щая, на головке — ушко, сзади — длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колю­чий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили ее родственники: королева Линейка , король Циркуль, его брат Карандаш, граф Ножницы и Шило, графини Катуш­ ки — веселые подружки принцессы Иголочки.

Дворец был великолепен, светлые залы устланы мяг­кими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, все это сияло и блестело, делая придворную жизнь по-на­стоящему праздничной и беспечной. Основным развлече­ нием жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иго­ лочка пряталась, а ее преданная свита старательно обша­ ривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже ро­ дственники теперь уже сами старались скрыться подальше от ее колючего нрава.

3.3.1. История об иголке.

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Что появилось раньше — иголка или одежда?

Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду?

Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб (показ иллюстраций).

Древние шила.

Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы (показ иллюстраций).

Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебря­ ные иглы.

Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, а где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла — это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

Хоровод загадок об иголке.

Тонка, Тонкий длинный паровозик

Длинна, За собой вагоны возит.

Одноуха Где проехал – дырки нет,
Остра – Только шпал и рельсов след.

Всему миру нужна! (Иголка с ниткой)

Конь стальной - Бежит свинка -

Хвост льняной! Золотая щетинка.

(Иголка с ниткой) Носочек стальной,

А хвостик льняной.

(Иголка с ниткой)

(Иголка с ниткой)

Только одно ухо.

Всех на свете обшивает, (Игла)

Что сошьет - не надевает .

3.3.2. История о ножницах .

Сейчас эту загадку каждый ребенок отгадает. А ведь было вре­ мя, когда даже взрослые не то, что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели.

А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про ко­ торый сложена загадка.

Всякий инструмент, состоящий из двух подвижных половинок, скрепленных в одной точке, — рычажной инструмент. И первая особенность этого инструмента заключается в том, что, когда ты прикладываешь к его ручкам сравнительно небольшую силу, на рабочей части возникает сила очень значительная.

Рычажной инструмент позволяет человеку легко перекусывать проволоку, резать металлические листы, отворачивать тугие гай­ ки, гнуть гвозди и даже кроить платье или строить бумажный дом. Ножницы используются всюду: и в слесарной мастерской, и в хи­ рургическом кабинете, и в гараже, и в депо, и на космическом корабле, и на швейной фабрике, и, конечно, на занятиях ручного труда.

В настоящее время существует большое разнообразие ножниц: бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись. (Показ иллюстраций).

Хоровод загадок о ножницах.

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет!

Смотрите, мы раскрыли пасть-

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Я ими платьице крою,

Сама и штопаю, и шью,

Иль маме помогаю.

Для дочек, бабушек и мам

Наверное, знакомы всем.

Это чудо. НОЖНИЦЫ!

3.3.3. Загадки о карандаше, линейке и циркуле.

Черный Ивашка, Грамоты не знаю,

деревянная рубашка, А весь век пишу

где пройдется, (Карандаш)

там след остается.

По бумаге я бегу, Я чертежный инструмент

Все умею, все могу: Детям я помощник

Хочешь – домик нарисую, Все, что хочешь начерчу.

Хочешь – дядю, хочешь – сад, Круг – большой, поменьше.

Мне любой ребенок рад. И разметку я могу сделать на бумаге

(Карандаш) Если надо, то приду

В тетради я бываю Вам на помощь сразу.

Косая и прямая. (Циркуль)

В другом совсем значении

Я планка для черчения

И, на конец порою

В шеренгу вас построю…..

Чертит круг одной ногой,

А другой, проткнув бумагу,

Уцепился и – ни шагу.

В роли Умелых ручек будем мы с вами, а принцесса Иголочка, её придворные и родственники будут нам помогать в работе и учить своему мастерству. Но для этого надо прилагать и свои усилия: внимательно слушать, запоминать, повторять приемы работы, задавать вопросы при необходимости, не отвлекаться и не баловаться.

3.4. Определение лицевой и изнаночной сторон.

Во время работы в технике изонить следует знать, где лицевая и изнаночная стороны, так как разметка и вышивание выполняется строго на изнаночной стороне, а пересечение нитей получается на лицевой стороне.

Определение лицевой и изнаночной сторон:

а) Лицевая сторона цветного картона или цветной бумаги яркая, цветная.

б) Лицевая сторона бархатной бумаги имеет цвет, а на ощупь бархатистость.

в) Лицевая сторона наждачной бумаги имеет цвет и на ощупь зернистую структуру.

IV . Практическая часть.

4.1. Поэтапный анализ выполняемой работы.

Последовательность выполнения подготовительных работ в технике изонить.

а) На лист цветного картона (бархатной или наждачной бумаги) с изнаночной стороны начертить угол по трафарету (можно с помощью линейки);

б) По линиям сизнаночной стороны нанести разметку, для этого стороны угла разделить на равное количество делений, расстояние между ними должно быть 0,5-1 см.

в) На изнаночной стороне карандашом следует обозначить каждую точку, присвоив ей номер (см. рис.). С одной стороны угла нумерация точек начинается сверху вниз, с другой – снизу вверх.

г) Подложив пластину пенопласта, проколоть с помощью шила (толстой иглы) каждую точку деления.

4.2. Физкультминутка.

Не сутулься, грудь вперед,

Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью)

А теперь рывки руками

Достаем рукой носочек –

Правой – левый, левой – правый.

Вертолет летит, стрекочет,

Винт работает исправно.

(Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом, наоборот, левой рукой – правой ступни)

А теперь, как будто мячик,

Все на месте мы поскачем.

И за парты снова сели.

V . Правила ТБ при работе с колюще-режущими инструментами (ножницы, шило, швейные иголки)

рабочее место нужно содержать в порядке, каждый
инструмент должен иметь свое место (игла — в игольнице;
ножницы, шило, линейки и нитки — в пенале или коробочке);

игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче
было найти, если вдруг она надумает от вас спрятаться;

нельзя вкалывать иглу в одежду — это опасно;

нельзя подносить ножницы, шило, иголки близко к глазам;

никогда не берите в рот нитки, иголки, ножницы и другие предметы;

необходимо помнить, что ножницы передают той стороной,
где находятся кольца, иглу — тупым концом;

не следует размахивать ножницами, шилом, чтобы не поранить соседа и себя.

VI . Самостоятельная работа.

Выполнение подготовительных работ к технике изонить по инструкционным картам. Работа с трафаретами.

VII . Заключительная часть.

7.1. Опрос учащихся.

- Какую новую технику вы узнали?

- Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике изонить?

- Где можно использовать работы, выполненные в технике изонить?

- Какие основные приемы работы в технике изонить?

- Как определить лицевую и изнаночную стороны?

- Какова последовательность подготовительных работ к технике изонить?

7.2. Работа над ошибками.

7.4. Уборка рабочих мест и мастерской.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

(в подготовительной группе)

Булгакова Н.А. воспитатель подг. группы

Цель: создание условий для эффективного развития мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

развивающие: формировать умение пользоваться иглой; развивать мелкую моторику пальцев рук, активный словарь, глазомер, логическое мышление, воображение;

воспитательные: воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), самостоятельность.

Словарь новых слов: угол, вершина, стороны угла.

Для воспитателя — образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета — желтыми, коричневыми, красными).

Для каждого ребенка — лист цветного картона (желтого или зеленого), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками - 1 см); иголка с ниткой, ножницы, скотч; фломастеры на каждого ребенка.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Я очень рада видеть вас! Сегодня вас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!

Внимание! Внимание!

Дорогие ребята,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

- Ребята, как можно изобразить предмет?

- Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.

Воспитатель:

Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.

Одна подружка пролезла другой в ушко.

(Иголка с ниткой)

Этой лентой склеить можно

Все, что было невозможно:

Книжку, рваную тетрадь

Починить и залатать.

Если склеивать не прочь,

То тебе поможет. (скотч)

Воспитатель:

- Итак, в сундучке оказались: иголка с ниткой, ножницы и скотч.

- Что можно делать с этими инструментами?

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами тоже будем вышивать, но необычным способом. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Воспитатель:

-Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который называется изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки берутся различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные). (Показ работы)

Воспитатель:

- Какой предмет изображен на картинке?

Воспитатель:

- Почему вы так быстро догадались?

- Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава.

Воспитатель:

- Этот гриб изображен в незнакомой для вас технике, про которую я вам рассказала.

-Кто помнит, как она называется?

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему она так называется?

-Предмет изображен нитками.

Воспитатель:

- Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. (Выставляю другие образцы: морковка, зонтик и т.д.)

- Эта техника очень интересная и занимательная, но требует терпения и усидчивости. Я надеюсь, что вы старательны и внимательны в любом деле.

- Сегодня на занятии мы выполним грибок в технике изонить.

(Раздать каждому заготовки).

Дети рассматривают образец воспитателя.

Воспитатель:

- У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона?

- Та сторона, которая окрашена.

Воспитатель:

- А что такое изнаночная сторона?

- Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? Как вы определили? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах?

- На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)

(Рассматривание заготовки.)

Воспитатель:

- Чтобы облегчить вам работу, я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия.

- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?

Воспитатель:

- Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Посмотрите внимательно на свои картонки с лицевой и изнаночной сторон. Чем они отличаются?

-На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.

(Рассматривание угла на изнанке.)

Воспитатель:

- Кто сможет объяснить, что такое угол?

- Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Воспитатель:

- Изобразите угол с помощью рук.

Дети: ( Разные ответы.)

Воспитатель:

- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.

- Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (6.)

- Откуда начинается счет? (с вершины или ….

- Какой вывод можно сделать?

- Откуда бы вы ни начали отсчет, все равно будет 6. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 6.

Воспитатель:

-Давайте вспомним правила безопасного пользования иглой и ножницами.

1.Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.

2.Нельзя ронять иглу на пол.

3.Передавать друг другу только тупым концом вперед.

4.Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.

5. Нитку нельзя откусывать зубами.

6.Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

7.Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

выше, выше потянитесь.

Ну– ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Воспитатель:

- А теперь, внимание! Работу будете выполнять вместе со мной.

- Итак, начнем вместе: картонку нужно поворачивать так, чтобы можно было следить затем, как ложится нить на лицевой и изнаночной сторонах картонки. (Показывает это очень медленно, чтобы все дети успели рассмотреть.)

Воспитатель:

- Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.

Воспитатель:

- С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла (показывает каждому ребенку).

Воспитатель:

- С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.

- С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой — снизу вверх.

- И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.

Воспитатель:

- Каждый раз надо смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла, ложится поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.

Воспитатель:

- На изнаночной стороне стежки идут в таком направлении. (Воспитатель работает в медленном темпе, чтобы все дети смогли довести свою работу до конца.)

- Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба, траву.

- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Как называется техника, с помощью которой мы вышивали шляпку гриба?

- Молодцы, ребята, вы сегодня замечательно потрудились. Вы отлично справились со всеми заданиями, показали какие вы старательные и аккуратные.

На картоне нитью шили.
Нить пересекалась.
Ну, а что же получилось?
Гости догадались. Что?
(Грибок)

Развивающая: развивать фантазию, глазомер, моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, любовь к прекрасному.

Оборудование: готовые работы – узоры, иглы, нитки, ножницы, технологические карты, шаблоны, плакат формата А-2, картон.

Организационный момент.

Изложение нового материала:

а) материалы и инструменты;

б) выбор цвета;

в) знакомство с технологическими приемами.

Практическая часть.

Закрепление материала.

Итоги урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

Историческая справка

ИЗОНИТЬ (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Отсчет история изонити ведет с XVII века. Именно в то время английскими ткачами была изобретена техника украшения переплетающимися нитями – изонитью она еще не называлась, это название было придумано позже. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Но такой способ выполнения узора доступен только взрослым людям. А чтобы эта техника была доступна детям, придумали использовать вместо деревянных дощечек картон.

Искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды. Примеры работ:

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

Что можно использовать в качестве фона.

Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.

Какие нитки используются в работе.

Нитки являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Совсем непривлекательны картины из простых хлопчатобумажных белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант). Наиболее оптимальным является использование ириса или мулине.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

У каждого из вас есть любимый цвет или сочетание цветов. И как тяжело, практически невозможно заставить себя купить вещь нелюбимого цвета, даже если во всем остальном она будет хороша. Подсознательный выбор цвета, который зависит от вашего темперамента, эмоционального состояния — это задача для психолога, а искусство красиво сочетать цвета доступно всем!

Вам доводилось застывать в немом восторге перед картиной какого-нибудь художника? Или восхищаться красотой пейзажа, созданного самой природой? Или любоваться невероятными сочетаниями цветов в каком-либо изделии?

Вы тоже можете создавать композиции, которые завораживают своими красками!

Существует множество классических схем сочетания цветов. В основе цветовых сочетаний лежит цветовой круг.

Из уроков рисования вы должны помнить, что основными цветами считаются красный, синий и желтый, остальные цвета дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Дополнительные цвета получаются путем смешивания основных цветов и в цветовом круге располагаются между основными цветами. Из них теплыми считаются красный и желтый, холодным - синий, все остальные цвета составные и поэтому могут быть и теплыми и холодными в зависимости от того какой цвет в них преобладает.

Часто для создания удачного цветового сочетания используют принцип противоположности – контраст. Этим приемом мы и будем сегодня пользоваться.

в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами. И привели нас к следующим вопросам:

-Что такое окружность?

-Что такое хорда, диаметр?

Плотность заполнения окружности зависит от величины хорды: чем меньше хорда, тем больше свободной от нити поверхности внутри окружности и наоборот.

В начале необходимо разделить окружность на четное количество делений (16, 24, 48 и т.д.); сделать проколы в точках деления, пронумеровать деления, определить величину хорды, сделать первый прокол в т. 1 с изнаночной стороны на лицевую, затем выполнять проколы против часовой стрелки (с изнаночной стороны работы) согласно выбранной величине хорды. При этом на лицевой стороне работы – удлиненные протяжки, на изнаночной – прямые стежки (показ приема заполнения окружности).

4. Практическая часть.

И последнее чему мы должны научиться – это выполнение практических приемов.

Для этого необходимо заполнить окружность, используя контрастные цвета ниток.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:

Заполнение угла:

- начертить на изнаночной стороне картона угол;

- каждую сторону угла разбить на равные отрезки;

- количество отрезков на каждой стороне угла должно быть одинаковым;

- расставить цифры очередности продевания нити;

- взять нить контрастного цвета, вдеть ее в иголку и закрепить скотчем с изнаночной стороны в точке 0;

- далее игла с ниткой опускается в точку 1 с лицевой стороны;

- далее из точки 1 в точку 2,из точки 2 в точку 3 ит.д.

Заполнение окружности:

- разделить ее на равные части (их должно быть четное количество);

- выбирается любая хорда в окружности;

- иголка с ниткой вставляется с изнаночной стороны в точке 0, затем опускается в точку 1, из точки 1 в точку 2 и т.д.;

Заполнение окружности (2 способ):

- разделить ее на равные части;

- расставить точки очередности протягивания нити: выбрать любую точку и обозначить ее 0, разделить количество точек на 2 равные части и обозначить ее точкой 1, рядом точка 2, точки 3 и 4 с другой стороны точки 0, точки 5 и 6 рядом с точками 1и 2 и т.д.

5. Закрепление материала.

1.Для освоения техники изонити нужно знать следующие приемы:

А. Заполнение угла

Б. Заполнение окружности

В. И тот и другой приемы

2.При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются:

А. От одной стороны угла к другой

Б. Располагаются строго по сторонам угла

В.В любой последовательности

3.При заполнении окружности по лицевой стороне:

А. Нить повторяет линию окружности

Б. Получается рисунок в виде звезды

В. Получается любой другой рисунок

4.При работе в технике изонить разметку нужно делать:

А. На лицевой стороне картона

Б. На изнаночной стороне картона

В. Не нужно делать совсем

5.При заполнении угла проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. Во всех точках кроме вершины угла

6.При заполнении окружности проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. В центре окружности

7.Если необходимо удлинить нить, то:

А. Нужно закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком на конце

Б. Привязать к концу старой нити новую и работать дальше

В. И тот и другой приемы

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся подписывают свои работы, которые преподаватель крепит на плакат, как итог выполненной работы. Обсуждается цветовое решение композиции. Учитель проводит оценку каждой работы, проверяет результаты теста.

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению

Домашнее задание: выполнить работу до конца, на следующем уроке мы устроим выставку творческих работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. В ходе занятия прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями : черчение, рисование, математика

Автор-
Смирнова Светлана Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

МУДО Центр детского творчества

Пояснительная записка. В системе дополнительного образования детей трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Декоративно-прикладная деятельность в силу ее творческого характера создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации.

Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса. Также на занятии дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами) , опыт рисования и ручного труда, закрепляют знания о геометрических фигурах.

В ходе занятия прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями : черчение, рисование, математика

Условия для проведения занятия – хорошо освещенный кабинет, наличие необходимых инструментов (иголка с широким ушком, цветные нитки, ножницы, цветной картон). Количественный состав участников занятия – 10-12 человек в возрасте 7-8 лет.

Цель занятия: научить выполнять угол в технике изонити.

Задачи: -познакомить с новым видом художественной деятельности – с техникой изонити;

- научить правильно и безопасно пользоваться иглой и ножницами;

-научить детей отличать лицевую и изнаночные стороны изделия;

-способствовать развитию мелкой моторики кисти рук, глазомера;

-способствовать формированию эстетического вкуса.

План проведения занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приемы организации деятельности

Организационный момент, объявление темы занятия.

Организовать внимание детей, настроить на предстоящую работу, объявить тему занятия, проверить готовность участников и наличие инструментов.

Предъявление нового материала, теоретическая часть

Рассказать о технике изонити, вспомнить понятие угла.

Подготовка к практической работе.

Проанализировать образец изделия, повторить правила техники безопасности.

Беседа, фронтальный опрос.

Показать детям на образце лицевую и изнаночную стороны, совместно выполнить заполнение угла стежками.

Демонстрация и показ, совместное выполнение практической работы.

Анализ выполненных работ.

Проанализировать с детьми готовые работы.

Показ, анализ и оценка каждой работы.

Обобщить и кратко повторить полученные знания.

План –конспект занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут …….Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного творчества. Для этого нам понадобятся инструменты. У вас все готово?

Педагог: Как можно изобразить предмет?

Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.

Педагог: А я изобразила его вот так.(Показывает образец) Какой предмет я изобразила?

Педагог: Правильно! Почему вы так быстро догадались?

Дети: Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава.

Дети: Предмет изображен нитками.

Педагог: Действительно. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы и даже сюжеты. Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь , что вы терпеливы, старательны и внимательны в любом деле.

Педагог раздает каждому заготовку. Дети рассматривают образец педагога.

Педагог: Дети, у каждого изделия есть лицевая и изнаночная сторона.

Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах?

Дети: На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.

Педагог: Давайте рассмотрим наши заготовки. Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?

Дети: Зеленого, желтого.

Педагог: Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Чем они отличаются?

Дети: На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.

Педагог: Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.

А теперь на заготовке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину. Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их?

Педагог: Откуда начинается отсчет?

Дети : От вершины угла.

Педагог: Какой вывод можно сделать?

Дети: Откуда бы ни начали отсчет, все равно будет двенадцать. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий.

Педагог: Я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот угол. А теперь загадки , которые помогут вам догадаться, что нам понадобится для работы.

Педагог: Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Дети: Иголка с ниткой.

Педагог: Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

Педагог: Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Но сначала давайте повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Дети: Рабочее место нужно содержать в порядке.

Игла всегда должна быть с ниткой.

Нельзя вкалывать иглу в одежду.

Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.

Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.

Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).

Педагог: Итак, работу будем выполнять вместе со мной. Сначала вденем нитку в иголку, цвет нитки подберите сами .

Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить на лицевой стороне.

С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим , что получилось.

С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Обратите внимание, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой – снизу вверх.

И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Каждый раз надо смотреть , как располагается нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.

Дети работают самостоятельно.

Офтальмологическая пауза.
Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса,
(Закрывают оба глаза )

Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
( Открыв глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О,
Получается легко.
(Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Глаза вверх, вниз
Вправо, влево, повернём
( Глаза смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнём.
Педагог: Продолжим нашу работу. У нас получилась шляпка грибка. Чего не хватает?

Дети: Ножки и травки.

Педагог: Дорисуйте карандашами у ваших грибков ножку и травку.

А теперь давайте посмотрим, какие грибки у нас получились.( Дети выставляют все свои работы у доски )

Педагог: Ребята, вот какие замечательные грибочки у нас есть. Молодцы! Все справились ! Собрали вот такой урожай грибов!

А как называется искусство , с которым мы сегодня познакомились?

Педагог: А что это такое?

Дети: . Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в изображении предмета путем пересечения цветных нитей на картоне.

Педагог: Было интересно?

Педагог: Я хочу пожелать вам - дерзайте, повышайте своё мастерство и помните:

Методические рекомендации.


Эффективность занятий невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.

Список литературы

1.Бурундукова Л.И. Волшебная нить. АСТ-Пресс, 2010.

2.Виноградова Е.А. 1000 загадок для самых умных . М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 3.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Методические рекомендации для учителя . М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

5.Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки. С.-П.:Литеро,2001.

Познакомить с техникой изонити.

Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).

Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.

Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

Для воспитателя – образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета – жёлтыми, коричневыми, красными).

Для каждого ребёнка – лист цветного картона (жёлтого или зелёного), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками- 1см.), иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (жёлтого, красного цвета).

- Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку).

- А я изобразила его вот так. ( Показ, образец).

- Какой предмет я изобразила? (Грибок).

- Почему вы так быстро догадались? (Изображена шляпка, нарисованы ножка и трава).

- Как вы думаете, почему она так называется? (Предмет изображён нитками).

- Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы. (Выставляю другие образцы).

- Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле (Раздаю каждому заготовки.)

- У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона? А изнаночная?

- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)

- На лицевой рисунок всего грибка, а на изнаночной нарисован только угол.

- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?

- Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.

- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.

- Посчитайте отверстия- дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (12).

- Откуда начинается счёт? Откуда бы вы ни начали отсчёт, всё равно будет 12. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 12.

- А теперь внимание! Работу будите выполнять вместе со мной.

- Сначала вденем нитку в иголку, а теперь начнём вместе:

- Вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне.

- С изнанки вводим иглу в следующие отверстие от вершины на другой стороне угла (Показ каждому ребёнку).

- С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.

- С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. (Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой - снизу вверх.)

И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла.

- Каждый раз надо смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идёт в направлении другой стороны угла, ложиться по - верх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.

Офтальмологическая пауза.

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса,

^ Закрывают оба глаза

Наши глазки отдыхают,

Продолжают стоять с закрытыми глазами

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

^ Открыв глаза, взглядом рисуют мост

Нарисуем букву О,

Глазами рисуют букву О

Глаза вверх, вниз

Вправо, влево, повернём

^ Глаза смотрят вправо-влево

Заниматься вновь начнём.

-Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне ножку к шляпке гриба траву.

Читайте также: