Конспект урока изучения нового материала по разделу механика

Обновлено: 05.07.2024

2) способ ствовать формир ованию умен ий работы с граф иками, реш ения зад ач.

Самостоятельной и в парах рабо ты над задан иями. Способс твовать формир ованию умен ий

анализировать задан ие и оцен ивать успешн ость ег о выполнения.

3) Способс твовать формирован ию пониман ия физическ ого смысла за конов механи ки.

Оборудован ие и материалы : до ска, справочни ки, экран, мульт имедийный проект ор, компьютер,

задачники, различны е пр едметы для аук циона, раздаточны й материа л, штативы, д инамометры,

Приветствие, проверка по сещаемости, про верка го товности к зан ятию

Сегодня мы с вами создад им необычное зан ятие у рок - аукцион. С физически м аукционом вы

встречались на зан ятиях, но проводили мы е го кратк овременно. Сейчас мы повторяем

довольно большо й объем матер иала, поэт ому и аукцион займ ет все заня тие.

На каждом этапе вы буде те получать баллы, в со ответствии с их количеством сф ормируется

оценка за урок. С одной с тороны на аукци оне прод аются предметы, с другой - это аукцион

ваших знаний. Зараб отан ные баллы проставл яйте в личную таблиц у. Они ес ть на ваших столах.

1) Запишит е и затем наз овите извес тные вам виды движения (с колько прав ильных отве тов

2) Запишит е и назовите известные вам з аконы ме ханики

3) Запишит е и назовите известные вам фи зическ ие величины

4)По графику опр еделите, скольк о тел двигал ось и как ?

Подведение ит огов – поставь те общее к оличество б аллов в таблицу. Вы зара ботали

На демонстрац ионном столе находятся три предмета, каждая пара ( или по дгруппа по

желанию) выбирае т то пр едмет, который ей больш е всего нрави тся и расска зывает о нем с

точки зрения фи зики. Кро ме характерист ики состав ьте и решит е задачу про п редмет, можно

выполнить рисун ок , изоб ражающий явлен ие или пр оцесс с участием предм ета. Для

демонстрации м ожно использ овать приборы, на ходящиеся на первой пар те.

Внимание, аукц ион! Продаем предм еты по следующему плану:

1) Общая характер истика пр едмета – сколько свой ств назвали, столько баллов

2) Решение сос тавленной з адачи про предм ет (3 бал ла плюс балл т ому, кто вышел к доске)

3) Проведение д емонстрации (3 ба лла плюс ба лл тому, кт о проводит)

Примечание: педаг ог может установить кри терии оцено к иначе

Рефлексия Давай те проанализир уем нашу рабо ту. Для этог о письменно ответьте на в опросы с

листа рефлекс ии. Примечан ие: вопросы ка к и сам лист реф лексии – педагог составляет исход я

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: объяснить необходимость изучения механики.

образовательная: показать возможности практического применения механики, сформировать у учащихся представление о материальной точке

развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: разные предметы, автомобиль игрушечный, тележка, груз.

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (10 мин).

Введение нового материала (20 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Д/З: § 1, вопросы. Упражнение 1.

Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним, что такое физика?

Учитель: Физика – это наука экспериментальная, ее цели:

Отыскать наиболее общие законы природы

Объяснить конкретные процессы действием этих фундаментальных законов

В то же время физика и количественная наука. Все основные законы физики формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.

Учитель: Основные разделы физики:

Учитель: Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Механика – это наука о движении и взаимодействии тел. Само название происходит от греческого слова mechanike , что означает наука о машинах, искусство постройки машин. Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость), которые теперь называют простыми механизмами, появились в древности. Первое орудие человека – палка – это рычаг. Каменный топор – сочетание рычага и клина.

Ученики: Физика- это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.

Введение нового материала

Учитель: Движение - очень важное явление, движение это значит какие то изменения в природе. Движение - это развитие. Отсутствие движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.

Самый простой вид движения - механическое движение.

Демонстрационный опыт. Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.

Учитель: В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола?

Учитель: Почему вы считаете тела неподвижными, а автомобиль подвижным?

Учитель: Очевидно, что автомобиль можно рассматривать как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка. Это абстрактное понятие, введенное для упрощения изучения многих физических явлений.

Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого можно пренебречь.

Учитель: Из курса природоведения, вам известно, что такое механическое движение.

Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве.

Как выяснить, что тело двигается? Ответ на этот вопрос является очень важным.

Представьте себя в вагоне поезда, который остановился на станции. Вы смотрите на соседний поезд, который стоит напротив вашего. Время идет. Вы с нетерпением ожидаете, когда же остановка закончится. Но наконец ваш поезд двигается. Но проходит несколько минут и вы замечаете, что в промежутках между вагонами соседнего поезда появляется одна и та же картинка неподвижный вокзал. Только тогда вы понимаете, что начал двигаться соседний поезд, а не ваш.

Учитель: Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет?

Учитель: Механическое движение - это изменение со временем положения тела относительно других тел.

Демонстрационный опыт: продемонстрируем механическое движение тележки, на которой лежит груз.

Учитель: Определите, относительно каких тел тележка двигается, а относительно которых находится в состоянии покоя?

Учитель: Как же определить положение тела?

Если бы этот документ попал в Ваши руки, смогли бы найти клад?

Учитель: Необходимо тело отсчета . Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.

Следовательно, для определения положения тела, в любой момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат.

Учитель : Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют систему отсчета.

Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию.

Траектория - линия, которую описывает тело в процессе движения.

Учитель: Какие виды траектории вы знаете?

Учитель: приведите примеры движений с видимыми траекториями.

Учитель: Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.

Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.

Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.

Учитель: Все вместе: тело отсчета, система координат, прибор для определения времени, - образуют систему отсчета.

Система отсчета может быть одномерной, двумерной, трехмерной.

Учитель: Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные единицы длин

1 км=1000м=10 3 м

1 см=0,01 м=10 -2 м

1мм=0,0001м=10 -3 м

В астрономии применяют такие единицы длины, как

1 парсек: (1пк=3,08×10 16 м)

1 световой год: (1 св.г. ≈ 9,46 ×10 15 м).

Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.

Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.

Ученики: автомобиль подвижен, а остальные тела нет.

Записи в тетрадях: Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого можно пренебречь.

Записи в тетрадях: Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве.

Ученики: Положение тела относительно других тел.

Записи в тетрадях : Механическое движение - это изменение со временем положения тела относительно других тел.

Ученики: Отвечают

Ученики: У каждого человека разные шаги и локти. Не указан населенный пункт. Местность сильно изменилась. Нет дома, от которого нужно считать.

Записи в тетрадях : Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.

Записи в тетрадях: Траектория - линия, которую описывает тело в процессе движения

Ученики: В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и криволинейное.

Записи в тетрадях : Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.

Записи в тетрадях:

1 км=1000м=10 3 м

1 см=0,01 м=10 -2 м

1мм=0,0001м=10 -3 м

Закрепление изученного материала

Учитель: В каких из перечисленных случаев можно считать тела материальными точками, а в каких – нельзя?

На станке изготавливают спортивный диск.

Тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м.

Фигурист выполняет упражнения произвольной программы.

За движением космического корабля следят из Центра управления полетов на Земле.


Материал позволит объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения.

Описание разработки

Цели урока:

Обучающая - объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения, систематизировать известные знания;

развивающая - продолжить формирование умений выделять и описывать явления; применять математическую модель при решении физических задач;

воспитательная - воспитать творческую личность, неординарно подходящую к решению физических задач.

План урока:

1. Организационный момент.

- Формулировка 1 закона Ньютона;

- Математическая запись закона;

- Границы применимости закона;

- Формулировка 2 закона Ньютона;

- Математическая запись закона;

- Границы применимости закона;

- Формулировка 3 закона Ньютона;

- Математическая запись закона;

- Границы применимости закона; и т. д.

- Работа по карточкам.

- Собери верно формулу;

- Какому закону соответствует запись;

- Выполни проверку размерности;

Реши задачи:

1. С каким ускорением движется тело массой 3 кг, если на него действует сила 1Н? Какова скорость тела в конце третьей секунды?

2. Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

1. Определите массу тела, которому сила 2Н сообщает ускорение 0. 7м/с 2 . Какова скорость тела в конце четвертой секунде?

2. Определите взаимодействующие тела, изобразите пары соответствующих сил.

1. Определите массу тела, которому сила 1Н сообщает ускорение 0. 5м/с 2 . Какова скорость тела в конце третьей секунды?

2. Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

Урок физики на тему Обобщающее повторение по разделу Механика

Выполнение практической работы.

Оборудование: желоб, шарик, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

Оборудование: наклонная плоскость, брусок, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

Оборудование: рычаг, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

- какая математическая модель использовалась в работе.

Тестирование по разделу.

Тест №1.

1. Тело движется равноускоренно. Какое утверждение верно?

1) равнодействующая всех сил постоянна по модулю и направлению

2) равнодействующая всех сил постоянна по направлению, но меняется по модулю

3) равнодействующая всех сил равна нулю

4) равнодействующая всех сил постоянна по модулю, но меняется по направлению равнодействующая всех сил постоянна по модулю и направлению

2. К телу приложены две силы по 1200 Н под углом 120 0 . Равнодействующая этих сил равна…

3. Какое ускорение получает человек массой 50 кг, если он, стоя на коньках, отталкивает от себя шар массой 2 кг силой 20Н?

4. На каком расстоянии между вагонами массой 80т каждый сила их гравитационного взаимодействия будет равна 4. 3* 10 -7 Н?

5. Какова сила тяги мотора автомобиля массой 5т, если он движется равномерно по горизонтальной дороге при коэффициенте трения 0. 03?

6. Какая сила тяжести действует на тело массой 10кг, находящееся на высоте трех земных радиусов от поверхности Земли? Радиус Земли равен 6400км

7. Чему равен коэффициент трения, если тело равномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона к горизонту 45 0 ?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок

в 10 классе.

Обобщающий урок

по разделу:






Подготовила и провела учитель физики : З.Г. Назаретова

Цели урока: Обучающая- объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения,

систематизировать известные знания;

развивающая- продолжить формирование умений выделять и описывать явления; применять математическую модель

при решении физических задач;

воспитательная- воспитать творческую личность , неординарно подходящую к решению физических задач.

- формулировка 1 закона Ньютона;

- математическая запись закона;

-границы применимости закона;

- формулировка 2 закона Ньютона;

- математическая запись закона;

-границы применимости закона;

- формулировка 3 закона Ньютона;

- математическая запись закона;

-границы применимости закона; и т.д.

Работа по карточкам

- собери верно формулу;

- какому закону соответствует запись;

-выполни проверку размерности;

- найди ошибку:

- реши задачи:

1.С каким ускорением движется тело массой 3 кг,

если на него действует сила 1Н? Какова скорость

тела в конце третьей секунды?

2.Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

1.Определите массу тела, которому сила 2Н

сообщает ускорение 0.7м/с 2 . Каковаскорость

тела в конце четвертой секунде?

2.Определите взаимодействующие тела, изо

бразите пары соответствующих сил.

1. Определите массу тела, которому сила 1Н

сообщает ускорение 0.5м/с 2 . Каковаскорость

тела в конце третьей секунды?

2.Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

Выполнение практической работы

Оборудование: желоб , шарик, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

Оборудование: наклонная плоскость, брусок, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

Оборудование: рычаг, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

- назвать работу;

- цель работы;

- какая математическая модель использовалась в работе.

Тестирование по разделу

Итоги работы групп.

1.С каким ускорением движется тело массой 3 кг,

если на него действует сила 1Н? Какова скорость

тела в конце третьей секунды?

2.Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

1.Определите массу тела, которому сила 2Н

сообщает ускорение 0.7м/с 2 . Каковаскорость

тела в конце четвертой секунде?

2.Определите взаимодействующие тела, изо

бразите пары соответствующих сил.

1. Определите массу тела, которому сила 1Н

сообщает ускорение 0.5м/с 2 . Каковаскорость

тела в конце третьей секунды?

2.Изобразите силы, которые действуют на тела.

Выделите силы взаимодействия.

1.Тело движется равноускоренно. Какое утверждение верно?

1) равнодействующая всех сил постоянна по модулю и направлению

2) равнодействующая всех сил постоянна по направлению, но меняется по модулю

3) равнодействующая всех сил равна нулю

4) равнодействующая всех сил постоянна по модулю, но меняется по направлению равнодействующая всех сил постоянна по модулю и направлению

2. К телу приложены две силы по 1200 Н под углом 120 0 . Равнодействующая этих сил равна…

1) 600Н 2) 1200Н 3) 0Н 4)1000Н

3. Какое ускорение получает человек массой 50 кг, если он, стоя на коньках, отталкивает от себя шар массой 2 кг силой 20Н?

1) 0.4м/с 2 2) 0.5м/с 2 3) 0.6м/с 2 4) 0.7м/с 2

4. На каком расстоянии между вагонами массой 80т каждый сила их гравитационного взаимодействия будет равна 4.3* 10 -7 Н?

1) 500м 2) 700м 3) 800м 4) 1000м

5. Какова сила тяги мотора автомобиля массой 5т, если он движется равномерно по горизонтальной дороге при коэффициенте трения 0.03?

1) 1270Н 2) 1350Н 3) 1550Н 4) 1500Н

6. Какая сила тяжести действует на тело массой 10кг, находящееся на высоте трех земных радиусов от поверхности Земли? Радиус Земли равен 6400км

1) 6.25Н 2) 7.1Н 3) 5.1Н 4) 8.1Н

7. Чему равен коэффициент трения, если тело равномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона к горизонту 45 0 ?

1) 0.9 2) 0.8 3) 0.7 4)1.0

8. Как изменится ускорение тела1, если массу обоих тел увеличить в три раза (см. рис.)? Трения нет.

увеличится в 9 раз

увеличится в 3раза

уменьшится в 9 раз

1.Тело движется равномерно. Какое утверждение верно?

1) равнодействующая всех сил постоянна по модулю и направлению

2) равнодействующая всех сил постоянна по направлению, но меняется по модулю

3) равнодействующая всех сил равна нулю

4) равнодействующая всех сил постоянна по модулю, но меняется по направлению

2. Равнодействующая двух сил, приложенных к телу под углом 120 0 , равна 100Н. Чему равна одна из составляющих этих сил, если другая составляющая равна 100Н?

1) 0Н 2) 100Н 3)200Н 4)300Н

3. Какое ускорение получает шар массой 2 кг, если человек массой 50 кг, стоя на коньках, отталкивает от себя шар силой 20Н?

1) 4м/с 2 2) 5м/с 2 3) 6м/с 2 4) 10м/с 2

4. Если масса Земли в 81 раз больше массы Луны, то на каком расстоянии от Земли равны силы их гравитационного взаимодействия? Расстояние от Земли до Луны равно 384000км.

1) 300000км 2) 345600км 3) на любом 4) 200000км

5. Чему равна сила трения колес автомобиля массой 1500кг о горизонтальную дорогу, если он двигался со скоростью 36 км/ч и остановился в конце равнозамедленного движения? Коэффициент трения равен 0.5

1) 7500Н 2) 4700Н 3) 4500Н 4) 5200Н

6. Какова масса тела, если на высоте трех земных радиусов над поверхностью Земли на него действует сила тяжести 6.25 Н? Радиус Земли равен 6400км

1) 9кг 2) 10кг 3) 11кг 4) 12кг

7. Чему равен вес человека массой 70 кг, который опускается в клети лифта в шахту на Луне с ускорением – м/с 2 , если ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле?

1) 700Н 2) 70Н 3) 49Н 4)163,3Н

8. Чему равен радиус кривизны выпуклого моста, двигаясь по которому со скоростью 72 км/ч автомобиль не оказывал бы давление на мост?

1) 50м 2) 100м 3) 40м 4) 120м

1.Почему при равномерном движении поезда шарик покоится относительно гладкого стола в купе вагона?

1) на него не действуют никакие силы

2) все силы скомпенсированы

3) отсутствует сила трения

4) на него действует равнодействующая сила, направленная в сторону движения вагона

2. На тело действуют две силы под прямым углом. Равнодействующая этих сил равна 50Н. Если первая сила равна 40Н, то вторая сила равна…

1)90Н 2) 10Н 3)100Н 4)30Н

3Определите равнодействующую сил, под действием которых тело массой 200г из состояния покоя проходит путь 1м за 4с.

1) 0.025Н 2) 0.25Н 3) 0.05Н 4) 0.5Н

4. Какова масса каждого из двух одинаковых шариков, если они на расстоянии 0.1 м притягиваются с силой 6.67* 10 -15 Н?

1) 0.01 кг 2) 0.1 кг 3) 0.001 кг 4) 1 кг

5. Какую силу тяги развивает автомобиль массой 5т, двигаясь равномерно с горы с углом наклона к горизонту =30 0 ? Коэффициент трения равен 0.7.

1) 2.3кН 2) 3.3кН 3) 4.3кН 4) 5.3кН

6. Какова масса тела, если на поверхности Земли на это тело действует сила тяжести 50 Н? Радиус Земли равен 6400км

1) 4кг 2) 3кг 3) 6кг 4) 5кг

7. Чему равна сила трения, если тело массой 10 кгравномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона к горизонту 45 0 ?

1) 71Н 2) 61Н 3) 51Н 4)81Н

8. Каково направление вектора ускорения шара, закрепленного на тонком стежне (см. рис.), еслион начал вращаться в вертикальной плоскости из точки А?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Оборудование: желоб , шарик, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

- назвать работу;

- цель работы;

- какая математическая модель использовалась в работе.

Оборудование: наклонная плоскость, брусок, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

- назвать работу;

- цель работы;

- какая математическая модель использовалась в работе.

Оборудование: рычаг, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, сантиметровая лента.

- назвать работу;

- цель работы;

- какая математическая модель использовалась в работе.


-80%


Механическое движение

Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Изучение механики традиционно начинают с кинематики.

Кинематика — раздел механики, в котором рассматривают способы описания механического движения тел без выяснения причин изменения характера их движения. Сами причины рассматриваются в других разделах механики.

Механическое движение

Траектория движения — это линия, вдоль которой движется тело.

Перемещением точки за промежуток времени называют направленный отрезок прямой, начало которого совпадает с начальным положением точки, а конец — с конечным положением точки. Перемещение точечного тела определяется только конечной и начальной координатами тела и не зависит от того, как двигалось тело в течение рассматриваемого промежутка времени.

механическое движение

Путь — это длина траектории, пройденной телом. Путь — всё расстояние, пройденное точечным телом за рассматриваемый промежуток времени.

Если тело в процессе движения не меняло направления движения, то пройденный этим телом путь равен модулю его перемещения. Если тело в течение рассматриваемого промежутка времени меняло направление своего движения, путь больше и модуля перемещения тела, и модуля изменения координаты тела.

Путь всегда величина неотрицательная. Он равен нулю только в том случае, если в течение всего рассматриваемого промежутка времени тело покоилось (стояло на месте).

Виды траекторий. Если тело движется вдоль прямой, движение называют прямолинейным. Траектория в этом случае — отрезок прямой. Если же траектория — кривая линия, движение называют криволинейным.

траектория и путь

Относительность движения

Для того чтобы описать положение данного тела в пространстве, необходимо:

  1. выбрать тело отсчёта и начало отсчёта на нём;
  2. связать с ним координатную ось, проходящую через начало отсчёта в нужном направлении, и указать единицу длины.

При этом расстояние от начала отсчёта до данного тела, выраженное в выбранных единицах длины и взятое с соответствующим знаком, называют координатой этого тела.

Система отсчета

Поступив так, мы будем говорить, что описали положение данного тела относительно выбранного тела отсчёта. Если мы выберем в качестве тела отсчёта другое тело или другую ось координат, то и координата данного тела может стать другой. Совокупность тела отсчёта, с которым связана ось координат, и часов называют системой отсчёта.

Механическое движение

Если координата тела не изменяется с течением времени в выбранной системе отсчёта, то говорят, что это тело в данной системе отсчёта неподвижно, или покоится.

Если координата тела выбранной системы отсчёта увеличивается со временем, то говорят, что тело движется в положительном направлении координатной оси. Напротив, если координата тела в выбранной системе отсчёта со временем уменьшается, то говорят, что тело движется в отрицательном направлении координатной оси.

Нельзя сказать, как движется тело, если не сказать, в какой системе отсчёта рассматривается это тело. Иначе говоря, одно и то же тело в разных системах отсчёта может двигаться по-разному (в том числе и покоиться).

Читайте также: