Конспект урока из русской литературы 18 века 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: обучающая: дать представление о литературе XVIII века, о классицизме. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова;

развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы; логическое мышление, устную и письменную речь;

воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма; уверенность в свои силы; стремление к получению знаний.

  1. Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
  2. Проверка Д/З с пояснением………………………………………. 23 мин.
  3. Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
  4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
  5. Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
  6. Информация о Д/З………………………………………………. 2 мин.
  7. Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.

1. Вступительное слово учителя

Учитель: добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой биографией Михаила Васильевича Ломоносова, обратим внимание на особенности литературы XVIII века, узнаем о новом литературном направлении.

2. Проверка Д/З с пояснением

Учитель: дома вы выполняли индивидуальную работу со статьями ваших учебников. Ребята, поднимите руки те, кто не выполнил Д/З!?

Ученики: (поднимают//не поднимают руки).

Учитель: мы начинаем изучение литературы нового столетия. А об особенностях этого столетия нам расскажет Воронова Надежда .

Учитель: итак, XVIII столетие осталось в русской истории как время необычайного подъёма государственной мощи России, победоносных войн, достижений науки и искусства и вместе с тем невиданных социальных противоречий. Две величественные царские фигуры – Петра I и Екатерины II – возвышаются над XVIII веком. А о мастерах русского слова того времени нам расскажет Кирсанов Павел.

Учитель: назовите, пожалуйста, основных представителей литературы XVIII века.

Ученик: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин и другие.

Учитель: о внутренней жизни страны и обращении к частной жизни человека того времени нам расскажет Сапрыкина Эльвира.

Учитель: при изучении литературы 18 века вы должны знать о периодизации в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит вам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно выделить 4-е периода (запишем их):
1-й период – литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период (1730-1750) гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Начиная со второго периода мы упоминаем о новом литературном направлении, именуемом классицизмом. Подробнее о нём нам расскажет Захарова Полина.

3. Словарная работа

Учитель: (пока дети записывают) Зародился классицизм и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер). В конце 17 века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). В России возник в 18 веке (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и другие).

Ребята, подведём итог, что же такое классицизм?

Ученик: читает определение.

4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове

Учитель: М. В. Ломоносов (8 (19) ноября 1711– 4 (15) апреля 1765) – великий русский учёный и поэт; один из основоположников современного естествознания. Родился в Архангельской губернии, близ Холмогор. С детства, помогая отцу в работе, ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем. Грамоте научился у соседей – крестьян году на десятом. Жадно тянулся к знаниям, самостоятельно штудировал случайно попавшие ему в руки учебные пособия. Псалтырь, переложенная в славянские стихи Симеоном Полоцким, впервые дала юному Ломоносову понятие о поэзии. В декабре 1730 г. девятнадцатилетний Ломоносов ушел учиться в Москву. Преодолев множество препятствий, он попал в Славяно-греко-латинскую академию, потом учился при Академии наук в Петербурге, завершив образование в Германии.

Ребята, а что вы можете добавить?

Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе языка.

Учитель: хорошо. А знаете ли вы, что Ломоносов является и реформатором русского стихосложения?

Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе стиха.

Учитель: Дети, обратите внимание на дату рождения Михаила Васильевича. 8 ноября исполнится сколько лет со дня рождения писателя?

Учитель: ребята, что же вы узнали нового о М. В. Ломоносове?

Ученик: проводит промежуточный итог.

5. Подведение итогов урока

Учитель: каким образом можно охарактеризовать литературу 18 столетия?

- Что такое классицизм?

- Что можете сказать о М. В. Ломоносове?

Ученики: кратко отвечают на поставленные вопросы.

6. Информация о Д/З.

Учитель: 1) ч. I с. 42 – 46; ч. II с. 18 – 29 (читать).

2) выучить определение классицизма

3) стр. 44, ответить на вопросы: 1 – все; 2 (Севрюкова, Горельников, Иванисов, Куприянова, Козлитина, Маслов, Медведев), 3 (Борисов, Дашевская, Кравцов, Наумчик, Сапрыкина, Кирсанов, Гранкина), 4 (Воронова, Захарова, Капустин, Косова, Черняева, Шепелев).

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Учитель: Чему научились?

Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили… Урок окончен, до встречи на следующем занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе.


конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах.

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века".


Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени.


Общая характеристика литературы XIX века

Русская литература. всегда была совестью народа.


Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"

Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С.


Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"

Урок создан с целью знакомства учащихся с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект удобен для проведения урока литературы в начале октября, присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, приветствие, изучение нового, обобщение, физкультминутка, итог урока, домашнее задание.

Цель: познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова

Задачи: познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

1.Организационный момент

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

2.Вступительное слово учителя.

У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика.

3. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.

Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства.

Ломоносов: сподвижник просвещения

4. Словарная работа.

Астрóном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

1 Коперник (1473—1543) — польский астроном, объяснил видимые движения небесных тел, обращение планет и Земли вокруг Солнца.

2 Птолемей (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческий астроном, разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.

5. Работа по вопросам 1, 2, 3 (учебник, с. 53).

Дополнительный вопрос: В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?

3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

6. Обобщение.

Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

7. Итог урока

Чтение высказываний о Ломоносове.

Домашнее задание

Подготовьте выразительное чтение текста стихотворения, постарайтесь при чтении диалога передать характеры персонажей.

познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика.

II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.

III. Словарная работа.

Астр ó ном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

IV. Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть.

V. Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

VI. Работа по вопросам 1, 2, 3 (учебник, с. 53).

Дополнительный вопрос : В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

VII. Обобщение.

Чтение высказываний о Ломоносове.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.

XVIII век – это время почти безраздельного владения эпохи классицизма в литературе. Лишь в конце столетия на смену классицизму пришёл сентиментализм.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Подготовила Борисова Алёна Хасановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Алгасовской СОШ

Русская литература XV III века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I. С начала XV I II века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Пётр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства.

Русская литература XV III века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.

С начала XV I II века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Пётр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства.

Литература этого времени ещё носит на себе печаток старины: литературные произведения XVIII века существуют и распространяются чаще всего не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени, жанры наследуются в основном от XVII века —это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в эти старые формы, постепенно изменяя их, вливается новое содержание, внесённое в жизнь петровскими преобразованиями.

Литература этого времени ещё носит на себе печаток старины: литературные произведения XVIII века существуют и распространяются чаще всего не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени, жанры наследуются в основном от XVII века —это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в эти старые формы, постепенно изменяя их, вливается новое содержание, внесённое в жизнь петровскими преобразованиями.

Вторая треть XVIII века — важный период в развитии русской литературы Появились выдающиеся деятели русской художественной литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, т. е. в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно – художественные черты.

Вторая треть XVIII века — важный период в развитии русской литературы

Появились выдающиеся деятели русской художественной литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, т. е. в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно – художественные черты.

Литературные направления XVIII века

Литературные направления XVIII века

Основным направлением стал классицизм (от лат. classicus — образцовый). Представители этого направления провозгласили высшим образом художественного творчества Древней Греции и Рима. Эти произведения были признаны классическими, т.е образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения .

Основным направлением стал классицизм

(от лат. classicus — образцовый).

Представители этого направления провозгласили высшим образом художественного творчества Древней Греции и Рима.

Эти произведения были признаны классическими, т.е образцовыми, и писателям предлагалось подражать

им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения .

Художник, по мысли основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека – миф. Если это герой — то без недостатков, если персонаж сатирический — то до конца смешной.

Художник, по мысли

постигает действительность, чтобы

затем отобразить в своем творчестве

не конкретного человека с его

страстями, а тип человека – миф.

Если это герой — то без недостатков,

если персонаж сатирический — то до конца смешной.

Особенности русского классицизма

Особенности русского классицизма

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм

Писатели XVIII века

Антиох Камтемир (1708—1744)

Антиох Камтемир (1708—1744)

1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит.

А. Кантемир написал также религиозно- философское произведение

Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском

В. К. Тредиаковский (1703—1768)

В. К. Тредиаковский (1703—1768)

Искренне преданный русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии.

А. П. Сумароков (1718—1777)

А. П. Сумароков (1718—1777)

Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды.

М.В. Ломоносов (1711-1765)

М.В. Ломоносов (1711-1765)

Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народ

Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта.

Г. Р. Державин (1743—1816)

Г. Р. Державин (1743—1816)

Гаврила Романович Державин родился в

Казани в семье армейского офицера. В детстве

он был хилым, слабым, но зато отличался

В 1759 г. Державин все же поступил в Казани в

гимназию. В 1762 г. Г. Р. Державин поступает

на военную службу.

После десятилетней солдатской службы Г. Р.

Державин был произведен в офицеры.

В 1784 г. Г. Р. Державин был назначен олонецким

губернатором. Не ужившись с наместником края, он был

переведен губернатором в Тамбов.

Д. И. Фонвизин (1745—1792)

Д. И. Фонвизин (1745—1792)

Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел.

С 1769 г. он — один из секретарей графа Н. И. Панина.

1782 году он выходит в отставку и решает полностью посветит себя литературе.

В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства.

А. Н. Радищев (1749—1802)

А. Н. Радищев (1749—1802)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ.

Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, — помнили, что хозяева добрые.

В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов.

Итоги развития литературы XVIII века

На протяжении XVII века русская

художественная литература достигла значительных успехов.

Появляются литературные направления, развивается драматургия, эпос, лирика

Читайте также: