Конспект урока страны востока в средние века 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Па́года – это высокие храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенные искусной резьбой.

Раджа – это индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя.

Касты – это слои средневекового общества в Индии, которые различались не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту в обществе. Принадлежность к касте была наследственной.

Сёгун – это титул военных правителей Японии в 1192 – 1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Буддизм – это религиозное учение, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога – творца и вечной души.

Ацтеки – индейский народ, создатели государств в Центральной Мексике в XIII – XVI веках.

Инки – это индейский народ, создавший обширную империю с центром в перуанских Андах.

Майя – индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в Средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

В VI в. Под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал было могущество.

Расположенная на островах, а потому защищённая от кочевников и достаточно изолированная от других стран, Япония тем не менее находилась под огромным влиянием Китая. И всё же развитие её общества, государства и культуры отличалось большим разнообразием.

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, каковы были основные достижения народов Азии и Америки в эпоху Средневековья.

Средневековая Индия подвергалась нашествиям мусульман, но сохранила религиозное и культурное разнообразие. Устройство власти и общества диктовала кастовая система. После падения империи Гуптов, завоеватели, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Их правители – раджи – создали более 200 княжеств.

В XIII в. из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат. Вторжение войск Тимура в 1398 году окончательно ослабило это государство.

Индия была чрезвычайно богатой страной. Индийские мастера делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, обрабатывать слоновую кость, делать тонкие ткани из хлопка; процветала торговля; архитектура отличалась удивительным разнообразием; врачи умели делать операции; существовали обсерватории.

В 1211 году войско Чингисхана вторглось в Северный Китай. С конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. В 168 году после восстания Красных повязок Китай добился независимости.

Изобретения средневекового Китая уникальны: книгопечатание, порох, фарфор.

Главным видом искусства была живопись. Культура Китая оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии.

Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего на Японию.

Островное положение Японии определили особенности её культуры, хозяйства, политического устройства. В VII - VIII веках в Японии возникла монархия во главе с императором. К X – XII векам сложились крупные земельные владения знати, которая превратилась в дворян – в Европе их называли самураями. С XII века реальным правителем страны стал вождь – сёгун. Сёгунат существовал в Японии до XIX века.

Большое влияние на духовную культуру, обычаи и мораль Японии оказал буддизм. Буддийские монахи были носителями знаний.

В XIV – XV веках возник японский театр, пьесы для которого создавались на основе храмовых и народных легенд и с сказаний.

Главной темой искусства были природа и единение человека с ней.

Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. В этих государствах использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, большим влиянием пользовались жрецы. Золото и серебро не считались драгоценными, а скапливались как культовые ценности племени.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами известных людей средневекового Востока и сферой их деятельности.

Территория расселения

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

Правильный вариант:

Территория расселения

б) Правитель Самарканда, нанёсший удар по ослабевшему Делийскому султанату

г) хан монголов, завоевавший китайские земли

в) хан монголов, не сумевший разбить японское войско

а) японский поэт, создатель особого жанра театрального представления

Задание 2. Зачеркните название сельскохозяйственных культур, которые не выращивали индейцы Латинской Америки в средние века.

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Тема урока: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Цели: познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;

характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;

систематизировать материал об истории стран в форме таблицы

развивать познавательный интерес школьников,

- научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;

- научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;

- использовать историческую карту как источник информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Прежде, чем начать новую тему скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке? (научные открытия и изобретения)

-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье Да

-домна – печка для выпечки хлеба (для металла) Нет

-Христофор Колумб открыл Америку (1492) Да

-Иоганн Гутенберг изобрел компас (изобрел книгопечатание 1456 г.) Нет

Проверьте самостоятельно свои работы. Внимание на экран, правильные ответы (Сл.1,2)

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю Вам объединить эти слова по группам: (Сл.3)

- Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм

- Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, Цинь Шихаун,

- Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.

- В какой части света находятся эти государства?

- Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?

- Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно о каких странах? Об Индии, Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока?

- Объявляют тему урока: (возможный ответ) Индия, Китай, Япония.

Запишите дату и тему урока в тетрадь. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. (Сл.4)

- Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать). - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.(Сл.5)

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.

4. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? нет

- Почему? - Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

- А сейчас вы поработаете с таблицей.

Работа в группах

Китай(чашка) Индия (шахматы) Япония(меч)

Основные занятия жителей

Названия государств или династий средневековья

Титулы, которые носили правители

Наиболее известные достижения в науке и образовании

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Земледелие, торговля, ремесло.

Династия Сун, Монгольское государство

Основные занятия жителей

Названия государств или династий средневековья

Титулы, которые носили правители

Наиболее известные достижения в науке и образовании

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Земледелие, торговля, ремесло.

70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.

Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 14. Страны Востока в Средние века. Доколумбова Америка. Наследие Средневековья

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению культурного наследия государств доколумбовой Америки, а также стран Азии: Китая, Индии, Японии в период Средневековья.

Па́года – это высокие храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенные искусной резьбой.

Раджа – это индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя.

Касты – это слои средневекового общества в Индии, которые различались не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту в обществе. Принадлежность к касте была наследственной.

Сёгун – это титул военных правителей Японии в 1192 – 1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Буддизм – это религиозное учение, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога – творца и вечной души.

Ацтеки – индейский народ, создатели государств в Центральной Мексике в XIII – XVI веках.

Инки – это индейский народ, создавший обширную империю с центром в перуанских Андах.

Майя – индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в Средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

В VI в. Под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности.

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал было могущество.

Расположенная на островах, а потому защищённая от кочевников и достаточно изолированная от других стран, Япония тем не менее находилась под огромным влиянием Китая. И всё же развитие её общества, государства и культуры отличалось большим разнообразием.

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, каковы были основные достижения народов Азии и Америки в эпоху Средневековья.

Средневековая Индия подвергалась нашествиям мусульман, но сохранила религиозное и культурное разнообразие. Устройство власти и общества диктовала кастовая система. После падения империи Гуптов, завоеватели, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Их правители – раджи – создали более 200 княжеств.

В XIII в. из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат. Вторжение войск Тимура в 1398 году окончательно ослабило это государство.

Индия была чрезвычайно богатой страной. Индийские мастера делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, умели хорошо шлифовать драгоценные камни, обрабатывать слоновую кость, делать тонкие ткани из хлопка; процветала торговля; архитектура отличалась удивительным разнообразием; врачи умели делать операции; существовали обсерватории.

В 1211 году войско Чингисхана вторглось в Северный Китай. С конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. В 168 году после восстания Красных повязок Китай добился независимости.

Изобретения средневекового Китая уникальны: книгопечатание, порох, фарфор.

Главным видом искусства была живопись. Культура Китая оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии.

Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего на Японию.

Островное положение Японии определили особенности её культуры, хозяйства, политического устройства. В VII - VIII веках в Японии возникла монархия во главе с императором. К X – XII векам сложились крупные земельные владения знати, которая превратилась в дворян – в Европе их называли самураями. С XII века реальным правителем страны стал вождь – сёгун. Сёгунат существовал в Японии до XIX века.

Большое влияние на духовную культуру, обычаи и мораль Японии оказал буддизм. Буддийские монахи были носителями знаний.

В XIV – XV веках возник японский театр, пьесы для которого создавались на основе храмовых и народных легенд и с сказаний.

Главной темой искусства были природа и единение человека с ней.

Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. В этих государствах использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, большим влиянием пользовались жрецы. Золото и серебро не считались драгоценными, а скапливались как культовые ценности племени.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами известных людей средневекового Востока и сферой их деятельности.

Правильный вариант:

Задание 2. Зачеркните название сельскохозяйственных культур, которые не выращивали индейцы Латинской Америки в средние века.

Картофель, сахар, помидоры, кукуруза, табак, рис, хлопок.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дается полное представление о борьбе Китая с завоевателями в средние века, к пониманию особенностей развития китайского общества и государства в указанный период. На уроке учащиеся учатся отбирать информацию, самостоятельно выделять причины событий и их следствия, соотносить имеющиеся знания с новыми, анализировать, обобщать, делать выводы развивать навыки творческого мышления, работать с документами, текстом, статьями. Данный урок можно провести в рамках недели истории в 6 классе. Автором учебника является Агибалова Е.В, программа Ведюшкина В.А. Тип урока: комбинированный.

МБ ОУ филиал Никитинской СШ – Шагаевская ОШ.

Открытый урок по Всеобщей истории в 6 классе

Тема: Китай и его борьба с завоевателями.

Тип урока: комбинированный.

Учитель: Напалков В.А.

Подвести учащихся к пониманию особенностей развития китайского общества и государства в период средневековья.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками и текстом учебника.

Оборудование:

Термины: династия Тан, династия Сунн, г. Чаньань, чжурчжени.

Опрос домашнего задания

Объяснение нового материала

1.Приветствие.

2.Опрос домашнего задания

- На прошлом уроке мы изучили культуру эпохи Возрождения. Теперь давайте повторим пройденную тему.

Вопросы учителя

Ответы учеников

Чем был вызван подъем культуры в Италии

Расцвет городов поднимал развитие культуры. Много стало образованных людей, за счет образования они обогащались. Богатые тратили много денег на формирование своих домов.

Кто такие гуманисты, как они относились к окружающему миру.

Деятелей новой культуры , которые уделяли все большее внимание природе и человеку называли гуманистами.

Их интересовали живые люди с их радостями и страданиями.

Живописцы стали изображать людей на фоне пейзажа.

Цель жизни гуманисты видели не в служении Богу, в труде на пользу людям.

Почему время, когда возникла новая культура, гуманисты называли Возрождением.

Гуманистов очень сильно интересовались культурой Древней Греции и Древнего Рима. Они видели в этой культуре жизнерадостность, красоту человека. Античная культура, осужденная церковью, как бы снова возрождалась. Поэтому это время назвали Возрождением. С середины 16- до начала 17вв. первые полтора столетия - Раннее средневековье.

Назовите первых гуманистов в Италии. Вкратце охарактеризуйте их творчество.

Основателем гуманистической культуры был поэт Франческа Петрарка(1304-1374). Мечтал о единстве Италии, возрождении былого могущества и славы Рима.

Назовите центры культуры возрождения в 15 веке.

Флоренция, Милан, Неаполь, Венеция, Рим.

Назовите особенности искусства Раннего Возрождения.

Архитектура - новый стиль палаццо-дворцы, выглядевшие с фасада сурово и напоминающие замки, университеты, госпитали, рынки.

Живопись - художники изучали строение человеческого тела, чтобы его лучше его изображать. Они занимались математикой, чтобы соблюдать пропорции.

Эпоха Возрождения была величайшим переворотом в науке и искусстве.

Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с наиболее важными событиями стран Европы. А сегодня переходим к изучению некоторых событий истории Китая. В курсе Древнего мира мы узнали, что китайцы расселились по всей Великой Китайской Равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Они жили недружно, враждовали друг с другом. Первым правителем единого Китая стал Цинь Шихуан. Древние китайцы внесли большой вклад в развитие мировой культуры. ( бумага, компас, иероглифы, шелк и т.д.).

Дальнейшая история Китая очень сложна. Как и многие народы Европы, китайцы пережили противостояние враждовавших между собой государств, набеги степных кочевников, живших к северу от Великой Китайской стены. Только в 6 веке снова произошло образование единого Китая.

Изучение новой темы.

Китай в период правления Тан

Борьба Китая с чжурчженянами и монголами

Значение освобождения от власти монголов

1.Работа по карте.

А) В какой части света находится Китай

В) Покажите на карте реки Хуанхэ и Янцы

В) Какой город сегодня столицей Китая

Г) От кого защищала Великая Китайская стена жителей Китая

2.Работа с историческими документами.

А) Какие занятия существовали у жителей Средневекового Китая (Производство шелка, бумаги, вееров, покраска тканей, изготовление керамических предметов, плавка металлов, обработка стали).

Б) Какие выводы еще можно сделать на основе документов. (Поскольку существовали различные ремесла, то развивалась и торговля).

3. Комментированное чтение

( Крестьянская война. Стр. 214-215.п.2 , параграф 43)

3.Рассказ учителя.

С северо-востока в Китай вторгались варвары - чжурчжени. Это были жители Приамурья, оседлые земледельцы и скотоводы лесной зоны, жившие при родовом строе. Коренное население северного Китая не поддерживало борьбу своих владык против новых варваров, и чжурчжени разгромили их. Позже они создали свое государство – империю Цзинь и стали продвигаться в северный Китай. Чжерчжени воевали смело и умело, они располагали огромными ресурсами Китая. Захватили столицу империи и были остановлены у реки Янцы. Завоеватели смогли закрепить за собой завоеванные земли, а китайского императора заставили платить дань серебром и шелком. Однако на этом борьба с чужеземцами не закончилась. С севера стали угрожать монголы.

Рассказ учителя о монголах и их вторжении в Китай (Пересказ п.4-5 учебника, стр.216-217).

Вопросы после пересказа:

А) Где жили монголы (Южнее озера Байкал, на современной территории Монголии) (скотоводство)

В) Кого выбрали в 1206 году правителем всех монголов. (Чингисхан).

Б) Какое главное занятие существовало у монголов (Скотоводство)

Г) В чем секрет побед монгольского войска? (Четкая организация войска)

Д) Как назывались восстания китайцев против власти монголов? (Восстание Красных повязок).

Е) Какое значение имело для Китая освобождение от власти монголов? ( В стране начинается хозяйственный подъем).

4.Закрепление пройденного материала.

Речь учителя: обратимся к карте и подведем итоги.

Дети показывают по карте изученные на уроке места, называют события, которые там происходили.

Выставление оценок: оценки выставляются по ответам на вопросы.

Домашнее задание:

Параграф 43, стр.213-127.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в технологии деятельностного метода для класса, обучающегося по ФГОС ООО.

Цель урока-выяснить общие и отличительные черты развития стран Востока и европейских стран в Средние века. Прилагается презентация с музыкальным сопровождением и раздаточный материал на каждого ученика (сравнительная таблица, с которой работают учащиеся на уроке и используют в качестве закрепления при подготовке домашнего задания).

урока в технологии деятельностного метода

Тема урока: Страны Востока в Средние века

Класс 6А (по ФГОС ООО)

Автор УМК: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока

Цель урока - выяснить общие и отличительные черты развития стран Востока и европейских стран в Средние века

Дидактический материал к уроку

Презентация с музыкальным сопровождением, раздаточный материал для каждого ученика-сравнительная таблица, схематичный цветок хризантемы для каждого ученика, тест для каждого ученика,

Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

I . Мотивация к учебной деятельности

Мы заканчиваем изучение истории Средних веков.

Давайте вспомним, что изучает история Средних веков.

Назовите хронологические рамки Средневековья.

Дайте характеристику основных признаков феодального строя.

В какой части земного шара раньше всего установились и проявлялись феодальные порядки?

А что представляли из себя другие части света в период с V по XV века?

Какие территории мы еще не рассмотрели?

Совершенно верно, это и Азия, и Африка, и Америка.

Как вы думаете, с чего мы начнем?

(Звучит японская мелодия на фоне слайдов презентации с изображением природы и средневековых построек Японии)

Именно с Азии, т.к. она соседка Европы. Они расположены на одном материке.

Какие сведения об азиатских государствах нам известны с прошлого курса истории Древнего мира?

Как вы думаете, там все еще господствовали древние порядки или азиаты тоже перешли к феодальному строю?

Совершенно верно, жизнь не стояла на месте и азиатские государства тоже вступили в феодальные отношения.

Какую цель мы поставим сегодня на урок.

Становление и развитие феодальных отношений.

Собственность феодалов на землю, наделение крестьян землей, экплуатация крестьян за землю (барщина, оброк), натуральное хозяйство, низкий уровень техники.

В Западной Европе (бывшая Западная Римкая империя)

Азию, Африку, Америку.

С восточно-азиатских стран.

В Западной Азии существовали древние государства Двуречье,Финикия, Древнееврейское царство, Ассирия, Персидская держава.

На востоке Азии располагались Индия с кастовым строем, могущественный Китай.

Возможно перешли, а, может быть и нет.

Выяснить, как черты феодального строя проявлялись на востоке Азии. Когда там установились феодальные порядки.

II. Актуализация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии

Сравните средневековую Европу и Восточную Азию.

Что общего между Европой и Азией?

Работа по вариантам (10 минут):

Китай (параграф 31, п.1,2,3)

Индия (параграф 31, п.5,6)

Япония (параграф 31, п.7,8)

Озвучивание результатов работы - 5 минут

(затруднения в сравнении Европы и Азии)

III . Выявление места и причины затруднения

Почему не смогли сравнить Европу и Азию в Средние века?

Не выделили критерии сравнения.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Подумайте, по каким критериям мы можем сравнить Европу и Азию в эпоху Средневековья.

Цель – выбрать критерии сравнения. Найти общие и отличительные черты средневековой Европы и Азии.

(Китай, Индия, Япония)

Что характерно было для каждой сферы общества в средневековой Европе?

По 4 сферам общества.

- частная собственность феодалов на землю

- аренда земли крестьянами

- феодальные повинности зависимых крестьян – барщина, оброк

- города- центры ремесла и торговли

- единоличные правители (короли)

- феодальная раздробленность (герцоги, графы)

- централизация государств (сословно-представительные монархии)

- зарождение светской культуры

V . Реализация

построенного

- Демонстрация слайда презентации с таблицей, характеризующей основные сферы общества в средневековой Европе - 1 минута

- Каждому ученику вручается рабочий лист с таблицей, в которой он должен заполнить 3 колонку, отмечая напротив той или иной черты знаками + , - наличие определенных характеристик, дополняя и конкретизируя данные знаки.

Заполнение таблицы (знаком +, -

и конкретизацией этих знаков в случае каких-либо особенностей страны)

Учащиеся работают в группах по 3 человека (один представитель от каждого варианта, пользуясь первой таблицей, кратко характеризующей ту или иную страну)

VI . Первичное закрепление во внешней речи

Дополнительные сведения о периодизации истории средневекового Востока:

I-VI в. н.э. - переходный период зарождения феодализма;

VII-Х вв.- период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;

XI-XII вв.- домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв.- время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;

XIV-XVI вв.- послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.

Озвучивание характеристики Китая, Индии, Японии по группам

V II . Самостоятельная

с самопроверкой

Работа учащихся с тестом.

VIII. Включение в систему

знаний и повторение

___________ _____________ ____________

(глагол) (глагол) (глагол)

__________________________________________________ (крылатое выражение, фраза)

Работа в группах по 3 человека

IX Рефлексия учебной деятельности


Рассказ о гербе Японии в виде хризантемы

На хризантеме (ее центральной части) изобразить эмоции по поводу того, как я справился с учебной задачей.

На лепестках прописать то, что не получилось, пожелания учителю.

- улыбка (все понял, нашел и запомнил главное, успел записать)

- без улыбки (все понял, но не все нашел сам, не все записал)

- печаль (не все понял, мало чего запомнил, не успел записать)

Сравнительная характеристика стран Европы и Азии в Средние века

Сферы общества

- частная собственность феодалов на землю

- аренда земли крестьянами

- города-центры ремесла и торговли

-6-7 вв. – ок.70 самостоятельных княжеств

Делийский султанат – нач.13 века

Нарская монархия (7-8 вв.)

+ знать не подчиняется султану

- усиление дворян-буси (самураев) в 10-12 вв.

- восстание Красных повязок в 1368 году

(независимость Китая от Монголии)

12-19 вв.- власть вождя- сёгуна

1281г.- попытка хана Хубилая захватить Японию

крестьянство (барщина, оброк)

горожане (ремесленники, купцы)

+ торговля (Великие шелковый путь, канал, стена)

культура (храм, икона, Библия)

+ пагода - буддийский храм

- храмы в скалах и пещерах (Аджанта)

- порох, компас, фарфор

- ткани из хлопка

+ школы (и для девушек)

- японское письмо на основе китайского

- стихи, рисование, игра на муз.инструментах

природа - единственное надежное прибежище человека

Природа и единение человека с ней

Оцените правильность высказывания.

1. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века земля являлась собственностью феодалов.

2. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века феодалы безвозмездно раздавали земли крестьянам.

3. В Средние века и государства Европы, и государства Азии прошли стадию феодальной раздробленности.

4. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века феодальная раздробленность защищала страны от вторжения внешних завоевателей.

5. Во всех странах Европы и Азии централизация приводила к образованию сословно-представительных монархий.

6. Наряду с духовной культурой везде в эпоху Средневековья развивалась светская культура.

7. Сегун управлял империей Цинь.

8. Делийский султанат подвергся завоеванию Чингисхана.

9. Буддизм – религия европейцев.

10.В трудные минуты жизни и европейцы, и азиаты искали спасение в общении с природой

Ещё одним символом государства традиционно считается герб. Однако Япония является исключением из этого правила. Официального государственного герба Японии просто не существует. Это объясняется разными факторами, но первопричина в том, что рыцарские традиции средневековой Европы были неизвестны в Японии вплоть до второй половины XIX века. Однако в Японии с давних времен существовал символ, который выполнял ту же функцию, что и герб в европейских государствах, – являлся официальным знаком правящего рода. Это – цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома. Точнее сказать – шестнадцатилепестковой хризантемы с двойным рядом.

История

Император Готоба, правитель (1183-1198) периода Камакура, был большим любителем цветков хризантемы и стал использовать их изображение в качестве собственной печати. Эту традицию продолжили другие императоры периода Камакура, и, таким образом, по молчаливому согласию правителей хризантема получила статус священного символа императорского рода.

Официально шестнадцатилепестковая хризантема была признана гербом правящего императорского дома в 1869 году приказом правительства Мэйдзи. А в 1871 году был издан указ, закрепивший привилегию императорского дома на использование символа, а лицам, не принадлежавшим императорскому роду, строго запрещалось пользоваться им. (Сейчас этот запрет снят.) Во время Второй Мировой Войны хризантема активно использовалась как символ Великой японской империи. Ее прикрепляли к носу военных кораблей.

Символика

Хризантема, завезенная из Китая, в Японии стала символом счастья и мудрости. Также древние японцы нередко ассоциировали этот яркий, пышущий силой и энергией цветок с солнцем.

Одна из многочисленных легенд об основании Японии связана с хризантемами. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали 300 молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство – Японию.

Хризантема в жизни современной Японии

После войны запрет на использование хризантемы не членами императорской фамилии был снят. Сейчас символичное изображение этого цветка используется в дипломатических учреждениях Японии, находящихся за границей (посольствах, консульствах). Орден Хризантемы является высшей государственной наградой страны. Изображение шестнадцатилепестковой хризантемы, правда, с одним рядом, напечатано на обложке заграничных паспортов японцев.



Страны Европы и Восточной Азии в Средние века Сферы общества Страны Европы Экономи-ческая Страны Востока (Китай, Индия, Япония) - частная собственность феодалов на землю - аренда земли крестьянами - феодальные повинности зависимых крестьян – барщина, оброк - натуральное хозяйство - города- центры ремесла и торговли Политичес-кая - единоличные правители (короли) - феодальная раздробленность (герцоги, графы) - централизация государств (сословно-представительные монархии) Социальная - феодалы - зависимые крестьяне - горожане Духовная - духовная культура - народная культура - зарождение светской культуры

Страны Европы и Восточной Азии в Средние века

Сферы общества

Страны Европы

Экономи-ческая

Страны Востока (Китай, Индия, Япония)

- частная собственность феодалов на землю

- аренда земли крестьянами

- феодальные повинности зависимых крестьян – барщина, оброк

- города- центры ремесла и торговли

Политичес-кая

- единоличные правители (короли)

- феодальная раздробленность (герцоги, графы)

- централизация государств (сословно-представительные монархии)

- зарождение светской культуры

  • 1. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века земля являлась собственностью феодалов.
  • 2. Феодалы безвозмездно раздавали земли крестьянам.
  • 3. В Средние века и государства Европы, и государства Азии прошли стадию феодальной раздробленности.
  • 4. Феодальная раздробленность защищала страны от вторжения внешних завоевателей.
  • 5. Во всех странах Европы и Азии централизация приводила к образованию сословно-представительных монархий.
  • 6. Наряду с духовной культурой везде в эпоху Средневековья развивалась светская культура.
  • 7. Сегун управлял империей Цинь.
  • 8. Делийский султанат подвергся завоеванию Чингисхана.
  • 9. Буддизм – религия европейцев.
  • 10.В трудные минуты жизни и европейцы, и азиаты искали спасение в общении с природой.

Оценка теста

Периодизация истории средневекового Востока

  • I-IVвв.- зарождение феодализма
  • VII-Xвв.- период раннефеодальных отношений
  • XI-XIIвв.- расцвет феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни
  • XIIIв.- завоевания кочевников
  • XIV-XVIвв. – послемонгольский период, замедление общественного развития, деспотическая форма власти.

Я сегодня на уроке

















-75%

Читайте также: