Конспект урока сочинение по рассказу уроки французского

Обновлено: 03.07.2024

Ход урока:

1. Сегодня у нас с вами урок развития речи, запишите его тему в тетрадях для творческих работ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на весьма непростую тему - оно затрагивает морально-этическую проблематику, и вам придется рассказать о своих чувствах и о своем отношении к героям произведения.

- Прочитайте текст на доске:

- Как вы понимаете смысл высказывания? (Лучше самому делать добро, а не ждать, пока его сделает кто-то другой. Лучше давать, чем получать).

- Вспомните пословицы и поговорки, в которых заложена эта же идея (Добро творить - себя веселить; от добра худа не бывает; за добро злом не платят; худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды нет)

- Докажите справедливость первой части высказывания В. Распутина (Добро по отношению к мальчику было для учительницы повседневным поступком, а вот мальчику ее доброта запомнилась на всю жизнь)

- Вспомните, отвечали ли своему предназначению уроки французского языка, которые проводила с героем Лидия Михайловна? (Формальная причина, по которой учительница встречалась с мальчиков после уроков - помощь в овладении французским языком. Но основная суть их была в другом -учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила добру).

- Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? (В 11 лет мальчик остался один вдалеке от матери, в райцентре, чтобы продолжить учебу в 5 классе. Он испытывал постоянную нужду, голод. Его охватывало чувство одиночества и тоски по дому)

- Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? (Молодая учительница - умная, красивая. К тому же она была учительницей французского языка, от которого исходило что-то сказочное, загадочное).

- Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? (Гордость, благородство, чувство собственного достоинства, стремление мальчика быть независимым, не перекладывать свои заботы на других).

- Как характеризует учительницу ее отношение к мальчику? (Поступки учительницы - это поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование).

- Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? (Тезис, доказательство, вывод).

- Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты).

- Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? (Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание).

- К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? (Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием).

- Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? (Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика - его рассказ, посвященный учительнице).

Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя.

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazu_v.docx 13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению

Вывод: Вот об этом учителе мы с вами и поговорим, который, несмотря на тяготы жизни, суровую судьбу, не потерял теплоту души, доброй взгляд . Об этом мы на следующем уроке будем писать сочинение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 06.03.02.2020 г.

Предмет: литература

Учитель: Пушкина Т.С.

Цели: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения; развивать речь учащихся, мыслительные способности; прививать интерес и любовь к русскому языку и русской литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания, подготовиться к сочинению по плану.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Тип урока: урок развития речи.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

III. Объявление темы и целей урока.

- Как вы считаете, какую цель мы должны поставить перед собой сегодня на уроке, чтобы подготовиться к сочинению?

IV . Работа над темой урока.

- Прочитайте текст на доске:

- Как вы понимаете смысл высказывания? (Лучше самому делать добро, а не ждать, пока его сделает кто-то другой. Лучше давать, чем получать).

- Вспомните пословицы и поговорки, в которых заложена эта же идея (Добро творить - себя веселить; от добра худа не бывает; за добро злом не платят; худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды нет)

- Докажите справедливость первой части высказывания В. Распутина (Добро по отношению к мальчику было для учительницы повседневным поступком, а вот мальчику ее доброта запомнилась на всю жизнь)

- Вспомните, отвечали ли своему предназначению уроки французского языка, которые проводила с героем Лидия Михайловна? (Формальная причина, по которой учительница встречалась с мальчиков после уроков - помощь в овладении французским языком. Но основная суть их была в другом -учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила добру).

- Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? (В 11 лет мальчик остался один вдалеке от матери, в райцентре, чтобы продолжить учебу в 5 классе. Он испытывал постоянную нужду, голод. Его охватывало чувство одиночества и тоски по дому)

- Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? (Молодая учительница - умная, красивая. К тому же она была учительницей французского языка, от которого исходило что-то сказочное, загадочное).

- Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? (Гордость, благородство, чувство собственного достоинства, стремление мальчика быть независимым, не перекладывать свои заботы на других).

- Как характеризует учительницу ее отношение к мальчику? (Поступки учительницы - это поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование).

- Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? (Тезис, доказательство, вывод).

- Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты).

- Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? (Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание).

- К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? (Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием).

- Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? (Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика - его рассказ, посвященный учительнице).

Оформление плана сочинения.

- Итак, план нашего будущего сочинения готов:

1. Автобиографичность произведения.

2. Отражение послевоенного времени.

3. Портретные характеристики мальчика и Лидии Михайловны.

4. Смысл названия произведения.

Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем.

Доброта- это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.)

Вывод (Какой жизненный урок дает нам писатель?):

1.Когда происходит действие рассказа?

2.Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении?

3.Это не просто рассказ, а автобиография, тогда, почему у героя нет конкретного имени?

4.Как вы обозначите тему рассказа?

5.Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

6.Какие испытания ждали его?

8.Что такое конфликт? Какие конфликты вы увидели в рассказе?

9. Почему возник первый конфликт?

Когда он достигает кульминации?

(- Так почему Вадик и Птаха избили героя? Какую науку пришлось постигнуть герою на собственной шкуре?

- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?

- Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну?

- Зачитаем описание Л.М. и её ученика в момент разговора.)

10. С чего начинается конфликт между героем и учительницей?

(-Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для дополнительных занятий?

- Какие чувства испытывал мальчик, дополнительно занимаясь французским языком с учительницей?

- Из-за чего конфликт между героями обостряется?

- Как мальчик догадался, что посылку прислала Лидия Михайловна?

- Почему главный герой рассказа вернул посылку?

- Какими словами Л.М. пытается уговорить мальчика забрать её?

- Какие черты характера угадываются за этими словами?

- Какие качества характера проявил герой рассказа в разных жизненных ситуациях? )

11. Между кем и из-за чего возникает третий конфликт в рассказе?

( -Почему Л.М. решилась играть на деньги со своим учеником?

- Какие правила она нарушает?

- Какова реакция мальчика на её предложение?

- Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение?

- Директор назвал поступок Л.М. преступлением, а как его расцениваете вы?

- Какие черты характера проявляет учительница в рассказе?

- Как вы думаете, когда герой понял истинный смысл игры, придуманной учительницей?)

13. Чем заканчивается произведение?

14. С чем ассоциируются у героя 3 красных яблока?

Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

Работа над сочинением.

- Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? (Тезис, доказательство, вывод).

- Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты).

- Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? (Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание).

- К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? (Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием).

- Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? (Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика - его рассказ, посвященный учительнице).

Оформление плана сочинения, написание чернового варианта:

Какой урок нравственности дает нам писатель?

2.Жизненный урок.(Что такое доброта?)

Уроки В.Г.Распутина:

Что важно запомнить с урока?

Как работал (а) на уроке? Что было легко (трудно)?

Усвоено (нет)? Понравилось(нет)?Домашнее задание.

написание чистового варианта сочинения.

Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.

Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается ,не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так - не помнит?! Как такое можно забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи( я помог тебе- изволь и ты мне помогать),а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если ,уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всём , что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми.

Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством В. Распутина; помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения, задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность; сформировать умение характеризовать главного героя на основании его поступков и соотносить их с реальной жизнью; воспитывать в учащихся лучшие человеческие качества: доброту, человечность, благородство, справедливость, чуткость, сострадание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомет

Добрый день, дорогие ребята.

И сегодня на уроке беседа наша не о литературе - о жизни. Но прежде я хотела бы обратить ваше внимание на эти слова В. Распутина, постарайтесь понять их правильно, постарайтесь задуматься над ними.

Человек должен жить

больше сердцем, нежели умом,

а в литературе

это должно быть прежде всего -жить сердцем, жить душой,

чем жить умом.

Ума у нас

и так предостаточно, а хорошего сердца

и правильной души так недостает нам, что чем больше

наши герои и мы

будем жить этим, тем лучше для нас будет.

В. Распутин

- Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН.

Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

  • Да, действительно, герои Распутина побуждают нас, читателей, взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.

Потому что главную писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру.

  • И сегодня на нашем уроке, уроке - раздумье, мы будем говорить об этом.

2. Работа над содержанием рассказа.

- А сейчас, ребята, попробуем все вместе разобраться в прочитанном.

АНАЛИЗ РАССКАЗА. БЕСЕДА О ГЕРОЯХ РАССКАЗА.

Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.

- Какая черта характера мальчика проявляется здесь?

ВЫВОД: здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.

  • Найдите и прочитайте в тексте фрагмент о пропаже продуктов.
  • Как этот фрагмент характеризует мальчика?

Здесь проявляются гордость, достоинство, благородство и порядочность мальчика, огромная сила воли.

Чтение цитаты:

Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех.

- Почему Вадик и Птаха избили мальчика?

Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, тоже могут это понять.

Да, мы еще раз убеждаемся в мужестве мальчика, в его непреклонной гордости.

- А что такое гордость?

Гордость - это чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; способность нести ответственность за принятие решения и действия.

Делается вывод о характере мальчика.

3. Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели
бы вы для себя перенять?

4. ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ. УРОКИ ДОБРОТЫ
УЧИТЕЛЬ:

- Казалось бы, все говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от нее милостей и даров, рассчитывай только на себя.

Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.

- Что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

  1. - Как этот разговор характеризует Лидию Михайловну? Да, учитель не может быть равнодушным к чужим судьбам.
  2. - Как вы думаете, ребята, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги.

Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.

Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.

- А сейчас ребята помогут увидеть наших героев как бы ожившими, чтобы отчетливее представить их душевное состояние.

Инсценирование эпизода с посылкой.

3. - Каким предстает перед нами герой рассказа?

ВЫВОД: в общении с Лидией Михайловной вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика.

Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.

- Проследим за поведением Лидии Михайловны во время игры. Чтение эпизода по ролям.

- Почему мальчик принимает от нее деньги? Ответьте словами текста.

5. - Как же закончились уроки французского?

- Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.

Но что стоит за этим поступком?

- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.

ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии

Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.

Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.

- Раскаивается ли она?

Нет, ей ведь не в чем раскаиваться; более того - она подтверждает правильность своего шага, продиктованного требованием души: уже с Кубани получает ее ученик посылку.

Подхожу к иллюстрации.

Невиданные, напоенные нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы - еще одно напоминание о возможности иной жизни, которой достоин человек, отблеск идеала, внезапно озаривший суровую, скупую на радости, повседневность.

Вспомните слова А. Лиханова.

- Назовите произведения, в которых доброта помогает человеку переосмыслить свои действия, поступки.

ВЫВОД: ДОБРОТА - отзывчивость, дружеское отношение к людям.

Доброе слово, доброе отношение людей друг к другу, добрые дела облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.

- А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.

Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть. Видимо, порой образованью

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

6. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе. Ее нужно творить каждый раз, в каждом новом человеке.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, не исчезает из мира, а накапливается. Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны.

7. Домашнее задание:

Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Хорошо, когда тебя помнят люди за то доброе, что ты для них сделал, не правда ли?

НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством В. Распутина; помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения, задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность; сформировать умение характеризовать главного героя на основании его поступков и соотносить их с реальной жизнью; воспитывать в учащихся лучшие человеческие качества: доброту, человечность, благородство, справедливость, чуткость, сострадание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомет

Добрый день, дорогие ребята.

И сегодня на уроке беседа наша не о литературе - о жизни. Но прежде я хотела бы обратить ваше внимание на эти слова В. Распутина, постарайтесь понять их правильно, постарайтесь задуматься над ними.

Человек должен жить

больше сердцем, нежели умом,

а в литературе

это должно быть прежде всего -жить сердцем, жить душой,

чем жить умом.

Ума у нас

и так предостаточно, а хорошего сердца

и правильной души так недостает нам, что чем больше

наши герои и мы

будем жить этим, тем лучше для нас будет.

В. Распутин

- Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН.

Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

УЧИТЕЛЬ:

Да, действительно, герои Распутина побуждают нас, читателей, взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.

Потому что главную писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру.

И сегодня на нашем уроке, уроке - раздумье, мы будем говорить об этом.

2. Работа над содержанием рассказа.

- А сейчас, ребята, попробуем все вместе разобраться в прочитанном.

АНАЛИЗ РАССКАЗА. БЕСЕДА О ГЕРОЯХ РАССКАЗА.

3. МАЛЬЧИК

Расскажите, пожалуйста, когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

Найдите в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени?

Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.

- Какая черта характера мальчика проявляется здесь?

ВЫВОД: здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.

Найдите и прочитайте в тексте фрагмент о пропаже продуктов.

Как этот фрагмент характеризует мальчика?

Здесь проявляются гордость, достоинство, благородство и порядочность мальчика, огромная сила воли.

Чтение цитаты:

Как относились к этой игре Вадик и рассказчик?

Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех.

- Почему Вадик и Птаха избили мальчика?

Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, тоже могут это понять.

С кем из героев прочитанных вами произведений можно его сравнить?

Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?

Да, мы еще раз убеждаемся в мужестве мальчика, в его непреклонной гордости.

- А что такое гордость?

Гордость - это чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; способность нести ответственность за принятие решения и действия.

Делается вывод о характере мальчика.

3. Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели
бы вы для себя перенять?

4. ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ. УРОКИ ДОБРОТЫ
УЧИТЕЛЬ:

- Казалось бы, все говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от нее милостей и даров, рассчитывай только на себя.

Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.

- Что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

- Как этот разговор характеризует Лидию Михайловну? Да, учитель не может быть равнодушным к чужим судьбам.

- Как вы думаете, ребята, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги.

Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.

Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.

- А сейчас ребята помогут увидеть наших героев как бы ожившими, чтобы отчетливее представить их душевное состояние.

Инсценирование эпизода с посылкой.

3. - Каким предстает перед нами герой рассказа?

ВЫВОД: в общении с Лидией Михайловной вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика.

Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.

- Проследим за поведением Лидии Михайловны во время игры. Чтение эпизода по ролям.

- Почему мальчик принимает от нее деньги? Ответьте словами текста.

5. - Как же закончились уроки французского?

УЧИТЕЛЬ:

- Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.

Но что стоит за этим поступком?

- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.

ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии

Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.

Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.

- Раскаивается ли она?

Нет, ей ведь не в чем раскаиваться; более того - она подтверждает правильность своего шага, продиктованного требованием души: уже с Кубани получает ее ученик посылку.

Подхожу к иллюстрации.

Невиданные, напоенные нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы - еще одно напоминание о возможности иной жизни, которой достоин человек, отблеск идеала, внезапно озаривший суровую, скупую на радости, повседневность.

Вспомните слова А. Лиханова.

- Назовите произведения, в которых доброта помогает человеку переосмыслить свои действия, поступки.

ВЫВОД: ДОБРОТА - отзывчивость, дружеское отношение к людям.

Доброе слово, доброе отношение людей друг к другу, добрые дела облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.

- А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.

Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть. Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

6. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе. Ее нужно творить каждый раз, в каждом новом человеке.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, не исчезает из мира, а накапливается. Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны.

7. Домашнее задание:

Самостоятельная работа:

Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Хорошо, когда тебя помнят люди за то доброе, что ты для них сделал, не правда ли?

Читайте также: