Мы уже не малыши речевая практика конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного урока по предметам речевая практика и логопедия в 3 классе

Конспект разработали: Мещанкина Е.В.

учитель начальных классов

Мироненко И.Ф.

Учитель логопед

hello_html_6cb54dee.jpg

Цель. Создать условия для закрепления умения вести разговор по телефону в различных ситуациях. Дифференциация звуков С-З в слогах и словах.

1).Образовательные:

-закрепить правила общения по телефону;

-уточнение и расширение словарного запаса.

-закреплять умения различать звуки С-З на слух и изолированно.

-формировать умение различать звуки С-З в слогах и словах.

2). Коррекционно-развивающие:

-коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия;

-коррекция артикуляционных навыков;

-коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

-коррекция устной монологической и диалогической речи;

-развивать фонематическое восприятие.

-развивать зрительное и слуховое внимание.

-развивать навыки анализа и синтеза.

3).Воспитательные:

-воспитание вежливости, тактичности при общении по телефону с взрослыми и ровесниками;

-развитие умения пользоваться телефоном в практической деятельности.

-воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии.

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: два игрушечных телефонных аппарата, карточки с заданиями, презентация. Телефоны экстренных служб.

Цель: психологический настрой. (Выделенные слова произносить громко).

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично. (3 мин)

2.Речевая разминка.

1). Электронная артикуляционная гимнастика. (логостол)

3. Работа по теме урока.

Для того, чтобы определить темы нашего занятия, вам нужно составить слово по первым буквам названий предметов. (СКАЗКА)

3). Просмотр аудиосказки. (3-4 мин)

- Посмотрите видео сказки, постарайтесь запомнить ее героев.

-Каких героев сказки запомнили?

4). Поиграем в игру. Нужно будет выделить лишний слог и запомнить его.

5). Упражнение на развитие интонационных навыков ( У учащихся в руках картинки или маски с изображением животных: слон, свинья, газель, зайчатки). (5 мин)

У меня зазвонил телефон.

-А много ли прислать?

-Да пудов этак пять…

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

А потом позвонили зайчатки:

-Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонила свинья:
— Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём с соловьем
Чудесную песню споём.
— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

-Перечислите животных, в названии которых есть звуки С и З.

6). Чтобы не было такой неразберихи, ребята, давайте повторим, как нужно правильно разговаривать по телефону, ведь животные не знают правил :

- Как нужно разговаривать по телефону? (Говорить чётко, громко, вежливо, не говорить лишнего).

- Каким словом обычно начинают телефонный разговор? ( Алло!)

- Что нужно сказать после этого? (Поприветствовать собеседника, назвать себя).

- Если вы звоните другу, как можно приветствовать его? (Здравствуй, привет).

- А если вы звоните взрослому? (Здравствуйте).

- Кому можно говорить ТЫ, а кому ВЫ?

-Что вы должны сказать после окончания разговора? (Попрощаться- пока, до свидания ( 3-4 мин)

7) Работа в парах: Задание «Вставьте в слова пропущенные буквы С и З. (работа по карточкам)

_драв_твуйте, до _видания, про_тите, и_вините, пожалуй_та, _пасибо. (2 мин)

8) Экстренные ситуации (2-3 мин)

- Послушайте стихи, отгадайте, какая служба:

1).Если в доме вспыхнет пламя,

Вряд ли справитесь вы сами,

Перед тем как спорить с ним

Что нужно сделать, если обнаружили пожар? (Позвонить в пожарную службу)

-Какой номер телефона пожарной? (01 или101)

Если видишь преступленье

Иль к нему приготовленье,

Граждан защити права,

Набери скорей… (02 или 102)

Если человеку плохо,

Толку нет вздыхать и охать,

Срочно номер набери

Скорой помощи…(03 или 103)

Экстренная помощь (МЧС) — 112.

-Сейчас посмотрим как вы запомнили номера телефонов служб. Задание: к картинкам подобрать номера телефонов.

Ребята, я по телефону называю слово, содержащее звуки С или З, а вы произносите вместо С- З и наоборот.

5).Итог урока .

- С какой сказкой познакомились?

-Самое интересное на занятии было что?

- Какие правила общения по телефону запомнили?

-Какие звуки научились различать?

6 ). Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Выбери, кто ты на уроке, приклей на свой лист.

Домашнее задание: Рабочая тетрадь на ПО, стр. 27, задание 2,3.

Карточки по звукам С-З.

Я уверена, что после этого урока вы не сделаете ошибок при разговоре по телефону, так как хорошо усвоили все правила. Молодцы! Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Настоящая программа создана на основе нормативных документов:

Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 (Изменения в федеральный БУП приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устава и образовательной программы школы;

Учебного плана на учебный год;

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:

Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

Учить строить устные связные высказывания;

Воспитывать культуру речевого общения.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Учащиеся должны уметь:

Выполнять задания словесной инструкции,

Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

Называть свою улицу,

Участвовать в ролевых играх,

Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).

Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.

Слова, близкие по звучанию.

Дикция и выразительность речи

Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.

Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.

Заголовок к речевой ситуации.

Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.

Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.

Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений.

Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте.

Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.

Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.


Содержимое разработки

Урок: Речевая практика

Цель: закрепить представления о назначении игрушек, расширять знания о правилах поведения в магазине.

Учить учащихся узнавать и называть игрушки, образовывать относительные прилагательные, моделировать простые предложения.

Уточнять представление детей о магазине игрушек, знакомить с профессией продавца. Закрепить правила обращения с игрушками.

Необычный день у нас:

Ведь гостями полон класс.

И гостям сказать нам надо :

Руки на место, ноги на место.

Локти у края, спинка прямая.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё ……(видят)

Уши внимательно слушают и всё ….(слышат)

Голова — хорошо . (думает).

А рот и язык должны….. (говорить на уроке)

Мы им поможем настроиться и сделаем гимнастику для нашего язычка.

Кто с нами ее будет делать, узнаете, если отгадаете загадку.

Этот зверь живёт лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт.

Только мышь его боится.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на дыхание.

А сейчас их споём: одну тихо, другую громко

Итог : Мы хотим разговаривать, мы хотим выговаривать, так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Коррекционные упражнения.

- Посмотрите на картинку, что здесь лишнее? (несколько игрушек и одна лишняя вещь).

- Почему эта вещь лишняя?

- А что лишнее на этой картинке? (несколько лишних вещей и одна игрушка).

- А для чего нужны игрушки?

- А какие любимые игрушки есть у вас дома?

- Я прочитаю несколько стихов про игрушки.

Мяч бросали мы друг дружке,

Прыгал мячик, как лягушка.

А потом исчез куда-то,

Не нашли его ребята.

- О чем это стихотворение?

- Что случилось с мячиком?

Спи, моя хорошая, баю, баю бай.

Куколка любимая, глазки закрывай.

Я тебя раздену, застелю кровать,

Завтра утром встанем, будем вновь играть.

- Как девочка играет с куколкой?

Ослик сделан из фланели,

На него седло надели,

Этот ослик, как живой,

Он качает головой.

- О какой игрушке это стихотворение?

- Из чего сделан ослик?

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык,

-Кого решили прокатить в машине дети?

- Понравилось коту кататься в машине?

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

- О какой игрушке это стихотворение?

- Я знаю, что вы тоже знаете стихи про игрушки. Кто хочет прочесть?

Стихи Агнии Барто. ( читают дети)

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

Горит на солнышке

Пять зелёных лягушат

В воду броситься спешат —

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Картинка магазина игрушек.

Проговорите чистоговорку: на-на-на есть машина у меня.

Физпауза, изображаем, что едем в автомобиле.

Стихотворение.

Посмотрите в магазине, все игрушки на витрине.

Куколки и мячики, пушистые котята, матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят.

Коррекционное упражнение.

Полка с игрушками. Что изображено на картинке? (игрушки)

Какие игрушки на верхней полке? (сравнение по величине)

Какие они по цвету?

Ситуация. Ваша сестренка захотела купить матрешку. Она сказала: «Мне не надо матрешку с платком и самоваром. Какую матрешку вы купите? ( с цветком) Какого она цвета и формы?

1,2,3,4,5 начинаем мы играть.

Кукла-куколка бай-бай, поскорее засыпай.

Флажок на палочку возьму, подниму и помашу.

Скачет мячик, как живой, красный, синий, голубой.

Кубик кубику кладем, строим, строим новый дом.

Сели мы в машины, зашуршали шины.

Найдите и назовите игрушку, у которой длинные уши. (зайка)

Ситуация. Назовите игрушку, у которой можно детали собирать и разбирать.( пирамидка)

Где изготовляют игрушки? (на фабриках, на заводах).

Из какого материала делают? (Из дерева- деревянная, из бумаги- бумажная, из стекла- стеклянная, из глины глиняная, из железа- железная).

Из чего шьют мягкие игрушки?

Как нужно относиться к игрушкам?

( правила поведения в магазине).

-Ребята, послушайте стихотворение

У коляски нет колес,

У ежа отклеен нос,

Стали черными цыплята,

А из мишки лезет вата.

Были новыми игрушки,

А сейчас они - старушки.

Так давайте поскорей

Взяли кисточки и клей,

Нитки, катушки и вылечим игрушки.

- Как ребята помогли игрушкам?

Как помочь этим игрушкам?

Стихотворение (учащиеся рассказывают про мишку и зайку).

Зайку бросила хозяйка, —

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу —

Потому что он хороший.

В магазине продаётся очень много игрушек, вы можете купить только одну. Не называя игрушку, опишите её, чтобы продавец узнал, какую игрушку вы хотите купить.

(Учитель- продавец, учащиеся- покупатели.)

Работа парами. Задание: собрать картинку пазл.

Кто изображен на картинке?

Пора возвращаться в школу. Садимся в машину. (имитируем езду на автомобиле)

- Вам понравился наш урок? (покажите пальчиком или движением головы).

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- А как нужно обращаться с игрушками?

Домашнее задание

- Вы очень хорошо работали на уроке, и я хочу подарить вам рисунки для раскрашивания (игрушки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок речевой практики для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Добрые дела - добрые слова" с презентацией.

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 1 класс 04.12.2020.

Учитель: Заборовских Галина Тимофеевна

Тема: ДОБРЫЕ ДЕЛА - ДОБРЫЕ СЛОВА.

Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека,

иметь представления о волшебных, вежливых словах. Развивать умение отмечать плохое и хорошее; поощрять стремление детей совершать добрые поступки, позитивную самооценку у детей, стремление проявлять

доброту в словах и поступках. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, стремление и желание совершать добрые поступки.

- Кто мне скажет, какой урок у нас сейчас будет?

- Чему мы учимся на уроках "Речевой практики"?

(учимся красиво, правильно говорить.)

- Что значит красиво говорить? (Чтобы речь была понятной и приятной для окружающих людей.)

- Для чего вам это пригодится? (Для общения)

- Конечно, ведь люди общаются друг с другом каждый день. И мы сегодня на нашем уроке будем учиться общаться.

- Вспомните девиз наших уроков.

(Говорю неторопливо, очень чётко и красиво.)

- Что нужно, чтобы говорить чётко и красиво?

+ (Подготовить к работе голосовой аппарат.)
- Тогда приготовьтесь к разминке.

Тянем зубы прямо к ушкам,

Чтоб понравиться лягушкам

Мои губы - трубочка

Превратились в дудочку

Громко я дудеть могу:

Влево –вправо, влево – вправо

Мой язык скользит упрямо.

На качелях я качаюсь

И всё выше поднимаюсь!

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

III. Речевая разминка.

- Все очень хорошо выполняли упражнения. А сейчас сделаем речевую разминку. Правила вы знаете. Сначала читаю я, а затем все вместе повторяем.

Ра-ра-ра - Делай много ты добра

Ре-ре-ре – Говорим мы о добре

Ра-ра-ра – Не хватает нам добра

Ры-ры-ры – Чаще будьте вы добры.

IV. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока.

V. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

( О человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.)

- Добрый человек, а добрый, значит, он еще какой?

(Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный).

- А если человек недобрый, он какой?

(Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.)

- Как вы думаете, потрогать доброту можно?

- Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

(В поступках, действиях, чувствах человека.)

- Ребята, а как вы думаете какого цвета доброта? Если бы вы рисовали доброту, какой цвет выбрали бы?

- Легко ли быть добрым?

2. Где шла старушка, на которую обратили внимание девочка и мальчик?
Ответ: она шла впереди ребят

3. Почему старушка упала?
Ответ: Дорога была скользкая.

4. Кто бросился помочь упавшей старушке?
Ответ: мальчик

5. Кому отдал мальчик портфель в то время, когда помогал старушке подняться?

7. Что подумала девочка о том, кем приходится бабушка мальчику? (бабушка, мама, тетя, знакомая).

8. Почему девочка удивилась, узнав, что мальчик помог незнакомой женщине?
Ответ: она считала, что помогать нужно только родным или знакомым людям

9. Согласны ли вы с мнением девочки, что помогать нужно только родным или знакомым людям?

10. Как назвал мальчик незнакомую женщину?
Ответ: просто старушка

11. Как вы считаете, вырастет ли этот мальчик хорошим человеком?

12. Что нам дает уверенность в том, что мальчик вырастет хорошим человеком?
Ответ: с детства этот мальчик отзывчив, внимателен, он умеет сопереживать

- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
- Кто из ребят вам понравился больше и почему?

ИТАК, Мальчик какой? Мальчик добрый

- Составим схему предложения, разделим слова на слоги.

«Раз, два, три, четыре, пять — (маршируем)
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.

- Добрый человек – это какой человек? Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

-А вы совершали добрые, хорошие поступки?

-А как вы ведёте себя в классе? Обижают ли мальчики девочек?

Красиво ли это? Если обидели – какие слова говорите?

(Повторение вежливых слов: извините, пожалуйста, спасибо и т.д.)

Попробуем подвести итог нашего разговора . Работа в парах. Разделите картинки на поступки - добрые и злые.

2. Обобщим Правила вежливости и доброты.

1. Помогай там, где нужна помощь.

2. Выручай друзей в беде.

3. Улыбнись тем, с кем общаешься.

6. Прощай ошибки других.

- Доброта. Люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, каким недружными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.- Понравился вам наш урок?

-Что запомнили? Что узнали?

- У вас на партах – сердце, символ доброты. Если у вас возникло желание помочь людям в случае необходимости, значит, отдаём его в добрые руки, готовые всегда помочь нуждающемуся.

Читайте также: