Виртуальная экскурсия по санкт петербургу конспект

Обновлено: 05.07.2024

Музейная педагогика в наши дни входит в образовательную деятельность как составная часть духовного, патриотического, эстетического воспитания в ДОУ. Огромное значение имеет среда, в которой растет и развивается ребенок, она окружает детей с первых дней жизни, воздействуя вольно и невольно на эмоциональный мир, характер, речь и душу наших воспитанников. Санкт-Петербург - "музей под открытым небом", вызывает живой интерес, развивает кругозор, память, внимание, стремление к познанию, формирует чувство красоты и гармонии, удивляет и восхищает, поражает своими пропорциями, завораживает тайнами и загадками. Образный и исторический ряд презентации помогает вызвать эмоциональный отклик у детей, способствует формированию чувства любви к родному городу.

Предлагаю материал к проведению виртуальной экскурсии, в соответствии с требованиями ФГОС, сочетающий слуховое и зрительное восприятие, а также способствующий формированию эмоционально-образного способа познания окружающего мира и развитию творческого потенциала будущей личности.

Материал вполне доступен для детей старше-подготовительной группы и может быть полезен и воспитателям, и логопедам для автоматизации звуков, а также формирования слоговой структуры.

Задачи: познакомить детей с историей основания города на Неве, с памятниками и достопримечательностями, формировать интерес и любовь к родному городу.

- образовательные: продолжать знакомить с названиями культурных памятников СПб,

- коррекционные: автоматизировать звуки С-З-Ц, Р-Рь в коротких стихах Е. Ефимовского,

- воспитательные: формировать бережное отношение к памятникам культуры.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу, полюбуемся его красотой, увидим знакомые памятники и посетим любимые места.

1. Памятник Петру Первому.

2. Дворцовая площадь.

4. Зимний дворец.

6. Ростральные колонны.

8. Казанский собор.

9. Исаакиевский собор.

10. Петропавловская крепость.

Речевой материал к проведению виртуальной экскурсии :

1. Медного всадника видели вы?

Место он выбрал себе у Невы!

2. На Арке Штаба – колесница,

Богиня Ника – словно птица!

3. Адмиралтейство, кораблик и шпиль.

Автор – Захаров. Классический стиль!

4. Площадь Дворцовую мы посмотрели.

Зимний дворец. Архитектор Растрелли.

5. Кунсткамера – первый в России музей.

Кто там не бывал – побывайте скорей!

6. Автор проекта Ростральных колонн,

Стрелки и Биржи – Тома де Томон.

7. На прогулку всех ребят

Приглашает Летний сад!

Здесь фонтаны, ваза, пруд

И дворец старинный тут!

8. Воздвиг Воронихин Казанский собор.

Он до сих пор восхищает наш взор!

9. Архитектор Монферран

Храм построил - великан!

10. Жил и работал архитектор в России,-

Звали его Доменико Трезини.

Литература: стихи поэта и писателя Ефима Ефимовского.

Прикреплённые файлы:

Музеи Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургский музей Игрушки

Музеи Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургский музей Игрушки Хочу познакомить вас с ещё одним замечательным музеем нашего города - музеем Игрушки. Музей сравнительно молодой, открыт в 90-х годах. Расположен.

Стенгазета к Дню города (Санкт-Петербург)

Стенгазета к Дню города (Санкт-Петербург) Стенгазета, приуроченная к Дню рождения города Санкт-Петербурга(27 мая 1703 год, была выполнена с использованием одной техники - это.

Экскурсия в парк Александрия, Санкт-Петербург (фотозарисовка)

Экскурсия в парк Александрия, Санкт-Петербург (фотозарисовка) Приглашаю со мной на экскурсию. Дворцово-парковый ансамбль "Александрия"- резиденция русских императоров XIX- начала XX веков. Площадь парка.

Важно знакомить воспитанников с основными достопримечательности Санкт-Петербурга. А именно обогащать представления о своём родном городе Санкт-Петербурге, расширять представления детей о родном городе , развивать умения отгадывать загадки о памятных местах Санкт-Петербурга, внимательно слушать стихи о родном городе, тем самым побуждая в детях познавательный интерес к родному городу.

ВложениеРазмер
interaktivnaya_eskursiya_puteshestvie_po_sankt-_peterburgu_shipulina_n.v.docx 30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района г. Санкт – Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по реализации образовательной области

для детей старшего дошкольного возраста

(с использованием информационных технологий)

воспитатель старшей - подготовительной группы

Цель: Совершенствовать представления о своём родном городе Санкт-Петербург.

Расширить представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

- Добиться усвоения знаний о истории возникновения города, имени основателя, о достопримечательностях города

-Обеспечить развитие умения отгадывать загадки о памятных местах Санкт-Петербурга, внимательно слушать стихи о родном городе.

Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

-Развивать логическое мышление, память.

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, арт- терапия

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Цель: создание общей положительной атмосферы занятия.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим свое хорошее настроение!

Здравствуй, солнце золотое! (поднять руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх и в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (качание поднятыми руками влево - вправо)

Здравствуй, маленький дубок! (опустить руки вниз) .

Мы живем в одном краю — (развести руки в стороны)

Всех я вас приветствую! (вытянуть руки вперед)

Ребята, в какой стране мы живем. А как называется наш город?

А вы любите свой город?

Наш город Санкт Петербург- один из самых больших и красивых городов мира. Очень много лет тому назад среди болот и лесов царь Пётр I заложил новый город.(слайд портрет Петра 1) Дети рассматривают портрет.

Строительство началось с крепости, которую царь Петр 1 назвал Санкт-Петербург в честь своего небесного покровителя - апостола Петра.

В нашем городе много районов. В каждом районе есть кинотеатры, библиотеки, почта, поликлиники. В некоторых старых районах есть музеи и театры. Если бы мы могли подняться высоко над нашим городом, то смогли бы увидеть, что по нашему городу протекает много рек, каналов, проходят улицы, проспекты. (слайд)

Я хочу предложить вам совершить прогулку по нашему замечательному городу. А на чем можно путешествовать? (ответы детей). Да, путешествовать можно на разных видах транспорта, и вы очень много назвали. Но наше с вами путешествие сегодня будет на необычном транспорте, а на каком именно, узнаете, отгадав загадку.

Это, что ещё за диво,

В воздухе парит корзина,

А над ней цветастый шарик,

В небо он несёт стараясь!

Правильно, и я вам предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре. Что бы шар наш взлетел, надо произнести волшебные слова. Занимайте свои места.

Шар воздушный надувайся ,

Выше, выше поднимайся,

Мы в корзину дружно сели,

Но не просто полетели.

Смотрим вдаль мы с высоты

Может что-то интересное увидим мы.

Как красиво вокруг. Ребята, посмотрите вниз. Кто из вас знает, над чем мы сейчас с вами пролетаем? (ответы детей)

Правильно, мы пролетаем над самой главной рекой – Нева. (слайд)

На Невском проспекте расположены самые красивые дома, музеи, театры.

Ребята, предлагаю сделать первую остановку. Что бы шар наш опустился вниз, надо взяться за руки и сказать

Шар воздушный опускайся

И на землю приземляйся.

Посмотрите, а у меня картинка, на которой изображен памятник, но пока мы летели, она испортилась, все части перемешались. Помогите собрать мне ее.

Молодцы, дети, но нам пора отправляться дальше. Предлагаю прогуляться пешком.

Мы по городу шагаем (идут,

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево,

Ярмарки и магазины (поворот вправо,

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)

Посмотрите, куда мы с вами пришли? (Слайд№ 4)

Площадь эта главная, площадь эта славная.

Побывать на ней все рады: тут проводятся парады

Проходят демонстранты, играют оркестранты.

Бывают здесь гуляния, на лошадях катания.

Хоть она и старая, но выглядит, как новая,

Площадь наша главная по имени … (Дворцовая.)

Мы свами оказались на Дворцовой площади. Посмотрите, какая она красивая и величественная.

А как называется этот дворец? (Зимний дворец).

Сейчас в нем находится известный всему миру музей - Эрмитаж.

Напротив Зимнего дворца было построено большое здание Главного штаба в честь победы в отечественной войне. В ней служили, люди, которые управляли всей Российской армией.

А что у нас находится в центре площади? (Силуэтное изображение колонны).

Александрийская колонна. (слайд)

А что находиться на вершине колонны? (скульптура ангела).

Во время войны говорили, что пока стоит Александрийская колонна враг не войдет в город. Дворцовая площадь считается одной из самых красивых площадей в мире

Маленький остров, но грозен на вид.

В полдень на острове пушка палит.

Здесь Петербург начинался когда то

Как называется остров ребята

Петр 1 приплыл на лодке на Заячий остров. Осмотрел его. Остров ему понравился. На этом острове началось строительство нашего города. Здесь находится Петропавловская крепость. Наверху его шпиля парит АНГЕЛ – хранитель нашего города, он не просто смотрит на город, а ещё указывает направление ветра, он – ФЛЮГЕР. Есть старинный петербургский обычай – холостой пушечный выстрел в 12 часов дня. Все в городе слышат его и по нему сверяют свои часы.

Петропавловка не спит

Ангел город наш хранит,

Пушка в полдень возвещает:

День, двенадцать, каждый знает.

Петропавловская крепость - сердце Петербурга.

Вот мы с вами дошли до чудо сада. Отгадайте загадку и скажите, как называется этот сад.

Есть в Петербурге чудо сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нем есть царя Петра

И статуи, как божества,

В тени аллей, возле оград.

Скажите, что это за сад? (Летний сад.)(Слайд)

Летний дворец и летний сад – любимое место Петра. Он рассаживал цветы и деревья, сам ухаживал за ними. В этом саду росли яблони из Швеции, розы из Дании, кедры из Сибири. Сад был украшен скульптурами и фонтанами.

Давайте побродим по его аллеям, вдохнем запах свежей зеленой листвы, аромат цветов, будем любоваться мраморными скульптурами, украшающими Летний сад, посидим на скамеечках.

Ребята, нам пора с вами возвращаться в детский сад. (Дети на воздушном шаре возвращаются в детский сад)

Давайте вспомним, где мы с вами побывали сегодня. А помогут нам изображения.

Вам понравилось наше путешествие?

А как называется город, по которому мы путешествовали? Кто основал наш город? А, что вам запомнилось или понравилось больше всего?

Мне то же очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо вам за компанию.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок окружающего мира.

Мы отправимся в очередное путешествие.

t1620553012aa.jpg

Наш путь сегодня лежит в город, название которого вы узнаете, отгадав загадку:

Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь рождался русский флот.

Да, это Санкт-Петербург

t1620553012ab.jpg

Москва не всегда была главным городом России

По указу царя Петра Великого 16 (27) мая 1703 году на реке Неве был основан город Санкт — Петербург.

Вскоре город стал столицей России и оставался ею больше двухсот лет.

Город Санкт-Петербург и сегодня называют северной столицей нашей Родины.

t1620553012ac.jpg

Почему он получил такое название?

Царь Петр дал такое имя крепости в честь своего небесного покровителя апостола Петра - хранителя ключей от рая.

t1620553012ad.jpg

А знаете ли вы, ребята, что город несколько раз за свою более чем 300-летнюю историю менял свое название.

t1620553012ae.jpg

Все имена Санкт-Петербурга:

С 16 мая 1703 г. -Санкт- Петербург

С 31 августа1914 года указом Императора Николая II город стал назваться Петроград

26 января 1924 года - стал Ленинградом

6 сентября 1991 года – возвращено историческое имя Санкт-Петербург

t1620553012af.jpg

Город Петербург берет свое начало с Петропавловской крепости, построенной для защиты русской земли от шведов.

Место для крепости (Заячий остров) выбрано удачно, оно защищено со всех сторон водами Невы и протокой, которая окружает остров.

Свое название остров получил, потому что на нем было много зайцев.

План крепости нарисовал сам Петр I, она повторяла очертание острова. На плане-карте крепость имела вид вытянутого шестиугольника, на углах которого располагались бастионы – военные укрепления пятиугольной формы.

t1620553012ag.jpg

Отсюда, из Петропавловской крепости, мы отправимся в путешествие по городу Санкт – Петербургу.

Конечно, наше путешествие будет проходить по реке Неве и многочисленным рекам и канал города.

В северной столице на данный момент 94 рек, рукавов, протоков и каналов (общей длиной около 300 км)

t1620553012ah.jpg

По реке Нева мы проплываем мимо чудесного места

Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

Да, ребята, это Летний сад.

Замысел создания в Петербурге Летнего сада принадлежит основателю города Петру I. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым европейским паркам тех лет.

t1620553012ai.jpg

Ещё с реки заметна прекрасная чугунная решётка сада с тридцатью колонами из полированного розового мрамора. Через парадные ворота мы входим в сад.

В настоящее время в летнем саду можно увидеть 91 скульптуру

t1620553012aj.jpg

Для царя Петра I и его жены Екатерины и их детей в Летнем саду был построен Летний дворец.

Это единственное здание в Летнем саду, которое сохранилось с петровских времён.

t1620553012ak.jpg

Проплываем под многочисленными мостами Санкт – Петербурга, мы подплываем к главной площади города.

Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени … (Дворцовая.)

Возведенное архитектором Росси в XIX веке здание Главного штаба с триумфальной аркой подчеркивает парадный характер площади.

t1620553012al.jpg

Арка Главного штаба создавалась как памятник торжества победы России в Отечественной войне 1812 года. Наверху арки – триумфальная колесница, запряжённая шестёркой лошадей. Их сдерживают двое воинов, одетые в римские доспехи и вооруженные копьями. В повозке стоит крылатая Слава, в правой руке богини лавровый венок.

t1620553012am.jpg

В центре площади возвышается Александровская колонна, созданная архитектором Монферраном. Колонна весом 600 тонн никак не закреплена и сохраняет устойчивость благодаря своему огромному весу. На вершине колонны бронзовая фигура ангела, попирающего крестом змею, что символизирует мир и покой, который принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.

t1620553012an.jpg

Давайте пересечем Дворцовую площадь.

Стоит он много лет…
Все им восхищаются
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский …

Конечно, это Эрмитаж

t1620553012ao.jpg

Путешествие по залам, галереям и лестницам составит 22 километра. Если ежедневно проводить в Эрмитаже по 8 часов и возле каждого экспоната останавливаться всего на одну минуту, то на осмотр музея понадобится 11 лет. Это одно из самых масштабных зданий города.

t1620553012ap.jpg

В Эрмитаже есть уникальные экспонаты, например уникальные золотые часы-павлин, изготовленные в XIII веке в Лондоне механиком Джеймсом Коксом и собранные в России Иваном Кулибиным, постоянно экспонируются в павильонном зале Эрмитажа.

Часы до сих пор работают.

t1620553012aq.jpg

Путешествуя по рекам города Неве, Мойке, Фонтанке, многочисленным каналам, мы проплывем под Питерскими мостами, которые сами по себе являются произведениями искусства.

Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьмя конями.
Но имя носит он не Клодта,
А полковника, чья рота
Здесь мост срубила из осины.
Недолговечна древесина…
Опоры каменными стали,
А мост всё так же люди звали
По старой дедовской привычке..
И мы зовём его…
(Аничков мост.)

t1620553012ar.jpg

Весной, сто лет тому назад

Все поздравляли славный град.

Санкт-Петербургу двести лет

Подарок – мост! Какой? Секрет!

Мост к Петропавловке ведёт.

Кто знает, тот и назовёт!

Это Троицкий мост

t1620553012as.jpg

У Дворцового моста

Есть секрет большой:

Днём, как все мосты, висит,

t1620553012at.jpg

Так как река Нева является судоходной рекой, то 18 мостов Санкт-Петербурга – разводные. Это красивейшее действо можно каждую ночь наблюдать в период навигации

t1620553012au.jpg

Настоящим украшением города являются его соборы и храмы.

Пришел из русской сказки к нам

Затейливый, узорный храм.

Встал у канала яркий, броский,

Похожий на собор московский

Храм Спас на Крови

(Храм Воскресения Христова)

t1620553012av.jpg

Собору огромному равного нет.
Его возводили почти сорок лет!
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб стали вокруг сто двенадцать колонн,
И купол в лучах засверкал золотой!
Но кто ж архитектор? Известен вам он.
Построил в столице собор-великан
Зодчий великий Огюст Монферан.
(Исаакиевский собор.)

t1620553012aw.jpg

Храм распахнул колоннаду дугой.

Вознёсся над куполом крест золотой.

Взят пудостский камень для стен и колонн

(Для храма впервые использован он).

На Невском, где всё изумляет наш взор,

Воздвиг Воронихин … Казанский собор.

t1620553012ax.jpg

Если перейти Неву, мы попадём на Сенатскую площадь.

Посреди площади возвышается на огромной гранитной глыбе памятник Петру I от Екатерины II, она считала себя наследницей и продолжательницей замыслов Петра I. Памятник стал одним из символов Петербурга.

Медным всадник этот прозван,

Хоть отлит из чистой бронзы.

Конь взлетает на обрыв,

Перед пропастью застыв.

А на нём – бесстрашный царь,

Что не хочет жить, как встарь.

Смело смотрит царь вперёд,

За собой страну ведёт.

t1620553012ay.jpg

Город Санкт –Петербург - это город герой.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

Жители военного Ленинграда мужественно защищали свой город, вселяя надежду в победу для всех советских людей.

18 января 1943 года блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. А 27 января 1944 года блокада города была полностью снята.

t1620553012az.jpg

О тех героических днях напоминают нам памятники и мемориалы.

t1620553012ba.jpg

Город Санкт –Петербург сегодня – это не только жемчужина России, но и красивейший город мира.

Ребята, давайте проверим насколько вы внимательны были во время нашего путешествия.


Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению направлен на обобщение и получение новых знаний о Санкт-Петербурге.

Описание разработки

Цель урока: обобщение и получение новых знаний о Санкт - Петербурге.

Задачи урока:

обобщение знаний учащихся о Санкт - Петербурге , полученные на предыдущих уроках.

воспитание патриотизма, духовности и любви к Санкт - Петербургу;

укрепление семейных традиций;

формировать у детей духовные и нравственные ценности;

формировать историческое мировоззрение;

развивать устную речь;

способствовать формированию творческих способностей;

развивать внимание, наблюдательность, память;

совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.

Тип урока: урок закрепления ранее полученных знаний

Педагогическая технология: Использование ИКТ, обучение в сотрудничестве

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, самопроверка готовности к уроку.

1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- О чём говорили на прошлом уроке? ( На прошлом уроке говорили о развитии русской культуры)

- Что вам известно о Кремле? (Кремль - это крепость. Кремль был построен в 1147 году). (Слайд1)

- Как называется самая высокая башня Кремля? (Троицкая башня - самая высокая башня Московского Кремля) (Слайд 2)

2. Изучение нового материала.

- Покинем Москву и отправимся в путешествие по одному из самых красивых городов мира, по северной столице России, городу, в котором мы живём – по Санкт - Петербургу. Нам предстоит совершить путешествие по достопримечательностям Санкт - Петербурга на кораблике, который будет плыть по реке…

- Продолжите предложение: (Наш город стоит………. )

- Путешествие начинается. Чтобы узнать, какая остановка будет первой, я предлагаю вам отгадать загадку.

Урок окружающего мира Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Санкт- Петербурга

Загадка (читает ученик)

Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облаками

Город Петра осеняет крылами. (Петропавловский собор)

На слайде появляется Петропавловский собор (Карта Санкт - Петербурга с достопримечательными местами)

- Давайте представим, что мы с вами вновь оказались внутри собора. Закроем глазки, попробуем вспомнить, что мы увидели на экскурсии в Петропавловском соборе.

(Звучит музыка, ответы учащихся)

- Сейчас я вам попытаюсь приоткрыть тайну и рассказать, кто и когда построил этот собор и чем он отличается от других.

Работа с толковым словарём.

Сначала объясним значение слова – собор. Что такое собор? (ответы детей). Теперь давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение этого слова. (Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре. )

- Город Санкт - Петербург начинается с Петропавловской крепости, которая стоит на маленьком островке, окружённая Невой. Её гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. Каждый день ровно в полдень в 12 часов дня в Петропавловской крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время. Петропавловский собор был воздвигнут по проекту архитектора Д. Трезини в 1712 - 1733 годах в стиле раннего русского барокко, и это была первая церковь, построенная в Санкт - Петербурге из камня на территории Петропавловской крепости. Интерьер Петропавловского собора сохранился до наших дней почти без изменений. Стены, расписанные под мрамор, золоченая лепка потолка, картины, чудесные люстры делают внутреннее убранство храма нарядным и торжественным.

- Кто из вас посещал Петропавловскую крепость? Какое впечатление она на вас произвела? Что запомнилось?

Загадка (читает ученик)

Собору огромному равного нет.

Его возводили почти сорок лет!

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб встали вокруг сто двенадцать колонн

И купол в лучах засверкал позолотой!

Но кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор - великан

Зодчий великий Огюст Монферран. (Исаакиевский собор)

Исаакиевский собор - выдающийся памятник архитектуры. Подобно Петропавловскому собору и Адмиралтейству, он является доминантой Санкт - Петербурга: его позолоченный купол виден практически из любой точки города. Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В 1710 году Петр приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя. Сегодня музей - памятник Исаакиевский собор - один из самых популярных в Санкт - Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания. прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Конспект урока № 63 по окружающему миру

Дата проведения – 13.05.2021 г.

Учитель: Сейтмамутова Л.С.

Тема : Город на Неве. Виртуальная экскурсия.

Цели: познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания. прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с историей и культурой родного города

Научить бережно относиться к культурным богатствам нашего города;

Сформировать представление об уникальности и неповторимости нашего города.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: осознать свою принадлежность к народу России; проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Предметные: показывать Санкт-Петербург на карте России; узнавать герб Санкт-Петербурга;

знать основные достопримечательности города на Неве, узнавать их на фотографиях.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать план города; устанавливать соответствие между фотографией и его местом на плане города; рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или фотографиям учебника и рабочей тетради;

участвовать в диалоге, соблюдая правильность речи; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; чётко выражать свои мысли.

- Сегодня мы вновь отправляемся путешествовать по стране. Что нам нужно в заочном путешествии? (Дети: Знания, наблюдательность, внимание, память, воображение)

- Посмотрите на доску. Вы видите 2 числа: 1147, 1703.

- Подумайте, может быть эти числа вам о чём-нибудь говорят?

1147- первое упоминание о Москве

А 1703 – это, наверное, год основания города, в который мы отправляемся сегодня.

- Москве 865, а этому городу 309.

- Этот город в 2003 году отметил свой 300-летний юбилей.

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)

– Герб какого города вы видите? (Герб Москвы)

– Покажите этот город на карте России.

– Чтобы понять, много ли вы знаете о Москве, предлагаю проверить ваши знания по теме: “Москва. Московский Кремль”.

4. Как называют воина, изображённого на гербе нашей столицы?

8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы.

10. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица

14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

1. Сердце Москвы.

2. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?

3. Там находится телевизионный центр.

5. Первая пешеходная улица столицы.

6. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна.

7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими

оперными и балетными постановками.

10. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.

11. Он находится на Цветном бульваре.

12. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы.

13. Музей картин великих художников – Третьяковская …

– В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.

- Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы? (Он находится севернее, чем Москва.)

- Кто догадался, о каком городе идёт речь? (Санкт- Петербург).

3. Изучение нового материала.

– Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. Он стоит на реке Неве.

– Знаете ли вы, где находится Нева? Покажите на карте России. (Слайд 4)

– Какой город раскинулся на её берегах?

– Что вы знаете об этом городе?

– Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось?

– Прочитайте слова, появившиеся на экране.

– Что обозначают эти названия?

– Почему их несколько?

1. Текст на слайде.

2. – Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург?

– Кто был его основателем?

1. – Перед вами появился портрет человека, которым гордится Россия.

– Можете ли вы назвать его имя?

(Открыть первое предложение на слайде)

2. Текст на слайде (до конца).

Текст на слайде.

В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.( чтение статьи учебника)

3. Работа по учебнику.

* Чтение текста вслух хорошо читающим учеником (с. 109)

* Проверка восприятия текста.

– Где стоит Петропавловская крепость?

– Из чего сделаны её стены?

– Что происходит в крепости ровно в полдень?

1. Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России.Вид 1.

1. – Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города, которому Петр I придавал огромное значение. Небесный покровитель царя, апостол Пётр,считается хранителем ключа от рая. Так и получил своё название новый город – Санкт-Петербург,в честь апостола Петра.

2. Работа по учебнику.

– Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.

Рассмотрите в учебнике план современного города (с. 107) (Слайд 12) найдите Невский проспект, реку Неву. Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.

В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 4,5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.

(Прочитайте названия достопримечательностей на плане, с. 107)

Петр хотел, чтобы его город стал не только примером для всей России, но чтобы и вся Европа заговорила о Санкт-Петербурге с восхищением.

Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Санкт - Петербург более 200 лет был столицей России. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец. (Слайд 14)

– Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира). (Слайд 15)

В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.

На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела. (Слайд 16)

– Санкт-Петербург – колыбель русского флота. Здание Адмиралтейства было заложено, каккорабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга.

К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица.

Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.

– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии…

– Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец.

Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.

(Слайд 20-25) Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Здесь много рек, каналов. Поэтому и большое количество мостов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Дворцовый мост – разводной.

Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Например, очень известен мост украшенный скульптурными композициями Клода – Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.

Изящным изумрудным ожерельем окружают Петербург ансамбли пригородных императорских дворцов. Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века.

Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок.

- И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит - Петергоф.

Торжественной, впечатляющей мелодией воды и камня звучит излюбленное детище Петра Великого – ансамбль Петергофа.

Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны, окружённым садами и парками.

Неповторимый Павловск – это творение Павла I и императрицы

– С историей русского военного флота можно познакомиться в Военно-морском музее.

4. Физкультминутка.

– Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера. В её многочисленных выставочных залах собраны диковинные экспонаты.

1. Стихотворение на слайде.

2. – Так гениальный русский поэт А.С.Пушкин воспевает изумительный город на Неве. Эти строки помогают нам представить величие, строгость, гордую красоту Петербурга и необычайность его белых ночей.

Милы были сердцу поэта безлунные белые ночи, которые наступают в Петербурге в конце мая и длятся около двух месяцев (с 25-26 мая по 16-17 июля).

Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея, который может познакомить вас с культурой и традициями великого русского народа через соприкосновение с шедеврами русского изобразительного искусства.

1. Текст на слайде.

2. – История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет.

3. Работа по учебнику (с. 110 – 111)

* Чтение текста вслух учащимися.

* Беседа по прочитанному тексту:

– Что такое монолит? (прочитайте)

– Сколько человек вырубали камень из скалы?

– Сколько времени на это было потрачено?

– Каким способом камень доставили к воде?

– Как его переправляли к нужному месту по воде?

– Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-

– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.

Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря.

5. Закрепление нового материала.

1. Как называется город, стоящий на Неве?

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?

4. Как иначе назывался этот город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?

7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и

8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?

6. Итог урока. Рефлексия.

– Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы.

Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.

Читайте также: