Конспект урока словосочетание 5 класс разумовская

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания.

способствовать формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать при работе со словосочетаниями;

воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, а также самостоятельность при изучении нового материала и выполнении заданий творческого характера.

Предметные: знать понятие словосочетания, уметь находить словосочетания в предложении и тексте, строить собственные словосочетания.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

УМК: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

1 Организационный момент. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

2. Проверка домашнего задания (упражнение 397).

Несколько учеников зачитывают составленные ими примеры словосочетаний и предложений.

3. Актуализация полученных ранее знаний. (Слайд №2, №3)

- Что такое словосочетание?

(Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

- Как связываются слова в словосочетании?

(Слова связываются грамматически, то есть с помощью предлога и окончания, и по смыслу. Неизменяемые слова связываются только по смыслу.)

- Из чего состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова ставится вопрос к зависимому.)

- Все ли из приведённых сочетаний слов являются словосочетаниями и почему?

Читать книгу, белый лист, красный и синий, быстро привыкаешь, котёнок спит, мокрый от дождя.

4. Формулирование цели урока, целеполагание.

- Обратите внимание на слайд. (Слайд №4) Мы видим, что все словосочетания разбиты на две группы. Попробуйте предположить, на каком основании словосочетания разделены именно таким образом? На основе своего предположения попробуйте сформулировать тему урока.

Зимний пейзаж, пушистые снежинки, красный от мороза, очертания леса, сверкающий снег, картины природы.

Блестит на солнце, восхищаешься видом, замело снегом, раскрасил окна, искриться от мороза, быстро замерзаешь.

(В левой колонке во всех словосочетаниях главное слово выражено именем существительным или прилагательным; а в правой колонке главное слово во всех словосочетаниях выражено глаголом. Соответственно, тема урока – группы, виды или категории словосочетаний.)

- Как вы думаете, каких целей мы должны достичь за этот урок? (Слайд №5)

(Углубить имеющиеся знания о словосочетании; выяснить, какие виды словосочетаний встречаются в русском языке, научиться отличать их друг от друга)

5. Исследование нового материала. Первичное закрепление.

(Слайд №6) Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется именным.

Стакан воды (сущ. + сущ.);

большая книга (прил. + сущ.);

красный от стыда (прил. + сущ.).

(Слайд №7) Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется глагольным.

Писать письмо (глаг. + сущ.);

писать аккуратно (глаг. + нареч.).

Работа с упражнением. (Слайд №8) Задание: распределить словосочетания на две группы – именные и глагольные, обозначить главное и зависимое слова. Какие из сочетаний вы не отнесли ни к одной из групп? Почему?

Русский пейзаж, подлинная радость, смотрит с неохотой, таинственно блеснет, плотная завеса, вздохнут леса, из белых башен, влажно и светло, лягут в глубине, облачного мира, мгновенно упадёт. (По Н. Заболоцкому)

Русский пейзаж, подлинная радость,

плотная завеса, из белых башен, облачного мира.

Смотрит с неохотой, таинственно блеснет,

лягут в глубине, мгновенно упадёт.

Физкультминутка. (Слайд №10)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

(Слайд №11) Работа с упражнением. Задание: заменить словосочетания типа сущ.+сущ. словосочетаниями типа прил.+сущ. (на основе упр. 121 из рабочей тетради М.Ю. Никулиной к учебнику М.М. Разумовской).

Сумка из кожи, дом из кирпича, рубашка из хлопка, перстень из серебра, участок при школе, пляж из песка, костюм из шерсти, стол из дерева.

Сумка из кожи – кожаная сумка,

дом из кирпича – кирпичные дом,

рубашка из хлопка – хлопковая рубашка,

перстень из серебра – серебряный перстень,

участок при школе – пришкольный участок,

пляж из песка – песчаный пляж,

костюм из шерсти – шерстяной костюм,

стол из дерева – деревянный стол.

Можно ли утверждать, что словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же? Как называются слова, близкие или совпадающие по лексическому значению?

(Да, словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же. Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, - это синонимы.)

(Слайд №15) Работа с упражнением. Задание: выписать из предложения все словосочетания.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны
Льет печально свет она.

Волнистые туманы, пробирается сквозь туманы, печальные поляны, льет на поляны, льет печально, льет свет.

(Слайд №16,17) Из какого стихотворения этот отрывок? Кто его автор? Обратите внимание на именные словосочетания в этом предложении. Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? Как называются такие прилагательные?

6. Подведение итогов урока. (Слайд №18)

Словосочетание состоит из…

К словосочетаниям не относятся…

Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется…

Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется…

Пример словосочетаний-синонимов – это…

7. Рефлексия. (Слайд №19)

Сегодня я узнал…

8. Домашнее задание: §50, упражнение 405 (стр. 145) – по заданию в учебнике. (Слайд №20)

Урок по теме "Словосочетание" в 5 классе по программе М.М.Разумовской в соответствии с ФГОС.

ВложениеРазмер
slovosochetanie_urok_5_kl.rar 970.39 КБ

Предварительный просмотр:

Распределите номера вопросов по колонкам таблицы

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Какие бывают виды словосочетаний по главному слову.

Составьте из данных пар слов словосочетания. Запишите их. От главного слова к зависимому поставьте вопрос. Как связаны слова в словосочетании? Определите вид словосочетания.

Образец : рисуешь картина – рисуешь картин у (глаг.+ сущ.) - глагольное

Пом..гаешь друг; пр..сить, помощь; смелая, г..рой; уча(?)ствовать, к..нцерт; отправят(?)ся, п..ход; б..льшая, двор.

Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья.

По Е. Спангенбергу

Знаки для маркировки текста:

  1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например:

голубое небо, приехать с юга

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет.

  1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер , зависимое – добрый;

добрый характер (над главным словом ставим крестик)

  1. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например:
  1. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:

жить в лесу солнечного дня

  1. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. Например:

Птицы зашумели . Тихо и спокойно шёл дождь.

  1. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным . Например:

ласковое солнце (прил. + сущ.)

грустный человек (прил. + сущ.)

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например:

долго работать(нареч. + глаг.)

Если главное слово наречие – наречным. Например:

крайне неохотно (нареч. + нареч.)

вдали от дома (нареч. + сущ.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой.




Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"

Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз.

Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Конспект урока русского языка в 9 классе.


Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).


Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: портрет А.М.Пешковского, фотографии с изображением озера Байкал, отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, С.А.Есенина.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.

II. Проверка усвоения изученного материала

III. Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.

  • Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)
  • Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
  • Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместе: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!

Физкультминутка

Все встали из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
  • Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
  • Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
  • Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
  • Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)

IV. Тренировочные упражнения

1) Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид.
(Даю образец разбора) В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.

Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.

Физкультминутка

Далеко – близко. Называю сначала удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают взглядом предметы. Для расслабления зрения упражнение проводится несколько раз.

2) Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная, день; чистый, озеро; смотрит, громкий; раскинулось, широкий; приехать, озеро, вкусный, книга. (Двое учеников работают у доски.)
Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит, громкий, вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.)

3) Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

V. Самостоятельная работа

1) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор.

  • В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)
  • Что такое словосочетание?
  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Назовите вид словосочетаний по главному слову?
  • Что не является словосочетанием?

Домашнее задание: выучить правило на стр. 126, 128, 129, 130; письменно упр. 391 или 392.

Литература:

1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
2. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
3. А.С.Пушкин. Избранные произведения. – М.,1978.
4. С.А.Есенин. Стихотворения и поэмы. – М., 1973.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание" (по учебнику Разумовской)

I. Организующий этап

- Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.

II. На доске записаны слова:

неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.

- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.

- Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?

- Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.

- Вторая пара слов - неизвестный участник . В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова : известие, участие.

- Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.

- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.

IV. Повторение теории.

Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.

Из скольких и каких частей состоит словосочетание?

Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?

Как связаны главные и зависимые слова?

Назовите грамматические средства связи в словосочетании?

Какие сочетания не являются словосочетаниями?

Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.

Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.

Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.

Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).

Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.

V. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске:

Богатая р…стительность,
Читать выр…зительно,
Изл…жить мысли.

- Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?

- Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.

- Приведите примеры для первого ряда.

- Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).

- Приведите примеры для второго ряда.

- Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).

- Какие словосочетания войдут в третий ряд?

- Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…

(Управление, правописание корней лаг – лож)

- Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.

VI. Словарно-орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: Бросить далеко, летать на самолете, гениальный ребенок (запишите в тетради, определите главное слово и тип связи).

- Теперь внимание! Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где тип связи управление. Что это? ЛЕ

- Вторая часть – три первые буквы зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав прил. + сущ., т. е. согласование. Что это? ГЕН –

- И третья часть – первый слог зависимого слова в словосочетании, где тип связи – примыкание. Определили? ДА –

- Какое же слово у нас получилось?

- Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.

- Посмотрите еще раз, как вы написали это слово в тетради. Сколько слогов в новом слове? (Три). Какой слог ударный? (Второй). Значит, безударная гласная буква Е . Ее надо подчеркнуть и запомнить.

Физминутка: Встали ровно, расправили плечи, указательный палец медленно приближаем к кончику носа и неотрывно смотрим на него. Медленно проделываем упражнение 3 раза. Глаза отдохнули. Урок продолжается.

VII. Развитие речи.

- Перед вами короткая легенда о целебном, ароматном цветке – ландыше. Читаем… Выберите из легенды такое словосочетание, чтобы оно могло быть заголовком для данного текста.

- В каком стиле написан данный текст?

- Повествование с элементами описания.

- Какие художественные средства, используются здесь?

- Эпитеты : злая мачеха; грустные, белые цветы.

Сравнения : колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки; белые, как снег, цветы.

- Объясните постановку тире в первом предложении. Что это за предложение? Нарисуйте схемы.

- Это тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и в И. п. Предложение – сложноподчиненное.

- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Но для того чтобы ее прочитать, необходимо восстановить текст, пользуясь словами для справок; учитывайте смысл и состав. Читаем слова для справок. В разделе для справок вы не находите ничего лишнего?

- Выпишите слова, являющиеся основами предложений. Объясните орфограммы.

- Выпишите словосочетания, имеющие состав прил. + сущ., по типу связи – согласование. Объясните орфограммы.

- Уд и вительную л е генду, в о дяная ц а ревна, ч у де сн ые цв е ты, с изумительным а роматам.

- А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.

- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?

- Более точно говорит о предмете речи словосочетание.

VIII. Итог урока.

- Ребята, о каком языковом явлении мы сегодня говорили на уроке?

- Что же вы знаете о словосочетании?

- Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний, смысловая связь устанавливается с помощью вопроса. Тип связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание – определяется по зависимому слову. Словосочетанием не является: сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа), однородные члены предложения.

- Кто хочет дополнить?

IX. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися.

- Ребята, вы получите карточки, и каждый должен будет самостоятельно выполнить следующие задания:

Прочитайте предложение, запишите его на отдельный листок (сверху - фамилию, имя), вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните основу предложения.

Выпишите все словосочетания, укажите главное слово и способ связи.

Сдайте листки с выполненными заданиями проверяющим.

Обратите внимание на художественные средства, используемые авторами в предложениях.

X. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

- В учебнике по литературе найдете стихи русских поэтов о Родине, о природе, выпишите из любого понравившегося стихотворения одну строфу, подчеркните основы, выпишите словосочетания, укажите способ связи.

- Благодарю вас, ребята, за участие в этом уроке. Всего доброго, успехов вам, встретимся завтра.

Данный урок нацелен на повторение знаний, изученных ранее, а также направлен на изучение нового материала. В ходе урока дети работают как индивидуально, так и группами. В конце урока дети должны получить ответы на все вопросы, поставленные в начале урока.

Содержимое разработки

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с раздаточным материалом, работа с информационным текстом.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, формирование знаний о словосочетании.

Планируемые результаты:

обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

обучающийся получит возможность научиться определять в словосочетаниях главное и зависимое слова, научится отличать словосочетание от других синтаксических единиц.

Метапредметные УУД :

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Регулятивные УУД :

обучающийся научится осуществлять контроль и самоконтроль,

обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов

обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД :

обучающийся научится приобретать опыт работы в паре, действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;

обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Предметно- образовательная среда: лист самооценки, компьютер, учебник, эталоны заданий и упражнений.

I.Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

Учитель. Доброе утро, ребята!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте, мои друзья.

С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

Учитель: А для чего вы пришли ко мне на урок?

Ученик: Чтобы получить знания.

Учитель. Все готовы получить новые знания?

- Откройте тетради. Запишите число, кл.раб.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Какой раздел науки у нас занимается изучением словосочетания? (синтаксис).

- На столах у вас лежат листочки. На листочках записаны 4 вопросы, связанные с нашей темой. Рядом с вопросами есть место, куда вы можете вписать свой ответ. Посмотрите внимательно на эти вопросы. (слайд 2). Дайте ответы на те вопросы, ответы на которые вы знаете в начале нашего урока. В конце урока мы проверим ваши знания. Если затрудняетесь, оставляйте место.

- Что такое словосочетание?

- Как связываются слова в словосочетании?

- Из чего состоит словосочетание?

- Что не является словосочетанием?

- На все ли вопросы вы смогли дать ответ? Почему? Какая цель стоит перед нами на уроке? (получить ответы на вопросы)

Цель: расширить знания о словосочетании за счет включения в них новых сведений.

- Цель поставлена, будем разбираться.

III . Изучение нового материала.

Носите ордена! Они вам за Победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена, в них теплятся
рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.

Носите ордена! Вы можете гордиться:
Над сорок первым мощь ракет встает.
Носите ордена, в них, как живые,
лица
Солдат, что крепко спят
В земле который год…

Носите ордена и в праздники, и в будни
На строгих кителях и модных
пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели
вас люди,
Вас,
Вынесших войну
На собственных плечах…

- Кому посвящено это стихотворение? (ветеранам) слайд 3

- Давайте запишем это слово. (ВЕТЕРАН) (на доске ученик)

- Проверим написание. (слайд 3 )

-Какие орфограммы встретились в этом слове? Можем ли мы их проверить? (нет, слово словарное).

Проговорим слово все вместе.

- А кто такие, ребята, ветераны?

Слайд 3. ВЕТЕРАН – от лат. Veteranus – старый, опытный.

1.Опытный воин, участник многих боев.

- Когда мы чествуем наших ветеранов? В это день мы дарим им цветы, подарки, восхищаемся их героизмом, отвагой, мужеством.

2.Старый, заслуженный работник, деятель в какой – либо сфере производственной или общественной жизни (например, совсем недавно 5 октября, мы с вами ходили поздравлять с профессиональным праздником ветераны педагогического труда)

- И тех и других ветеранов мы должны всегда помнить, не забывать и помогать им, уважать.

- Давайте сейчас составим с эти словом словосочетание. (ветеран труда, ветеран войны)

- Давайте выясним, как строится у нас данное словосочетание. Можем ли мы от одного слова задать вопрос к другому? Попробуем это сделать. (на доске записываются словосочетания и задаются к ним вопросы.)

- Делаем выводы: словосочетание состоит из 2-х слов. Каких? ( Одно из которых является главным, другое зависимым). Назовите главное слово в словосочетании. Назовите зависимое.

2. слайд 4 - Посмотрите на доску. Можем ли мы из этих слов составить словосочетания? Пробуем. Записываем в тетрадочку. Проверить слайд 5. (Определить сразу главное и зависимое слово).

- Участник, война (участник войны)

- неизвестный, солдаты (неизвестные солдаты)

- воля, победа (воля к победе)

- восхищаться, подвиг (восхищаться подвигом)

- участвовать, поход (участвовать в походе)

- сражаться, отважно (сражаться отважно)

- Что вам пришлось изменить в данных словах, чтобы получилось словосочетание? (окончания зависимых слов и добавить предлоги)

- То есть, слова в словосочетаниях должны быть связаны при помощи окончаний и предлогов. Как называется эта связь? (грамматическая).

- Какое словосочетание у вас получилось последнее? Что вы изменили в этом словосочетании? (ничего) Почему? (к глаголу присоединяется наречие, а наречие – это неизменяемая часть речи.)

- Какая связь в данном словосочетании? (только смысловая)

- А теперь обобщим? Как может связываться главное и зависимое слово в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

- Выделите в них главное и зависимое слово.

3. слайд 6. Распределите слова по виду связи в словосочетании: 1р. – с помощью окончания

2р. – с помощью окончания и предлога

3р. – только по смыслу

Отдана французу, боевые схватки, помнит недаром, вернулись с поля, изорвать о штыки, зимние квартиры, молча отступали, ушки на макушке, построили редут, забил в пушку, забил туго, было досадно.

4. – Запишите предложение. Слайд 8

За подвиги и заслуги страна награждает своих героев.

- Выпишите из данного предложения словосочетания.

Награждает за подвиги

Награждает за заслуги

- Что из этого предложения мы не выписали как словосочетание? Почему? Слайд 9 (грамматическая основа, однородные члены предложения, потому что части равноправные).

5. Выберите из ряда синтаксических единиц только словосочетания: Храброе войско, дружина побеждает, холодное оружие, с победой, медаль за отвагу, красуется орден, боевые действия, о защите, движется танк, одержать бой.

IV . Самопроверка.

- Вывод: Так что же тогда такое словосочетание? Дадим определение. ( Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу и грамматически). Слайд 10

- Проверьте, правильно ли вы дали определение в начале урока? Дополните.

- Проверим остальные вопросы: слайд 11

Как связаны слова в словосочетании?

Из чего состоит словосочетание?

Что не является словосочетанием?

- На все ли вопросы мы получили ответы в течение урока? Достигли ли мы своей цели?

V . Рефлексия.

- На столах у вас лежат звездочки разного цвета. Слайд 12

Если вам в конце урока стали понятны ответы на все вопросы, то вы выбираете зеленую звезду.

Если вы практически все поняли, но у вас остались сомнения по каким-то вопросам, то вы выбираете желтую звезду.

Если вам многое непонятно или вы совсем ничего не поняли на уроке, то вы выбирает красную звезду.

- А теперь прикрепите свою звезду на плакат.

- Что у нас получилось? (салют). Составьте с этим словом словосочетание.

- Это салют победы, посвященный нашим ветеранам, и салют вашим знаниям.

Домашнее задание: слайд 13.

- Что такое словосочетание?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как связываются слова в словосочетании?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________

- Что не является словосочетанием?__________________________________________________________________________

- Что такое словосочетание?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как связываются слова в словосочетании?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________

- Что не является словосочетанием?__________________________________________________________________________

- Что такое словосочетание?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как связываются слова в словосочетании?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________

- Что не является словосочетанием?__________________________________________________________________________

- Что такое словосочетание?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как связываются слова в словосочетании?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________

- Что не является словосочетанием?__________________________________________________________________________

- Что такое словосочетание?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как связываются слова в словосочетании?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Из чего состоит словосочетание?____________________________________________________________

- Что не является словосочетанием?__________________________________________________________________________

Читайте также: