Историко культурный процесс рубежа 18 19 веков конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков.

Цели урока:

I. Познавательные: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить студентов с лучшими представителями русского искусства, учить делать письменные наблюдения в процессе обсуждения проблемы.

Наглядные пособия: портреты писателей, полководцев, репродукции картин художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, А. Венецианова; романсы и песни композиторов А. Алябьева, М. Глинки и др.

3. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

4. Работа по новой теме.

Преподаватель.
- Посмотрите в оглавление учебника. На какие части поделен учебник?
- Обратите внимание на то, что по творчеству каждого писателя даны учебные материалы, что поможет вам в подготовке к урокам, в изучении тем, а также в учебнике есть краткие сведения о писателях. В конце каждого раздела предполагаются интересные вопросы и задания.
Вывод. Таким образом, учебник предлагает справочные материалы, вопросы, задания которые помогут глубже понять содержание произведений.

I. Лекция преподавателя (краткое содержание).

По ходу лекции студенты записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества.

3. расцвет искусства

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

4. развитие литературы

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

С 1815–1825 гг. – период романтизма в русской литературе.

Литературные произведения в духе классицизма и сентиментализма хотя и продолжали появляться, но не играли заметной роли в литературе. Это век романтизма.

II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции).

Работа с учебником.

Домашнее задание.

Подготовиться учащимся по следующим вопросам (1–2 вопроса по выбору):

1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?

2. Чем интересна деятельность писателя Николая Ивановича Нови-
кова?

3. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?

Презентация по литературе
• Тема:
Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.
Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки.
Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской
литературе. Русское искусство.

Цели урока
.
• Дать характеристику русской литературы 19 века.
• Показать своеобразие литературы 19 века.
• Показать значение русской литературы 19 века в развитии
мирового литературного процесса.
• Дать понятие о социально-политической обстановке.
• Дать понятие о культурной обстановке той эпохи.

Русская литература на рубеже веков.
• Уже с конца 18 века молодая русская литература
вовлечена в мировое предромантическое, а потом
романтическое движение. Вокруг романтизма намечаются
проблемы:
• проблема культурного самоопределения России,
• проблема развития русской культуры и русской
общественности.

В центре внимания:
• Внутренний мир человека и его сложные
взаимоотношения с внешним миром: народом, страной,
историей, своей судьбой
• Повышенный интерес к душевным переживаниям
человека привел к появлению лирического героя, который
изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые
жанры, смешал стили, разрушил границы между стихом и
прозой, литературой и реальностью. Появилась проблема
возникновения нового литературного языка.

Справка:
• КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и
направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв.,
обратившиеся к античному наследию как к норме и
идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во
Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением;
основываясь на идеях философского рационализма, на
представлениях о разумной закономерности мира, о
прекрасной облагороженной природе, стремился к
выражению большого общественного содержания,
возвышенных героических и нравственных идеалов, к
строгой организованности логичных, ясных и гармоничных
образов.

Создание нового литературного языка.
• Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и
письменной литературы, и устной речи для интеллектуального
общения всех людей. Реформирование предполагалось как
преодоление двуязычия ( русский и французский), как осторожный
синтез их, разумное сочетание национальной самобытности и
европейских заимствований. ( Другое решение основывалось на
отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка
и литературы) Новаторство Карамзина заключалось в преодолении
старого литературного языка, прежних художественных приемов.
• На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России.

Романтизм
• Романти́ зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в
XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и
стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и
художественное направление в европейской и американской культуре
конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется
утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,
изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,
одухотворённой и целительной природы. Распространилось на
различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим
называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее
в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал
обозначением нового направления, противоположного[1]
классицизму и Просвещению.

Основные черты литературы начала 19 века:
Это период просвещения.
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры,
сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и
рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в
эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в
тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной
жизни.
Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все
больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых
заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын
отечества" и др.).
Наука и техника
В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась
русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным
языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг.
Н.М.Карамзиным.
Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к
жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся
представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский.

Урок 1 ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И РУССКАЯ ИСТОРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX ВЕКА)

Урок 1
введение. русская литература
и русская история на рубеже веков
(конец XVIII – начало XIX века)

Цели : дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Наглядные пособия : альбом живописи XVIII в., XIX в., репродукции картин художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, А. Венецианова, О. Кипренского, В. Тропинина; романсы и песни композиторов А. Алябьева, М. Глинки и др.

I. Лекция учителя (краткое содержание).

По ходу лекции учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества…

3. расцвет искусства

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

4. развитие литературы

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

С 1815–1825 гг. – период романтизма в русской литературе.

Литературные произведения в духе классицизма и сентиментализма хотя и продолжали появляться, но не играли заметной роли в литературе. Это век романтизма.

II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).

Домашнее задание.

Подготовиться учащимся по следующим вопросам (1–2 вопроса по выбору):

1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?

2. Чем интересна деятельность писателя Николая Ивановича Нови-
кова?

3. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?

4. Место и роль И. А. Крылова-баснописца в русской литературе.

5. Выразительное чтение одной басни (по выбору), ее анализ.

6. Русская архитектура (или живопись) в конце XVIII – начале XIX в.

7. Каких писателей, поэтов мы относим к прогрессивным? Что они критикуют, отстаивают, защищают? Какова их судьба?

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

С XIX века начался культурный подъем в русском народе. Отечественная война 1812 года ускорила процесс национального самосознания. Началось сближение русского народа с другими народами страны.

Образование

Образование в России в начале XIX века можно назвать лишь формальным. Т. е. существовавшая система образования удовлетворительных результатов не давала.

В 1804 году существовал только Казанский университет. Из технических учебных заведений только горный в Петербурге. Немного позже при Александре I появился Лесной институт.

Затем сфера образования стала развиваться. Николай I продвигал техническое, инженерное и военное образование. Появились Московское техническое училище, Петербургский Технологический Институт, Инженерная и Артиллерийская академии, академия Генерального штаба.

В 1815 году Лазаревы основали в Москве Институт восточных языков. Это дало возможность русским студентам углубиться в культуру Востока. Стали возможны дипломатические миссии в восточные страны.

Еще одним направлением развития образования было женское образование. Открывались Институты благородных девиц, воспитывающие добрых жен и матерей.

Открывающиеся духовные учебные заведения объединялись в одну систему.

К середине столетия в стране появилось уже 8 высших учебных заведений, 2 лицея и примерно 40 гимназий.

Наука

Начавшийся промышленный прогресс требовал развития науки. Научная жизнь страны в тот период :

  1. Благодаря Лобачевскому появилась геометрия, отличная от геометрии Евклида, которая была названа неевклидова геометрия.
  2. Николай Зинин синтезировал анилин, который стал использоваться в промышленности.
  3. Благодаря Петрову стало возможным использование электрического разряда в разреженном газе и электрические дуги для освещения.
  4. Якоби открыл метод гальванопластики.
  5. Аносов, который проводил исследования в области стали, создал стальные клинки.

Живопись

В русской живописи существовало 2 направления – академизм и реализм.

Самые известные художники-академисты:

  • Иванов;
  • Тропинин;
  • Кипренский;
  • Брюллов.

Самым известным художником-реалистом того времени являлся Федотов. Он писал картины в комедийно-сатирическом характере.

Развитие музеев началось только во второй половине XIX века

Театр и музыка

Отечественный театр только начинал развиваться. Большую роль играли крепостные театры, т. к. многие артисты были из крепостных, Например, Щепкин и Мочалов.

Самые знаменитые композиторы того времени:

Эти композиторы заложили основы русского городского романса.

Архитектура и скульптура

В архитектуре господствовала эпоха классицизма. Петербургский классицизм отличался построением целых ансамблей, которые были едины и гармоничны. Самые знаменитые проекты того времени:

В стиле Московского классицизма строились отдельные здания, а не ансамбли. Самые знаменитые проекты:

  • Большой театр и Манеж Бове;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Матроса.

Современный музей Толстого на Пречистенке тоже был построен в то время по проекту Григорьева.

В Петербурге стали строиться многоквартирные дома, которые в то время назывались доходными.

В 1838 году по проекту Тона построен Большой Кремлевский дворец, а в 1839 году заложено основания Храма Христа Спасителя.

Журналистика

Самые популярные русские журналы в первой половине XIX века:

Литература

  1. Романтизм. Представители данного направления – Жуковский, Рылеев, Кюхельбекер. В ранние годы Лермонтов и Пушкин тоже писали в стиле романтизма.
  2. Реализм. Направление появилось ближе к середине XIX века. Основоположником являлся Пушкин. Другие писатели, создававшие произведения в стиле реализма, – Грибоедов, Тургенев, Лермонтов, Некрасов, Гоголь.

Путешествия и географические открытия

В начале XIX века проводилось множество экспедиций и исследований. Самые важные из них:

Помимо достижения в области географической науки, экспедиции имели значение во взаимодействии с другими народами.

Читайте также: