Конспект урока слово предложение текст 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Тема: Повторение знаний о предложении, тексте, слово.

– закрепление изученного о слове, предложении, тексте.

– развитие умений связной монологической и диалогической речи.

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

II . Формулирование проблемы.

– Расположите эти понятия по принципу матрёшки: какая будет внутри, какая снаружи. Запишите слова в последовательности от меньшего к большему.

– Сформулируйте цель урока повторения.

– Составим план урока.

План ( примерный ).

- Вы знаете, чем является матрёшка?

- Какие ещё символы России вы можете назвать?

- Какой приближается великий праздник, который будет праздноваться не только в России?

- Сейчас мы узнаем ещё об одном символе – символе победы в Вов.

(Раздаются листочки с текстом каждому ученику).

Именно эти автомобили помогли победить гитлеровскую Германию. Недаром их называют автомобили в погонах. По всей стране стоят памятники этому легендарному грузовику! Знай и помни это!

- Каждый из вас получил текст, с которым вы будете работать в группах, переходя от одного стола к другому после выполнения заданий. Таким образом, каждая группа ответит на вопросы по всем темам, которые мы будем повторять. На каждом столе 3 конверта с заданиями. Будут проведены 3 тура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Вы помните, чем кончилась эта сказка?

- Как вы думаете, почему лиса съела колобка? (Выслушиваются все ответы детей)

-Так вот, чтобы этого не случилось, давайте все вместе поможем колобку. Для этого мы совершим путешествие по сказке. Итак, начинаем…

Дети начинают рассказывать сказку по желанию до того момента, как Колобок ушёл из дома.

(Продолжает учитель)

Катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц. Тот ему и говорит:

- Колобок, Колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя!

ІІІ. Задание Зайца. Словарная работа.

- Отгадай загадки, запиши отгадки.

1. Ни окошек, ни дверей-

Полна горница людей. (огурец)

2. Красна девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

3. Днём молчит, ночью ворчит.

Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)

4. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (корова, молоко)

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями.

Учитель: Покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк:

-Колобок, Колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

ІV. Задание Волка. Творческая работа.

Из данных слов составь предложение и запиши в тетрадь.

- солнышко, земля, пригревает, весеннее

- на, почки, набухают, деревья

- воробьи, чирикают, звонко, неугомонные

- весна, долгожданная, пришла

(Перед записью дети повторяют, что такое предложение, как оно оформляется на письме)

V. Индивидуальная работа

Ребенку даются иллюстрации с изображением-солнышко, земля, деревья, воробьи, весна, цветочки.

Эти иллюстрации нужно сложить так, чтобы получилась одна большая картинка.

Собрав картинку учащейся должен составить устно небольшой рассказ и рассказать всему классу.

Физкультминутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.

(Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!

(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)

Учитель: Отдохнул Колобок и покатился дальше. Катится-катится, а ему навстречу Медведь.

-Колобок, колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

VІ. Задание Медведя. Работа по учебнику.

Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Лиса.

- Колобок, колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

Лиса – самая хитрая, поэтому и задание у неё самое трудное.

VІІ. Задание Лисы. Самостоятельная работа.

Озаглавь текст. Расставь, где нужно точки. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в предложениях подлежащее и сказуемое.

Извилистая тр.пинка уводит в лес лучи солнца играют на изумрудных п.лянах под д.ревьями др.жат солнечные зайчики в глазах пестрит от цв.тов над лесом звенят весёлые г.лоса птиц.

Учитель: Ребята, давайте все вместе закончим нашу сказку.

VІІІ. Итог урока.

· Что такое предложение?

· Что такое текст?

· Чему учит нас сегодняшняя сказка?

ІХ. Рефлексия.

Учитель: Нарисуйте на листочках своё настроение после пройденного урока.

Урок русского языка

Тема: Предложение и текст.

Цели и задачи урока:

Закрепить умение оформлять предложение на письме.

Обобщить знания о предложении и тексте.

Развивать у учащихся внимание и речь.

Воспитывать чувство взаимоуважения, помощи окружающим.

Прививать интерес к предмету.

І. Организационный момент.

Снова прозвенел звонок,

Будем сегодня опять

Стараться, писать, сочинять.

ІІ. Вводное слово учителя.

- Вы помните, чем кончилась эта сказка?

- Как вы думаете, почему лиса съела колобка? (Выслушиваются все ответы детей)

-Так вот, чтобы этого не случилось, давайте все вместе поможем колобку. Для этого мы совершим путешествие по сказке. Итак, начинаем…

Дети начинают рассказывать сказку по желанию до того момента, как Колобок ушёл из дома.

(Продолжает учитель)

Катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц. Тот ему и говорит:

- Колобок, Колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя!

ІІІ. Задание Зайца. Словарная работа.

- Отгадай загадки, запиши отгадки.

1. Ни окошек, ни дверей-

Полна горница людей. (огурец)

2. Красна девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

3. Днём молчит, ночью ворчит.

Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)

4. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (корова, молоко)

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями.

Учитель: Покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк:

-Колобок, Колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

ІV. Задание Волка. Творческая работа.

Из данных слов составь предложение и запиши в тетрадь.

- солнышко, земля, пригревает, весеннее

- на, почки, набухают, деревья

- воробьи, чирикают, звонко, неугомонные

- весна, долгожданная, пришла

(Перед записью дети повторяют, что такое предложение, как оно оформляется на письме)

V. Индивидуальная работа

Ребенку даются иллюстрации с изображением-солнышко, земля, деревья, воробьи, весна, цветочки.

Эти иллюстрации нужно сложить так, чтобы получилась одна большая картинка.

Собрав картинку учащейся должен составить устно небольшой рассказ и рассказать всему классу.

Физкультминутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.

(Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!

(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)

Учитель: Отдохнул Колобок и покатился дальше. Катится-катится, а ему навстречу Медведь.

-Колобок, колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

VІ. Задание Медведя. Работа по учебнику.

Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Лиса.

- Колобок, колобок, выполнишь моё задание, отпущу тебя.

Лиса – самая хитрая, поэтому и задание у неё самое трудное.

VІІ. Задание Лисы. Самостоятельная работа.

Озаглавь текст. Расставь, где нужно точки. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в предложениях подлежащее и сказуемое.

Извилистая тр..пинка уводит в лес лучи солнца играют на изумрудных п..лянах под д..ревьями др..жат солнечные зайчики в глазах пестрит от цв..тов над лесом звенят весёлые г..лоса птиц.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Михайлова Елена Михайловна, МБОУ Тацинская СОШ №1, ст. Тацинская Ростовской области

2017 – 2018 учебный год

Цель урока : наблюдение над средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействие друг с другом, формирование представлений о языке как средстве общения.

Планируемые результаты образования.

Предметные : различать основные структурные единицы языка: слово, предложение, текст; знать что такое многозначные слова.

Личностные : осознавать практическую значимость русского языка.

Метапредметные УУД.

Регулятивные : использование знаково-символьное моделирование при составлении схем предложений; формирование произвольной и осознанной речи, отражённой в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого материала.

Познавательные : отбирать речевой материал в соответствии с речевой задачей; умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные : создавать положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность; умение работать в паре, корректно оценивать деятельность партнёра, давать оценку своим действиям.

Оборудование: презентация, словари, этикетка от одежды, задания в виде тестов для групповой работы.

I Организационный момент.

II Повторение изученного материала.

1.Ребята, мы закончили изучать большую тему.

Мы много с вами повторили за этот месяц. Сегодня мы начинаем новую интересную тему, но прежде я хочу проверить ваши знания по пройденному материалу.

2. Групповая работа.

С помощью тестов отгадать ключевое слово. Выписать буквы-ответы.

1) Главный член предложения – это…

2) Что является основой предложения:

Поздно вечером пошёл сильный дождь.

я) сильный дождь

ф) поздно вечером

3) Какой частью речи выражено сказуемое в предложении?

Крупные капли дождя стучали по крыше беседки.

п) прилагательным о) глаголом д) существительным

4) На какой вопрос отвечает подлежащее?

5) Слова, близкие по смыслу – это…

6) Подлежащее в предложении:

Вдруг выглянуло яркое солнце.

7) Какой частью речи выражено подлежащее?

Дети выбежали на улицу.

Как только группы справятся с заданиями, выходят к доске и пишут буквы-ответы на доске. При проверке исправляем ошибки, если они есть. (м, ц, о, о,д, л, ы)

-Какая это единица языка? (предложение)

-Измените место ударения в слове, получится что? мо́лодцы

-Это какая единица языка? (слово)

Слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию называются омографами.

Молодцы наши молодцы!

-Что это? (предложение)

-Почему наши мо́лодцы молодцы́? Можно рассказать одним предложением? (нет)

-С помощью какой единицы языка можно это сделать? (текста)

III Определение темы и целей.

– Как вы понимаете название следующей большой темы:

Итак, с какими единицами языка и речи мы сегодня познакомимся?

Предложение

Эти термины нам уже знакомы, предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, какие выполнять задания?

-Чему мы должны научиться?

-Сегодня мы обобщим знания о слове, предложении, тексте,

Мы будем различать: (3 – й слайд)

Слово и слово-предложение,

слово-предложение и предложение,

предложение и текст.

IV Работа по теме.

Для того, чтобы передать свои мысли и чувства, что ещё мы будем делать? (Рассказывать, описывать,…)

-Чему мы ещё будем учиться? (употреблять многозначные слова в речи)

2 . Упр. 1 (с. 40)

-Сколько слов в этом тексте? (15)

-Назовите любое слово из этого текста.

-Покажите схему слова на доске. _______

Выполнение второго задания. Превратите схему слова в схему слова – предложения.

Слово-предложение I _______ !

Чем отличается слово от слова-предложения?

Предложение I _______ _______ ________ !

-Чем отличается слово-предложение от предложения?

-Чем отличается предложение от текста?

-Почему написанное можно назвать текстом? ( предложения в тексте на одну тему)

4. Устное выполнения упражнения 2 .

Рассматривание этикетки на одежде, принесённой учителем, где тоже есть знаки-символы, с которыми нужно познакомиться перед тем, как носить эту вещь.

5. Самостоятельная работа. Упр.3

-Что у вас написано? (текст)

-Из чего он состоит? (из предложений)

-Из чего состоят предложения? (из слов)

6. Работа с многозначным словом. Упр.4.

Текст читает учитель.

(Снять книгу с полки, снять свитер, снять пейзаж, снять с работы).

-Как называются слова, которые имеют несколько значений? ( многозначные )

-В каком словаре можно найти значение этого слова, в орфографическом или толковом ?

-Найдите в учебнике значения этого слова, а в моём словаре найдёт Владик К.

Выполните задание под пунктом б)

Проверка. В каком значении вы употребили слово?

7. Знакомство с новыми словарными словами. (6-й слайд)

-Снять пейзаж можно с помощью чего? ( фотоаппарата )

-Кто знает, как пишется это слово? Напишите на доске.

-Проверьте, правильно вы написали это слово, глядя на страницу 47 внизу.

-Как называется профессия человека, который фотографирует? ( фотограф )

Запишите эти слова в словарик.

V Обобщение.

Работа в парах. У вас на столе лежит карточка. Восстановите пословицы с помощью стрелок.

Кончил дело – друг и брат.

Слово не воробей, гуляй смело.

Человек человеку вылетит – не поймаешь.

Кончил дело – гуляй смело.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Человек человеку друг и брат.

-Пословицы записаны с помощью слова? (нет)

-С помощью слова-предложения? (нет)

-Почему не текст? (Текст – это тематическое единство. Нет тематического единства – невозможно определить тему, т.е. сказать о чём говорится в тексте, невозможно его озаглавить.)

-Какая из этих пословиц больше подходит к теме нашего урока? ( Слово не воробей, …)

Учитель: не обижайте друг друга, словом можно ранить человека и потерять друга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность обучающихся на формирование понятий об окончании слова, дать определённые знания для дальнейшей практической работы.

Планируемые результаты:

осознавать значимость учения;

Уметь определять свою позицию;

выделять моральное содержание действий и ситуаций.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

осуществлять целеполагание с помощью учителя;

контролировать свою деятельность по результату;

адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные:

уметь сформулировать проблему;

самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений;

Коммуникативные:

учитывать позиции собеседника;

полно и точно передавать информацию собеседникам;

Уметь: - обозначать окончания и находить его.

Знать: - Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- правильный порядок разбора слова по составу (корень, окончание)

Учебно-методическое обеспечение (средства):

Конспект урока ,учебник по русскому языку, раздаточный материал – карточки с заданиями для самостоятельной работы.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос.

-С какой темой познакомились на прошлом уроке?(чередование согласных в корне слова) Сейчас мы поиграем и проверим, как вы ее усвоили.

1) Час, часок, часовщик, часть.

2) Морозный, холодный, мороз, морозить.

3) Вода, водный, водить, водичка.

4)Улететь, полет, летучий, летний.

5)Соринка, сор, сорвал, насорил.

2.Минутка чистописания.

Подобрать к словам однокоренные и записать в тетрадь.

Медведь-

-Выделите корень в словах. Какое правило вспомнили? Подчеркните чередование согласных.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

-Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Улица, на улице, перед улицей, улицу.

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Это однокоренные слова? Почему?

-Корень-неизменяемая часть слова, а что меняется у слов?

-Вы знаете, как называется эта часть? (ответы детей)

-Эта часть слова называется окончанием.

-Сформулируйте тему урока. Какие цели мы поставим?

IV. Открытие нового знания.

1. Понятие об окончании.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)!

-Выпишите словосочетания со словом дача, выделите окончания.( с комментированием)

-Ребята, обратите внимание!

В русском языке не все слова изменяют окончание. Например: пальто, кино, радио, кафе, такси. Не имеют окончание предлоги (на, в, по, для и т.д. , союзы и, а, но, или).

Окончание может быть нулевым. Например, пенал, ученик, трамвай.

-Подберите слова с нулевым окончанием.

2. Работа по учебнику.

Упр.142 с.79- прочитать, выписать выделенные слова, выделяя окончание( по одному у доски с комментированием)

Упр.143 с.79 – списать, выполнить задание к тексту. (проверка 5 тетрадей)

Дополнительное задание: выделить грамматическую основу в последнем предложении.

Проверка: Зачитывает ученик, все остальные делают самопроверку.

-Какая пословица вам понравилась больше всего? Объясните ее значение.

V.Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили

Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали

И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!

(Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

VI.Первичное закрепление.

1.Работа у доски.

-Является ли каждая пара слов словосочетанием? Что нужно сделать? Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1.Самостоятельная работа ( лист с заданием каждому ученику)

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

Читайте также: