Практическая работа слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока : Усвоения новых знаний

Развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные: прививать любовь к чтению, - создавать условия для социального становления каждого ребенка;

- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.

Метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД) : :

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;

Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.

Межпредметные связи Окружающий мир, чтение, математика, музыка

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний

1. – Ребята, что ожидаете от урока, какие задания хотели бы выполнить?

(Вывешиваются на доску вместе с ответами снежинки-желания).

2. Дыхательная гимнастика:

3. Работа с таблицами Шульте (в парах)

-С разной силой голоса (тихо, громко);

- С разной интонацией (Радостно, удивлённо).

6. Проверка домашнего задания.

II. Постановка целей.

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете фамилию автора с творчеством которого будем знакомиться на уроке.

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на (ремне).

2. Не было в доме мышей,

А было много (карандашей).

3. Эй, не стойте слишком близко-

Я. (тигрёнок, а не киска.

4. Правда, дети, я хорош:

На большой (мешок) похож?

5. Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда (помчался) вскачь?

6. Вместо шапки на ходу

Он надел (сковороду).

Вы правильно отгадали кроссворд. Маршак С. Я. именно он автор тех отрывков из стихотворений, которые вы сейчас слышали и отгадывали.

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Определите задачи урока.

(Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое).

III. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Маршаке (презентация)

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)- русский поэт, драматург, переводчик.

Это он придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассеянной, о мастере - ломастере, о глупом мышонке, о мистере Твистере, о даме, которая сдавала багаж с собачонкой…

Да и не перечислишь всего, о чем за многие годы своей работы сумел рассказать ребятам Самуил Яковлевич Маршак.

Маршак всегда был в работе. Он не знал отдыха и перерыва. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков :

Маршака – детского поэта,

Маршака – пишущего стихи,

Маршака – автора пьес для театра,

Маршака – переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака- сатирика. Да, С. Я. Маршак завоевал всенародную славу.

- Родился Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство большой семьи. Начиная с детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был хороший переводчик.

Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями.

Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.

1. Выставка книг С. Я. Маршака (видео)

Знакомство с его произведениями.

2. Чтение текста на стр. 24.(учащимися хорошо читающими)

-Для кого писал С. Маршак?

-Что значит стихи настоящие?

Как автор называет стихи Маршака?

Ребята, а какие стихи вы уже читали?

V.Продолжение работы по теме урока.

2. Чтение стихотворения учителем (аудиозапись).

-Понравилось ли вам стихотворение?

3. Словарная работа

Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске (из толкового словаря).

5. Беседа по содержанию.

-Назовите героев стихотворения. Куда герои собирались, а куда попали?

-Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их.)

-– Почему без грамоты пропадешь? Докажите это словами из текста.

- Какова же главная мысль стихотворения?

6. Выразительное чтение учащимися.

(Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи)

-В каких словах содержится главная мысль? Прочитайте.

7. Выполнение задания на с. 29 учебника.

Найдите слова близкие по значению. Какое слово лишнее?

(Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, ленивец).

8. Творческая работа в парах.

– Выбери из пословиц, записанных на карточке, ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1-ряд. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Лето – припасиха, зима – прибериха.

2-й ряд. Мудрым никто не родился, а научился.

Робкого и тень страшит.

3-й ряд. Учение – путь к умению.

На языке медок, а на уме ледок.

9. Составление сенкана

1. Кот. (Вывешивается картинка кота).

2. (Какой) Сообразительный, умный.

3. Разговаривает, обижается, учит.

4. Умный кот учит лодырей.

-Что узнали на уроке?

- За что похвалили бы себя?

-Исполнились ли ваши желания-снежинки?

С творчеством какого писателя познакомились?

-Какое произведение читали?

Прочитать выразительно стихотворение стр. 26-29. (По желанию выучить отрывок, вопрос 3.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Свердловской области

Конструкт урока по родному языку

Выполнила: Лялина К.В

Методист: Бородина Я.В

Тема: Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением

Тип урока: открытие нового знаний.

Виды урока: комбинированный

Перспективная цель: формировать представление об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: формирования представление о словах, связанных с изменением ударения в процессе смены видов учебной деятельности.

Обучающая: формировать знание о смыслоразличительной роли ударения в словах. умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров в процессе работы с учебником.

Развивающая: развивать восприятие, словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя.

Воспитательная: воспитать интерес к изучению роли ударения в русском языке в процессе беседы с учителем.

Предметные результаты: учащиеся научаться читать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные, литературные сказки) определять языковые особенности текстов, выбирать необходимые справочники, оценивать свои результаты

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, планируют учебное сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: находят информацию в учебнике, приводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы

Регулятивные: по названию темы формулируют цель, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.

Личностные результаты: обучающиеся будут проявлять интерес к изучению прошлого и настоящего русского языка.

Оборудование: комплект компьютерного оборудования, учебник, раздаточный материал

Принципы: деятельности, психологической комфортности, целостного представления о мире, вариативности)

Методы и приемы: практический (извлечение необходимой информации из текстов различных жанров.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (Личностные, предметные, метапредметные)

Организационно-мотивационный

-Проверти готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебники, тетради, пеналы

-приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний и целеполагание

-Вспомните, какую роль может играть ударение, стоящее в словах из русских сказок

У вас на партах лежат карточки, объясните, для чего поставлено ударение в словах из сказок.

1.Девочка вошла в избушку:


-Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?


2.-Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

-Садись покуда кудель прясть.


3. Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а Серый Волк перемахнул через стену-да в сад.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

-Прочитайте на доске пословицы и поговорки.

Не дочитав сказки, не бросай указки.

Хороша книга, да чтец плох.

Хорошую речь хорошо и слушать.

- Какая тема объединяет пословицы

-Какая пословица говорит о том, как важно, чтобы наша речь была выразительной?

-В какой пословице указывается на то, что хорошую книгу можно испортить чтением?

-Какое домашнее задание у вас было?

Учащиеся вспоминают выводы из упражнения 3 на с.104.Если возникает затруднения, учитель просит открыть учебник и перечитать объяснения.

Ударение подсказывает, как прочитать незнакомое слово.

Ударение различает слова, которые пишутся одинаково: дорогой-дорогой

Ударение подсказывает ритм

Читают поговорки и пословицы, сначала про себя, потом один ученик вслух.

Хорошую речь хорошо и слушать

Хороша книга, да чтец плох

Приготовить в группах текст отрывка русской народной сказки, в котором содержатся слова с необычным произношением и ударением.

Открытие новых знаний

- Договоримся о критериях оценивания ваших выступлений.

1.В начале выступления надо сообщить название сказки.

2.Читать отрывок из сказки надо внятно, громко выразительно.

3 .Если ученик запинается, допускает ошибки при чтении — это показатель работы всей группы.

4.В конце выступления надо подвести итог: в каких словах вы обозначали ударение, как узнали это, какими источниками информации воспользовались.

Учащиеся высказываются. Учитель подводит итог

Выразительно надо читать,

Без ошибок не перебивать

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Повторим правила работы в группах.

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен-объясни, почему

3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо

4. Будь внимательным.

5.Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними

6.Говори только по делу

7.Работайте дружно, помогайте друг другу

На столы для работы в группах выкладываются словари.

Учитель организует работу в группах: проверяет подготовленные отрывки сказок, помогает осуществить выбор самого интересного с точки зрения исследования отрывка. В случае затруднений постановки ударения оказывает помощь

-Не кричать, не перебивать, говорить только по делу, помогать друг другу

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен-объясни, почему

3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо

4. Будь внимательным.

5.Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними

6.Говори только по делу

7.Работайте дружно, помогайте друг другу

Работают в группах

Самостоятельная работа

Каждая группа представляет всему классу свою работу

Учитель просит озвучить выставленную оценку, учит детей тактичности (сначала выскажи положительные моменты в выступлении, потом дай в вежливой форме рекомендации)

От каждой группы поочередно выходят представители, читают выразительно отрывок сказки, подводят итог работы по составленному плану

-Какие умения вы совершенствовали на уроке?

Оценивают свою команду.

Умение правильно ставить ударение и произносить слова, выразительно читать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: способствовать воспитанию согласия, взаимопонимания, любознательности; средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова; воспитанию вдумчивого чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки, применение на уроке ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; воспитание согласия, взаимопонимания; формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; умение проявлять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; воспитание вдумчивого чтеца; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; умения планировать и организовывать работу в группах.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Предметные: развитие навыка чтения, правильной литературной речи, дикции, образного и логического мышления; умения анализировать текст; умения работать с текстом басни, выделять жанровые особенности басни; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник.

I. Организация начала урока.

У: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

3) Мотивация к учебной деятельности

У: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу?

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Цель: закрепить орфографические умения.

Задачи: 1. Систематизировать все полученные ранее знания о правописании.2. Развивать внимание к слову, умение писать без ошибок.

- Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока? (Нужно уметь находить орфограммы в слове и решать орфографические задачи.)

II. - Запишите предложение. Обозначьте все орфограммы.

На сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь.

- Запишите слова:

Силач, рассказ, хоккей, снегирь, мяч, гараж.

Задание: определить орфограммы, ответить на вопрос: какие знания и умения применили?

Предполагаемый ответ ученика:

· рассказ – рас – приставка, сказ – корень (строение слова);

· хоккей – слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться орфографическим словарем);

· мяч – пишется без мягкого знака, так как это имя существительное (умение определять части речи);

Вывод. Для грамотного письма необходимо: знать значение слова и его строение, уметь пользоваться орфографическим и этимологическим словарем, уметь определять части речи, знать и уметь применять правило.

III. Прочитайте слова:

Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать, рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд, хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир, снегирь, синица, велосипед, луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь, далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз, шалаш, темнеет, ночной.

Распределите письменно эти слова в четыре столбика с названием способа решения орфографической задачи:

Строение слова.
Рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд.

Орфографический словарь.
Хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир.

Часть речи.
Луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь.

Правило.
Далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз.

Вывод: Чтобы грамотно писать надо: уметь находить все орфограммы, задумываться над значением слов, легко узнавать их строение. Нужно знать признаки слова как части речи, знать и уметь применять правила, уметь пользоваться орфографическим словарем. А также необходимо проверять свои записи.

Читайте также: