Конспект урока мертвые души образы помещиков

Обновлено: 05.07.2024

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы для характеристики образа персонажа;
  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;
  • предполагается, что к окончанию урока воспитанники будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах, приводить примеры, доказывающие ту или иную точку зрения;
  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;
  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;
  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;
  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
  • сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;
  • учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • технология развития “критического мышления”;
  • технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
  • интерактивные методы,
  • межпредметные связи (живопись, обществознание).
  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;
  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;
  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; они приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии кадеты учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;
  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями, являющимися базовыми понятиями блок-темы;
  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам и иллюстрациям к нему известных художников.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Ход урока

Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что. следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши.
Н.В. Гоголь

1. Оргмомент.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

- Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)

Итак, чем, по вашему мнению, нам предстоит заняться на уроке? (Ответы кадет, попытки сформулировать задачи урока)

3. Беседа по проблемным вопросам с опорой на прочитанный текст.

Манилов. (Слайд 13)

(Слайд 14)

- А может быть нам всем сто'ит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?

- Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

(Слайд 15)

Коробочка. (Слайд 16)

(Слайд 17)

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)

Ноздрёв. (Слайд 19)

(Слайд 20)

- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)

- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко? (Слайд 21) Какое место вы отвели бы этому персонажу на этой лестнице пороков?

Собакевич. (Слайд 22)

(Слайд 23)

- Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)

- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой? (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)

- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.) (Слайд 24) Почему всё-таки имеет смысл его оставить на предпоследней ступеньки этой иерархии?

Плюшкин. (Слайд 25)

(Слайд 26)

- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

4. Подведение итогов урока. (Слайд 28)

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право

5. Рефлексия. (Слайд 29)

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока литературы в 9 классе

Дата : 11.02.16.

Учитель : Ткаченко Е.С.

Цели : - воспитание интереса учащихся к творчеству Н.В.Гоголя

через самостоятельную работу по поиску информации об образах,

- работать над развитием устной речи учащихся.

иллюстрации к поэме, портреты помещиков.

… Не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы

и все прочие – вот мёртвые души,

и мы их встречаем на каждом шагу.

1. Орг. момент.

- Добрый день, дорогие ребята .

Символикой заглавия задано противопоставление живого и мёртвого, таким образом, Гоголь хотел донести до читателя мысль о том, что живое как возможность скрыто в мёртвом.

- А какое ещё значение имеет это выражение?

Сегодня мы отправимся вслед за Чичиковым.

5. Образы помещиков в поэме . Просмотр видеоролика.

Беседа по показу видеоролика.

Литературный словарик.

ОБРАЗ

воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира (образы природы, образы городов, образы вещей и т. д.). Образ – одна из основных категорий литературоведения.

- Какое впечатление можно составить о Манилове?

- Как описание обстановки дома помогает понять характер героя?

- Как о нём отзывается автор?

- В чём смысл фамилии Манилова?

- Что показывает на мертвенность и бездуховность Манилова?

(Серые тона, скудость, бесхозяйственность, неопрятность, отсутствие задора, пустые мечты – всюду горки золы из трубки, в книге 2 года закладка на 14 странице. Нет никаких запросов, страстей, увлечений, никакой деятельности.)

Визитная карточка Коробочки

- Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

- Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?

(Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с овощами, «есть яблони и другие фруктовые деревья.)

- Каково значение фамилии Коробочка?

- Что показывает на её мертвенность?

Визитная карточка Ноздрёва

- Почему Н.В.Гоголь называет его историческим человеком?

- Чем отличается Ноздрёв от Манилова и Коробочки?

- Какого хозяйство Ноздрёва?

(Хозяйство запущено, в отличном состоянии у него только псарня. Всё выращенное его крестьянами продаётся на ярмарках по самой выгодной цене, но он может прокутить и проиграть за один вечер.)

- Каково значение фамилии Ноздрёва, с чем она соотносится?

- В чём заключается его мертвенность, ведь он кажется таким жизнедеятельным?

Визитная карточка Собакевича .

- Чем отличается Собакевич от других помещиков?

( Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Вокруг него всё прочно, всего в изобилии. В деревне всё добротно, ценит труд мужиков.)

- Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?

( Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением. Каждая вещь имеет отпечаток его характера.)

- Каково значение фамилии Собакевича?

- Какие детали подчёркивают мертвенность Собакевича?

Визитная карточка Плюшкина

- В чём смысл фамилии этого гоголевского героя?

- Какая деталь в портрете Плюшкина особенно значима?

- Какая деталь в описании дома показывает, что жизнь в доме Плюшкина умерла?

( В доме темно, пыльно, тянет холодом, как из погреба; часы остановились – остановилась жизнь. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон, сухарь от кулича, зубочистка. Бюро, куда он прячет деньги Чичикова, символизирует гроб, где похоронена его душа.)

- Почему Н.В.Гоголь дал биографию только этому герою, рассказав о его прошлом?

( 1. Гоголь показывает процесс деградации человека, но имеет надежду, что его нравственно изменится.

2. Среди помещиков он заражён смертельной болезнью более других.

6. Рефлексия. Итог урока.

- Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В.Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

- Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?

- Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

- К чему нас призывает Н.В.Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

7. Оценивание учащихся .

- Выставление оценок за работу учащихся на уроке: дополнения, ответы на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект (методическая карта) урока по литературе в 9 классе. Включает в себя разные эапы, характерные для урока-обощения и систематизации. Обучающимся предоставляется возможность совместного с учителем аналитического чтения и составления литературно-художественного портрета героя.

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…

Цель: обобщить материал о помещиках в поэме, определить смысл названия произведения, выяснить, почему же образы, созданные Гоголем, живы и по сей день.

1 Слово учителя.

Постановка целей и задач урока. Запись темы.

-Главный герой поэмы П.И.Чичиков посетил нескольких помещиков, живущих недалеко от города Н. Какова цель его визитов?

- А зачем нужны были Чичиковы списки мёртвых крестьян?

2 Образы помещиков.

Чтение эпиграфа. Что же это за герои, посетим их вместе с Чичиковым.

Работа в группах. 25мин.

Класс делится на 5 групп, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:

-усадьба, интерьер в доме,

-ведение хозяйства,

-совершение сделки купли-продажи мёртвых душ.

Каждая группа рассказывает по плану.

3 Обобщение выступлений. Выводы.

После выступления каждой группы делаем обобщение и записываем в тетрадь выводы.

- Попробуем провести параллели между героями. Объедините их в пары по какому-либо признаку.

Манилов и Ноздрёв – расточители, только один мирно сорит трудом крестьян, а другой со скандалами, попойки, карточные игры.

Коробочка и Собакевич – накопители, но Коробочка – мелкое скопидомство, а Собакевич – кулачество в грубой форме.

-А что же скажете о Плюшкине? ( Сама скупость обратилась в расточительство).

-А есть ли какая-то закономерность в порядке изображения помещиков? ( Образы помещиков даны в порядке всё большего оскудения и морального падения.)

- А ведь это дворянство, т.е. лучшие сословие России, на них должна держаться страна. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них одну из разновидностей духовной смерти. В Манилове это равнодушие и беззаботность, в Коробочке –жадность, мелочность, в Ноздрёве- бесшабашность, разгульный образ жизни, в Собакевиче- скупость и невежество. Плюшкин – полная деградация личности.

- Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке списков умерших крестьян. ( Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и полного ничтожества)

4 Параллель с современностью.

-Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? ( мелочного, скупого человека); Ноздрёвым ( дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

Мастерство Гоголя увековечило этих героев.

5.Проверка внимательности чтения.

Выводы сделаны, а теперь проверим внимательность вашего чтения.

Задание: Раздайте предметы их владельцам. Использовать жетоны.

Задание: Дан список блюд, которыми угощали Чичикова владельцы усадеб. Кто угощал Чичикова…

6 Проверочный тест по теме урока.(см. приложение)

Домашнее задание: чтение 7-10 глав, обобщение о чиновниках.

К уроку составлена презентация.

Н.В.Гоголь

Один за другим следуют

один пошлее другого…

План характеристики помещиков. Внешний вид деревни и дома-усадьбы; Описание внутреннего убранства комнат; Описание самого помещика , характер, занятия ; Семья; Ведение хозяйства; Сцена купли-продажи. Проявление с увеличением

План характеристики помещиков. Внешний вид деревни и дома-усадьбы; Описание внутреннего убранства комнат; Описание самого помещика , характер, занятия ; Семья; Ведение хозяйства; Сцена купли-продажи.


Конспект урока по литературе для 9 класса на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" состоит из 5 этапов урока.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с.Сотниково




-Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

-Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

-Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Задачи урока:

формировать умение работать с текстом художественного произведения, выделять из текста необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;

уметь работать с классификационными и систематизирующими схемами и таблицами для характеристики образа персонажа;

способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;

предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и сохранившихся положительных качествах, приводить примеры;

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;

способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет!

Какая разнообразная куча!

Вся Русь явится в нем!

1. Оранизационный момент

В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, представляющих лицо помещичьей России. Раскрывая характеры Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина, автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

2. Мотивация учебной деятельности

Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке:

Манилов (2 глава),

Коробочка (3 глава),

Ноздрев (4 глава),

Собакевич (5 глава),

Плюшкин (6 глава).

-Почему именно так?

3.Работа по анализу образов помещиков.

ОБРАЗ - воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира (образы природы, образы городов, образы вещей и т. д.).

Образ – одна из основных категорий литературоведения.

Класс разделен на 5 групп по 2 человека (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).

На доске висят портреты помещиков (приложение 1), учащимся необходимо их угадать, затем приступить к анализу образов помещиков.

- Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Какие же они, хозяева жизни?

Каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.

Для анализа образов помещиков предлагается план (Приложение 2 – рабочие листы).

1) Портретная характеристика.
2 Изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя.
3) Роль интерьера.
4) Отношение героя к хозяйству, крестьянам, сфера интересов.
5) Речевая манера и отражение в ней характера героя.
6) Отношение к продаже мертвых душ.
7) Каков герой?

После выполнения задания каждый член группы делится информацией с членами группы, обсуждается общий вопрос.

Затем ведущий в группе обобщает весь материал и делится своими знаниями уже со всем классом, учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу “Образы помещиков”.

Когда ведущий последней группы завершит свое выступление, класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях.

Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя (Реализация домашнего задания – представление коллажа об одном помещике).

- Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем?

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизм.

4. Сходство Чичикова и помещиков.

-Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

Работа с таблицей .

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

-Сейчас я каждому раздам таблицу(Приложение 3), которую вам нужно будет заполнить, написать отличительную черту каждого помещика и соотнести эту черту с Чичиковым, как она проявляется у него.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день?

- Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека);

Коробочкой? (мелочного, скупого человека);

Ноздрёвым (дебошира, скандалиста);

Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

- Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе?

Заключительное слово.

Читайте также: