Различение предложений по цели высказывания и интонации 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы выросли, как научились красиво и правильно писать и работать на уроке.

2. Минутка чистописания.

Букву М напишем мы,
В этой букве две горы.
“Милая мама”, “мир” и “Москва”,
Нам очень нравятся эти слова.

Какие родные слова, начинающиеся с буквы М, встретились в этом четверостишии?

Посмотрите, как правильно написать соединение заглавной и строчной буквы М.

Показ на доске. Запись в тетради.

А какие ещё дорогие слова начинаются с этой буквы? Каждый назовёт одно слово, постарайтесь не повторяться.

3. Словарная работа.

Прочитайте записанные слова.
Чем они похожи?
Найдите “лишнее” слово.
Что объединяет оставшиеся слова?

А какой праздник будет завтра в нашем городе? Сколько лет исполнится городу Мурманску?

Вы любите город Мурманск?

На день рождения принято дарить подарки. Вы уже составили красивые поздравления для нашего города, а добросовестная работа на этом уроке будет лучшим подарком для города. Постарайтесь красиво записать слова.

А теперь давайте, разделим их на слоги.

4. Предложение.

А что мы можем составить из отдельных слов?

Что вы знаете о предложении?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Расскажите о повествовательном предложении.

Составьте повествовательное предложение, используя слово мох.

Расскажите о вопросительном предложении.

Составьте вопросительное предложение, используя слово морошка.

Расскажите о побудительном предложении.

Составьте побудительное предложение, используя слово Мурманск.

Если будет предложение восклицательное , то уточнить интонацию.

Скажите, пожалуйста, к какой большой группе живой природы мы можем отнести слова мох и морошка?

Какие ещё растения Мурманска вы знаете?

Я тоже составила предложения, но очень спешила и забыла поставить знаки препинания. Вы мне поможете?

Трудно вырастить в Заполярье дерево.

Ты хочешь видеть наш город красивым и зелёным?

Не ломай деревья и кустарники!

Эти предложения мы запишем по рядам.

А ещё я приготовила запрещающие знаки. Вы догадались, о чём они говорят?

Составьте побудительные восклицательные предложения, используя эти знаки.

5. А теперь поработаем с карточками.

Определите вид предложения по цели высказывания и поднимите нужный знак.

Что за чудо из чудес?
Вдруг на горке вырос лес!
Это скрытое от взгляда,
В гору шло оленье стадо.

Почему автор четверостишия сравнил оленье стадо с лесом?

Кроме домашних северных оленей в тундре сохранилось много диких северных оленей.

6. Составление устного описания.

Посмотрите на картинку и опишите северного оленя. Каким вы его видите?

А теперь немного отдохнём.

У оленя дом большой.
Не пройти дом стороной.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к оленю постучит.
Тук, тук – дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай.
Лапу мне скорей давай.

Вы составили описание оленя.

Хотите узнать о нём побольше?

7. Работа с текстом.

Прочитайте то, что записано у меня на доске. Можно ли назвать это текстом?

Что такое текст? Значит, нам надо найти предложения и поставить знаки препинания.

Необычное животное – северный олень! Как он приспособился к жизни в тундре? Его передние ноги имеют широкие копыта. Ими удобно разгребать снег и откапывать ягель.

А теперь у нас получился текст? Докажите.

Найдите в тексте слова с сочетаниями жи-ши. Какое правило мы знаем?

А кто знает, что такое ягель.

Ягель – это лишайник, которым питается северный олень.

Давайте запишем этот текст. Пропустите одну строчку. На середине следующей строки запишите название текста. Первое предложение записываем с красной строки. Пожалуйста, приступайте к работе. Кто выполнит это задание, поднимите руку. Не забываем о правильной посадке.

Кто быстро выполнит задание – делит слова на слоги.

Молодцы! Я посмотрела, как вы старательно записывали текст о северном олене. А где в городе Мурманске можно увидеть северного оленя?

Правильно, есть праздник Севера, на котором проходят соревнования с участием северных оленей – это гонки на оленьих упряжках. Наш город богат традициями. В этом городе живут и работают замечательные люди. Мурманчане любят свой город и посвящают ему свои песни и стихи.

Давайте послушаем одну из этих песен и полюбуемся красотой нашего города.

Вы славно потрудились на уроке. Но мне хочется, чтобы вы дома составили устный рассказ о нашем городе. В этом вам поможет схема. Пожалуйста, используйте в своём рассказе разные предложения по цели высказывания. А завтра мы подарим нашему городу эти рассказы.

9. Итог урока.

Одна из традиций нашего города – праздничный салют. Давайте и мы зажжем свои звёзды в салюте. Каждый выбирает одну звезду:

Если он работал очень хорошо и научился различать предложения по цели высказывания, то звезда красная.

Если вы старались, но ещё нужна помощь учебника – то звезда жёлтая.

Если вам необходима моя помощь при работе с предложением – то звезда зелёная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык.

Различение предложений по цели высказывания.

Цель : Сформировать представление о различении предложений по цели высказывания.

Планируемые результаты.

1. Различает предложения по цели высказывания.

2. Обозначает на письме предложения разные по цели высказывания с

3. Самостоятельно придумывает предложения.

Все начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Дети проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Комментарий: Запись на интерактивной доске. Коля гуляет во дворе с собакой.

Что вы можете сказать об этой записи?

Комментарий : на доске нарисовать шкалу, на которой будем обозначать "знание" о предложении делениями. Напротив каждого "знания" деления, ставим условные обозначения + -я знаю это, П- нужна помощь.

Что о предложении мы знаем точно?

Это законченная мысль, начинается с заглавной буквы, в конце стоит точка, бывают распространенные и нераспространенные, умеем подчеркивать главные члены предложения.

Постановка проблемы

Комментарий: на доске появляются ещё два предложения.

Коля гуляет во дворе с собакой? Коля гуляет во дворе с собакой!

Слова в предложениях одинаковые, только в конце предложения вместо точки стоят другие знаки.

Значит, что вместо точки можем поставить другой знак.

Целеполагание

Если можем, что должны понять?

Какой смысл закладывается в предложении со знаками ! ? . В чём различие этих предложений?

Поиск решения

Найдите упр №260 Прочитайте. Что скажете?

Это сказка А.С.Пушкина.

Какие знаки и для чего использовал А.С. Пушкин в обращении к царице Лебедь?

, - паузы, . чтобы показать, что предложение закончилось.

!? чтобы показать, что эта мысль особая.

Попробуйте объяснить для чего, с какой целью автор использовал восклицательный знак?

Чтобы передать восторг, радость, сильное чувство.

По отношению к кому?

Прочитайте предложение, выделив это слово интонацией.

Здравствуй, КНЯЗЬ ты мой прекрасный!

Какой ещё знак увидели?

Есть вопросительный знак,

Зачем автор поставил этот знак?

потому, что Лебедь спрашивает князя.

Какие слова помогли это понять?

Что ты тих, чему

Прочитайте предложение с такой интонацией, чтобы было понятно, что Лебедь задает вопрос, спрашивает князя.

Читают предложения с заданной интонацией.

К какому выводу мы пришли?

Предложения разные по цели высказывания. В зависимости от того какую цель ставит автор.

Дети списывают текст в тетрадь.

Давайте перечислим, какие бывают цели высказывания.

Как я обозначу это на письме?

Как я обозначу это в устной речи?

Комментарий: Идет работа с интонацией. Дети индивидуально нарабатывают интонацию, и все вместе.

Проверка способа

Придумайте предложения разные по цели высказывания и запишите их в тетрадь

Дети записывают предложения.

Комментарий: ПУ записывают предложение.

Что мы сегодня поняли на уроке

Что предложение бывает разное по цели высказывания.

На письме обозначается знаками и в устной речи обозначается интонацией.

Проговорите друг другу, что поняли.

Давайте обозначим на шкале, что мы сегодня поняли, узнали новое.

Предложения различаются по цели высказывания. На письме мы обозначаем это точкой, вопросительным или восклицательным знаками

Комментарий: работают со шкалой, на верхней ее границе обозначают новое "знание"

Поставьте, пожалуйста, напротив нового деления, на вершине шкалы, знак + я знаю, что . или П нужна помощь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 763 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2019 601
  • DOCX 19 кбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кудрявцева Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект современного урока с использованием методики интеграции цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ.Урок полностью соответствует ФГОС.

Конспект урока русского языка

учитель начальных классов

Попова Ирина Ивановна

Создание условий для ознакомления и наблюдения за видами предложений, различающихся по цели высказывания и по интонации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Знать виды предложений по цели высказывания и интонации.

Уметь определять и аргументировать виды предложений, ставить знаки в конце предложений.

Метапредметные:

формировать положительное отношение к учению;

принимать мнения одноклассников, исправлять ошибки в доброжелательной форме;

контролировать, оценивать и аргументировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД: Уметь организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей, контролировать процесс и результаты деятельности своей и одноклассников, уметь организовывать свою познавательную деятельность в группе и индивидуально, оценивать свою и коллективную работу.

Коммуникативные УУД: Формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные УУД: Обучать умению анализировать материал путём наблюдения, формировать умение осознавать значимость русского языка для дальнейшего обучения, понимать цель.

Личностные: Ориентироваться в содержании пройденного, самостоятельно делать выводы.

Мотивация к учебной деятельности

На доске девиз урока:

Знание – сила.

- Прочитаем девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (если что-то знаешь, то ты это можешь сделать, использовать в жизни) Знания всегда пригодятся в жизни.

- Я желаю вам сегодня получить новые знания о предложении. Готовы?

- С каким настроением будем получать новые знания? (серьёзным) Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

- Запишите число, классная работа.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

1) Минутка чистописания.

- С чего начинаем урок? (с повторения)

- Как назвать запись на доске? (предложение). Докажите, что это предложение?

- Что такое предложение? (предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу).

- Как оформляется предложение на письме? (предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точку)

- Назовите заглавную букву в этом предложении.

- Минутка чистописания с буквой Зз.

2) Работа со словарными словами.

Слайд: фото – запись слова.

Следующая фотография: пояс – Угадайте. Слово появляется на слайде.

Следующая фотография: янтарь – Угадайте. Слово появляется на слайде.

- Теперь запишите их в тетрадь самостоятельно. (слайд выключен)

- Проверка по образцу на доске – печатный вариант. У кого также? Поднимите руку. У кого ошибка? Исправьте. Что вы должны сделать со словарными словами, чтобы не было ошибок? (выучить их)

- Назовите слово, отвечающее на вопрос кто?(заяц) Что можно составить из слов? (предложение)

Составьте предложение о зайце. (первые 3 человека)

3) Работа с деформированными предложениями.

- Составьте из слов на слайде предложения. Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (переставить слова по смыслу):

Охотиться, пошёл, на зайцев, я.

Выследили, через час, зайца, собаки.

Пошёл я охотиться на зайцев.

Через час выследили собаки зайца.

Берегись, заяц! - закрыто

- Получился у нас текст? Почему? (предложения связаны по смыслу) Как на письме оформляются предложения? Какие знаки препинания стоят в конце этих предложений? (точка)

- Что мы с вами повторили? (что такое предложение)

- Какое сейчас будет задание? (новое)

4) Задание на пробное действие с затруднением.

- Продолжим текст.(открывается предложение: Берегись заяц ) В последнем предложение исчез знак препинания. На карточке спишите предложение и поставьте тот знак препинания, который как вы считаете должен стоять в конце предложения.

- Какие знаки у вас получились? (ответы вывешиваются на доску)

- Почему разные, что вы не знаете? ( какой знак ставить, не писали таких предложений)

- Как называется такое предложение, знаете? (нет, да)

- А можете доказать, почему оно так называется? (сомневаемся)

Выявление места и причины затруднений.

- Какое задание выполняли? (ставили знак в конце предложения)

- Где испытали затруднение? Почему? ( не можем доказать правильно ли поставили знак, как называется это предложение)

- Назвали вид предложения? (нет)

Построение проекта выхода из затруднений.

- Назовите цель урока. Что будем учиться определять? (определять виды предложений)

- Чему будем учиться? (ставить знаки препинания в разных предложениях) Тема урока. Виды предложений. (на доске)

Составим план действий. Что мы должны определить? (виды предложений)

- Что должны выяснить в конце предложения про знаки? (какие знаки препинания ставить в конце предложений)

Работа по учебнику с.5-6 устно

Реализация проекта.

1) Работа в парах по определению вида предложения.

- Какие бывают виды предложений, определите работая в паре

Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

сообщить спросить просить

повествовать узнать побудить к действию

- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу тему. Уточним. Виды предложений по цели (высказывания).

- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? Как называется такое предложение? (повествовательное) Как вы думаете, какой знак препинания ставится в этом предложении? Выберите знак.

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? Как называется такое предложение? (вопросительное) Выберите знак.

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? Как называется такое предложение? (побудительное) Выберите знак препинания.

На доске: Повестовательное ( . )

Вывод: Какие предложения называются повествовательными?

Определяют с какой целью произносятся предложения


И.п. Спина ровная. Руки на пояс.

Если в конце предложения ставите точку – руки на пояс - наклоны вправо-влево.

Если вопросительный знак – плечи вперед, спинку округлить.

Если восклицательный знак – руки вверх, сжимать кулачки.

Трава покрыта росой.

Кто разбил графин?

Как давно всё это было!

Витя пошёл ловить рыбу?

Дорога шла по берегу реки.

- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

- Какое предложение по цели высказывания? Берегись заяц! Докажите. (побудительное, так как оно побуждает к действию)

- Где можно уточнить правило? ( в учебнике) с.5

3) Работа по учебнику: упр. 1 с.7 письменно.

- Определить границы предложений и расставить знаки препинания.

Вывод: Какие знаки препинания ставят в конце повествовательного предложения? (точка) Правильно мы определили? (да)

- Найти побудительные предложения. Докажите.

Вывод: Какой еще знак может стоять в конце побудительного предложения? ( точка) Как отличить побудительное предложение от повествовательного? ( побудительное предложение побуждает к действию, а в повествовательном просто о чем-либо сообщается)

- Выберите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему вы их выбрали?

Вывод: Какой знак препинания ставят в конце вопросительного предложения?

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Какую работу надо выполнить, чтобы проверить себя?

Задание: выпиши предложения в 3 группы по порядку в тетради:

- Чтобы правильно выполнить с.р. что нужно знать? (виды предложений)

- Какие предложения называют повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

А что подарил он дружку? (вопрос.)

Что такое вышина? (вопрос.)

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (повеств.)

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!(побудит.)

Проверка по эталону:

- Если у вас также, ставьте +, если ошибка поставьте рядом знак -

- У кого правильно? У кого ошибки? В чём?


Включение в систему знаний и повторение.

Знаки препинания в вопросительном, повествовательном и побудительном предложениях

Цель: Наблюдать за видами предложений, различающимися по цели высказывания и по интонации, определять виды предложений.

Задачи:
1. Формировать умение работать, опираясь на таблицы, находить ошибки и их исправлять.
2. Формировать умение аргументировать своё предложение, договариваться, находить общее решение.
3. Ориентироваться в содержании пройденного, самостоятельно делать выводы.



Читайте также: