Конспект урока сказка о царе салтане 3 класс 2 урок презентация

Обновлено: 02.07.2024

Задачи урока:

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

3. Работа над сказкой

- Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

- Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

- Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

- Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

- Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

- Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

- Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

- Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. - Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

- Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

- О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

- Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

- С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

- А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

- Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

- Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. - Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

- О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

- Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

- Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

- А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

- Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

- Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
- А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

- А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

- Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

- Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

- А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

- Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

- Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

- Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

- Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

- Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

- Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

- Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

- Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

- О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

- Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

- Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

- Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

- Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

- Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

- Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

- Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

- Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

- Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

- Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

- Кого – к миру зла?

- Каких героев в сказке больше?

- Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

- Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе. Подготовила : учитель начальных классов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения в 4 классе. Подготовила : учитель начальных классов.

Урок литературного чтения в 4 классе. Подготовила : учитель начальных классов Кульчаева Г. М.

Речевая разминка

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре кня.

Физминутка для глаз

Физминутка для глаз

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

ПЛАН I – Выбор невесты II – Обман царя III – Чудесное спасение

ПЛАН I – Выбор невесты II – Обман царя III – Чудесное спасение

Работа в парах и группах 1 группа крещёный мир полотно светлица красная девиц.

Работа в парах и группах 1 группа крещёный мир полотно светлица красная девица к исходу сентября 2 группа сени обвенчался пир честной честные гости оне родин аршин гонец извести 3 группа чудесить грамота сума потужив засмолили вдовица

Царь Салтан добрый доверчивый любит жену царь-отец несправедливый гневный

Царь Салтан добрый доверчивый любит жену царь-отец несправедливый гневный

ИТОГ УРОКА Понравилось ли Вам начало сказки? Хочется узнать, что происходит д.

ИТОГ УРОКА Понравилось ли Вам начало сказки? Хочется узнать, что происходит дальше с героями? Чему учит эта сказка? Какую работу выполняли на уроке? Оцените свою работу на уроке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Самостоятельное чтение на с. 122–127 (до слов «Снова князь у.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 161 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2018 653
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем КУЛЬЧАЕВА ГУЛЬНАРА МАГОМЕДОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школа России Литературное чтение 3 класс Урок 36 Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово

Александр Сергеевич Пушкин

Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.

- К какой сказке иллюстрация?

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкинская сказка- Прямая наследница народной. С. Я. Маршак

-Что понравилось? - Какие чувства остались у вас после чтения? - Хороший ли конец у сказки? Почему?

- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были? - На каком выборе он остановился? Почему? - Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе? Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.

- Какое путешествие пришлось испытать героям? - Куда в итоге приплыли наши герои? -Что заставило Гвидона превратиться в комары? -Как наказал свою тетку Гвидон? -Осуждает ли автор своего героя? - Каким стал царевич во время путешествия? - Опишите место, на котором нашли прибежище герои? -Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? -В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? -О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? -Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз? -О каком чуде рассказала повариха? -О каком чуде рассказала ткачиха?

в художественном произведении: тип, характер героя.

Проверка домашнего задания с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки, дать ему характеристику

Физминутка Изобразите: • Волны на море. • Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу. • Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну. • Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона. • Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. – Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу

Отгадай героев сказки.

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А. С. Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям? Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит. Дай характеристику героям.

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.

Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая.

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.

-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? -Есть ли у вас любимый герой? -Кто он? Почему он понравился?

Сегодня я узнал …. У меня получилось … Было трудно … Меня удивило … Было интересно…. Теперь я умею …

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 161 материал в базе

Материал подходит для УМК

Великие русские писатели

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2017 20732
  • PPTX 21.5 мбайт
  • 2405 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Беляева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подготовлена к уроку 37 методического пособия под редакцией С.В.Кутявиной.

«Сказка о царе

учитель начальных классов

Речевая разминка И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы. От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. — Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк? — Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко). — Прочитайте выразительно.

Речевая разминка

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк?

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).

— Прочитайте выразительно.

Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) Составляем картинный план первой части сказки — На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они? 1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4) Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове.

Чтение 1-й части сказки (с. 92-102)

Составляем картинный план первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

Выборочное чтение

— Есть ли зачин в сказке?

О чем говорит отсутствие зачина?

(Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

С чего же начинается сказка?

Найдите вторую часть. О чём в ней говорится?

Говорится об обмане царя.

Найдите и прочитайте третью часть.

Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти строки?

А каково героям в этом путешествии?

Как вы понимаете эти слова?

Как спаслись герои? Прочитайте.

— Где оказались мать и сын?

(Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее кругом. )

О чем сын подумал, выйдя на волю?

(Он подумал об ужине.)

Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?

(Нет, он делал все как в жизни).

— А какая сцена напоминает волшебную сказку?

(Сцена спа­сения Царевны Лебеди).

Зыбей — зыбь — легкая волна

Клёв — клюв

Прочитаем пятую часть —

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?

Град - город

Колымага — большая старинная телега

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди

Венец — драгоценный головной убор

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?

(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?

(Он захотел увидеть отца.)

Подведение итогов урока — Чему учились на уроке? — О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Читайте также: