Конспект по биологии 7 класс ткани органы и системы органов

Обновлено: 05.07.2024

Показаны системы органов. учащиеся в проссе урока с помощью учителя, презентации и учебника заполняют таблицу.

ВложениеРазмер
organy_i_sistemy_organov_zhivotnyh.rar 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 10. Органы и системы органов животных.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: формирование коммуникативных навыков работы в группе.

Этапы урока, время

Организационный момент (1 мин.)

У. приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Уч-ся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, предъявление учебных задач (5 мин.)

У. проводит биологическую разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала.

Задания биологической разминки

1. Из группы понятий исключить лишнее и объяснить, почему это понятие лишнее.

2. Из предложенных понятий выстроить цепочку: орган, клетка, системы органов, ткань и подобрать соответствующее определение.

У. организует выход на тему урока

У. предъявляет учебные задачи ( цели, поставленные для ученика, в виде задач сообщаются учащимся, поэтому ребёнок, не являясь субъектом целеполагания, становится субъектом целеосуществления )

Уч-ся оказываются в ситуации недостаточности знаний и выходят на тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Уч-ся слушают и осмысливают учебные задачи урока.

Изучение нового материала (решение учебных задач) (23 мин.)

У. организует работу групп:

- на начало работы мальчиков распределяет по группам в качестве командиров (подчёркивает значимость и ответственность данной роли) ;

- объясняет обязанность командира - следить за соблюдением правил, организовывать работу группы и обязанность секретаря, которого выбирает командир, - фиксировать предложения, идеи, делать записи всёго того, что обсудит и решит группа.

- оглашает правила работы в группе, вывешивает на доску, раздаёт командирам ( Приложение 1 ).

- сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (за работу группе после представления результатов выставляется общая отметка, индивидуальные отметки члены группы определяют сами в зависимости от участия в работе по выполнению задания, но не выше общей).

У. организует выполнение учащимися заданий по решению учебных задач

- информирует учащихся о системах органов животных и порядке их изучения на уроке ( «Органы в организме многоклеточных животных образуют системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, половую. Сегодня на уроке мы рассмотрим такие системы органов как пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Каждая группа будет самостоятельно работать над изучением одной из систем органов, а потом результаты своей работы представит всем остальным ).

- даёт информацию об условном обозначении систем органов на схематических рисунках цветом, на стол ставит цветовой символ системы органов, которую группа будет изучать;

Уч-ся слушают учителя и готовятся к работе.

Уч-ся узнают над изучением какой системы органов будут работать.

Слайды 7, 10, 13, 16

- консультирует учащихся по выполнению заданий;

- контролирует время выполнения заданий;

Каждая группа получает распечатку слайда с заданием.

Командиры организуют работу по выполнению заданий и наблюдают за активностью членов группы.

Уч-ся по группам в течение 7-10 мин. выполняют задания.

- помогает учащимся, работающим у интерактивной доски;

- организует фронтальную работу по определению функций изучаемых систем органов ( Приложение 4 )

1-2 ученика от группы переносят выполненное задание на интерактивную доску (перемещение объектов пальцем).

(Соответствуют слайдам PowerPoint 6, 9, 12, 15)

Во время выполнения представителями групп заданий на интерактивной доске остальные учащиеся

  1. в тетрадь перечерчивают таблицу и заполняют первую графу (карточка);
  2. выбирают из предложенного перечня функции рассматриваемых систем органов и записывают их в третью графу таблицы (карточки).

У . организует афиширование результатов работы групп .

- перед тем как группа начнёт представлять на ИД выполненное задание, на слайде презентации демонстрирует само задание;

- предъявляет на слайде презентации PowerPoint образец выполненного задания;

Пищеварительная система – Слайды 6, 7

Дыхательная система – Слайды 9, 10

Выделительная система – Слайды 12, 13

Кровеносная система – Слайды 15, 16

- привлекает учащихся других групп к оценке представленных результатов работы;

- оценивает результаты работы групп, выставляет группе общую отметку;

- организует решение учащимися биологических задач (после ознакомления с пищеварительной и выделительной системами);

Группы представляют выполненные на интерактивной доске задания (изменения сохраняются), дают ответы на вопросы, если они были предусмотрены заданием.

Уч-ся других групп оценивают по образцу полноту и правильность выполнения задания.

Уч-ся отвечают на вопросы, обсуждают ответы, вносят дополнения.

Уч-ся слушают дополнительную информацию, задают вопросы.

Первичное закрепление и обобщениематериала (6 мин.)

У . организует подведение итогов работы

- предлагает выполнить задание: сконструировать предложение из словосочетаний и фраз, которое является выводом о взаимосвязи органов, образующих систему, между собой в связи с выполняемой функцией;

Слайды (ИД) 1-4 или Слайды 7,10,13,16

Уч-ся из предложенных словосочетаний составляют вывод и озвучивают варианты, делают запись в тетради ( при наличии времени ).

Уч-ся отвечают на данный вопрос по каждой из изученных систем органов.

Рефлексия учащихся (3 мин.)

У. задаёт вопросы рефлексии

  1. Решены ли нами учебные задачи, поставленные в начале урока? (Гиперссылка на Слайд 4)
  2. Какие способы решения учебных задач были наиболее интересными и помогли понять, запомнить материал темы, научиться чему-то?
  3. Как вы оцениваете работу своей группы (отношения в группе, активность членов группы при выполнении задания)?

Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии (один из группы озвучивает коллективное мнение или высказываются индивидуально по желанию).

Оценка деятельности на уроке (1 мин.)

Даёт общую оценку работе учащихся на уроке.

Командир согласовывает отметки членам группы в зависимости от активности в работе.

Секретарь записывает отметки на листе и после урока передаёт его учителю.

Домашнее задание (1 мин.)

Уч-ся записывают д/з в дневники, задают уточняющие вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация Органы и системы органов животных.

Предлагаемый тест выполнен на основе презентации. Данную презентацию можно использовать при проверке знаний, при закреплении и обобщении материала.Одиннадцать слайдов презентации содержат вопросы по и.

Контрольная работа. Органы и системы органов живых организмов. 6 класс

Данная контрольная работа содержит разноуровневые задания по вариантам для обобщения и систематизации знаний об органах и системах органов растений и животных. Количество заданий рассчитано на 30 мину.


Проверочная работа "Органы и системы органов" 8 класс

Не сложная проверочная работа. По учебнику Н.И. Сонина и М.Р. Сапина.

Органы и системы органов животных. Презентация.

Материал предназначен для изучения вопросов по теме "Органы и системы органов животных" по программе и учебнику Н.И. Сонина в 6-ом классе.


Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"

Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии.


Презентация к уроку "Органы и системы органов животных"

Презентация и сценарий урока "Органы и системы органов животных".


Органы и системы органов животных
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДАТА 01.02.17 УРОК № 39 КЛАСС 10а,б

Тема урока: Ткани. Органы. Системы органов.

помочь учащимся приобрести знания о тканях; межклеточном веществе; органах и системах органов.

работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений,

привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Вид и форма урока: комбинированный

Оборудование к уроку: презентация Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания

2. Объясните, как вы понимаете выражение:

4. Сравните функции митохондрии и рибосом. В чём заключается противоположность функций этих органоидов клетки. Докажите?

5.Каково строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом?

6.Объясните, может ли клетка существовать без ядра? Ответ обоснуйте.

Заполните в тетради схему:

Химический состав клетки

3.Актуализация знаний

4.Изучение нового материала

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань — это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Эпителиальные ткани (эпителии) образуют внешние покровы животных, снаружи защищая тело от механических повреждений, от проникновения вредных и ненужных веществ и паразитов. Они состоят из одного или нескольких слоёв плотно прилегающих друг к другу клеток. Эпителиями покрыты полости разных внутренних органов, например полости желудка, кишечника, поэтому они выполняют не только защитную, но и многие другие функции.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы — небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей — выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

hello_html_4220776d.jpg

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган — это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная — за газообмен, выделительная — за выведение ненужных веществ из организма, половая — за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

hello_html_3284795d.jpg

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма ( эндокринная система, иммунная система ).

Если тело животного, ведущего подвижный образ жизни, мысленно разделить вдоль, то две части будут зеркальным отражением друг друга: левая и правая половины тела симметричны. Такой тип симметрии характерен для активно передвигающихся животных, и многие органы у них парные, например, парные глаза — левый и правый, парные конечности — левые и правые, парные лёгкие — левое и правое. Однако точное соответствие левой и правой сторон тела — чрезвычайно редкое явление в живой природе. Небольшие отклонения от идеальной двусторонней симметрии — это норма.

У животных, ведущих неподвижный образ жизни или медленно плавающих в толще воды, часто встречается другой тип симметрии — радиальная симметрия.

Сформулируйте основные выводы темы.

1. Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на раз­личные изменения внешней среды.

2. Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани - органы, органы - системы органов, а те - организм в целом.

3. Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиоло­гических функций организма.

4. Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.

5. Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.

6. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.

7. Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигатель­ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.

самооценка5.Подведение итогов:

* общие выводы - учащиеся формулируют выводы урока по вопросам

Что такое кровеносная система, какие сосуды участвуют в работе ссс.

* оценки – выставление оценок

6.Рефлексия: -Что вы узнали нового на уроке?

- Чему научились, изучая основы экологии?

- Где можно применить полученные вами знания, умения и навыки?

7.Домашнее задание: Изучить материал параграфа - для всех учащихся класса;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о понятиях по теме урока.

Задачи: познакомить с навыками и умениями по теме урока и научить пользоваться ими.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Каждая ткань выполняет строго определённую функцию. Выполняемые функции взаимосвязаны со строением. Поэтому ткани отличаются высокой специфичностью.

Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют общее происхождение и развитие, сходное строение и выполняют определённую функцию.

В организме человека выделяют следующие виды тканей:

  • эпителиальную;
  • соединительную;
  • мышечную;
  • нервную.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 244 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2021 478
  • DOCX 17.2 кбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ткани (эпителиальные (эпителии), соединительные, мышечные, нервная), железы, орган, системы органов, типы симметрии; называть типы тканей животных; устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями; характеризовать органы и системы органов животных; приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме; высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма; описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, таблицы; инструктивные карточки, световой школьный микроскоп, микропрепараты животных тканей.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.)

II. Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

1. Типы тканей многоклеточных животных

На прошлом уроке мы рассмотрели строение самой маленькой части живой природы — клетки. Одноклеточные животные состоят из одной клетки, которая выполняет все функции, необходимые для живого организма. Но организмы могут состоять из множества клеток. Сколько клеток во всем организме? Триллионы и больше. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и функциям образуют ткани.

Из тканей состоят органы — части организма, имеющие особое строение и выполняющие определенные функции. Несколько органов, объединенных единой функцией, образуют систему органов, которая позволяет добиться еще более слаженной работы организма. Таким образом, организм можно назвать системой систем.

В организме животных различают четыре основные типа тканей: мышечную, соединительную, эпителиальную (покровную) и нервную. Мы знакомимся с животными тканями, рассмотрев их в микроскоп.

1. Рассмотрите основные части микроскопа (штатив, тубус, окуляр, объектив, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало, подставка) и вспомните их функции.

2. Чтобы определить увеличение микроскопа, посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано “х7”, а на объективе — “х20”. Соответственно, 20 • 7 = 140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз.

3. Мягкой салфеткой протрите линзы окуляра, объектив и зеркало микроскопа.

4. Регулируя зеркало, направьте свет в отверстие предметного столика для освещения микропрепарата и работы с ним.

П.Р. № 1 “Ткани животных”

1. Настройте микроскоп для работы.

2. Ознакомьтесь с инструктивной карточкой.

3. Рассмотрите микропрепарат животной ткани.

4. Определите и запишите в тетрадь увеличение микроскопа.

5. Зарисуйте увиденный в микроскоп препарат.

6. Подпишите название вида ткани, используя инструктивную карточку.

1. Эпителиальная ткань (эпителии) образует внешние и внутренние покровы животных. Снаружи она защищает организм от механических повреждений, от проникновения различных веществ и микроорганизмов. Также из эпителиальных тканей состоят покровы внутренних органов (например, желудок и кишечник). Данные ткани могут образовывать железы, которые выделяют разнообразные вещества (пот, слезы, желудочные соки). Состоит эпителий из нескольких слоев клеток, плотно прилегающих друг к другу. Эти клетки могут быть как кубическими, так и уплощенными.

2. Соединительная ткань выполняет опорную функцию. Эта ткань имеет мало клеток, как правило круглой формы, окруженных большом количеством межклеточного вещества. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и др. Она образует кости, хрящи и сухожилия, придающие телу прочность и участвующие в передвижении, жировую ткань, в которой запасаются питательные вещества. Кроме того, к такой ткани относится и кровь, которая разносит по организму разнообразные вещества, в том числе кислород.

3. Мышечная ткань образует мышцы, которые отвечают за движение, поддерживают форму тела и предохраняют внутренние органы от повреждений. Эта ткань состоит из клеток, сильно вытянутых в длину, а также способных к сокращению и расслаблению. Клетки могут быть как веретеновидными, с одним ядром, так и очень длинными, поперечно исчерченными, с большим количеством ядер. Выделяют две разновидности мышечной ткани: гладкую и поперечно — полосатую. Из мышечной ткани состоят стенки сердца, желудка, кишечника.

4. Нервная ткань образует мозг и нервы. Она обеспечивает согласованную работу всех частей организма, его связь с внешней средой, управляет движениями мышц и поведением организма. Клетки нервной ткани имеют длинные и короткие отростки, благодаря которым они связываются с другими клетками и передают особые электрические сигналы — нервные импульсы.

(На каждой карточке помещен текст с описанием типа ткани, рисунки и фотографии этих тканей.)

Вывод. Многоклеточный животный организм можно рассматривать как совокупность специализированных клеток. Группы одинаково специализированных клеток образуют ткани.

2. Органы и системы органов

С системами органов вы познакомитесь самостоятельно, прочитав п. 2 § 7 учебника и выполнив задание 6 рабочей тетради к параграфу.

(Проверка выполнения задания.)

3. Типы симметрии

— Работая в парах с п. 3 § 7 учебника, определите основные типы симметрии.

(Проверка выполнения задания.)

Среди обитателей морей и океанов встречаются необычные существа, по форме тела не похожие ни на одних наземных животных. Это морские звезды.

(Учитель демонстрирует изображения морских звезд.)

— Как вы думаете, какой у них тип симметрии?

(Ученики высказывают свои предположения.)

На самом деле морские звезды обладают лучевой симметрией. Это разновидность радиальной симметрии.

Некоторые ученые выделяют три типа симметрии:

1) двусторонняя симметрия — расположение органов тела симметрично относительно одной проведенной через него плоскости (человек и все млекопитающие животные, рептилии, амфибии, птицы, насекомые и др.);

2) радиальная симметрия — через центральную ось можно провести несколько воображаемых линий, относительно которых части тела будут расположены симметрично (морские звезды, медузы и др.);

3) асимметрия — изменение формы тела в зависимости от условий окружающей среды (амеба обыкновенная).

Каждый живой организм извлекает определенную выгоду из своего строения. Например, животные с двусторонней симметрией могут свободно передвигаться прямо и поворачиваться во все стороны. А вот морские звезды, обладающие радиальной симметрией, способны ловить добычу со всех сторон. И, наконец, асимметричные организмы прекрасно приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Мы закончили изучение темы “Строение тела животных”. На следующем уроке мы проведем проверочную (контрольную) работу. Прошу вас хорошо к ней подготовиться.

1. Прочитать § 7, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Повторить § 1—6.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: