Мировые водные ресурсы 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 10 Класс 10

Тема: Основные виды природных ресурсов. Водные ресурсы и ресурсы Мирового океана.

Тип урока: формирование новых знаний

Цели: сформировать представление о значении данных ресурсов и проблемах их использования

Образовательная – рассмотрение различий в обеспеченности водными ресурсами разных регионов, поиск путей решения проблемы использования водных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Воспитательная - воспитание экологического мышления, уважения к самостоятельному интеллектуальному труду

Развивающая - развитие картографических навыков, развитие аналитического мышления, умения публичного выступления

Методы и приёмы: репродуктивный, частично-поисковый, картографический

Проверка готовности к уроку

Подготовка учебных принадл

-Какую роль играет лес в нашей жизни?

-Почему сформировались два лесных пояса? Покажите их на карте.

- Для каких стран характерно сокращение площади лесов и почему?

-Назовите страны-лидеры по площади лесов и по площади лесов, приходящейся на 1 человека?

- К какой группе ресурсов относятся лесные ресурсы?

-Мы продолжаем изучение ресурсов планеты.

Тема: Водные ресурсы и ресурсы Мирового океана.

Круговорот воды в природе остановить невозможно, но учёные-экологи призывают нас беречь воду. Почему?

Гипотеза: Вода – исчерпаемый возобновимый ресурс.

Цель: доказать гипотезу.

Записи в тетради

Открытие новых знаний

Слайд 8: первичное закрепление

1. Состав гидросферы. Беседа.

-Рассмотрим состав гидросферы. Проанализируйте, какую долю составляют пресные и солёные воды?

- Всего 0,01 % составляют пресные воды!

2. Проблемы использования водных ресурсов.

- Назовите полноводные реки планеты.

-Какие пустыни вы знаете?

-Какой вывод можно сделать о распространении В.Р.?

-Известно, что за 20 век водопотребление выросло в 10 раз. Почему?

-Сформулируйте вторую проблему использования В.Р.

Предложите свои пути решения данных проблем ( в учебнике есть подсказки)

-Итак, вспомните гипотезу урока. Доказали ли мы с вами, что воду можно исчерпать, но возобновить?

- Найдите на карте водообеспеченные и вододефицитные страны.

3. Ресурсы Мирового океана – тесно связаны с водными ресурсами. Почему?

-Океан – колыбель человечества? Приведите доводы в пользу этого высказывания.

-Назовите виды ресурсов, которые нам даёт океан?

3а) Биологические ресурсы

-Назовите наиболее богатые рыбой районы?

-Почему в умеренных широтах – наибольший улов рыбы?

Что такое марикультура ?

3б) Минеральные ресурсы

-Почему морскую воду называют жидкой рудой?

-Найдите на карте главные районы добычи нефти и газа?

Что такое шельф?

3в) Энергетические ресурсы

-Какие виды электростанций строят на дне океана?

-Вспомните из курса 9 класса единственную приливную электростанцию России.

Поиск в тексте, с.105 уч.

Запись в тетради

Формулируют первую проблему: неравномерность распространения В,Р.

Запись в тетрадь двух главных проблем

1 вариант думает над 1 проблемой, 2 вариант – над второй.

Работа с картой

( М.О – составляет 96% гидросферы).

Работа с картой

Осмысление и закрепление

-Какую долю гидросферы составляют пресные поверхностные воды? Подземные воды? Ледники? Воды Мирового океана?

- Назовите главные проблемы использования водных ресурсов.

- Виды ресурсов Мирового океана.

-Покажите на карте водообеспеченные и вододефицитные страны?

-Что нового вы сегодня узнали? Что вас удивило?

Творческое: создать презентацию о проблемах использования водных ресурсов

Записи в дневники

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 262 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. География природопользования

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2017 2623
  • DOCX 42 кбайт
  • 57 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сарбафиева Мадина Арагалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атласы, мультимедийная установка, таблицы, электронный учебник, мультимедийная презентация, карточки.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

– Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд 3) .

  1. Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.
  2. Объём водных ресурсов.
  3. Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.
  4. Использование водных ресурсов.
  5. Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.

Виды природных ресурсов

______________________ ____________________
_
_
_
__________ ____________
_ _
_
_
_

– Определите место водных ресурсов в классификации. (Они исчерпаемые, но возобновимые).
– Что это значит?

2)

– Чтобы закрепить полученные знания подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы.

– Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.

Вывод:

1. Неравномерность распределения запасов пресных вод.
2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям.
3. Различие в плотности населения.
4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий.
5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости имеющихся отраслей.

4)
– В древности человек использовал – 12-18 л воды в сутки.
В XIX в. – 40-60 литров.
В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров, в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л, Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для физического выживания человеку достаточно 2 литра в сутки. Почему такая разница? Какие отрасли экономики используют воду в своих технологических процессах?

(Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике)

– Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования?

5)
– Перечислите проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим.

Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов.

– Работа по группам.

– Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов.

(Учащиеся думают, выступают )

– А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные.

(на слайде:
1. Экономия на производстве и в быту.
2. Опреснение солёных морских и подземных вод.
3.Переброска речного стока.
4. Оборотное водоснабжение.
5. Транспортировка айсбергов.
6. Строительство водохранилищ.
7. Очищение сточных вод.

III. Закрепление изученного материала

Работа с тестом

– Чтобы проверить насколько вы усвоили материал урока, выполните тест (раздаю тест на листочках).

– Взаимопроверкой проверяем выполнение

IV. Подведение итогов урока

– Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано?

V. Домашнее задание


В ходе данного урока учащиеся узнают, что такое водные и биологические ресурсы, а также смогут оценить их распределение по земному шару.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Водные, биологические ресурсы"

Водные, биологические ресурсы

Вода – это еще один бесценный ресурс нашей планеты. В широком смысле слова под водными ресурсами понимают все воды гидросферы Земли. В более узком значении – водные ресурсы – это воды суши, пригодные для использования в хозяйственной деятельности человека. Общие запасы водных ресурсов на Земле оцениваются в 1390 млн км³, при этом 96% из них – это воды Мирового океана, а 4% - пресные воды, которые наиболее пригодны для хозяйственного освоения. Наибольшая доля пресных вод сосредоточена в ледниках – 2/3 от объема всех пресных вод, а 1/3 составляют пресные подземные воды. При этом поверхностные воды, заключенные в реках и озерах, составляют лишь 0,02% от общих запасов вод гидросферы. В настоящее время они и занимают основную долю водных ресурсов Земли. Однако, следует отметить, что при не изменяющемся объеме пресных вод, их потребление ежегодно растет. Сейчас эта цифра составляет примерно 6 тыс. км³.

Мировые запасы водных ресурсов


Основным потребителем пресных вод является сельское хозяйство. Оно потребляет примерно 70% от всего объема пресных вод. Это в основном безвозвратная вода, которая используется на орошение земли. 20% пресных вод потребляет промышленность, а 10% - коммунальное хозяйство. Однако, ежегодно доля используемых в коммунальном хозяйстве пресных вод растет. Например, среднестатистический житель экономически развитой страны мира ежедневно использует 300-400 литров воды. Все это говорит о том, что в современном мире назревает реальная проблема дефицита пресной воды. Уже сейчас каждый третий житель развивающейся страны испытывает недостаток в питьевой воде, а доступа к чистой воде не имеют около 1 млрд жителей Азии.

Кроме этого, мировые водные ресурсы распределены по территории Земли крайне неравномерно. Так, наибольшей долей в мировом гидропотенциале обладает Азия. На втором месте находится Латинская Америка. Именно в этих регионах сосредоточены одни из главных речных систем мира (например, Янцзы, Брахмапутра в Азии и Амазонка в Южной Америке). Доля Африки и Северной Америки одинакова – 16,4%. Меньшим гидропотенциалом обладают страны СНГ, Европы, Австралия и Океании.

Распределение водных ресурсов


Какие же существуют пути решения проблемы водных ресурсов Земли? В первую очередь, это уменьшение водопотребления некоторых производственных процессов. Например, для выплавки только 1 тонны чугуна в Канаде тратится примерно 130 тыс. л воды, а 1 тонны стали в Германии в электропечах – от 8 до 12 тыс. л. Также большими водопотребителями являются производства синтетического волокна, целлюлозы и бумаги.

Вторым путем решения данной проблемы может служить строительство водохранилищ, которые могут вмещать в себя огромные запасы пресной воды. Наибольшее их число расположено в США, Канаде, России, в некоторых странах Африки и Латинской Америки.

Интересно, что в некоторых странах мира существовали или существуют до настоящего времени многочисленные проекты по территориальному перераспределению речного стока с помощью его переброски. Например, грандиозным проектом по перераспределению стока сибирских рек являлся разработанный в середине прошлого века в СССР план переброски части стока сибирских рек, таких как Оби и Иртыша, в Казахстан и Среднюю Азию с целью обеспечения этих регионов водой. Примерно в это время же китайским лидером Мао Цзедуном была также озвучена идея поворота китайских рек с юга на север, в те районы, которые испытывают недостаток в воде. В настоящее время ни один из проектов так и не был до конца воплощён в жизнь, так как многие ученые считают, что осуществление таких проектов экономически нецелесообразно и нанесёт непоправимый ущерб экологии.

В последнее время наибольшее распространение находят такие пути решения водной проблемы, как опреснение морской воды. Таким путем уже долгое время решают эту проблему в странах Персидского залива, Средиземноморья, Японии. Крупнейшим же опреснителем морской воды является Кувейт. Разрабатываются и проекты буксировки айсбергов Гренландии и Антарктиды в страны, которые наиболее остро испытывают недостаток в пресной воде. Это также в основном страны Персидского залива.

Пути решения водной проблемы


Биологические ресурсы составляют растения и животные планеты, поэтому условно их можно разделить на растительные и животные ресурсы. К растительным ресурсам относят культурные и дикорастущие растения. Среди культурных растений наибольшую долю занимают сельскохозяйственные культуры (пшеница, рис, картофель, кукуруза и так далее).

Биологические ресурсы


Дикорастущая растительность в основном представлена лесной растительностью, которая составляет лесные ресурсы. Лесные ресурсы исчерпаемы, но возобновляемы. При их характеристике обычно используют два понятия: площадь лесов и запасы древесины. Леса занимают 30% площади суши, это примерно 4 млрд га, а мировые запасы древесины составляют 330 млрд м³, которые ежегодно увеличиваются на 5,5 млрд м³. Однако, такие показатели еще не говорят о том, что лесным ресурсам не грозит дефицит. В последнее время огромными темпами увеличивается обезлесение, которое связано со сведением лесов под пашни и пастбища, что в свою очередь, привело к росту эрозии почв и сокращению кислорода в атмосфере.

На Земле прослеживается две лесных зоны: северная и южная. Северная зона расположена в северном полушарии и состоит в основном из хвойных пород. Здесь ведутся главные лесоразработки, а благодаря ведению лесовосстановительных работ площадь лесов в этой зоне не уменьшается. Южная зона расположена в южном полушарии и представлена влажными экваториальными и тропическими лесами, состоящими, в основном, из лиственных пород. Из-за распространенного в этих регионах подсечно-огневого земледелия сведение лесов в этой зоне идет катастрофическими темпами.

Тем не менее, наибольшими запасами древесины в мире обладает Латинская Америка. На ее долю приходится 34% мировых запасов древесины. На втором месте располагаются страны СНГ, наименьшими запасами древесины выделяется Австралия и Океания.

Распределение лесных ресурсов


Если говорить о страновом распределении лесных ресурсов, то по запасам древесины ведущие позиции в мире занимает Россия, Бразилия, Канада, США. По показателю лесистости – Суринам и Белиз (96% территории этих стран покрыто лесом), Папуа-Новая Гвинея (93%), Соломоновы острова (88%), Гайана (84%), Французская Гвиана (83%). В то же время практически безлесными являются такие страны, как Катар, Ливия, Чад, Объединенные Арабские Эмираты и так далее. Распределение лесных ресурсов


Как видно, и водные и биологические ресурсы нуждаются в настоящее время в охране. Только от нас с вами и от наших усилий зависит сохранение пресной воды и биологического разнообразия на земле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: формирование знаний о водных ресурсах мирового океана и проблемы, связанные с их использованием.

Развивающая: формирование аналитических умений и навыков.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к водным ресурсам планеты.

Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.

Планируемые результаты обучения

Личностные

Оценивание смысла и значения экологической деятельности — как собственной, так и других людей — в сохранении природы; использование географических знаний для определения мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; способность приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; умение соотносить систему выработанных ценностей, взглядов, принципов, правил и норм природоохранительного поведения с моделями своего поведения и поведения других людей в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития

Метапредметные

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи обеспеченности регионов и стран мира ресурсами Мирового океана; объяснять, оценивать и прогнозировать явления и процессы использования ресурсов Мирового океана на основе приобретённых географических знаний и умений.

Регулятивные УУД: применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. Коммуникативные УУД: различать в речи другого мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные

Владеть умениями применять географические знания для характеристики видов ресурсов Мирового океана и оценки перспектив их использования в разных регионах и странах мира; сформировать представления и знания об основных проблемах использования ресурсов Мирового океана человеком; объяснять географию размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана по планете; определять особенности размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана и перспективы их использования; анализировать основные проблемы, характерные для Мирового океана

Проверка Д/3. 1)Что такое водные ресурсы? Каковы запасы водных ресурсов?

Здравствуйте, ответьте на мои вопросы. Вспомните: 1. каково значение морей в хозяйственной жизни России? 2. какие из морей, омывающих территорию России, имеют наибольшее промысловое значе­ние? 3. В каких из них ведется добыча минеральных ресурсов? каких?

Ресурсы Мирового океана принято рассматривать отдельно от ресурсов су­ши, хотя они тоже являются минеральными, энергетическими, пищевыми и др. По сравнению с аналогичными ресурсами суши ресурсы океана имеют свою специфику.

Они существенно меньше освоены и изучены по сравнению с ресурсами су­ши. Фактически океан — это новая планета, о которой человек знает пока не слишком много. Ресурсы Мирового океана — это огромный резерв на будущее. Освоение этих ресурсов, возможно, станет важнейшей задачей человечества в начавшемся столетии.

Характеристика ресурсов мирового океана

1. Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается со­вокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирово­го океана. Эти ресурсы представляют ценность в качестве богатых уникальным набором веществ продуктов питания.

Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например, идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бу­маги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродук­тов — это их пищевая ценность.

Рыболовство и китовый промысел бы­ли важным источником пищи для чело­века еще в каменном веке. Но если кито­вый промысел в настоящее время запрещен, то рыболовство — важная отрасль хозяйства многих стран мира (рис. 56). Рыба составляет более 85% используемой человечеством биомассы океана. Все остальные виды морепродуктов (моллюски, ракообразные, водоросли и др.) имеют существенно меньшее значе­ние для населения планеты.

Продуктивность различных акваторий Мирового океана неодинакова (рис. 57). Наиболее богато рыбой прилегающее к материкам мелководье — шельф.

шельфе вода хорошо прогрета и богата кислородом. Она насыщена боль­шим количеством питательной органики, поступающей в океан с суши. Также очень богаты жизнью районы с интенсивным перемешиванием воды, возника­ющим при встрече холодных и теплых морских течений.

Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают более 90% мирового улова рыбы. Важнейшим районом рыболовства, имеющим мировое значение, является Северная Атлантика. Возле берегов острова Ньюфаундленд, где теплое течение Гольфстрим встречается с холод­ным Лабрадорским течением, по некоторым оценкам, вылавливается до 25% всей рыбы. В Тихом океане богаты рыбой воды у берегов Южной Америки. Ис­ключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского мо­рей. Наименее продуктивен Индийский океан (из-за малой площади шельфа) и большая часть Северного Ледовитого океана.

В настоящее время ежегодно в мире добывается около 100 млн т рыбы и дру­гих морепродуктов. Такие масштабы промысла не подрывают рыбные богат­ства океана, но возможности их воспроизводства уже достигли предела. А ведь рыбный промысел из года в год растет. Не за горами тот день, когда начнется истощение, казалось бы, безграничных биологических ресурсов океана. Это, конечно, является серьезной проблемой, решение которой связано с развитием марикультуры. Марикультура — это искусственное разведение морских орга­низмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяй­ства в океане. В самом деле, на суше уже тысячи лет назад состоялся переход от охоты к животноводству, от присваивающего к производящему хозяйству. В океане же человек остается по-прежнему первобытным охотником. Дальней­шее использование биологических ресурсов океана объективно связано с ра­звитием марикультуры.

2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Минеральные ресурсы океана можно разделить на две большие группы: вещества, растворенные в морской воде, и минеральные ресурсы дна океана.

Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находя­щиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины ма­терика, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.

Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней тре­ти XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменно­го угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.

В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являют­ся Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.

Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления железо марганцевых конкреций. Их образование связано с тем, что на боль­ших глубинах многие растворенные в морской воде металлы выпадают в оса­док (железо, марганец, медь, титан, никель, кобальт и др.). Образуются шаро­видные тела размером от нескольких сантиметров до 20—30 см в диаметре. Это и есть конкреции. Их запасы составляют миллиарды, а по некоторым данным, триллионы тонн, но осваивать их пока довольно трудно, хотя уже известны первые пробные попытки извлечения конкреций со дна океана.

3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Энергетические ресурсы океана связаны с движением его вод. Волны, течения, приливные движения можно использовать в качестве источников энергии. Сейчас существуют про-

Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находя­щиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины ма­терика, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.

Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней тре­ти XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменно­го угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.

В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являют­ся Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.

Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления СООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Ъ^^^

екты энергетических установок, использующих энергию течений и волн, но наиболее освоена энергия приливов. Приливные электростанции постро­ены на Атлантическом побережье США и Канады, в Баренцевом море у бере­гов России, во Франции и Китае. Пока их немного. Оценка потенциала при­ливной энергетики только для Баренцева, Белого и Охотского морей показала, что суммарная приливная энергия этих трех морей превышает мощность всех ныне действующих электростанций России! Эта оценка дает представление о возможностях приливной энергетики в масштабах всей на­шей планеты.


ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

1. Ресурсы Мирового океана еще только начинают осваиваться челове­ком.

2. Наиболее освоенным видом ресурсов Мирового океана являются био­логические ресурсы.

3. Дальнейшая перспектива использования биологических ресурсов оке­ана связана с переходом от рыболовства к марикультуре.

4. Минеральные ресурсы океана включают ресурсы дна и ресурсы морской воды.

5. Нефть и газ — основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана.

6. Использование минеральных ресурсов морской воды способно изме­нить ситуацию с дефицитом многих химических веществ.

7. Морская энергетика в настоящее время представлена лишь приливны­ми гидроэлектростанциями.

) на боль-1ют в оса-гся шаро-штре. Это [ данным, известны

ресурсы вижения |уют про-

1. Перечислите виды природных ресурсов Мирового океана.

2. Что такое шельф?

3. Назовите океаны и их части, наиболее обеспеченные биологическими ре­сурсами и минеральными?

Читайте также: