Конспект урока шкалы 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи, внимания.

Воспитательная: способствовать формированию умения высказывать свое мнение; слушать другого; развитию навыков общения, умение оценивать свои знания.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума.

2. Интеллектуальная разминка.

1. Работа по карточкам (6 чел.)

2. Олимпиадное задание.

Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

Ответ: 122 211

3. Актуализация знаний.

Над чем работаем? Что умеем? Кто уверенно себя чувствует? Кому требовалась помощь? Получили её от помощников по учебе?

- Сегодня на уроке мы будем открывать для себя новые понятия, попробуем определить сами тему урока, поработаем с некоторыми приборами, ну и, конечно, будем совершенствовать навык ранее изученного.

На доске с обратной стороны

1 увеличить на 3

На сколько 2 больше, чем 2 ?

Найти сумму 2 и 2

Нам ещё пригодятся наши ответы при знакомстве с новой темой.

4. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы, через подводящий диалог.

Есть ли что-то общее в ряде чисел?

А теперь что изменилось?

132 см 40 кг 3 кг 8 ч

- Как называются такие числа?

- А что такое величина?

- Единицы измерения каких величин вы здесь видите?

Как можем увидеть или определить, чему равна какая-то величина?

- Давайте рассмотрим приборы для измерения величин и попробуем определить, что общего у всех этих приборов?

- Для этих делений и чисел нужно название. Как бы вы назвали?

- Какова же будет тема урока?

Начертите шкалу на полях и оцените свое знание по этой теме на данный момент, затем мы эту работу выполним в конце урока.

- Давайте уточним наши представления о шкале и её значении по учебнику на с.53.

- Как вы думаете, для чего служит шкала?

5. Поиск, открытие нового знания.

-Давайте сделаем вывод, вставим недостающие слова.

Для урока нам необходимо вспомнить известные нам величины и приборы или инструменты для измерения величин.

Кто готов соединить величины и приборы (инструменты) для измерения.

(На доске прикреплены карточки с названиями величин и приборов для измерения величин).

2 этап. Постановка проблемы:

У меня на столе 2 стакана с водой. Как определить, какой водой наполнены стаканы.

Что мы будем определять? (температуру)

Новая ли для вас величина? (пока что на уроках мы с ней не работали).

Гипотезы: /на глаз, потрогать, измерить термометром, макнуть палец/

Как проверить, в каком стакане вода теплее и насколько?

Термометр - прибор для определения температур. (Опускаем термометры для измерения температуры воды в оба стакана одновременно).

Пока термометры определяют температуру воды, послушайте исторические сведения, как появился термометр.

(Просмотр презентации (См. Приложение 1) с комментированием / 1-6 кадр/)

До изобретения такого обыденного и простого для нашей повседневной жизни измерительного прибора как термометр о тепловом состоянии люди могли судить только по своим непосредственным ощущениям: тепло или прохладно, горячо или холодно.

Тысячелетиями люди измеряли температуру, следя за расширением жидкости при нагреве. К XVIII веку было создано более 30 различных шкал. Сравнить по ним результаты измерений было очень сложно.

- В чем нуждались ученые?

(Им необходимо было вывести единую шкалу, мерку для измерения температуры)

ШКАЛА- это мерка с делениями и числами.

На столах у вас лежит маленькая шкала с тремя делениями. Отметьте точкой или крестиком на шкале тот уровень, по-вашему, на сколько вы знаете о шкалах.

В 1742 г. Андрес Цельсий (1701-1744), шведский астроном, предложил стандартную шкалу для измерения температуры. Эта шкала, получившая его имя, состоит из 100 градусов. Каждое деление представляет собой одну сотую разности между точками кипения и замерзания воды.

Прибор для измерения температуры – термометр.

Термометр имеет шкалу, которую образуют деления и цифры.

Шкала помогает определить значение измеряемой величины. (температуры)

Число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы, называют ценой деления.

(Таблица на доске. Первую строку заполняет учитель, остальные во время выступления групп).

Прибор Единица измерения Цена деления
термометр С 1 С

Мы измерили температуру воды.

А что еще можно измерить градусником?

Что можно измерить у человека градусником?

Что можно еще измерить у человека? (вес, силу, рост)

Физминутка:

Сегодня я приготовила для вас новые измерительные приборы: “Ростомер”, “Шагомер”, “Кистемер” и “Локтемер”. По желанию, вы можете измерить свой шаг, кисть, рост и локоть. А результаты сравним на перемене, для этого не забудьте их записать на зеленых листочках.

3 этап. Нахождение информации через работу в группах.

Практическая часть. /Презентация 7 кадр / (См. Приложение 2)

Сегодня у вас на столах находятся различные приборы для определения различных величин, но у них есть, что-то общее.

Что общего у данных приборов вы выясните к концу урока.

Работать будете в группах. Распределите обязанности, старайтесь, работать все. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором.

Докладчик, который будет выступать должен рассказать о своем приборе, что вы измеряли, назвать единицы измерения и цену деления.

Работа в группах.

Итог. Выступление групп. Создание, на основе выступлений групп, новых знаний.

Прибор Единица измерения Цена деления
термометр С 1 С
тонометр Мм.рт.ст. 1 мм.рт.ст.
весы Гр, кг,мгр 1мгр
часы Сек., мин, ч. 1сек, 1 мин
градусник С 1 С

5 этап. Обобщение. /Презентация 13 кадр

Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех?

Что такое шкала?

Из чего состоят шкалы?

Что особенного у каждой шкалы? (цена деления)

Рефлексия.

Что дал вам урок? (Узнали какие бывают шкалы и научились находить единицу деления)

Возьмите карандаш и отметьте, на каком теперь уровне знаний о шкале вы находитесь теперь.

Домашнее задание: дома обсудить с родителями или найти самим в энциклопедиях другие приборы, у которых есть шкалы. Принести картинки, либо нарисовать самим. Завтра урок начнем с конференции, познакомимся с вашими приборами, узнаем, как они работают, что измеряют, какие шкалы у них и проследим за ценами их делений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок математики.docx

Цели :

Развивающая : способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи, внимания.

Воспитательная : способствовать формированию умения высказывать свое мнение; слушать другого; развитию навыков общения, умение оценивать свои знания.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума.

2. Интеллектуальная разминка.

1. Работа по карточкам (6 чел.)

2. Олимпиадное задание.

Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

Ответ: 122 211

3. Актуализация знаний.

Над чем работаем? Что умеем? Кто уверенно себя чувствует? Кому требовалась помощь? Получили её от помощников по учебе?

- Сегодня на уроке мы будем открывать для себя новые понятия, попробуем определить сами тему урока, поработаем с некоторыми приборами, ну и, конечно, будем совершенствовать навык ранее изученного.

На доске с обратной стороны

1 увеличить на 3

На сколько 2 больше, чем 2 ?

Найти сумму 2 и 2

Нам ещё пригодятся наши ответы при знакомстве с новой темой.

4. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы, через подводящий диалог.

Есть ли что-то общее в ряде чисел?

А теперь что изменилось?

132 см 40 кг 3 кг 8 ч

- Как называются такие числа?

- А что такое величина?

- Единицы измерения каких величин вы здесь видите?

Как можем увидеть или определить, чему равна какая-то величина?

- Давайте рассмотрим приборы для измерения величин и попробуем определить, что общего у всех этих приборов?

- Для этих делений и чисел нужно название. Как бы вы назвали?

- Какова же будет тема урока?

Начертите шкалу на полях и оцените свое знание по этой теме на данный момент, затем мы эту работу выполним в конце урока.

- Давайте уточним наши представления о шкале и её значении по учебнику на с.53.

- Как вы думаете, для чего служит шкала?

5. Поиск, открытие нового знания.

-Давайте сделаем вывод, вставим недостающие слова.


Креативный урок разработан с учетом методов и приемов, применяемых в авторской педагогической системы М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ [1].

– развивать коммуникативные качества (умение делать выводы, высказывать свои мысли), практические умения, наблюдательность, расширять кругозор и познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.

№п/п

Блоки урока

Время

Цель

Включение учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, садитесь. Я сегодня урок математики у вас буду проводить я, меня зовут Гульнар Индусовна. Я рада знакомству с вами.

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

- Знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики, вам сегодня пригодятся.

Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе действию и его самостоятельному проектирования;

мотивировать к пробному выполнению и обоснованию;

- В тетрадках запишите, пожалуйста, число, классная работа.

- Умеете писать математический диктант?

(150 : 3 + 200 + 10) : 10

(46 : 2 * 5 + 5) * 10 : 100

(450 + 450) : 9 *100 : 1000 : 10

(7 * 7 + 49) : 2 – 36

(50 + 50 + 150) : 50 : 5

Посмотрите, на стол. Что здесь вам не знакомо?

- Для чего нужен каждый из приборов вы знаете?

- У меня на столе два стакана с водой. Как определить, какая температура воды в каждом стакане?

- До изобретения такого простого, на наш взгляд, прибора, люди могли судить об этом только по своим ощущениям: тепло или холодно, горячо или прохладно. Удобно ли это было?

- Вы правы. Потому что при купании детей, в бассейне обязательно надо знать температуру воды.

- Кто с помощью термометра определит температуру воды в этих стаканах?

- А пока термометры работают, скажите, могли бы мы сделать это с помощью рулетки? Почему?

- Вывод: каждый прибор выполняет свою функцию. Чем они отличаются?

- Для чего нужны эти деления?

- А эти деления везде одинаковы, как вы думаете?

- В конце урока мы попробуем найти ответ на этот вопрос. Задача эта сложная, но я думаю, что вы справитесь.

Содержательная часть программного материала 1

Создать проблемную ситуацию, пищу для ума.

организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности (невозможность использования известных эталонов);

актуализировать знания о приборах со шкалами;

- А вы знаете, что числа могут говорить?

- Как можно полученные ответы превратить в буквы?

- Дети, что это слово означает? Вы его слышали когда-нибудь?

- Шкала похожа на лестницу? Чем?

- Значит, как называются деления на приборах.

- А ещё какие приборы со шкалами вы знаете? Где вы их видели?

- Вернёмся к нашим приборам. Посмотрим, о чём расскажут нам термометры.

- Смогли бы мы определить это на ощущения рук?

-Ребята, а есть ли какая-то связь между изображением на экране и словом, получившимся в тетради?

- Мы можем уже ответить на вопрос: одинаковы ли деления на приборах? Нет. Тогда думаем дальше.

- Скажите, что я должна знать, чтобы точнее определить время, температуру?

А сейчас поработаем в парах. Возьмите белые листочки на середины парты. Что здесь нарисовано?

-Здесь показана шкала спидометра мотоцикла (из учебника стр. 54 № 3). Одинаковы деления? Нет большие и маленькие. Запишите, пожалуйста все числа около больших штрихов этой шкалы.

-Поднимите руки, у кого не получается? А почему, как вы думаете?

-Значит, чтобы выполнить эту работу, мы сейчас что должны понять?

- Возможно, кто-то уже

Понимает, как надо рассуждать?

-Я сделаю Вам небольшую подсказочку: посмотрите на шкалу, изображённую на доске (из учебника, стр. 2 (б) с числа 15.) Все ли деления обозначены цифрами?

- Попробуем обозначить. Какое число первое?

-А что есть между ними?

- Молодцы. Что же сделать, чтобы узнать, чему равно расстояние между соседними делениями?

- Расставьте, правильно мы определили?

- А теперь сможете закончить работу, начатую в парах?

- Проверим? Читайте, какие числа вы записали.

-Я бы хотела с вами составить алгоритм проделанной нами работы. Расскажите мне, пожалуйста.

1. Найти на шкале два деления, под которыми стоят числа.

2. Найти их разность.

3. Определить количество делений между ними.

4.Разделить разность на количество делений.

- Умнички, всё правильно сказали. Теперь возьмите жёлтые листочки. Я бы хотела узнать, координаты точек на шкале (стр. 54 № 5(а). Как будем действовать?

- Молодцы, вы справились с этой работой. А для всех ли точек подходит найденное по алгоритму число?

- Давайте его как-то назовём. Как учёные могли назвать число, которое получается по составленному нами алгоритму?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интеллектуальной разминке я использовала задание олимпиадного характера. На уроке используются раздичные приборы со шкалой. Работая над новой темой, дети совершенствуют навык ранее изученного материала.

Через подводящий диалог обучающиеся самостоятельно выводят тему урока.

В первичном закреплении материала использована практическая работа с приборами.Конспект может быть использован в работе учителями, работающими в 4 классе.

Читайте также: