Конспект урока мамины руки

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить учащихся с новым произведением, учить читать рассказ выразительно, выделять главную мысль рассказа.

2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к матери.

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— контролировать выполнение действий;

— адекватно оценивать результаты своей деятельности.

познавательные:

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— осуществлять поиск информации, понимать информацию, обобщать и систематизировать информацию.

коммуникативные:

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

— контролировать действия партнёра;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, компьютер, экран.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Готовность рабочего места ученика.

  1. Подготовка к восприятию, постановка учебной задачи

— Как понимаете эти пословицы?

— Материнская ласка передается так же и через руки. Мама погладит нас по голове и можем горы свернуть.

— Написал это произведение Борис Александрович Емельянов.

— Давайте познакомимся с автором.

« Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.

-Какие учебные задачи поставим?

Объясняют смысл пословиц.

О чем пойдет речь?

1 ученик рассказывает, остальные слушают.

Ставят цель: познакомимся…, определим…

Первичное восприятие текста

— Давайте познакомимся с произведением. А помогут нам ребята. (Чтение первого отрывка подготовленными детьми по ролям).

— Что хотите сказать по прочитанному?

— Как думаете, что будет дальше?

— Давайте узнаем продолжение с помощью Мастера Слова.

— Что теперь хотите сказать?

— Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Три ученика читают по ролям, остальные следят.

Слушают и следят

Чтение по частям:

1 часть (цепочкой)

— Почему же день был нехороший?

— Для кого он был нехороший?

2 часть (самостоятельно до конца страницы)

— Вторую часть прочитаете самостоятельно, выполнив задание в тпо стр21 №2. Откройте и прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

— Какие слова вы выписали? (слова появляются на доске)

— Что означают эти слова? (работа над лексическим значением)

— Какие вы считаете справедливыми? (делим на две колонки)

3 часть – индивидуальное чтение

— Следующую часть нам прочитает Кирилл.

— Какие руки у мамы по мнению бабушки? Зачитайте.

— Действительно ли у мамы золотые руки?

— Они сделаны из золота? (работа с переносным значением слова)

— Почему бабушка хочет Маши надрать уши, всыпать горячих? Разве она ее не любит?

4 часть – чтение по ролям

— Следующую част прочитаем по ролям. Посмотрите, кто главные герои.?

— Как будем читать слова мамы? Маши?

*После подготовки одна пара у доски

— Действительно ли мама надрала бы Машу?

— Почему они засмеялись?

-Что ты можешь сказать об этой семье?

— Похожа ли ваша семья на эту?Чем?

— Давайте оценим вашу работу в парах. По каким критериям?

2. Умение работать дружно.

— У вас на столах ладошки разного цвета. Оцените себя и поднимите две ладошки ( на доске критерии)

Красная – читали выразительно

Желтая – не выразительно

Зеленая – работали дружно

Синяя – работали не дружно

— Как вы думаете, почему у рассказа такое название?

Отвечают на вопросы

Читают 2 часть, выполняя задания.

Высказывают мнение, доказывая

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу в парах по 2 критериям.

— Какие задачи стояли перед нами на уроке?

— Давайте сформулируем главную мысль произведения?

— Правильно ли автор сделал, что поместил это произведение в этот раздел? Почему?

Отвечают на вопросы.

Оценивание ребят

Домашнее задание : прочитать еще раз произведение и подобрать пословицы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Меню сайта

Минпросвещения Росии
Комитет образования ЕАО
ИПКПР






Методическая копилка

Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Школа: ГУ "Школа - интернат общего типа ОО Бурабайского района"

Дата: 1 4 .03.2017.

ФИО учителя: Большакова Галина Леоновна

Количество присутствующих: _

Количество отсутствующих: _

Цели обучения (для ученика)

Цели обучения (для учителя)

Задачи урока

понять мир переживаний, учиться сравнивать себя с героями произведения.

учиться приёмам технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность

• Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.

• Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

• Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

• Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа. Закрепить навыки разных видов чтения, продолжить работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга.

Языковая цель

Учащиеся могут: совершенствовать речевую деятельность.

Ключевые слова и фразы: мама, любовь, уважение.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: стиль языка- разговорный, литературный.

Предыдущее обучение

Начало урока

1. Организационный момент. Эмоционально- психологический настрой.

Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня на уроке литературного чтения. Ребята, настроение каково? Начнём наш урок, улыбнемся друг другу, ведь мы все друзья!

— А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

Деление на группы по цвету смайлика.

— Давайте вспомним правила сотрудничества :

Ø Осмысливать задания;

Ø Выслушивать мысли каждого;

Ø Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

Ø Не перебивать друг друга;

Соблюдать правило поднятой руки.

1. Становятся в круг.

2.Показывают пальцами, какое у них настроение ( поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное)

Разместились за партами

3. Чтение цепочкой учащимися.

ное оценивание "сигнал рукой"

Стикеры 3 цветов, кюветки на столе (цвет стикера)

2. Проверка домашнего задания

— Ребята, скажите , какой раздела учебника мы изучаем?

— Какие произведения мы прочитали на прошлом уроке? Кто автор?

— Какое было у вас домашнее задание?

Показывают подготовленные иллюстрации, выстраивают сюжетную линию по рисункам.

Али рассказывает .

Рисунки детей,

3. Мотивация к деятельности.

Отгадывание загадки.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша … (мама)

Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужна ее ласка и забота. Мама всегда поймет и простит своего ребенка. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Совсем недавно был праздник. И вы готовили для мам сюрпризы, учили стихи и песни, делали подарки. Давайте вспомним стихотворения о мамах, и посмотрите на экран – там вы увидите тех, кому посвящали эти стихи.

Просмотр презентации о мамах, чтение стихотворений о маме, подготовленных дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить с рассказом Б.Емельянова "Мамины руки", учить выделять главную мысль рассказа, читать рассказ по ролям. Содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса образными выражениями, развивать умение ориентироваться в тексте. Эмоционально вовлечь учащихся в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.

Чтение 3 класс

Тема. Мамины руки. Б.Емельянов

Учить читать рассказ по ролям, выделять главную мысль рассказа.

Содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса образными выражениями, развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста.Эмоционально вовлечь детей в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.

Ход урока

I.Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

-Ребята, отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.(Весна)

-А сейчас какое время года?

-Назовите признаки весны (Тает снег, бегут ручьи, капель, ярче светит солнце, на дорогах лужи, сосульки, проталины, подснежники, ледоход, соловьи, скворцы, грачи.)

Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна.

II. Артикуляционная зарядка.

НА – НА – НА - наступила весна (учитель, хором)

НЕ-НЕ-НЕ – очень рады мы весне

Но-но-но – дарим всем мы вам добро

III.Проверка домашнего задания.

Наглядно-демонстрационный материал (картинки): повар, портниха, летчик, швея, доктор, учитель.

Задание:

Добавить другие профессии, которых нет в стихотворении.

- о каких профессиях говорится в стихотворении, какие лишние на картинках.

- Вспомните строчки, которые выражают главную мысль стихотворения.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Молодцы.

Введение в новую тему

Ребята! Как называется праздник, который будет скоро? (Международный женский день).

Самое прекрасное слово на земле – МАМА. Это слово никогда не напишут с ошибкой. Это слово звучит почти на всех языках одинаково нежно. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют все.

-Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной профессии мам.

V. Подготовка к чтению рассказа.

-Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав только печатные буквы.

М А М И р о Н Ы х п т Р У х ф е К И

- Автор рассказа Б.Емельянов.

VII. в тексте встретятся слова. Объяснить значение слов. Словарная работа.

Чтение этих слов хором по слогам.

сноровиста – ловкая, шустрая, всё получается.

белоручка – человек, который боится работы (не любит работать)

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ – походу чтения

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ – по ходу чтения

VIII .Первичное чтение учителя.С подготовленным учеником.

-Чем Маша обидела свою маму? (вопрос перед чтением) (Своим поведением, поступком.)

-Чем Маша обидела свою маму? Что она ей сказала?

-Кем была мама у Маши? (Ответы детей.)

Ткачиха – работница, которая изготавливает ткань на ткацком станке.

(показ иллюстрации), подбор родственных слов: ткацкий станок, ткачество, ткать, ткач

Это древняя профессия. Раньше ткали вручную, а сейчас специальные современные станки и импортное оборудование.

IX.Работа над трудными словами

КАП-РИЗ-НИ-ЧА-ЕТ РАС-СТА-ВИ-ЛА

У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫ-Е ШЕР-ША-ВЕНЬ-КИ-Е

IX. Физминутка для глаз

X. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Жужжащее чтение.

Даша помогает Роме читать в Букваре- буква М.

-Какое настроение было у Маши с утра?

-Как можно озаглавить прочитанный отрывок? У Маши плохое настроение.

Чтение по цепочке.

-Чем девочке не понравились мамины руки?

Докажите словами из текста. (жесткие, царапаются)

-Как вы думаете, сказав такие слова, обидела она маму?

-Как озаглавим эту часть рассказа? Дочка обидела маму.

-Кто заступился за маму? (бабушка)

-Какими словами она говорит о маминых руках? Разговор внучки и бабушки.

XIV. Чтение продолжения этого рассказа.

-Как озаглавим этот отрывок. Примирение.

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем ( квадрат из пальцев)

Чтоб у дома дверь была (2 ладошки перед глазами)

Рядом чтоб сосна росла (2 руки поднять с растопыренными пальцами)

Чтоб вокруг забор стоял (руками обнять невидимый шар)

Пёс ворота охранял (4 пальца смыкать и размыкать с большим пальцем)

Бегал быстрый паучок (по столу всеми пальцами перебирать)

Солнце было (руки кверху)

Дождик шел (стряхнуть)

И тюльпан в саду расцвел (развести вверх и в стороны).

Чтение по ролям.(отрывок)

Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, к какой части рассказа можно ее отнести?

Прочитаем разговор бабушки и внучки по ролям.

Работа над выразительность.

-Как бабушка говорит строго? Найдите в тексте.

Автор – Саша, бабушка- Даша, внучка – Софья.

XV. Характеристика героев.

-Кто из героев данного рассказа вам понравился? Почему?

-Какие слова подходят к характеру мамы?

- Но мы не поговорили о маминых руках. Найдите в тексте описание маминых рук.

(Вывешиваю на доске слова)

ими сделано добра – на десятерых хватит

Собрать пословицы. (если останется время)

Да, ребята, о мамах наших снято много фильмов, написаны рассказы, стихотворения и пословицы. На доске 3 пословицы, их нужно собрать в единое целое.

При солнышке тепло,… ….конца не знает.

Нет милее дружка,… …при матери добро.

Материнская ласка,… …чем родная матушка.

-прочитать левый столбик, потом правый

-соединить стрелками части пословиц.

XVI. Итог.

-Чему учит этот рассказ? (ценить труд человека, уважительно относиться к людям трудовых профессий.)

Цель: Сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

1. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа.

2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Проблемный вопрос: Чем слово наше в сердце отзовется?

Оборудование: компьютер, проектор.

1. Организация класса.

2. Вступительная беседа.

Слайд 2 с музыкой и изображение женщины и ребенка. Приложение

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь, встаньте. Все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
- Мама.

Слайд 3. Слово это древнее… Презентация

Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов.

…Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной.

- Какие слова тебе говорит мама?

Все дети любят маму рисовать, любят рассказывать о ней. В своих сочинениях вы поделились мыслями, чувствами о них. В ваших работах я прочитала удивительные строки о ваших мамах. (Привожу примеры)

Во время чтения появляются на слайде 4 строчки из сочинений. (Моя мама самая лучшая во всей Вселенной. Мама – мой лучший друг. Заботливая, красивая, ласковая, нежная, любимая)

Учащиеся зачитывают несколько сочинений о своих мамах.

- Сколько добрых слов вы сказали.

Как жаль, что ваших мам нет рядом и они не слышат этих слов.

- Вы хотели бы, чтоб их услышала ваша мама?

- Чем эти слова откликнутся в сердце мамы? (Мама будет радоваться, мама будет улыбаться)

- Вы удивительные дети, вы знаете, как маму сделать счастливой, чем ее обрадовать!

- А героев нашего рассказа слова обрадовали или огорчили?

3. Знакомство с текстом Б.Емельянова, “ Мамины руки”.

Выразительное чтение рассказа учителем и работа над ним.

- А героев нашего рассказа слова обрадовали или огорчили?

- А какие слова огорчили? Докажи словами из текста. (Фу, какие у тебя руки нехорошие, царапаются, жесткие)

4. Обучение выборочному чтению.

- Чем обидела Маша маму? (Неосторожно сказанным словом, грубым)

- А как слова отзовутся в сердце этой мамы? (Обидой)

- Почему так произошло у Маши: не хотела, но обидела маму? (А вспомните, что было утром?) с.40.

Докажите словами из текста.

- Маша сразу осознала, что обидела маму? (Нет, бабушка сказала)

- Чему учила бабушка Машу? (За языком поглядывай). Слайд 6.- В чем мудрость бабушкиных слов? (Надо учиться управлять собой, обращать внимание на свои поступки и слова)

- Почему это так важно? (Словом можно обидеть, ранить, а можно заставить смеяться, радоваться…)

5. Работа с пословицами.

Слайд 7. Пословицы.

- Слово пуще стрелы разит.

- Так думай, чтоб потом раздумий не было.

- Язык-враг: прежде ума глаголет.

- Какая из пословиц больше подходит к рассказу?

Вывод: Каждой пословицей можно выразить суть рассказа.

- Осознала ли Маша, что обидела маму? Докажите строчками из текста.

- Достаточно ли было того, что девочка бросилась к матери, стала целовать и обнимать ее? (Знайте, после ссор с вами у мамы остаются в душе раны, обиды, хотя они нам этого не показывают…)

6. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

- Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова? (Нет)

- А к кому еще также необходимо относиться? (К близким, родным, знакомым)

- То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.

- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.

- Для этого вам необходимо объединиться в группы, найти на ваш взгляд правильное решение, а остальные внимательно слушают, готовятся помочь. (Решение ситуаций)

1. Сережа делал подарок маме, но нечаянно уронил и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей Сережа?

2. Дедушка похвалил Сашу за помощь, а внук ответил: “Ерунда, не стоит благодарности!”.

Почему он так ответил? Что сказал ему дед?

3. Маша заходит в комнату и говорит тихим голосом: “Мама, иди, посмотри, там вода разлилась”. Почему Маша говорит тихим голосом? Что на это скажет мама?

4. Дима очень не хотел вставать утром рано и идти в школу. Он сказал маме: “Я заболел, у меня болит живот”. Мама заволновалась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мальчик маме? Что сделала мама?

5. Юра так спешил показать свой рисунок учителю, что не заметил лежавший на полу ранец Саши, споткнулся и упал… Что сказал Саша? Как отреагировали одноклассники?

- Для того, чтобы не попадать в неприятные ситуации, как необходимо обращаться со словом? (Бережно, осторожно)

7. Работа с иконой.

Слайд 9. Слово это – древнее, свято

- Как вы понимаете, святое? (Возвышенный, идеальный, проникнутый высокими чувствами)

- Святое, это то, что мы почитаем, к кому или чему мы относимся с глубоким почтением, с глубоким уважением и любовью.

Для каждого из нас мама – это то лучшее, единственное и неповторимое, что есть на Земле. Вы с особым чувством относитесь к ним и они в ответ дарят вам свою любовь. Художники увековечили образ матери в картинах и иконах.

На иконе изображена Богоматерь, которая держит младенца Иисуса на руках, и наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. Младенец широко раскрытыми глазами смотрит на мать. В лице матери, в ее больших, задумчивых глазах, в очертаниях сомкнутых губ с большой силой выражена любовь и тревога матери.

Есть в природе знак святой и вещий,
Обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая красивая из женщин-
Женщина с ребенком на руках. (С. Островский).

Что вы взяли с урока?

Чем слово ваше отзовется! Слайд 12

- А мое слово отзовется так: “Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми”.

Читайте также: