Пространственные фигуры конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок математики.doc

Конспект урока

Содержательная линия: Геометрические фигуры

Тема урока: Изображение пространственных фигур

учитель высшей категории

2012-2013 учебный год

Конспект урока

2. Содержательная линия: Геометрические фигуры

Тема урока: Изображение пространственных фигур

дать представление о видимых и невидимых гранях, рёбрах пространственных фигур

учить различать, называть, изображать видимые и невидимые грани пространственных геометрических фигур

формировать пространственное воображение и математическую речь

1) формировать умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (из текста, изображения, модели пространственной фигуры)

2) учить подвергать сомнению и обнаруживать недостоверность, пробелы в полученной информации, находить пути восполнения этих пробелов

3) формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, планировать свою деятельность, адекватно оценивать свои достижения

4) формировать умение анализировать объекты, сравнивать, классифицировать.

5) учиться работать в паре, в группе, сохранять доброжелательные отношения с партнёрами.

1) Минаева С.С., Рослова Л.О. Математика: 4 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2012.

2) Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Математика: 4 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2010.

6. Оборудование урока:

2) Раздаточный материал в виде карточек с изображением, модели пространственных геометрических фигур.

Речь и деятельность учителя

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

Положительный настрой на урок

- Какое у вас настроение?

- Я желаю вам так трудиться на уроке, что бы все получили удовольствие от выполненной работы и от общения друг с другом, настроение в конце урока было хорошим. Я надеюсь, что у нас с вами всё получится и урок будет интересным, познавательным, добрым и весёлым.

II . Актуализация знаний

и формулирование темы урока

-Посмотрите на 1 ряд. Какая фигура лишняя? Почему?

-Какая фигура лишняя во втором ряду?

- Что лишнее в третьем ряду?

-Можете объяснить, что такое развёртка.

-Какая фигура получится из данной развёртки?

- Куб – это какая фигура?

-Все остальные фигуры на рисунке какие?

Учащиеся находят лишнюю фигуру, обосновывая свой выбор

1ряд – круг, нет углов

2 ряд – шестиугольник, все остальные фигуры шестиугольники

3 ряд – развёртка, все остальные геометрические фигуры

Объясняют, что такое развёртка.

- Куб. (или объёмная фигура)

- объёмная или пространственная.

2) Формулирование темы урока.

- О чём будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте содержание учебника, стр. 126.

-Прочитайте те темы, которые мы уже изучили.

- О каких фигурах?

-Найдите и прочитайте тему, которую мы ещё не рассматривали.

-Это тема нашего урока.

3.)Актуализация знаний о пространственных фигурах

- О каких фигурах пойдёт речь сегодня на уроке.

-Назовите пространственные фигуры.

Сравнение пирамид…(существенные и несущественные признаки)

Пирамиды бывают разного вида…

-От чего это зависит?

Работаем в группах по инструкционной карте.

Инструкционная карта (на каждую группу)

1. Вспомните, что такое грань, ребро и вершина у пространственной фигуры.

2. Выберите 1 ученика, который на листе изобразит вашу фигуру (рисуйте черным фломастером)

3.Остальные на модели покажите рёбра синим цветом,

грани зелёным цветом (заштрихуйте),

вершины красным цветом.

Проверка: показать модели найти ошибки.

Рисунки повесить на доску. Легко ли было нарисовать фигуру.

Находят и читают темы уроков.

Учащиеся называют фигуру, которую показывает учитель.

- от того, какая фигура в основании.

Учащиеся работают в группах по инструкционной карте.

1. Вспомните, что такое грань, ребро и вершина у пространственной фигуры.

Можно воспользоваться учебником Математика 2класс,

2. Выберите 1 ученика, который на листе изобразит вашу фигуру (рисуйте черным фломастером)

3. Остальные – на модели покажите:

- рёбра синим цветом,

- грани зелёным цветом (заштрихуйте),

- вершины красным цветом

Учащиеся демонстрируют модели, указывают на ошибки.

III . Работа над темой урока

1.) Постановка проблемы и целей урока

2.) Работа по учебнику.

3.) Практическая работа.

4.) Проверка усвоения и понимания материала.

IV . Упражнения, закрепление.

V. Итог, рефлексия, оценка.

- Лида изобразила две пространственные фигуры. Какие?

- Одного вида пирамиды изобразила девочка?

- Видно это на рисунке?

-Посмотрев на свой рисунок, Лида сама задумалась. Она рисовала две разные пирамиды, но на рисунке этого не видно.

- Что не учла Лида, когда рисовала?

-Чему же будете учиться сегодня на уроке.

2.) Найдите наш урок в учебнике, на какой стр.

Прочитайте статью учебника.

- Какие пирамиды рисовала Лида?

- Что она не изобразила на своих рисунках?

-Посмотрите на фигуру, все ли грани мы видим (показать по-разному пирамиду и спросить какие грани видят, а какие не видят)

-Есть видимые и невидимые рёбра, грани.

Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом, что

надо учитывать, изображая пространственную фигуру.

-Прочитайте, что подчеркнули.

Итак, что же вы узнали, поработав со статьёй учебника.

-Посмотрите, как Костя дорисовал треугольную пирамиду, что он сделал?

- А чтобы получилась четырёхугольная пирамида, сколько рёбер надо было дорисовать? Какой линией?

На своих карточках сделайте, чтобы 1ое изображение было треугольной пирамидой, а второе – четырёхугольной пирамидой. Кто затрудняется, рисунок в учебнике послужит вам образцом.

-В какой пирамиде есть невидимая вершина?

-Обозначьте её буквой Е.

- Сколько граней треугольной пирамиды являются невидимыми?

Сколько невидимых рёбер? Назовите.

-Назовите количество невидимых граней и рёбер у четырёхугольной пирамиды.

1.) Посмотрите, какая фигура изображена.

-Верно ли, она изображена?

-Посмотрите в учебнике, как Костя нарисовал параллелепипед. (на какой странице)

-Какую ещё фигуру нарисовал Костя?

-Чем куб отличатся от прямоугольного параллелепипеда?

1вариант скопируйте куб, 2 вариант - параллелепипед.

Как будете копировать?

- Заштрихуйте невидимые грани зелёным цветом.

- Покажите невидимые рёбра синим цветом.

- Если есть невидимая вершина, обозначь её красной точкой.

Оценивание своей работы знаками.

Найдите № 222. Какая фигура изображена?

-Верно ли, что у этого куба 3 видимые грани?

- Верно ли, что грань KOMN видимая?

- Назовите ещё невидимую грань?

-Верно ли, что у этого куба есть невидимая вершина?

-Верно ли, что ребро ОК видимое?

-Какая фигура у вас на парте.

-Возьмите пирамиду, поверните её так, как она изображена на рисунке в № 224. (Смотрим на грань)

-Сколько граней мы видим. Сколько граней не видим.

-Назовите видимую грань.

-Назовите невидимые грани.

-Прочитайте задание. Что вы должны сделать?

Выполните сначала первый пункт плана.

-Как надо изменить рисунок?

-Если вершина D становится видимой то, что ещё становится видимым?

Разверните пирамиду так, чтобы то, что было невидимым стало видимым. (смотрим на ребро.)

Попробуйте изменить рисунок.

Проверка. Покажи, как ты изменил рисунок.

Кто сделал по-другому.

Оцените свою работу с помощью значков.

-Почему разные могут быть изображения?

Одну фигуру можем изобразить по-разному.

У ребят из № 225, тоже получились разные рисунки.

Найдите № 225. Какой значок стоит у №? Что это значит?

-Работать будете вместе с соседом, т.е. в паре.

-Прочитайте задание. Сделаем только первую часть задания.

Что надо сделать?

Под рисунком карандашом в учебнике подпишите имя ребёнка.

1пара работает у доски.

Проверьте, так у вас получилось. С чем не согласны?

Как смотрел на пирамиду Илья, а Марат?

Оцените свою работу.

1. Итак, чему же учились сегодня на уроке?

Вернёмся к изображениям, которые вы рисовали, работая в группах.

Верно изображены фигуры. Почему допущены ошибки?

Раньше я не умел(а). а теперь я знаю (умею)…

-уч-ся высказывают свои предположения

-уч-ся высказывают свои предположения

Читают статью учебника и отвечают на вопросы.

Читают и подчёркивают.

Учащиеся делают вывод, что есть невидимые ребра, которые на изображении рисуются пунктирной линией.

- провёл невидимое ребро

-три, пунктирной линией.

Учащиеся на карточках дорисовывают пирамиды.

hello_html_m3c72e6c9.jpg

-Три невидимых ребра и две невидимые грани.

Учащиеся анализируют рисунок и находят ошибку.

-У куба грани – квадраты.

Работают в тетради

Учащиеся задают свои вопросы, класс отвечает.

1 грань видим и не видим 2 грани.

Составляют план работы.

Копируют в тетрадь.

Так, чтобы вершина D стала видимой.

-Ребро В D и грани.

Работа в тетради.

1 ученик у доски.

По-разному смотрим на фигуру.

-Определить, чей рисунок.

Выбранный для просмотра документ математика Пространста. фигуры.ppt

18 декабря.

Описание презентации по отдельным слайдам:

18 декабря.


Геометрические фигуры Тема: Изображение пространственных фигур.

Геометрические фигуры Тема: Изображение пространственных фигур.

Изображение пространственных фигур Работаем в группе Инструкционная карта 1.

Изображение пространственных фигур Оцениваем: Я могу похвалить свою группу за…

Изображение пространственных фигур Оцениваем: Я могу похвалить свою группу за…

Изображение пространственных фигур

Изображение пространственных фигур

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур невидимые грани – зелёным цветом невидимые.

Изображение пространственных фигур невидимые грани – зелёным цветом невидимые рёбра – синим цветом - невидимая вершина – красным цветом

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур Оцениваем: ! ?

Изображение пространственных фигур Раньше я не умел (не знал)…, а теперь я ум.

Изображение пространственных фигур Раньше я не умел (не знал)…, а теперь я умею (знаю)…!

Молодцы! Спасибо за работу!

Молодцы! Спасибо за работу!

Краткое описание документа:

Цель: развитие пространственных представлений и конструкторских умений учащихся.

1. Формировать у учащихся понятие и представления о пространственных геометрических фигурах – геометрических телах.

2. Развивать умение сравнивать.

3. Прививать интерес к науке геометрии.

Оборудование: иллюстрации предметов и объектов, содержащих геометрические тела, карточки с названием геометрических тел, чертёж с изображением призмы, конуса, цилиндра, “ромашка” с вопросами, 2 одинаковых набора моделей геометрических тел, изготовленных учащимися на предыдущих уроках, 2 листа ватмана, геометрические фигуры синего и красного цвета.

I. Организационный момент.

Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны, доброжелательны по отношению друг к другу и творчески отнеслись к выполнению заданий.

На предыдущих занятиях мы познакомились с пространственными геометрическими фигурами и отметили, что в жизни нас окружает много предметов, объектов, которые имеют форму геометрических тел.

Сегодня на занятии мы продолжим с вами находить, сравнивать геометрические тела и завершится занятие практической работой. Чтобы начать работу, нам необходимо разделиться на две группы. Я предлагаю вам геометрические фигуры, вырезанные из бумаги двух цветов – красные и синие. Вы выбираете понравившуюся фигуру. Дети, у кого оказались синие фигуры – объединяются в одну команду, а у кого красные – в другую.

III. Повторение основных теоретических понятий.

Задание №1. Работа по иллюстрациям.

а) Внимательно рассмотрите иллюстрации. Каждая группа за 2 минуты должна найти как можно больше различных предметов, объектов, их частей, имеющих форму геометрического тела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

называет пространственные геометрические фигуры, выбирает меры и инструменты для измерения объема, производит измерения кубиками (1 см3).

Материал прошедших уроков:

Пространственные фигуры, объем.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

Эмоциональный настрой

Середина урока

1.Актуализация жизненного опыта.

(К) Математический диктант:

(Записать решение задач в виде выражений)

1.У Кати было 50 копеек. Она купила 3 марки по 9 копеек. Сколько денег у неё осталось?

2. Когда из бидона отобрали 4 банки мёда по 4 кг в каждой, то в нём осталось 18 кг. Сколько килограммов мёда было в бидоне сначала?

3. В хоре было 8 мальчиков и 6 девочек. Дети встали в 2 ряда поровну. Сколько детей было в каждом ряду?

4. Оля прочитала в первый день 24 страницы, а потом ещё 2 дня читала по 9 страниц. Сколько страниц всего прочитала девочка?

5. В первом автобусе ехали 26 пассажиров, во втором – на 4 больше. Сколько пассажиров всего ехало в двух автобусах?

2. Вводное задание на подготовку к изучению нового.

(К) Вспомни названия пространственных фигур. Какая из них похожа на коробку, в которую удобно сложить много маленьких кубиков со стороной 1 см 2 ?


Арман считал так Он посчитал количество кубиков со стороной 1 см 2 в одном слое 5 • 3 =15 кубиков и умножил на количество таких слоев, т.е. на 4.

15 • 4 = 60 кубиков

А как ты считал?

3.Постановка цели (проблемная ситуация). Вводное задание на подготовку к изучению нового.

(П) Работа в паре.

А как можно посчитать объём куба, используя тот же приём? Представь, что в коробку в форме куба со стороной 3 см сложили кубики со стороной 1 см 2 . Расскажи, как будешь считать

4.Работа по теме урока. Открытие нового.

(К) Рассмотри и представь себе единицы измерения объёма. Попробуй найти в окружающей обстановке предметы примерно такого объёма.

1 см 3 = 1000 мм 3 1дм 3 = 1000 000 мм 3

1 дм 3 = 1000 см 3 1 м 3 = 1 000 000 см 3

1 м 3 = 1000 дм 3 1 л воды = 1 дм 3

(К) Физминутка.

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый )

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

5.Первичное закрепление с проговариванием.

(И) Самостоятельная работа.


6. Вырази в указанных единицах измерения.


(Г) Групповая работа.

Попробуй посчитать, сколько кубиков со стороной 1 см поместится в эти коробки. Так ты узнаешь объем в кубических сантиметрах (см 3 ).

(И) Вспомни значения кубов однозначных чисел. Запиши, чему равны значения кубов и квадратов однозначных чисел и числа 10.


(К) Пальчиковая гимнастика.

Закапали капли

(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

(постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра!

(стучим сильнее)

(косточками пальцев выбиваем дробь)

Сверкает молния

(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)

Гремит гром!

(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой

(прячем руки за спину)

А утром снова ярко светит солнце!

(описываем руками большой круг)

(К) Математика в жизни.

Знаешь ли ты, что 1 л воды вмещается в ёмкость кубической формы с ребром 1 дм?



(И) Самостоятельная работа.

Вычисли столбиком. Составь аналогичное задание для своего друга и проверь правильность его выполнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии успеха

Привитие

ценностей

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют ИКТ

Предварительные

знания

Учащиеся могут различать некоторые пространственные фигуры окружающего мира

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.

Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!

В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.

Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.

Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации

Практическая работа (И)

- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)

- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)

- Какой вывод можем сделать?

- Это подтверждение того, что фигуры разные.

Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?

– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.

– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?

Середина урока

Работа в группах

Разделить детей на группы и раздать им объёмные фигуры. Предложить детям вспомнить какие предметы похожи на эти объёмные фигуры

1 группа -цилиндр (изображение стволов деревьев, домов с колоннами, заводских труб и т. п.

2 группа-конус (шишки, сосульки, детские пирамидки и т. п.)

3 группа –шар (изображение мячей, елочных шаров, бусинок и т. п.)

4 группа –пирамида (изображения тетрапакетов для молока, чайных пакетиков в виде пирамиды, египетских пирамид, крыш старинных зданий и т. п.

Выслушайте ответы подопечных. Попросите их определить, какой формы предметы на иллюстрациях. Если учащиеся не знают названия данной формы, попросите их подобрать из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрировать классу.

Сообщите о том, что эти фигуры называются цилиндром, конусом, шаром и пирамидой.

Дать детям название объёмных фигур

- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна

- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.

Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (3D очки)

- Глазки немного устали. Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.

Физкультминутка для глаз.

Найди на картинке здания в форме простран­ственных фигур.

Предложите первоклассникам рассмотреть в учебнике изображение города Астаны и найти на иллюстрации здания, имею­щие очертания изученных форм. Используя интерактивную доску, покажите, как выглядят данные здания в реальности. Проведите мини- викторину: тот, кто найдет на иллюстрации объект определенной формы, поднимает вверх аналогичную геометрическую фигуру из набора или фигуру, которую сам вылепил из пластилина.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные и плоские)

- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.

(И) - Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.

- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.

Закрепление изученного

Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач

На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. Каких фигур больше - плоских или объёмных?

- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)

- Разделим фигуры по группам.

- Сколько плоских фигур?

- Каких фигур больше?

- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться!

Групповая работа.

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? (в строительстве)
– Попробуем и мы поработать строителями. На этой станции построим интересное здание или что-то другое.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Взаимооценивание.

Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Учебник:

Пространственные фигуры, с. 52—53. Рабочая тетрадь:

Ресурсы:

для каждой группы из четырех человек:

• наборы пространственных геометрических фигур;

Просмотр мультфильма про паровозик

Карточка для индивидуальной работы

конструктор

Критерии успеха

Конец урока

5. Итог урока. Рефлексия деятельности. Получение обратной связи.

- Ну, а нам пора возвращаться обратно. А пока будем ехать, обсудим, что нового мы узнали на уроке, чему научились? (повторили знания о плоских фигурах, познакомились с понятиями объёмные фигуры; научились различать плоские и объёмные фигуры)

- Давайте вспомним какие задания мы сегодня выполняли пока путешествовали с Паровозиком.

- Какое задание вам показалось сложным?

- И вот мы вернулись домой. Пришло время прощаться. У вас в конверте остались 3 паровозика (красный, зелёный, жёлтый), перед выходом из класса прикрепите паровозик красного цвета – пока ничего не понятно, вы не усвоили знания об объёмных геометрических фигурах, зелёного – если на уроке чувствовали себя уверенно, и жёлтого, если были затруднения,

- Спасибо за урок! Вы отлично поработали!

Я хочу наградить вас объемными телами-параллелепипедами. Догадались, что за награда? (раздаю маленькие шоколадки). Спасибо за активную работу!
Урок закончен.

Паровозики трех цветов

Критерии успеха

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

К концу урока учащиеся смогут:

• распознавать пространственные фигуры: шар, цилиндр, конус, пирамиду.

Для проверки полученных знаний продемонстри­руйте школьникам объемные фигуры и задайте вопросы:

• Как называются эти фигуры?

• Какие пространственные фигуры вы знаете?

• Какие пространственные фигуры могут перека­тываться? Почему?

Одолела вас дремота… Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:

Вверх, вниз потянись, окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать.

На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.

Мы считали – и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Краткосрочный план урока по математике № 25

*В контексте тем:

Дата: «21.10.16г.

ФИО учителя: Османова Д.А.

Пространственные фигуры

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.3.1.2 различать пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира

Критерии успеха

Межпредметные

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

использования

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

Учащиеся могут различать некоторые пространственные фигуры окружающего мира

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.

Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!

В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.

Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.

Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации

Практическая работа (И)

- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)

- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)

- Какой вывод можем сделать?

- Это подтверждение того, что фигуры разные.

Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?

– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.

– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?

Середина урока

Работа в группах

Разделить детей на группы и раздать им объёмные фигуры. Предложить детям вспомнить какие предметы похожи на эти объёмные фигуры

1 группа -цилиндр (изображение стволов деревьев, домов с колоннами, заводских труб и т. п.

2 группа-конус (шишки, сосульки, детские пирамидки и т. п.)

3 группа –шар (изображение мячей, елочных шаров, бусинок и т. п.)

4 группа –пирамида (изображения тетрапакетов для молока, чайных пакетиков в виде пирамиды, египетских пирамид, крыш старинных зданий и т. п.

Выслушайте ответы подопечных. Попросите их определить, какой формы предметы на иллюстрациях. Если учащиеся не знают названия данной формы, попросите их подобрать из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрировать классу.

Сообщите о том, что эти фигуры называются цилиндром, конусом, шаром и пирамидой.

Дать детям название объёмных фигур

- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна

- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.

Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (3D очки)

- Глазки немного устали. Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.

Физкультминутка для глаз.

Найди на картинке здания в форме простран­ственных фигур.

Предложите первоклассникам рассмотреть в учебнике изображение города Астаны и найти на иллюстрации здания, имею­щие очертания изученных форм. Используя интерактивную доску, покажите, как выглядят данные здания в реальности. Проведите мини- викторину: тот, кто найдет на иллюстрации объект определенной формы, поднимает вверх аналогичную геометрическую фигуру из набора или фигуру, которую сам вылепил из пластилина.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные и плоские)

- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.

(И) - Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.

- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.


Закрепление изученного

Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач

На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. Каких фигур больше - плоских или объёмных?

- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)

- Разделим фигуры по группам.

- Сколько плоских фигур?

- Каких фигур больше?

- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться!

Групповая работа.

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? (в строительстве)
– Попробуем и мы поработать строителями. На этой станции построим интересное здание или что-то другое.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Взаимооценивание.

Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Пространственные фигуры, с. 52—53. Рабочая тетрадь:

Читайте также: