Конспект урока по проектной деятельности 10 класс типология проектов

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

  1. Организационная часть
  2. Актуализация прошлого материала
  3. Новый материал

Особенности современного проектирования

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргумеигированных и доказатеьных решения применилельно к данным ус-ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной). Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые, объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм.

Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:

  • не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации:
  • не считать метод проб и ошибок рациональным;
  • расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
  • стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
  • подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
  • считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.

Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.

Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.

В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящем Стандарте используются следующие термины и определения:

Технический регламент - документ, который принят на основании международного договора Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции. правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

План - конспект урока

Технология. Базовый уровень в 10 классе Урок № 13.

Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг (11ч).

Проектирование в профессиональной деятельности(4ч).

Тема урока: Проектная документация.

План- конспект разработан

Сердополецкой Викторией Владимировной

Дата проведения урока: _____________

2. Тип урока – Урок изучения новых знаний.

3. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

Задачи урока:

Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

6. Формируемые УУД:

Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

7. Оборудование: тетради, карточки, учебные пособия О.А Кожина.

8. Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала.

В настоящем Стандарте используются следующие термины и определения:

Технический регламент - документ, который принят на основании международного договора Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции. правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации

Стандарт организации - стандарт коммерческой, общественной, научной организации, саморегулируемой организации, объединения юридических лиц, разработанный и утвержденный ими самостоятельно, исходя из необходимости его применения для достижения целей .

Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а так же выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.

Проектировщик - физическое или юридическое лицо, непосредственно осуществляющее подготовку проектной документации в установленном порядке.

Руководитель проекта - лицо, ответственное за подготовку проектной документации для конкретного объекта, назначенное приказом руководителя предприятия из числа главных инженеров (архитекторов) проектов. Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений, в том числе на сносимых объектов капитального строительства.

Реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а так же замена (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно - технического обеспечения и сетей инженерно - технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а так же замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задание на выполнение указанных видов работ, представляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет другие функции.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

Первый этап любых строительных работ, кроме некоторых исключений — составление проектной документации. Физлицо, ИП или компания, обращается в уполномоченную организацию для получения четкого плана будущих мероприятий. От правильности составления проекта зависит надежность будущего объекта и возможность его ввода в

эксплуатацию. Иными словами, проектная документация — это ключ к успешному строительству. В ее состав входят документы в текстовом и графическом виде, отражающие технологические, функциональные, архитектурные и иные требования, необходимые для строительных работ, капремонта или реставрации объекта.

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ: ЧТО ЭТО

В ГрК РФ сказано, что проектная документация — это комплект бумаг, содержащих материалы в виде текста и карт (схемных решений), определяющих разные решения для будущего возведения, восстановления или реконструкции сооружения. В состав проекта входит ряд документов, где содержатся сведения в графическом и текстовом виде, приведены необходимые вычисления и дополнительная информация.

Создание проектной документации — это задача строительной компании или другого уполномоченного органа, которая выполняется на основании договора. Субъект, занимающийся оформлением проекта, берет на себя координацию, организацию иные мероприятия по подготовке проекта. Он отвечает за качество предоставленной документации с учетом действующих законов. Параллельно он может выполнять определенные виды работ при наличии такой договоренности с заказчиком и необходимого разрешения. Допускается самостоятельное выполнение работы или привлечение подрядчика.

Составление проекта по сооружениям капстроительства или их восстановлению с возможным влиянием на безопасность ложится на плечи ИП или юрлиц, имеющих необходимые лицензии или свидетельства, подтверждающие наличие допуска к таким работам. Разрешающая документация выдается соответствующими СРО. Иные работы могут выполняться любыми физлицами или компаниями.

Качество готового проекта зависит от ответственности исполнителя и выполнения им действующих техрегламентов и иных правил. Такое лицо вправе самостоятельно выполнить работы по подготовке проекта при наличии соответствующих разрешений.

Проектная документация разрабатывается во всех случаях, кроме работ по отношению ИЖС (строительство, капремонт, восстановление). К таким сооружениям относятся отдельно стоящие объекты, имеющие до 3-х этажей и используемые для проживания одного семейства. Строительная компания по личной инициативе может оформить проект для ИЖС во избежание ошибок при строительстве.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Заказчик и исполнитель должны понимать, что конечная цель проектной документации — исключение ошибок в строительных работах, обеспечение эффективного управления и гарантирование взаимодействия всех элементов здания и коммуникаций. Кроме того, оформление проекта необходимо с позиции законодательства, поэтому избежать составления такой документации не выйдет (кроме редких случаев для ИЖС).

Перед непосредственным оформлением бумаг проводятся предпроектные работы, которые преследуют такие цели:

Анализ местности и возможности выполнения поставленных задач в определенных условиях.

Определение реальных угроз и трудностей, с которыми придется столкнуться при воплощении проекта в реальность.

Определение расходов на составление проекта и ориентировочной цены.

Иными словами, проводится работа по обоснованию строительства, капремонта или восстановления сооружения. Определяется инвестиционная привлекательность, актуальность запланированных мероприятий. Проект составляется при получении позитивных выводов.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Законодательство выделяет несколько типов проектов, которые отличаются подходами и объектами, в отношении которых они разрабатываются. Выделим главные виды проектной документации:

Индивидуальное проектирование — работа, которая проводится с использованием методов и средств применительно к определенному сооружению.

Создание проекта экономической информационной структуры. Подразумевает возведение новых или восстановление уже существующих систем. Требует отлаженности в действиях и выполнения полного комплекса работ.

Типовое проектирование — разбивка системы на ряд элементов, ее отнесение к разным типам и создание для каждого их элементов окончательного проекта. Принцип разбивки системы на части может быть разным в зависимости от применяемого вида проектирования.

Также выделяется макетирование информационных систем и моделирование предметной области. Углубляться в такие виды проектирования не будем, ведь они используются редко и не касаются классического проектирования.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Проект считается одним из главных документов, который используется строительной компанией на всех этапах возведения (реконструкции, капремонта) объекта. Во избежание ошибок в него должен входить полный комплекс графической и текстовой информации, необходимой для решения поставленных задач.

Состав проектной документации:

Генплан — графическое изображение общей площади строительных работ. На чертеже видны проектированные сооружения, элементы благоустройства и топография участка (при необходимости).

Общие чертежи. В эту группу входит графическое отображение поэтажных планов, фасадов, разрезов зданий. На чертежах можно увидеть расположение техники и коммуникаций, их связь, маркировку и габариты. Чертежи особенно актуальны при выполнении работ по созданию канализационных и водопроводных систем, обустройству отопления и вентиляции.

Чертежи мелких узлов. Наиболее сложные детали требуют более углубленного изучения. На схеме указываются размеры деталей и элементов объекта, сечение, спецификация и иные сведения.

Пояснительная записка. В состав проектной документации входит подробная справка об объекте — назначение, внешнее оформление, внутренне обустройство. Указываются главные особенности, технические параметры, назначение. В пояснительной части приводятся данные по экономическим, общественным и иным аспектам деятельности.

Паспорт — упрощенная схема объекта с небольшим описанием и указанием технических параметров.

Расчеты. В состав проекта входят вычисления, касающиеся вопросов устойчивости к землетрясениям, аэродинамическим, тепловым и гидравлическим нагрузкам. Прописываются параметры сооружения и его компонентов в зависимости от расчетной информации.

Смета — документация, рассматривающая расходы на выполнение строительных работ. Этот раздел не входит в состав технической документации, но является обязательным элементом любого проекта. Без расчетов затрат организовать строительство, капремонт или реконструкцию невозможно.

РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Выше рассмотрен общий состав проекта, но сам документ состоит из нескольких частей. Выделим главные разделы проектной документации:

пояснительная записка (ПЗ) с исходной информацией;

схема планировки ЗУ (ПЗУ), изготовленная с учетом требований ГПЗУ;

архитектурные решения (АР);

конструктивные (в том числе объемно-планировочные) решения (КР);

данные об инженерной технике, список инженерно-технических мероприятий — по водоснабжению, электроснабжению, водоотведению, вентиляции, связи, газоснабжению, технологических решениях;

проект организации строительных работ (ПОС);

проект по сносу (демонтажу) сооружений капстроительства (ПОД);

список мероприятий по защите окружающий среды (ООС);

перечень мер по пожарной безопасности (ПБ);

мероприятия по обеспечению доступа для инвалидов (ОДИ);

требования, касающиеся безопасного применения объекта капстроительства (ТБЭ);

смета на работы (СМ);

меры по энергетической безопасности, освещению, учету (ЭЭ).

Иногда в проект входят и другие разделы проектной документации — по гражданской обороне (ГОЧС), по промышленной безопасности (ДПБ), по защите гидротехнических сооружений (ДБГ). Конечный состав зависит от типа объекта, пожеланий заказчика и требований законодательства по отношению к конкретному сооружению.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Проектирование представляет собой комплекс мер, направленных на оптимизацию процесса строительства (капремонта, восстановления) для защиты от ошибок и повышения надежности готового объекта. Разработка проектной документации проходит в несколько этапов:

Изучение эскизов и их использование для детализации элементов объекта. Создаются чертежи, делаются разрезы, рисуется схема крыши и подвальных частей.

Подготовка плана коммунальных сетей и благоустройства.

Оформление сметы. Если речь идет о крупном сооружении, делаются помесячные и общие расчеты.

Описание техусловий. Описываются работы по созданию котлованов, возведению стен, сварке, разборке, утилизации и т. д.

Передача документов для экспертизы (утверждение проектной документации). Работа выполняется в уполномоченных органах (государственных или негосударственных). Процесс занимает много времени, поэтому для ускорения можно передавать проект по частям.

На завершающем этапе оформляются пояснительные записки для строителей. Их цель состоит в облегчении их работы и защите от вероятных ошибок в процессе возведения объекта.

СТОИМОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Строительный рынок наполнен компаниями, предлагающими услуги по созданию проектов. Только на территории Москвы насчитывается больше 2000 таких организаций, многие из которых имеют небольшие размеры и минимальный штат сотрудников (не больше 10). Стоимость проектной документации в каждой из таких структур отличается, а при определении цены учитываются такие факторы:

Назначение сооружения. Для каждого объекта применяются разные коэффициенты расчета цены (по отношению к квадратному метру).

Характеристика здания. Многое зависит от типа конструкции, сложности форм, площади и количества этажей. Если объект имеет высоту или ширину больше 100 м, а глубину свыше 15 м, он входит в группу уникальных.

Сложность инженерных сетей. Требования с каждым годом меняются, повышается сложность подведения и изготовления коммуникаций. Этот параметр сильно влияет на цену, поэтому его нужно учесть в первую очередь.

При определении цены проектные компании используют следующие методы:

Анализ местных расценок. В этом случае сравниваются тарифы других организаций.

Расходы на трудозатраты.

Рыночные цены. Для такого варианта характерно проведение тендера и определение среднего ценового уровня.

Отсутствие четких границ в стоимости заставляет заказчика исследовать рынок и выбирать подходящий вариант. Но не стоит гнаться за дешевизной, ведь в такой ситуации высок риск нарваться на низкое качество работ. Многие доверяют проекты фрилансерам, но такие люди ни за что не отвечают, а готовые документы часто не проходят экспертизу. Чтобы избежать затрат времени, лучше обращаться в крупные и проверенные компании, которые отвечают за результат и не допускают ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира.Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебно-воспитательном процессе требует от преподавателя серьезной подготовительной ра­боты. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией.

Итак, мы знаем, что такое метод проектов, что такое проект, в чем его суть. Метод проектов можно применять как в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы студентов в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Сейчас мы посмотрим, какие бывают проекты и как их следует структурировать. Это чрезвычайно важно не только для общего понимания проблемы, но также и для того, чтобы, разрабатывая проект вам со своими студентами, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, вы могли четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве (соорегаtive learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным разом, в сфере социальной:

необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию,

факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебно-воспитательном процессе требует от преподавателя серьезной подготовительной ра­боты. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией.

Типология проектов

Прежде всего, определимся с типологическими признаками. Таковыми могут быть:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следую­щие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обо­значенных целей, актуальности предмета исследования для всех уча­стников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре­зультатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследова­ния и имеют структуру, приближенную или полностью совпадаю­щую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов пред­полагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников инфор­мации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез ре­шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обо­значение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские про­екты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информа­ционного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследова­тельской деятельностью, описанной выше:

предмет информационного поиска;

поэтапность поиска с обозначением промежуточных резуль­татов;

аналитическая работа над собранными фактами;

корректировка первоначального направления (если требуется);

дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;

анализ новых фактов;

выводы (и так далее — до получения данных, удовлетворяю­щих всех участников проекта);

заключение, оформление результатов (обсуждение, редакти­рование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обя­зательно ориентирован на социальные интересы самих участни­ков (документ, созданный на основе полученных результатов ис­следования — по экологии, биологии, географии, агрохимии, ис­торического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявлен­ных несоответствий в природе, обществе, проект закона, спра­вочный материал, словарь, например, обиходной лек­сики, аргументированное объяснение какого-то физического, хи­мического явления, проект зимнего сада учебного заведения и т.д.).

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функ­ций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конеч­ного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация коорди­национной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в прак­тику, а также систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного пред­мета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе се­рии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматрива­ет подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физичес­кого или исторического знания и т.д. Подобный проект также тре­бует тщательной структуризации по урокам с четким обозначени­ем не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в резуль­тате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по груп­пам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятель­но. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное вре­мя (например, в рамках научного общества учащихся).

Типы проектов:

литературно-творческие проекты — это наиболее распростра­ненные типы совместных проектов. Студенты разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сце­нарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого высту­пал профессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую сокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого состоит в том, чтобы в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли;

естественно-научные проекты чаще всего бывают исследо­вательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и меро­приятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; доро­ги зимой и пр.);

экологические проекты также чаще всего требуют привле­чения исследовательских, поисковых методов, интегрированно­го знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышлен­ных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);

языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популяр­ны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных язы­ков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

культуроведческие проекты связаны с историей и традиция­ми разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно ра­ботать в совместных международных проектах, так как необходи­мо хорошо разбираться в особенностях национальных и культур­ных традиций партнеров, их фольклоре;

спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных между­народных соревнований и пр.);

географические проекты могут быть исследовательскими, при­ключенческими и пр.;

исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты;

музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующих­ся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или твор­ческие, в которых студенты могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение и т.д.

Межпредметные

По характеру координации проекты могут быть разных типов.

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта выполняет свою соб­ственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участни­ков, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проек­та, деятельность отдельных его исполнителей (например, если нуж­но договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репре­зентативные данные и т.д.).

Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам)

По характеру контактов проекты бывают разных типов.

Внутренние или региональные (в пределах одной страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одного учебного заведения, меж­дисциплинарные, либо между учебными заведениями, группами внутри регио­на, одной страны (это относится также только к телекоммуника­ционным проектам).

Международные (участники проекта являются представителя­ми разных стран)

Эти проекты представляют собой исключительный интерес, поскольку для их реализа­ции требуются средства информационных технологий.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах);

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе студентов из различных техникумов, стран и т.д.). Роль педагога здесь осо­бенно велика.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

• краткосрочными (для решения небольшой проблемы или ча­сти более

крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких

уроках по программе одного предмета или как меж­дисциплинарные;

средней продолжительности (от недели до месяца); . долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, работа над краткосрочными проектами прово­дится на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и зна­чительной продолжительности, то они — обычные или телеком­муникационные, внутренние или международные — являются меж­дисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представ­лять собой программу проектов. Такие проек­ты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслежи­вать их можно и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются при­знаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип про­екта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, раз­рабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности студентов. Среди них исследователь­ский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод, или метод исследовательских проек­тов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших за­дач общего образования. Учебный исследовательский проект струк­турируется в соответствии с общенаучным методологическим под­ходом:

определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется преподавателем);

формулировка гипотезы о возможных способах решения по­ставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;

уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отче­та и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Следует остановиться и на общих подходах к структурирова­нию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

3. Важным моментом является распределение задач по груп­пам, обсуждение возможных методов исследования, поиска ин­формации, творческих решений.

4. Затем начинается самостоятельная работа участников про­екта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения получен­ных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.).

Необходимым этапом выполнения проектов является их за­щита, оппонирование.

Завершается работа коллективным обсуждением, эксперти­зой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их

корректность используемых методов исследования и методов обработки

активность каждого участника проекта в соответствии с его

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников

необходимая и достаточная глубина проникновения в про­блему,

привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументи­ровать свои

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и


Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров.

Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся.

В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.

С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста:

- выявлять и формулировать проблемы;

- проводить их анализ;

- находить пути их решения;

- работать с информацией из различных источников;

- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов

Метод проекта состоит из последовательных этапов:

- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;

Доклад на тему Типология проектов

- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.

Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной струк­туры, обозначенных целей, актуальности предмета ис­следования для всех участников, социальной значимо­сти, продуманных методов, в том числе эксперимен­тальных, опытных работ, методов обработки результа­тов.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров. Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.

С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста :

 выявлять и формулировать проблемы;

 проводить их анализ;

 находить пути их решения;

 работать с информацией из различных источников;

 находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

 применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов

Метод проекта состоит из последовательных этапов:

- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;

- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

Такие проекты требуют хорошо продуманной струк­туры, обозначенных целей, актуальности предмета ис­следования для всех участников, социальной значимо­сти, продуманных методов, в том числе эксперимен­тальных, опытных работ, методов обработки результа­тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис­следования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис­следованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследова­ния, его предмета и объекта, обозначение задач иссле­дования в последовательности принятой логики, опре­деление методов исследования, источников информа­ции, определение методологии исследования, выдви­жение гипотез решения обозначенной проблемы, оп­ределение путей ее решения, в том числе эксперимен­тальных, опытных, обсуждение полученных результа­тов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле­дования.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности уча­стников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочине­нии, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление ре­зультатов проекта требует четко продуманной структу­ры в виде сценария видеофильма, драматизации, про­граммы праздника и пр., плана сочинения, статьи, ре­портажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть ли­тературные персонажи или выдуманные герои, имити­рующие социальные или деловые отношения, осложня­емые придуманными участниками ситуациями. Резуль­таты таких проектов могут намечаться в начале проек­та, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор ин­формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле­ние участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь­ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож­ности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структу­ры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координаци­онной работы в плане поэтапных обсуждений, корректи­ровки совместных и индивидуальных усилий, в органи­зации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систе­матической внешней оценки проекта.

Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

По признаку — характеру координации —

про­екты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво на­правляя работу его участников, организуя, в случае не­обходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Со скрытой координацией (главным образом, теле­коммуникационные проекты)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей фун­кции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из. ).

Что касается характера контактов, то проекты разде­ляются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах од­ной страны)

Такие проекты, которые орга­низуются либо внутри одной школы — междисципли­нарные, либо между школами, классами внутри регио­на, одной страны.

Такие про­екты, участниками которых являются представители раз­ных стран.

По количеству участников проектов можно выделить

три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящими­ся в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Что касается проек­тов средней и долгосрочнойпродолжительности, то такие проекты являются междис­циплинарными и содержат достаточно крупную про­блему или несколько взаимосвязанных проблем, и тог­да онипредставляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеют­ся признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характер­ные особенности каждого из них.


-75%

Читайте также: