Древние люди и их стоянки на территории современной россии конспект

Обновлено: 07.07.2024

· Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников

метапредметные: ( коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.

( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Появление людей на территории современной России.

2)Древнейшие стоянки человека на территории современной России

3) Зарождение родового строя.

4) Совершенствование орудий труда.

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока: учебник, контурная карта, атлас

Основные даты: появление человека на территории России – 1 млн. лет

Основные понятия и термины: роль природно- географического фактора в истории, расселение, образ жизни и занятия.

Персоналии: учёные - историки

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Устный ответ

3. Мотивационно - целевой этап.

- Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: ( сл. 1)

- Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.

- Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?

- Как шло расселение древнейших людей?

Проблемный вопрос: ( сл. 4)

« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

III . Введение в новый материал.

1. Появление людей на территории современной России.

( сл. 5) Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.

- ( сл. 6-8) Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.

Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.

- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)

- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

- Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?

- Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

-( сл. 9) Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)


В уроке рассказывается о появлении первых людей на территории России. Урок знакомит с находками на таких древних стоянках, как Костёнки, Сунгирь и Денисова пещера. Рассматриваются изменения в образе жизни людей после наступления Ледникового периода.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

В ходе урока вы узнаете о появлении людей на территории современной России, древнейших стоянках человека, зарождении родового строя и совершенствовании орудий труда.

Заселять территорию России древнейшие люди начали в очень далёкие времена. Ранее учёные считали, что они появились на Северном Кавказе около семисот тысяч лет назад. Климат в этом регионе был мягким, здесь обитало много животных и росло большое количество разнообразных растений.

Но в последнее время датировка была изменена. Свидетельства о пребывании древних людей были найдены на Таманском полуострове и в Дагестане. Возраст находок составляет от пятисот до одного миллиона лет.


В древности люди самостоятельно ничего не выращивали. Они присваивали то, что им давала природа. Люди ходили на охоту, собирали ягоды, грибы и съедобные растения. Такой тип хозяйства называется присваивающим.

Орудия труды были самыми простыми, делались они из костей животных или дерева. Но основным материалом являлся камень, в первую очередь кремень. Из него изготавливали остроконечники, скрёбла и ручные рубила.

Этот период существования человека называется каменным веком. Учёные разделяют его на палеолит – древний каменный век, мезолит – средний каменный век, и неолит – новый каменный век.

В то время люди не могли выживать в одиночку. Поэтому они собирались в группы по двадцать – тридцать человек. Вместе было легче добывать пищу и защищаться от хищников. Все в группе были равны, а пища делилась между ними поровну.


Большая часть территории России была заселена ещё в древние времена. Возле деревни Костёнки под Воронежем археологи обнаружили около шестидесяти палеолитических стоянок. Их возраст около тридцати пяти – сорока пяти тысяч лет.



Стоянка древнейших людей была обнаружена под Владимиром. Называется она Сунгирь. Возраст этой стоянки составляет около двадцати пяти тысяч лет.


Жители Сунгири охотились на крупных животных, таких как мамонты, лошади, северные олени. Историкам удалось восстановить одежду обитателей стоянки. Она была похожа на традиционную одежду северных народов Европы. Украшали её бусинками, которые изготавливались из кости мамонта. Из этого же материала делались наконечники для копий.

Древним людям было известно и примитивное искусство. В Башкирии в Каповой пещере были обнаружены рисунки, на которых изображены мамонты, лошади и даже носороги. Рисунки в Каповой пещере были сделаны в разное время, но самые древние из них относятся к периоду палеолита.



Около восьмидесяти тысяч лет назад из-за наступления ледникового периода на Земле изменились условия жизни. Вдоль края ледника, сковавшего север Европы, Азии и Северной Америки, простиралась тундра. Южнее ледника находились степи. Во время ледникового периода на этих территориях можно было встретить мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей и северных оленей.


Большого труда людям стоило приспособиться к новым, весьма суровым условиям жизни. Основным занятием оставалась охота. На неё отправлялись небольшими группами. Увидев добычу, охотники громко кричали и размахивали факелами. Таким образом они загоняли животных в овраг или яму, где добивали их. Этот способ охоты получил название загонный.

От холода людей спасал огонь. Пища, приготовленная на огне, лучше усваивалась и содержала необходимые для человека вещества.

Улучшилась техника обработки камня, разнообразными были орудия труда. Камни скалывались по всей длине и приобретали форму пил, ножей или тёсел. Люди умели обрабатывать кости и рога животных. Одежду шили из шкур животных, используя иглы с ушками. Нитки заменяли сухожилия животных и растительные волокна.

Постепенно сформировалось разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины занимались охотой, а женщины собирательством и ведением домашнего хозяйства.

Развивалась речь, ведь нужно было общаться во время охоты, передавать имеющийся опыт. Жизнь людей становилась более организованной.

На смену примитивным объединениям людей пришла родовая община, которая состояла из кровных родственников. Всё имущество было общим, а члены общины имели равные права. Появились племена, в которые входили несколько родовых общин, живших рядом.

Таким образом в древности люди жили родовыми общинами, вместе трудились и поровну распределяли пищу. Этот тип устройства общества называется первобытно-общинным строем.

Ледниковый период завершился около двенадцати – четырнадцати тысяч лет назад. Начался период мезолита. Климат стал похож на современный. После потепления сократилось количество крупных зверей, вымерли мамонты и шерстистые носороги.

Люди стали больше внимания уделять собирательству и рыболовству. Изменился способ охоты. Охотники устраивали засады и незаметно подкрадывались к добыче.

В эпоху мезолита появились составные орудия. В деревянную или костяную основу вставляли микролиты – мелкие, обработанные кусочки каменных пластинок. Наиболее распространёнными орудиями охоты были бумеранги, гарпуны, лук и стрелы.


Люди стали изобретать средства передвижения – лодки, лыжи или сани. Территория расселения древних людей растянулась до Балтийского моря, а позже и Северного Ледовитого океана.

Давайте подведём итоги:

Первые люди на территории России появились от семисот тысяч до миллиона лет назад.

Наиболее известные первобытные стоянки на территории России: Костёнки, Сунгирь, Денисова пещера.

Во время ледникового периода появилось разделение труда между мужчинами и женщинами, зародился первобытно-общинный строй.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи:

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

-определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Планируемые результаты:

Личностные : формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные : организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

Понятийный аппарат - палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй.

Организационный момент

-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(ученики высказывают свои предположения)

Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :

1. изучить появление людей на территории современной России.

2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. изучить зарождение родового строя.

4. изучить совершенствование орудия труда.

Проблемный вопрос

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

Изучение нового учебного материала

Учитель : Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.

1. Появление людей на территории современной России

Учитель: вы готовы перенестись в далекое прошлое? Первая группа представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради

Древнейшие люди на территории России

Время появления

Территория расселения

700 тыс. лет назад

от 500 тыс. до 1 млн. лет назад

Дагестан, Таманский полуостров

Образ жизни:

Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Новые понятия:

Палеолит (древний каменный век)

Мезолит (средний каменный век)

Неолит (новый каменный век)

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

3. Зарождение родового строя

Учитель: мы узнали, что территория России была заселена людьми еще в глубокой древности. Теперь нам предстоит узнать как жили древние люди и ознакомиться с новыми понятиями - род, племя, община. Третья группа перечисляет предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.

Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.

Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:

- загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)

- добыча и поддержание огня

- совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда

- человек стал шить одежду при помощи иглы

Жизнь в коллективе:

- сплоченность и организованность

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

4. Совершенствование орудий труда

Учитель: Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

3. Закрепление учебного материала

Учитель: Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

- перечислите основные занятия древних людей

- дайте характеристику присваивающего хозяйства

- согласны ли вы с утверждением, что древние люди, пришедшие на современную территорию России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. (ответы учеников)

4. Домашнее задание

- параграф 1 пересказ

Данный материал соответствует УМК под редакцией А.В. Торкунова. Урок поможет познакомить учащихся со стоянками древнего человека, выяснить, где появились люди на территории современной России.



Целевая аудитория: для 6 класса

1 рыжуля • 18:51, 10.01.2018

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: