Конспект урока серебряный век как культурно историческая эпоха

Обновлено: 29.06.2024

В культурном процессе развития принято выделять рубеж XIX – XX веков. Этот небольшой период в развитии России получил название серебряного века. Название это возникло в кругах русской эмиграции по аналогии с золотым веком русской культуры, соотносимым с пушкинским временем, с началом XIX века. Термин серебряный век вошел в активный обиход употребления уже после завершения этого периода. Авторство его точно не установлено. По некоторым данным, его отдают философу Николаю Бердяеву, по другим – писателям Николаю Оцупу или Сергею Маковскому.

Характеристика эпохи

Рубеж веков оценивается историками как переходный, кризисный период. Первая мировая война, революция, развитие капитализма определило перемены не только в социально-политическом устройстве страны, но и в духовной жизни общества. С одной стороны, это было время перемен, разочарований, предчувствий беды, но с другой - общество испытывало подъем национального самосознания. Сама духовная атмосфера этой культурно-исторической эпохи инициировала интенсивность творческой деятельности, способствовала выражению индивидуальности, свободомыслия. В этот период происходит активный процесс взаимодействия российской и европейской культур.

Ярче всего серебряный век в русской культуре представлен поэзией и философией. Рассмотрим подробнее эти два аспекта русской культуры.

Философия серебряного века

В философии серебряного века находит отражение возврат к религиозному миросозерцанию, сознанию. Такие видные мыслители этого времени, как Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Струве, С.Н. и Е.Н. Трубецкие в своих работах в процессе осмысления многовековой истории России, сопоставления ее с Западом утвердились во мнении, что фундамент России – это единая православная вера. Религиозное возрождение явилось своего рода продолжением концепции славянофильства. В творчестве таких известных представителей реалистического направления, как Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева данная концепция получила распространение и дальнейшее развитие. Основные идеи этой концепции сосредотачиваются вокруг таких понятий, как единство народа, победа добра, святость, истина, красота.

Концепции русского религиозного возрождения был свойственен критический взгляд на западный путь развития. Русские мыслители считали, что Запад не заботиться о развитии духовной сферы человека, все усилия Запада направлены лишь на обеспечение материальной составляющей жизни в ущерб ее духовности. Но полное забвение материальной составляющей мира, безусловное первенство духа делало уязвимой и эту концепцию.

Поэзия серебряного века

Открывает серебряный век литература 80-90 гг. XIX века. Сюда относится творчество таких замечательных поэтов, как В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мощный национально-патриотический подъем сменяется крушением надежд, разрушением иллюзий, нравственными потерями, связанными в большей степени с изменением ранее либеральной политики Александра I.

Вершиной расцвета поэзии серебряного века считается 1915 год, когда ситуация в стране характеризуется социально-политической нестабильностью, кризисностью. Но параллельно этим процессам укрепляется личностное самосознание. Русское общество находится в поисках новых идеалов власти, нового социального строя, а поэты и писатели осваивают новые художественные формы. В поэзии серебряного века как явлении русской культуры рубежа веков исследователи выделяют ее основные особенности:

  • Во-первых, это активное обращение авторов к вечным темам: размышления о смысле жизни, о судьбах России, авторы поднимают темы войны и революции и т.п.
  • Во-вторых, литературе серебряного века свойственен постоянный поиск новых форм воплощения, оригинальных художественных образов и идей.
  • В-третьих, происходит возврат к наследию античных авторов, к истокам русского народного творчества, фольклора.

В связи с этими особенностями формируются яркие неповторимые творческие личности, имена которых становятся узнаваемы сквозь строки их шедевров.

Одним из ярких течений этого периода является символизм. Основоположником этого направления считается Д.С. Мережковский, который отразил основные постулаты нового искусства, заключающиеся в символичности, мистике и расширении границ понимания. К первым представителям этого направления следует отнести В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского и др. Позднее их творчество было отнесено к старшим символистам. В группу младших вошли А. Блок, В. Иванов, А. Белый и другие. Именно с творчеством младших символистов в литературную парадигму понятий включается понятие символа.

Акмеизм как новое литературное направление, появившееся как своего рода выход из кризиса символизма, не отвергало реальность окружающего мира, а принимало ее такой, какая она есть. Наиболее ярким представителем этого литературного течения стала поэтесса Анна Ахматова.

Еще одним интересным направлением этого времени стал футуризм. К футуристическому направлению относится творчество таких известных поэтов, как В. В. Каменского, В. В. Хлебникова, В. Маяковского, И. Северянина и других. На первый взгляд при сочетании несочетаемого и совмещении несовместимого творчество поэтов-футуристов явилось темой многочисленных дискуссий, но при более детальном их изучении стихи футуристов несли совершенно новый взгляд на мир.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Историческая справка об эпохе, литературные направления модернизма и их характерные особенности, вопросы для обсуждения и закрепления.

ВложениеРазмер
urok_.docx 34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Серебряный век как культурно - историческая эпоха.

…Этот мир очарований, этот мир из серебра.

2. Показать многообразие поэтических форм данной литературной эпохи.

3. Дать общее представление об основных направлениях модернизма: символизме, акмеизме, футуризме.

4.Анализ стихотворений представителей разных направлений.

  1. познакомить с особенностями творчества символистов, акмеистов и футуристов;
  2. на примере произведений художников, композиторов и драматургов разных направлений выявить характерные черты русской культуры Серебряного века;
  3. отработать умения анализа поэтического текста художественного произведения.
  1. приобщить учащихся к произведениям мировой культуры;
  2. учить чувствовать и переживать, понимать и оценивать внутренний мир лирического героя;
  3. воспитывать чувство ответственности, коллективизма
  4. 3. Развивающие:
  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  1. соблюдать правила и нормы работы на компьютере;

1. мультимедийный ПК, проектор.

2. презентация (Power Point) с включением цитат, иллюстраций, музыкальных фрагментов.

3. раздаточный материал (хрестоматии)

I. Организационный момент

Сообщается тема урока, цели, задачи.

II. Установка на восприятие

Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры. С фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации возникают?

III. Основные положения лекции.

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства, называют Серебряным веком.

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание.

Мы поговорим о поэзии Серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких, как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.

  • 1890 – начало эпохи экономического роста.
  • 1894 – начало царствования Николай II.
  • С 1902 – - массовое создание политических партий.
  • 1903 – второй съезд РСДРП.
  • 1904-1905– русско-японская война.
  • 1905 –первая русская революция.
  • 1906 – создание Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина
  • 1914– начало Первой мировой войны.
  • 1917 –Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.
  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.

В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности.

Литературная справка (обучающийся)

явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний

Модернизм (новейший, современный) -

художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Записывают в тетрадь основные положения.

Основные модернистские течения

Записывают в тетрадях основные положения лекции.

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

Все, чем красна Афродита мирская,

Радость домов, и лесов, и морей,-

Все совместит красота неземная

Чище, сильней, и живей, и полней.
1898

Здесь София предстает в облике прекрасной юной Девы, "небесной Афродиты", олицетворяющей романтическую идею Вечной Женственности - музы и вдохновительницы поэтов и влюбленных. И многие русские поэты конца XIX - начала ХХ века вдохновлялись поэтическим образом Соловьева, воспели и развили его в своем творчестве. Вспомним хотя бы "Стихи о Прекрасной Даме" А. Блока, "Кубок метелей" Андрея Белого и другие произведения символистов.

Искусствоведческая справка (обучающийся)

Настроение русских символистов нашло глубокое, проникновенное отражение в музыке и драматургии.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами. Наряду с театром Чехова возникает новая драматургия Всеволода Мейерхольда.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов. Это модернистическое течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возвратило слову его изначальный, смысл. Для поэтов-акмеистов характерно наполнение образа живым теплом, точность и жизненность детали, тяготение к сюжету и диалогу в отличие от неопределённой музыкальности символистов, ясность и отточенность формы, культ ремесла. Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью, терзаемой страстями женской души.

Искусствоведческая справка (убучающийся)

Настроение русских акмеистов нашло отражение в творчестве музыкантов и художников.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами (Ф.Малявин, В Коровин, Б.Кустодиев).

В1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими слов.

Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Литературная справка (обучающийся)

Хлебников совместно с Крученых выступил с декларацией «Слово как

и язык быта. У Хлебникова в его подходе к слову был ряд различных аспектов:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешниц надсмеяльных —

смех усмейных смехачей!.

Его неологизмы восходят к русским и славянским корням, образуются при помощи русских же суффиксов.

Помирал морень, моримый морицей,

Верен в веримое верицы .

а это противостоит как гладкости стиха классической поэзии XIX века, так

и безупречной форме поэтов символизма и акмеизма. Вот

Он покраснел, чуть- чуть рассержен,

и покраснел заметно он;

инверсионная расстановка слов:

И на плечо ее прилег

Искавший отдых мотылек;

смешение архаизмов, традиционно –поэтических выражений с бытовыми

выражениями, что создает гротескный план, комически осмысляемый:

Он телом стар, но духом пылок,

Как самовар блестит затылок.

Искусствоведческая справка (обучающийся)

Творчество русских футуристов нашло отражение в творчестве композиторов, художников и драматургов.

Литературная справка (обучающийся))

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад

в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Загрузить презентацию (152 МБ)

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии “Серебряного века”; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX- начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов “Серебряного века”, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов “Серебряного века”, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Чтение учителем стихотворения Б.А.Слуцкого.

Затесавшееся столетие

Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми —
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолёт — аэропланом,
даже светописью — фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

  • О каком веке говорит поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
  • “Серебряный век”. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Слово учителя

- ХХ столетие. В каких образах, идеях, авторах, литературных формах оно запечатлелось? На начало ХХ в. приходится расцвет русской религиозной философской мысли. В 1909 г. группа философов и публицистов (П.Струве, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк) выпустилa сборник “Вехи”. В него вошли стaтьи о русской интеллигенции и её выборе. Aвторы книги предупреждали о гибельности революционного пути для России.

В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, Н.Фёдоров оказали огромное влияние на развитие разных сфер культуры.

Время рубежа XIX - XX веков называют “Серебряным веком” русской поэзии. Это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром — “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества. Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX — XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма — “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — “будущее”) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.

1) Это слово означает “современный”, “новейший”. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)

2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. (“Серебряный век”)

3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны “тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа. (Символизм)

4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)

5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

6) Это слово означает “упадок”, “обречённость”. (Декаденство)

Проверка написания слов (сверка с записью на доске).

3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи “Серебряного века”.

Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

Задание для 3-й группы. “Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта. ” (Г. Гейне). Докажите это утверждение поэта.

4. Чтение учащимися стихотворений поэтов “Серебряного века” (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя

Цель — составить общее представление о поэзии “Серебряного века”.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, начало XX в. вошло в историю литературы под великолепным именем “Серебряный век”. Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “Серебряного века” пришлось на 90-е гг. XIX в., его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.Я. Брюсов, И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт и других. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 г. — время его наивысшего подъёма.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного изображения мира. На смену классике XIX в. приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм (Рис. 1).


Рис. 1. Серебряный век

Во всей несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений проявляются богатство, глубина, многоцветье литературного процесса начала XX в. что же объединяло таких разных поэтов “Серебряного века”? (Общие черты поэтов “Серебряного века” учащиеся записывают в тетради.)

  • Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха.
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
  • Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; они новаторы структуры поэтического произведения.
  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Подготовить “Литературные визитки” о жизни и творчестве поэтов “Серебряного века” (по выбору).

Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов “Серебряного века” (по выбору).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок повторение.

Образовательная - повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.

Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.

Развивающая - расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Средства обучения –учебные принадлежности, доска, интерактивная доска, компьютер.

Дидактический

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! К уроку все готовы?

-Садитесь на свои места. Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует на уроке?

Учащиеся садятся на свои места, готовятся к уроку. Дежурный отвечает кто сегодня отсутствует на занятии.

Учащиеся открывают тетради, записывают число.

-Давайте вспомним время рубежа XIX - XX веков. Как его называют?

-Его называют “Серебряным веком”.

-Все верно это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром — “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества. Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX — XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма — “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — “будущее”) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Общие черты поэтов “Серебряного века”

Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха.

Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.

Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; они новаторы структуры поэтического произведения.

Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

Наиболее известными поэтами Серебряного века являются: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, М. Цветаева, В. Брюсов, А. Белый, И. Северянин, Б. Пастернак, И. Анненский и т.д.

Культура Серебряного века по своей сути была культурой элитарной и интеллектуальной, не рассчитанной на массового читателя. Впрочем, в то время понятия массовой литературы не существовало вовсе. В связи с этим невозможно применить понятие Серебряного века ко всей русской культуре указанного периода. Поэтому некоторые исследователи предостерегают от рассматривания Серебряного века только как хронологического периода, согласно формальным признакам.

Серебряный век - это скорее образ мышления, характерный для определенных поэтов и философов, которые зачастую полемизировали между собой и являлись носителями совершенно противоположных взглядов. Однако, вся эта полемика, творческие искания, социально-политический контекст, в котором они происходили по сути и сформировали ту специфическую атмосферу, которую сегодня принято называть Серебряным веком, и которую так емко характеризуют слова Бердяева, приведенные выше.

Начало ХХ в. было для символистов эпохой расцвета, однако уже к 1910-м годам в нем назрели кризисные явления. Попытка символистов возглавить литературное движение и доминировать в художественном сознании эпохи провалилась. В обществе снова встает вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры .

Настроения пессимизма, усилившиеся в обществе после поражения революции 1905 г. ярко проявились в поэзии акмеистов и футуристов, в частности в творчестве Л. Андреева, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Прозаики И. Бунин и А. Куприн, писавшие в реалистической манере, привносят в литературу новые формы романтизма.

-В заключение нашего урока я хотела бы, чтобы вы поделились своими мыслями. Кто из писателей вам запомнился?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

1.Организационный момент

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

2. Объяснение нового материала

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии.

(Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).

( Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).

Литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Давайте с вами вспомним что же такое реализм?

воспроизведение действительности в её типических чертах.

Посмотрите на экран перед вами понятие модернизм познакомьтесь с ним.

И серебряный месяц ярко,

Над серебряным веком стыл.

Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Если был золотой век , значит должен быть и серебряный. Во времена античности был период, когда писатели начали экспериментировать с темой, формой произведения. И этот период назвали серебряным веком. Наш серебряный век — это тоже время экспериментов. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем направлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.

Сейчас мы с вами познакомимся с литературными течениями , которые существовали в эпоху серебряного века

Символизм как литературное течение сформировался в самом начале 900х г. В чистом виде просуществовал 10 лет. Центральным понятием является — символ. Символ -есть выражения безграничной стороны мысли.

Символ-это окно в вечность.

-Какие выразительные средства использует Брюсов в своем стихотворении?

(В.Брюсова использовал в своем стихотворении такие выразительных средства, как цветопись и звукопись. )

-Какие цвета присутствуют в тексте?

(В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. )

-Какие сонорные часто повторяются в стихотворении?

-Для чего автор употребляет эти сонорные?

( Они создают ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!)

-Посмотрите как стихотворение построено?

(Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках.)

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.

-О чем это стихотворение?

-В какой момент изображена лирическая героиня?

( Лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним.)

-Найдите строки где это видно?
(Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три. )

-Что символизирует желтый цвет?

(Желтый цвет традиционно символизирует разлуку)

Футуризм возник впервые в Италии. В 1909 году Филиппо Маринетти издал манифест футуризма. Маринетти прославлял скорость, новые города (залитые электрическим светом, с высокими домами, города в которых царствуют автомобили). Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, отменить орфографию. Он говорил , что достаточно только использовать глаголы и существительные. Говорил о том . Что гоночный автомобиль прекраснее античной статуе. Маринетти мог с любовью изображать завод из трубы которого идет черный дым. В России футуризм возникает в 1910-1911гг.

-Кому посвящена первая часть стихотворения?

(Первая часть посвящена обычному кузнечику)

-Что мы узнаем о кузнечики?

Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину .

- О ком говорится во второй части стихотворения?

(Героиней второй части стихотворения является зинзивер)

-Вы знаете что такое зинзивер?

-Какой художественный прием использует Хлебников в своем стихотворении?
(Хлебников использует звукопись . Поэт сам указывал на то, что в этом стихотворении в четырёх строчках "звуки у, к, л, р повторяются пять раз каждый помимо его желания" .

3. Рефлексия

-Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?

-Назовите основные течения модернизма?

-Какое из течений вам наиболее близко, аргументируйте свою точку зрения.

Читайте также: