Сжатое изложение упр 144 5 класс конспект урока
Обновлено: 01.07.2024
Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.
1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)
Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".)
- Известны ли вам данные сказки?
- Какая сказка неизвестна?
(учитель сообщает тему и цели урока)
3. Вводная беседа:
Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".
- Как вы понимаете этот термин?
- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Какие же кратко, а какие - подробно?
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
2. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником
(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)
2. Осмысление текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Докажите, что данный отрывок является текстом?
(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)
- О чем этот рассказ, т.е. его тема?
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
- Какой урок можно извлечь из данного текста?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: - "Старый пень"
- "Притча о гордом человеке"
- Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4. Словарно-лексическая работа.
- Какое слово в этом тексте является ключевым?
(уч-ся отвечают: гордость)
- Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
- Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)
Учитель: текст делится на абзацы - микротемы.
На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
5. Выделение микротем и составление плана
- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
- Что мы составили для рассказа?
Грибники вокруг старого пня
Старый пень возгордился
" Ничего ты не царь"
-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
5. Сжатый пересказ.
Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.
6. Отбор нужной информации.
- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)
- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
- Верно, его можно сделать покороче.
(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)
- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
- Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.
Приложение №1.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурак
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак
Куулар Индра Монгун-ооловна
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке
Тип урока: урок развития речи
Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.
Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план, пользоваться орфографическим словарем.
Регулятивные : выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные : определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные : формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Телевизор, ноутбук, толковые словари С.И.Ожегова, словарь синонимов, задания для групповой работы, тексты изложения, учебник.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки (Пень) Слайд 1
Правильно. Это пень. Сказку про этот самый пень написал замечательный советский писатель и поэт В.Катаев. (портрет на Слайде 2 ).
-Что же мы будем делать с текстом этой сказки? Что в задании в упражнении? Выделенные слова прочитайте. -Написать сжатое изложение.
Запишите число и тему урока.
- Что значит сжато пересказать текст?
-Сокращать те фрагменты, которые несут не главную, а второстепенную информацию.
Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
Ребята, что называется текстом ? (текст – это группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью)
Что такое тема ? Основная мысль текста?
-Послушайте аудиозапись сказки.
5. Осмысление текста.
- О чем этот текст, т.е. какова тема этого текста? (о старом пне)
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (осуждение гордого пня)
-Ребята, вам не напоминает эта сказка притчу или басню? Да. Напоминает басню или притчу, в которой осуждается не столько старый пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
-А значит эта сказка так же, как и басня или притча носит …какой характер? (прочитанная сказка носит поучительный характер так же как басня и притча). То есть эта сказка поучает, чему же учит эта сказка? Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не быть гордым, высокомерным, ставить себя высоко)
Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья - гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Гордый пень, Высокомерный пень, глупый пень).
- Какое название отражает в большей степени основную мысль? (осуждение гордого пня)
Словарно-лексическая работа. Слайд 4
- А какое слово в этом тексте является важным? ( гордость )
Слово гордость имеет положительное и отрицательное значение. В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился оттого, что все ему кланялись.
-Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте обратимся к толковому словарю.
• Работа с толковым словарём. (прочитать только 4 пункт )
Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
- Подберите синонимы к слову гордость. Гордость, зазнайство, высокомерие.
Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста . Но, а теперь отдохнем немножко, проведем физминутку, встали.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот-
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок,
Раз, два, три, четыре-
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз-
И на корточки садись.
Мы сейчас познакомимся с приемами сжатия текста.
Приёмы сжатия: Слайд 6
Три основных способа сжатия текста
-исключение одного или нескольких из синонимов;
-исключение фрагмента предложения;
-замена однородных членов обобщающим словом;
-Объединить факты на основе общего;
-слияние нескольких предложений в одно;
-замена сложного предложения простым;
-Замена прямой речи косвенной
У каждого человека на лице появлялась радостная , светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека на лице появлялась приветливая улыбка.
Здесь неожиданно началась эпидемия опасного и заразного заболевания –дифтерита.
Здесь неожиданно началась эпидемия тяжелого заболевания – дифтерита.
Охотник сказал, что у него надежные собаки.
Выделение микротем и составление плана
-В тексте определяются микротемы. Слайд 7
Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
- А теперь нужно разделить текст на части, озаглавить их.
На сколько частей можно разделить текст? ( на три)
Проведем работу в группах по рядам: 1 ряд читает и озаглавливает 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.
(Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).
Коллективное обсуждение составленных планов.
1. Грибники вокруг старого пня.
2.Возгордился старый пень.
3.Обыкновенный старый пень.
I часть. Грибники вокруг старого пня.
-Какой пень стоял в лесу? Большой старый пень.
-Какие люди приходили в лес?
Вам, 1 ряд, теперь нужно поработать с 1 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
II часть. Старый пень возгордился.
• Работа с толковым словарём.
Возгордиться - стать гордым, хвастаться.
-Что сказал пень деревьям? Кланяйтесь мне, я ваш царь.
-Почему деревья должны ему кланяться? Потому что пень считал, что д аже люди ему кланяются и он теперь в лесу самый главный.
-Вся ли информация важна для раскрытия темы? Нет. Можно убрать повторяющуюся информацию.
Вам, 2 ряд, нужно поработать со 2 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
III часть. Обыкновенный старый пень.
Какая мысль содержится в 3 части? Главная.
-Кто прилетел на молодую берёзу? Маленькая быстрая синичка.
Вам, 3 ряд, нужно поработать с 3 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
-Давайте послушаем сжатый пересказ рядов. 1 ряд?
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
-Что мы сделали? Какой прием сжатия здесь использовали?
Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
- Какой прием сжатия? Исключение.
-Почему разозлился старый пень? Деревья ему не кланялись.
-Какой прием сжатия здесь можно использовать?
Упрощение. Замена прямой речи косвенной.
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.
- Какой прием сжатия мы использовали? Упрощение (замена прямой речи косвенной)
-А теперь давайте повторим. Назовите основные приемы сжатия.
Итог урока. Подведем итоги урока:
Рефлексия. Ребята выполняют рефлексию.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кому всё было понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и прошёл с пользой?
Сегодня я узнал…
Домашнее задание : написать сжатое изложение
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"
В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки .
Открытый урок по теме "Сжатое изложение"
Урок-практикум "Подготовка к написанию сжатого изложения" предназначен для работы в классах с средними и низкими учебными возможностями.
Развитие речи. Сжатое изложение.
Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста.
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия.
Урок развития речи.
Педагогическая разработка серии уроков по развитию речи "Сжатое изложение, 5-6 класс"
Педагогическая разработка серии уроков по развитию речи "Сжатое изложение, 6 класс".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: урок развития речи
что такое текст
способы сжатия текста
формулировать основную мысль текста
выделять в тексте главную и второстепенную информацию
сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение
Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.
1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)
3. Вводная беседа:
Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".
- Как вы понимаете этот термин?
- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Какие же кратко, а какие - подробно?
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
2. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником
(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)
2. Осмысление текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Докажите, что данный отрывок является текстом?
(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)
- О чем этот рассказ, т.е. его тема?
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
- Какой урок можно извлечь из данного текста?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: - "Старый пень"
- "Притча о гордом человеке"
- Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4. Словарно-лексическая работа.
- Какое слово в этом тексте является ключевым?
(уч-ся отвечают: гордость)
- Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
- Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)
Учитель: текст делится на абзацы - микротемы.
На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
5. Выделение микротем и составление плана
- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
- Что мы составили для рассказа?
Грибники вокруг старого пня
Старый пень возгордился
" Ничего ты не царь"
-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
5. Сжатый пересказ.
Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.
6. Отбор нужной информации.
- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)
- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
- Верно, его можно сделать покороче.
(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)
- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
- Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок по русскому языку в 5 классе.
Тема: Сжатое изложение (упр.144)
1) научить ся выделять главное в тексте, используя приемы компрессии.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная:
1 ) формирование познавательного интереса
2) формирование умений работать в группе
2) воспитание внимания и уважения к слову
Учитель: Р ебята, сегодняшний урок мы начинаем со сказки В. Катаева (упр.144 стр.69). Я ее прочитаю, а после чтения вы должны назвать тему и основную мысль сказки. (После чтения) Чтобы определить тему сказки , на какой вопрос вы должны ответить?
Учитель: Верно. Как выделяем основную мысль сказки?
Дети : Мы находим самое важное в сказке. Основная мысль сказки заключается в том, что быть гордым, как пень,- некрасиво.
Учитель: Знаете ли вы, ребята, каково лексическое значение слова гордость? (на слайде № 1 выведены лексические значения слов ГОРДОСТЬ , З АЗНАЙСТВО , ВЫСОКОМЕРИЕ )
Применимы ли данные слова к пню из сказки В. Катаева? Озаглавьте сказку так, чтобы заголовок отражал ее основную мысль.
Учитель: Три абзаца — три группы. Дальнейшая работа будет групповой. (Каждая группа детей получает свой абзац). Работая совместно, вы должны сохранить в абзаце ключевые слова, передающие самую главную информацию. Так в ы выделите микротему текста (на слайде № 2 выведено понятие МИКРОТЕМА ).
Н е забываем, что вы текст сжимаете, следовательно, подумайте, что из текста можно исключить, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить ( слайд № 3 способы сжатия текста)
Дети работают в группах минут 5-7, после чего каждая группа называет ученика, который объясняет классу, что остается в их абзаце после компрессии, при необходимости поясняя выбор нужных предложений. Текст всегда перед учениками!
Первая группа предлагает следующий вариант текста:
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Вторая группа :
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли во всей своей гордой осенней красоте.
Третья группа:
Но тут прилетела синичка и весело защебетала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки.
Учитель предлагает ученикам назвать количество предложений в полученном тексте. Их 10, максимальное количество предложений должно быть 8.
Дети исключают из первого абзаца 2-ое предложение, из второго абзаца — 4-ое предложение, третий абзац оставляют без изменения.
- Во время работы мы выполнили все пункты памятки, кроме последнего. Прочитайте, что у вас получилось после сжатия текста. Сохранилась ли основная мысль текста?
Дети: Основная мысль текста сохранена. Пишут сжатое изложение.
Учитель в конце урока предлагает детям продолжить фразу, записанную на доске:
Сегодня на уроке я научился.
У ходя с урока, дети под смайлик ами на доске ставят палочки (крестики) в зависимости от того, какое впечатление у них осталось от урока.
План-конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы З.А. Дзиовой.
2Цели: учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение.
4Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь! Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
5Понравился ли вам рассказ?
Является ли данный отрывок текстом?
Назовите признаки текста. Какова тема текста?
Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
- Основная мысль текста осуждение гордого пня.
Как бы вы озаглавили текст?
К какому стилю и типу речи принадлежит текст?
- Стиль речи художественный, тип речи повествование.
Аналитическая беседа по тексту
Какое слово в этом тексте является ключевым?
Понимаете ли вы разницу в значении этих слов?
ГОРДОСТЬ чувство собственного достоинства, самоуважения.
ВЫСОКОМЕРИЕ уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.
7 Деление текста на микротемы и составление плана
1. Люди кланялись пню.
2. Пень возгордился.
3. Деревья гордо молчали.
4. Правда синицы.
МИКРОТЕМА наименьшая составная часть темы целого текста. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем.
8 Сжатие текста.
Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? Сожмите первую микротему:
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Для этого мы уберем повторяющиеся предложения: 2, 3 и 4. Смысл этих трех предложений выражен в 5-ом. У нас получится:
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Сожмите вторую микротему:
Возгордился старый пень и говорит деревьям: Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки поклонились, пришёл старик поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя? Без каких можно обойтись? 1-е предложение необходимо, в нем есть новая информация. 2, 3, 4 предложения можно убрать, так как нам то, о чем в них говорится уже известно из первой микротемы. И получится:
Возгордился старый пень и говорит деревьям: Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
Сожмите третью микротему:
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Без каких слов в третьей микротеме можно обойтись? Здесь можно убрать слова старого пня, и получится:
Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и ну кричать.
Сожмите четвёртую микротему:
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя?
Но тут прилетела синичка и весело защебетала: Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки.
Итак у нас получился сжатый текст. Давайте перескажем его по микротемам, а затем полностью.
13 Молодцы, ребята! А теперь напишите сжатое изложение. Желаю удачи!
Читайте также: