Конспект родительского собрания в конце учебного года 2 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цели:

- подвести итоги учебного года;

- познакомить родителей с результатами обучения;

- продолжить формирование доброжелательных отношений между членами классного коллектива (ученического и родительского).

Ход праздника

Год в пожилом возрасте - это двенадцать месяцев. А каждый год в детстве — это эпоха.

Звучат фанфары, команды-участницы выходят на сцену. Перед игрой командам необходимо было придумать название своего рыцарского ордена, его герб.

Учитель. Дорогие гости и участники турнира! Позвольте представить вам членов нашего Совета Мудрецов

Учитель представляет жюри. В его состав могут входить представитель родительского комитета класса, библиотекарь, педагог-организатор. Задача жюри - объявлять промежуточные результаты после каждого конкурса.

Учитель. Теперь пришло время познакомиться с нашими командами. Кто же сегодня скрестит шпаги на ристалище знаний, находчивости и смекалки?

Команды приветствуют присутствующих гостей, Совет Мудрецов, соперников.

Участникам по очереди предлагаются вопросы. В случае, если одна команда не может ответить, на помощь приходит команда родителей-болельщиков, если же и они не в силах помочь, вопрос переходит другой команде.

1-й уровень. Поединок математиков.

1 . У стула и стола их четыре, у дивана - пять, а у кресла - шесть. О чем идет речь? (Буквы в названии предметов.)

2. У человека, как известно, один нос, два глаза, два уха, двадцать пальцев. А еще чего же двадцать? (Ногтей.)

3. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три в слове элекТРИчка.)

4. Сколько раз цифра 9 встречается нам, когда мы считаем от 1 до 100? (Двадцать раз.)

2-й уровень. Поединок грамотеев.

Задания для 1-й команды:

1. С ленью достанешь птицу с дерева. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

2. Начал развлечение - работай робко. (Кончил дело - гуляй смело.)

3. У честного человека ботинки промокают. (На воре шапка горит.)

Задания для 2-й команды:

1. Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды.)

2. Мужик на телегу - коню тяжелее. (Баба с возу - кобыле легче.)

3. Украденной кобыле под хвост заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят.)

Учитель. Пока наши команды вспоминают и восстанавливают пословицы, предлагаю конкурс для родителей. Приглашаю на сцену двух человек. (Вывешивает плакат, на котором в полный рост изображена русская красавица). На рисунке вы видите русскую красавицу. Сейчас я предложу вам карточки, на которых написаны старорусские слова, обозначавшие части человеческого тела и фигуры. Вы по очереди будете брать из моих рук по одной карточке со словом и указкой показывать на ту часть человеческого тела, которую это слово обозначает.

Слова для карточек:

9. Длань - ладонь.

10. Шуйца -левая рука.

11. Десница - правая рука.

12. Челюсть -лицо (это слово образовано от чело + уста).

14. Пясть - ладонь с пальцами.

3-й уровень. Поединок шифровальщиков.

Каждая команда сейчас получит конверт с названием трех сказок. Трудность состоит в том, что все буквы в названиях перепутаны. Задача рыцарей - восстановить правильные названия.

Задания для 1-й команды:

Задания для 2-й команды:

Вам предстоит ответить на вопросы:

1. Как называется дикая лошадь? (Мустанг.)

2. Какое из таких комнатных растений, как колеус, алоэ, хлорофитум, является очистителем воздуха? (Хлорофитум.)

3. Наука о птицах - орнитология, о насекомых - энтомология. Как называется наука о собаках? (Кинология.)

4. Самая маленькая птица в мире - колибри, а в России? (Королек.)

5. Растение, которое может заменит вату? (Сфагнум.)

6. Какое растение носит мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья.)

7. Какое дерево зацветает последним? (Липa.)

4-й уровень. Поединок знатоков сказок.

Учитель. С названиями сказок наши рыцари разобрались. А хорошо ли они знают содержание сказок? Если рыцари справятся и с этим испытанием, то они преодолеют четвертый уровень системы блокировки пострадавшего банка.

Задания для 1-й команды:


1. Способ передвижения Бабы Яги. (Ступа.)

2. Так в сказках называют лису. (Кумушка.)

3. Любимая книга Бурагино. (Азбука.)

5. Гордость Марьи-красы. (Коса.)

6. Сестрица Иванушки. (Аленушка.)

Задания для 2-й команды:


1. Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену. (Стрела.)

2. Емкость, в которой медведь нес девочку Настеньку вместе с пирожками. (Короб.)

3. Сестрица Иванушки. (Аленушка.)

4. Пресмыкающееся с тремя головами. (Змей.)

5. Посуда, из которой журавль кормил лису. (Кувшин.)

6. Место жительства Бармалея. (Африка.)

5-й уровень. Поединок знатоков этикета.

Учитель. Задания нового уровня испытаний под силу только очень вежливым рыцарям.

В обиходе вежливого воспитанного человека (а рыцарь именно таким и должен быть) всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждая команда должна назвать по одному такому волшебному слову. Побеждает команда, чье слово было последним.

Учитель. Пока команды пытаются преодолеть очередное препятствие, зрителям, чтобы они не скучали, предлагаю принять участие в конкурсе болельщиков. Приглашаются два человека, желающих блеснуть своими манерами. Сейчас вас угостят компотом.

Для участников конкурса выносят чашки с компотом. Компот должен быть с какой-нибудь ягодой, например, вишней. Подать его следует в кружке на блюдце, в распоряжении участников должны быть чайные ложечки.

Учитель. Вам необходимо выпить этот напиток, не нарушив правил хорошего тона.

Правила таковы: сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды; косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце.

6-й уровень. Поединок астрологов.

1) сделать астрологический прогноз о жизни нашего класса в следующем году (детям нужно нарисовать свои представления о будущем, ожидания от него)

2) при помощи красок воссоздать прошедший год, показать, каким он вам запомнился (команде выдается лист ватмана и краски с кисточками. Дети должны нарисовать, каким они видят прошедший учебный год).

При помощи жребия мы сейчас выясним, какой команде достанется каждое из заданий.

Представители команд выбирают конверт, где содержится задание.

Пока команды выполняют задания, болельщики могут попытаться ответить на мои вопросы.

1. Кого, согласно пословице, хорошо за смертью посылать? (Ленивого.)

2. В какой поговорке утверждается, что можно сделать из насекомого млекопитающее? (Сделать из мухи слона.)

3. Что, согласно пословице, ногам покоя не дает? (Дурная голова.)

4. Что, согласно пословице, в воде не тонет и в огне не горит? (Правда.)

6. Назовите тех, кто, согласно пословице, на фронте познакомились, подружились, да оба на мину наскочили? (Авоська с Неббськой.)

7. Кто, согласно пословице, не испортит борозды? (Старый конь.)

8. Кто, согласно пословице, боится куста? (Стреляный воробей.)

После конкурса болельщиков команды представляют свои работы. После того, как участники защитят свои рисунки, объяснят, что они хотели выразить, учитель соединяет листы ватмана вместе. Для большей наглядности, края листов ватмана могут быть фигурно обрезаны, чтобы при соединении легче было сделать их единым целым. В идеале, если обстановка в классном коллективе комфортная, то у команд должны получиться очень похожие рисунки: яркие краски, цветы, бабочки, солнышко.

Учитель. Посмотрите! Кажется, нашим рыцарям удалось расшифровать тайный код. Сейчас я попробую соединить эти картины, и, если это удастся, значит, ключ будет в наших руках.

После того, как листы ватмана соединены, должна прозвучать какая-нибудь сказочная мелодия. Учитель открывает последнюю коробочку и достает оттуда ключ.

Учитель. Кажется, нашим рыцарям удалось выполнить невыполнимое. Хотя, я гак волнуюсь, что боюсь в чем-то ошибиться. Предоставлю-ка я слово Совету Мудрецов.

Мудрец вместе с учителем открывают импровизированный ларец, в котором лежат грамоты и дипломы, предназначенные учащимся. Кроме того, там могут быть подарки от родителей и т.д. Следующий этап праздника - церемония награждения.

Далее в классе проходит чаепитие.

Учитель. Очень жаль, дорогие друзья, но пришло время нам прощаться. К счастью, это совсем ненадолго. Промелькнут летние каникулы и вы все, отдохнувшие, загоревшие и повзрослевшие, войдете в нашу школу. Только. позвольте мне дать вам задание на лето (мы ведь все-таки находимся в школе). Прочитайте дома вместе историю, которую я приберегла для вас.

ВОРОТА САДА

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил ему эту новость.

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Учитель. Постарайтесь прожить эти три месяца так, чтобы в ворота вашего сада не пришлось забивать гвозди. До новых встреч!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родительское собрание во 2 классе. Итоговое.

Итоговые контрольные работы.

Проверка навыков чтения.

Летний отдых. Право на бесплатное оздоровление. Летняя площадка(режим работы).

Окончание учебного года 24.05 .

Задание на лето.

Школьные принадлежности на 3 класс. (тетради в косую и линию.)

Вот и подошёл к концу ещё один учебный год .

Хочется подвести итоги с какими знаниями умениями и навыками мы переходим в следующий класс и проанализировать всю учебную деятельность за весь год. Если провести анализ успеваемости за каждую четверть, то наблюдается такая картина.

Итоги контрольной работы по математике:

Итоговый диктант по русскому языку . Цель проверить орфографические умения и навыки за курс 2 класса

-парные звонкие и глухие согласные

-правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

-правописание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова)

Была проведена словарная работа, цель которой проверить сформированность умения писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной.

Словарные слова нужно учить, запоминать, отрабатывать навыки в процессе практики.

Провели проверку навыков чтения. В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и про себя).

-умения выразительно читать и пересказывать текст,

-понимание учащимися прочитанного текста

-способ чтения (целым словом, по слогам)

-владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Следует опять подчеркнуть, что чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие школьные дисциплины, добывать знания по всем другим предметам.

Чтение и читательская деятельность в разных классах нач. школы имеет свои особенности:

Так если в 1 классе осваиваются способы чтения, ведётся работа над пониманием прочитанного.

То во 2 классе чтение становится общеучебным умением необходимым при знаний по другим предметам (математика, окр, мир и т.д.)

Немаловажным критерием при овладении чтением является беглость или по другому скорость чтения. В начальной школе ученик должен овладеть синтетическим чтением –слияние техники чтения и понимания. Поэтому мы периодически и проверяем скорость чтения вслух. Смысловое понимание текста возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами.

Если проанализировать, какая картина вырисовывается у нас на конец учебного года динамика видна у многих учащихся постепенно увеличивается темп чтения.

Результаты навыков чтения на конец 2 класса.

Рекомендации для родителей:

Организовать летнее чтение книг, соответствующих возрасту ребёнка.

Учить таблицу умножения и деления до конца.

Задание на лето для детей ;

В летние дни читай каждый день (не более 1 часа в день).

Список книг прилагается.

После прочтения нового произведения, обязательно заведи для него страничку в своём читательском дневнике :

1. Укажи автора произведения

2. Укажи название произведения

3. Оформи иллюстрацию

4. Напиши о ком или о чем это произведение и какова его главная мысль

5. Понравилось ли тебе это произведение?

Выполни задания по русскому языку и математике.

Задания прилагаются.

По русскому языку поработай над написанием словарных слов. Запиши новые слова в свой личный орфографический словарик (раздели каждое слово на слоги, поставь ударение и сделай транскрипцию).

Список словарных слов прилагается.

По математике выучи таблицу умножения.

В августе начни повторение по русскому языку и математике.

1. Повтори состав чисел.

2. Повтори таблицу умножения.

3. Повтори все изученные правила по русскому языку.

4. Повтори словарные слова.

Рекомендуемый список литературы на лето для будущих третьеклассников

Устное народное творчество. Песни, потешки, считалки, загадки. Сказки.

Стихи поэтов-классиков XIX – нач. XX в. для детей.

Сказки А.С. Пушкина.

Басни И.А. Крылова.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Рассказы о животных Л.Н. Толстого.

Сказки В.М. Гаршина.

Рассказы для детей русских писателей XIX в.

Рассказы о природе И. Соколова-Микитова.

Сказки-несказки В. Бианки, Э. Шима.

Рассказы о животных Б. Житкова.

Рассказы о дрессированных животных и дрессировщиках.

Рассказы М.М. Пришвина.

Стихотворения современных поэтов.

Стихотворения С.В. Михалкова.

Веселые рассказы Н. Носова.

Детская периодическая печать.

Мифы и легенды народов мира.

Стихи и сказки писателей и поэтов зарубежных стран.

Сказки А. Линдгрен, Л. Кэрролла.

Соблюдение техники безопасности.

Продумать полноценный отдых с пользой для психического и физического здоровья ребёнка.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Итоговое родительское собрание за

2016 – 2017 учебный год

  • Тот, кто хочет приносить пользу, тот , и с завязанными руками, сможет сделать много добра.
  • Подвести итоги учебного года; ознакомить родителей с успехами и неудачами в учебной деятельности.
  • Выявить причины снижения качества знаний.
  • Выразить предложения по поднятию качества знаний.
  • Показать родителям достижения детей во внеурочной деятельности.
  • Предложить родителям психолого-педагогические рекомендации.
  • Осмыслить итоги учебного года, обменяться мнениями и пожеланиями.

Степень обученности обучающихся.

  • Пропустили.
  • Недоучили.
  • Не поняли, но за помощью не обратились.
  • Ленились.
  • Не успевали.
  • В режиме дня школьника установить точное время подготовки Д\З.
  • Усилить контроль за выполнением Д\З со стороны родителей.
  • Усилить контроль за текущими оценками со стороны родителей.
  • Дети должны читать больше книг, развивать словарный запас, обогащать внутренний мир, расширять кругозор.

7. Интеллектуальная игра «Что ? Где? Когда? I место

9. Конкурс лучший талисман ( Океанариум) I место

Олимпиада по математике

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

-названия букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.

Учащиеся должны уметь:

- каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

- писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;

- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двухсложных словах (мячи, река, окно);

- писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота, слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 2-го класса;

- писать раздельно предлоги со словами;

- правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;

- устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

- употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения;

- писать изложение текста в 40-55 слов по вопросам, составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.

Техника чтения: Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В 1-ом полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 40-50 слов и выше. Формирование осмысленного осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

2-ое полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 55-60 слов и выше, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Учащиеся должны уметь:

- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;

- прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации;

- находить ключевые слова в тексте;

- отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;

- отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

- самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

- делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части;

- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- находить сумму и разность чисел в пределах 100; в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание;

- чертить отрезок заданной длины и измерять данный отрезок.

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

- стороны горизонта; устройство и назначение компаса;

- некоторые особенности природы своего края; изменения в природе и труде людей по временам года; особенности охраны здоровья в разные времена года;

- природа неживая и живая; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние;

- некоторые охраняемые растения и животные своего края, всей страны;

- правила поведения в природе;

- составные части народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт; некоторые особенности хозяйства края;

- правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах.

Учащиеся должны уметь:

- определять стороны горизонта с помощью компаса;

- различать объекты неживой и живой природы; различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой из перечисленных групп); проводить эпизодические самостоятельные наблюдения в природе;

- выполнять правила поведения в природе; изготавливать простейшие кормушки для птиц и размещать их с помощью старших; ухаживать за комнатными растениями, животными;

- выполнять правила личной гигиены, правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах.

Цель собрания:

1. Способствовать сплочению родительского коллектива класса.

2. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

3. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, учащиеся класса.

Форма проведения: ток-шоу - торжественное родительское собрание с детьми.

Организация родительского собрания:

• подготовка приглашений для родителей;

• учащиеся вместе с родителями рисуют генеалогическое древо своей семьи;

• родители готовят фирменное семейное блюдо;

• оформление классного помещения;

• разработка сценария родительского собрания.

• плакаты с высказываниями:

Дружная семья гору свернет.

Русская народная пословица

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: - Я.

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: - Я.

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя?

На все это Ева ответила: - Я.

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

- Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Если заглянуть в словарь Даля, то там определение семьи звучит так: это совокупность близких родственников, живущих вместе.

(Приводятся мнения детей.)

• Счастливая семья - это когда все вместе собираются по вечерам и рассказывают о том, как провели день.

• Когда в доме тепло и уютно.

• Когда никто не кричит и не включает телевизор или магнитофон на всю громкость.

• Когда все друг о друге заботятся.

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

III. Представление семей, участвующих в конкурсе (три семьи)

Личное дело семьи

Муж, глава семьи –

Жена, хранительница очага и дома –

Дети, надежда и опора –

Вопросы первой семье

1. Назовите свой любимый семейный праздник.

2. Советуетесь ли вы со своими детьми в принятии того или иного решения?

Вопросы второй семье

1. Способен ли ваш ребенок позаботиться о себе сам?

2. Как вы считаете, унизительно ли просить прощение у ребенка?

Вопросы третьей семье

1. Как поступить, если вы не одобряете выбора друзей своего ребенка?

2. Если возникла ссора, как ее погасить?

Исполнение всей семьей любимой песни. Аплодисменты помогут оценить исполнение песен.

- Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение о семье, используя рифму.

- Пока семьи стараются стать поэтами, мы побеседуем со зрителями.

- Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна.)

- Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна.)

VIII. Частушки о семейных делах

Не всегда получается быть улыбчивым, но этому можно научиться. Неплохим тренингом этого качества являются частушки. В исполнении наших детей прослушайте частушки о семейных делах.

(Дети поют частушки.)

Мы частушек много знаем –

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Чтоб порадовать гостей.

Ох, сегодня в шесть часов

Подложить подушку надо

Ах, сегодня праздник в доме,

Петя выучил уроки,

Все и даже устные.

Папа, мама, дорогие,

Что у вас за аллергия?

Как берете вы тетрадки,

Все трясетесь в лихорадке.

Ох, как вовремя мой папа

Весь так ровно облысел,

А не то, в дневник мой глядя,

Он бы сильно поседел!

Чтобы книжку сын читал.

Папа рубль ему давал.

Уйму книг сынок прочел –

Папа ж по миру пошел.

Каждый день в свою копилку

Я бросаю по рублю.

Чтоб купить себе братишку.

Целый год уже коплю.

Мама с папой и братишка –

Вот она моя родня!

Ох, спасибо, дорогие,

Что вы есть все у меня!

У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

IX. Тест-опросник

Семья - это общечеловеческая ценность, где формируются взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом мечты для семьи, где все будут жить счастливо.

Ведь дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

И окно с живым цветком - еще не дом.

И даже чайник с баском - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

- Каким я являюсь родителем?

Этот вопрос извечно стоит перед каждым из нас.

1. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

2. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

3. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

4. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

5. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя самое плохое.

6. Ребенка с детства следует держать в жестких рамах, только тогда из него вырастет хороший человек.

7. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

8. К моему ребенку липнет все дурное.

9. Я жалею своего ребенка.

10. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось.

11. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

12. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

13. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

14. Я часто признаю: в своих мнениях и претензиях ребенок по- своему прав.

15. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

16. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

17. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

18. Мой ребенок не в силах сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

19. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

20. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

21. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителем.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанных с данным видом.

Кооперация: 7,9,11,12.13,14,15 - О - округлить данные номера.

Контроль: 1,6,10,16,17,19,20 - X - отметить крестиком.

Отношения к неудачам ребенка: 2,3,4,5,8,18,21.

Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Средние баллы - 3-5 балла говорят о том, что взрослый оценивает способность ребенка, одобряет его интересы, поддерживает планы.

Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Низкие баллы по шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, может быть неплохим учителем и воспитателем.

Средние баллы - 3-5 балла говорят о среднем уровне взрослого к неудачам ребенка, то есть к интересам, увлечениям, мыслям, чувствам ребенка относится понимающе.

- Каждый для себя сделал вывод. Какой он родитель для своего ребенка? Мы очень хотим, чтобы вы любили своих детей такими, какие они есть, ведь любовь - это ключ к пониманию, а ребенок - это цветок, красота которого зависит от ухода за ним.

(Звучит мелодичная музыка.)

XI. Заключение

- У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а глазами.

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.

Дополнительный материал

Кинетический рисунок семьи

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим - мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки.

Выделяются пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности в семейной ситуации;

5) враждебность в семейной ситуации.

(Из книги: Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2.-е изд., дораб. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996)

Читайте также: