План конспект интегрированного урока по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока «Родная природа в творчестве русских поэтов.

Зиннатова Н.Г., Юрина Т.А., учителя русского языка и литературы

Предмет: Литература, русский язык (интегрированный урок)

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные результаты: знать средства выразительности; уметь определять тему и основную мысль стихотворения; уметь находить глаголы и определять их время; уметь читать выразительно стихотворение, уметь работать с текстом.

Личностные результаты: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД);

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, тема, идея, проблема, пейзаж, время глагола.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемного изложения.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин)

Формулирование темы урока, постановка цели. (5мин)

Актуализация знаний. (10 мин)

Закрепление изученного материала. (10 мин)

Контролирующее задание. (5 мин)

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Домашнее задание. (2 мин.)

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ученики сидят в группах, слушают учителя

Приветствие учеников: Добрый день ребята, давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить, в каждом, в ком живет искорка живого, живет художник. Каждый из нас встречал восходы солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под деревом дождь. Словом, жил впечатлениями природы. Красота природы с каждым годом отпечатывается в нашем сознании. Повсюду нас сопровождают образы природы.

3.Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на слайд (слайд 1):

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

-Как вы понимаете данное высказывание?

Природа – подлинный герой поэзии С. Есенина, Н. Рубцова, Ф. Тютчева. Любовью к земле, к лугам и травам, лугам и озерам проникнуты многие строки их стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание родной природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц плеск речной волны.

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

ВложениеРазмер
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного 116.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся

учитель начальных классов

Четверикова Татьяна владимировна

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков.

Становление самостоятельности, инициативности, ответственности, формирование умения учиться являются ведущими целями образования.

Теперь на первой ступени школьного образования ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению.

В условиях действия новых стандартов во многом изменяется и организация обучения. Новый стандарт ориентирован на метапредметные знания и личностный результат. Отсюда следует возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интегрированный урок помогает решить следующие задачи, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • Развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;
  • Развитие образного мышления;
  • Повышение мотивации учебной деятельности;
  • Показ метапредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями;
  • Исключается дублирование учебного материала, в результате снижение нагрузки учащихся;
  • Интеграция обеспечивает благоприятный психологический климат на уроке.

Интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей. Интеграция не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Хочу поделиться опытом своей работы по использованию в практике школьного обучения в начальных классах технологии межпредметной интеграции на примере уроков русского языка.

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Сегодня все вы будете учеными. А чем занимаются ученые? (Ответ: наукой.) Вы тоже будете заниматься наукой – математикой, а еще мы обратимся к науке о языке.

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Сегодня вам как ученым предстоит рассмотреть различные тексты с точки зрения русского языка и математики, научиться решать задачу нового вида, потренироваться в проверке написания слов с парными согласными на конце.

Учитель: Решите задачи, откройте карточки с номером, который соответствует ответу.

У Игоря и Жени 9 голубей. У Жени 7 голубей. Сколько голубей у Игоря? (Ответ: 2 голубя.)

На одном этаже 9 жильцов, а на другом – на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже? (Ответ: 7 жильцов.)

Летом засушили 4 кг и засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили? (Ответ: на 6 кг.)

Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года и 5 месяцев после него. Сколько всего месяцев дети учатся в школе? (Ответ: 9 месяцев.)

4. Работа над новым материалом

Учитель: Прочитайте слова, которые появились на доске. Что у них общего?

Дети: Все оканчиваются на парные согласные.

Учитель: Верно. Написание слов отличается от произношения. Как проверить написание парных согласных на конце слова?

Дети: Нужно подобрать проверочное слово.

Учитель: Какие слова являются проверочными?

Дети: Те, в которых после согласного произносится гласный.

Учитель: Устно подберите проверочные слова, а я запишу их на доске. (Дети подбирают.) Теперь составьте предложения с некоторыми из этих слов. Можно эти предложения назвать текстом? Почему?

Дети: Нельзя. Потому что они не связаны по смыслу.

Учитель: Прочитайте то, что написано на доске: "Прошлым летом мы отдыхали на даче. Возле дома был небольшой сад. В нем росли яблони и вишни". Что вы прочитали?

Учитель: Докажите. Найдите в тексте слово с парной согласной на конце. Запишите в тетрадь, подберите проверочное слово.

Дети: Слово "сад", проверочное слово – "сады".

Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?

Дети: Нельзя. Потому что нет данных и вопроса.

Учитель: Измените текст так, чтобы в нем появились эти данные: 15, на 5 меньше.

Дети: В саду растет 15 яблонь, а вишен на 5 меньше.

Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?

Дети: Нельзя, потому что нужен вопрос.

Учитель: Какой вопрос можно задать? Еще?

Дети: Сколько в саду росло вишен? Сколько всего деревьев росло в саду?

Учитель: Составьте краткую запись задачи. Можно сразу ответить на вопрос задачи?

Учитель: Каким действием мы узнаем, сколько было вишен?

Учитель: Мы узнали, сколько в саду вишен, знаем, сколько яблонь. Можно ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?

Учитель: Запишите решение. Сформулируйте и запишите ответ задачи. Запишите решение задачи одним выражением. Для слова, найденного в тексте, найдите проверочное слово в задаче.

5. Самостоятельная работа

Учитель: Приготовьте строчку учета для шести карточек.

Учитель: Сначала вспомним порядок работы: выполнить задание, указанное на твоей карточке; обвести в листке учета номер карточки кружочком; найти ученика с карточкой под другим номером; обсудить с этим учеником свое задание и выслушать его; после обсуждения отметить крестиком номер своей карточки; обменяться друг с другом карточками; приступить к работе по новой карточке. Старайтесь изучить как можно больше карточек. Работу закончите по моему сигналу.

(Дети работают по карточкам в парах сменного состава.)

Образец задания в карточках

Запишите решение и ответ задачи. К выделенному слову подберите проверочное слово: "На кустике земляники висело 8 яго*. Когда некоторые созрели и упали, осталось 6 яго*. Сколько яго* упало?"

(Подведение итогов самостоятельной работы.)

Учитель: У вас на партах лежат полоски разного цвета. Если урок был вам интересен – поднимите красную; если он был для вас поучителен – зеленую; если было скучно – желтую полоску. Вложите полоски в свои тетради. Затем отступите три клеточки для оценки и напишите несколько предложений о том, что у вас получилось и что не получилось на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы. Оборудование. Карта "Природные зоны", образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник "Природоведение

Интегрированный урок

по природоведению и русскому языку в 4 классе

Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. Упражнения в правописании безударных окончаний существительных

в р.п. и д.п.

Учитель начальных классов II категории: Кравчук А.Н.

Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы.

Оборудование. Карта "Природные зоны", образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник "Природоведение".

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

Актуализация прежних знаний.

(списывание текста с доски)

"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (дательный падеж, 1-е склонение).

В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (родительный падеж, 1-е склонение), отпиваешь глоток, пока голова не закружится".

Задание: Списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.

(включить грамзапись с голосами птиц).

Формирование новых понятий.

- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?

Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?

- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.

- А какую пользу приносит лес человеку?

- Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.

Защитник воздуха, водоемов, почв.

Дом для растений, животных, грибов.

Место для отдыха человека.

Источник ягод, грибов, лекарств.

Источник древесины. В учебнике природоведения нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".

Задание: Найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).

- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:

"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень".

- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь, какую?

-А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

Применение знаний.

Прочитать вслух текст "Лесная столовая". Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)

- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

Письмо по памяти.

Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.

Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес".


Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Итог урока. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?

Читайте также: