Конспект урока русская фразеология 11 класс

Обновлено: 01.07.2024

Тип урока: комбинированный

- В качестве напутствия к уроку я расскажу вам притчу.

Один молодой человек пришел к своему учителю и сказал:

Мудрец положил перед юношей книгу, ручку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Книгу,- ответил юноша.

-Тогда произнеси это пять раз.

- Я выбираю книгу, я выбираю книгу…- послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец,- повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…

. - Что же надо по – вашему?

Ответ: надо протянуть руку и взять книгу.

2. Актуализация.

Язык словами силён,

или тайны русского языка.

Чтобы знания были впрок,

Следует повторить урок.


Определение темы урока.
- Какое слово получилось в результате? ( по вертикали – Фразеологизм).

- Именно эта лексическая единица станет объектом нашего повторения и подготовки к ЕНТ.

Оформление тетрадей: запись даты, темы урока.

3.Формирование новых понятий и способов действий.

1.Работа в группах сменного состава: расширение знаний учащихся по теме, оформление и защита проектных листов. Подгруппам выдается материал для работы (ватман, фломастеры).

1). Фразеологизмы и его признаки.

2). Сфера употребления фразеологизмов

3). Происхождение фразеологизмов.

2. Почему мы так говорим? (Видеоролик)

4.Применение новых знаний и умений: проверка усвоения теоретического материала.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Задание: подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам.

Жить душа в душу - как кошка с собакой.

Чуть свет - на ночь глядя.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Рукой подать - куда Макар телят не гонял.

Дать волю языку - держать язык за зубами.

Рот не закрывается - набрал в рот воды.

Как день и ночь - как две капли воды.

Гладить по головке - держать в ежовых рукавицах.

На край света - рукой подать.

"Живые картинки". Группам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. (Участникам выдаются листки с приготовленными фразеологизмами)


( Путаться под ногами; два сапога пара; кот наплакал; как снег на голову; водить за нос; развесить уши; намылить шею; зарубить на носу; засучить рукава; взять быка за рога; считать ворон; куры не клюют)

К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, меткие образные выражения из художественных произведений.

Пословицы и поговорки

Реализация предварительного задания: пословицы и поговорки

Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо поучение.

Поговорка – образное выражение, отличающееся от пословицы недосказанностью, отсутствием назидания.

Закончить пословицы, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский)

Дерево крепко корнями, а человек … друзьями, достар, frinds ( френдс)

Родная земля – золотая … колыбель, бесiк, bed (бэд)

Человек без цели, что птица без… крылья, канат, wings (вуингс)

Жить без друзей, что есть пищу без… соль, туз, salt (салт).

Крылатые слова, афоризмы.

К крылатым словам относятся и словосочетания и предложения из художественной литературы. Афоризмы, в отличие от крылатых слов имеют характер самостоятельного изречения.

– В чем заключается различие крылатых слов от афоризмов?

К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы.
Афоризмы, в отличие от крылатых слов имеют характер самостоятельного изречения.
Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания.

- Какому автору принадлежат следующие крылатые выражения?

И.А. Крылов

Н.В. Гоголь

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.А. Некрасов

- Кому на Руси жить хорошо.

А.П. Чехов

- Краткость — сестра таланта.

4.Применение.

Цели: Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы. Повторение темы: Лингвистические словари русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Фразеологический словарь, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №1). (Презентацию можно взять у автора).

  1. человек, который противится нововведениям (К).
  2. направление развития (Т).
  3. система взглядов на природу и общество (М).
  4. одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  6. антоним к слову “идентичный” (Р).
  7. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  8. антоним к слову “лаконичный” (М).
  9. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  10. синоним к слову “первенство” (П).

Ключ открывается полностью на слайде №2.

  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Эпигон
  6. Различный
  7. Баллада
  8. Многословный
  9. Эмансипация
  10. Приоритет.

По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

  1. Хлопотный, трудный (канительный)
  2. Прихоть, причуда (каприз).
  3. Суть, сущность (квинтэссенция).
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
  5. Любезность, похвала (комплимент).
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
  7. Определенно, предметно (конкретно).
  8. Установление, утверждение (констатация).
  9. Отвратительный, страшный (кошмарный).
  10. Преклонение, почитание (культ).

Задание. Составьте пословицы. (Материал демонстрируется на слайде № 4)

  1. Два медведя в одной берлоге
  2. Худой мир
  3. Бояться волков
  4. Либо полковник
  5. Кто языком штурмует
  6. Не узнав горя
  7. Наше дело: что же делать
  8. Не надо и беса
  9. Где я лисой пройду
  10. Федюшке дали денежку
  11. Лей на него масло
  12. Лучше не дари
  13. Грязь не сало
  14. Заработанный ломоть
  15. Нынче люди таковы
  16. Где пирог с грибами

Ключ: 1 – Б, 2 – К, 3 – Р, 4 – Д, 5 – Е, 6 – З, 7 – А, 8 – И, 9 – Л, 10 – М, 11 – В, 12 – Н, 13 – О, 14 – П, 15 – Ж, 16 – Г.

Задание. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Перечень крылатых высказываний - на слайде № 5)

  1. Ахиллесова пята.
  2. Геростратова слава.
  3. Дамоклов меч.
  4. Кинуть в Лету
  5. Муки Тантала.
  6. Одиссея
  7. Пегас
  8. Прокрустово ложе
  9. Сфинкс
  10. Фемида
  11. Фортуна
  12. Цербер
  13. Бочка Данаид
  14. Гордиев узел
  15. Елисейские поля
  16. Между Сциллой и Харибдой
  17. Немезида
  18. Парнас
  19. Пиррова победа
  20. Прометеев огонь
  21. Троянский конь
  22. Филемон и Бавкида
  23. Химера
  24. Яблоко раздора

Ключ: А – 24, Б -9, В – 8, Г – 18, Д – 22, Е - 12, Ж – 4, З - 20, И – 14, К - 10, Л -23, М – 21.

Задание. Подберите синонимы.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Задание. Сгруппируйте парами антонимы.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23.

Задание. Упражнение № 86. ( Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М. Просвещение, 2004. - 350с.)

Прочитайте фразеологизмы. Почему они написаны не по-русски? Переводятся ли они? Что обозначают? Из какого языка заимствованы? Составьте с ними предложения. При затруднении обращайтесь к словарю иностранных слов.

Alma mater, a priori, carte blanche, post faktum, post scriptum, salto mortale, status qwo, yolens nolens.

Ключ. Данные фразеологизмы не переводятся.

  • Alma mater (лат.) – университет (обычно в речи студентов и лиц, окончивших университет). НТВ – это моя журналистская альма-матер.
  • A priori (лат.) – независимо от опыта, не опираясь на знание фактов, заранее, предварительно. Понятно, что перед законом, в котором “все запрещено”, априори виновны все.
  • Carte blanche (фр.) – чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить такой бланк текстом. Вот почему, оказавшись в дипломатическом тупике, премьер-министр, который сдерживал свой гнев, предоставил карт-бланш членам правительства.
  • Post faktum (лат.) – после того, как что-либо уже произошло. Главный офис Porsce был проинформирован о программе скидок пост фактум, и в настоящий момент там крайне недовольны ценовой политикой своего американского отделения.
  • Post scriptum (лат.) – приписка к оконченному и подписанному письму. В постскриптуме он просил меня быть повнимательнее к сестре и матери.
  • Sflto mortale (итал.) – разновидность акробатического прыжка в воздухе с поворотом через голову вперед или назад; (перен.) – резкая перемена в действиях, поступках. Яхта совершила настоящее сальто-мортале, обернувшись вокруг своей оси на 360 градусов.
  • Status qwo (лат.) – фактическое или правовое положение, существующее или существовавшее в какой-либо определенный момент (в международном праве). Однако сохранять статус-кво НАТО спустя 15 лет после окончания Холодной войны - не консервативная, а реакционная мера.
  • Yolens nolens (лат.) - волей-неволей. Клиент мой человек пожилой, страдающий ревматизмом, сырой… Ходить по невестам, хлопотать у него нет сил, так что volens nolens ему приходится действовать через третье лицо. (А.Чехов)

Демонстрация слайда № 6. Слова-паронимы

10 задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

  • Драматический - …(драматичный).
  • Дружеский - …(дружелюбный).
  • Существо - …(сущность).
  • Единственный - …(единый).
  • Злой - …(злостный).
  • Искусно - …(искусственно).
  • Подпись - …(роспись).
  • Заглавный - …(главный).
  • Наследие - …(наследство).
  • Гнездовье - …(гнездо).
  • Безответный - …(безответственный).
  • Пустошь - …(пустырь).

11 задание. Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

  1. Друзья были обескуражены ледянымприемом, который был оказан им в этом доме.
  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
  4. Есть вечныечеловеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
  6. Этот человек производит двойное впечатление.
  7. Игорь оделна малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
  9. Ведущийинформативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.
  1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.
  2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.
  3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.
  4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков.
  5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.
  6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.
  7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.
  8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.
  9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
  10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.
  1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный практический интерес.
  2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
  3. У известного композитора двойная фамилия.
  4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.
  5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.
  6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.
  7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.
  8. Я бесхитростно удивлялась тому, что закрасочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.
  9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.
  10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
5. “Твое горе - не горе … , дело житейское”, - сказал старик.
9. В политике двойные стандарты не применимы.
10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит двойственное впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.
6. Читатель, конечно. Подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.
7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.
9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

Систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке;

Формировать умения различать фразеологизмы по структуре, определять их синтаксическую роль;

Употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.

Задачи урока :

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4) обогащать словарный запас школьников;

5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

1. Организационный момент.

2. Проблемный вопрос.

3.Объяснение нового материала.

4.Подведение итогов.

1) Вступительное слово учителя:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

Вспомним, что такое фразеологизмы?

Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание . Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.(запись в тетрадях для подготовки к ЕГЭ) Фразеологизмы, подобно словам, имеют единое, целостное значение. Поэтому они достаточно свободно вступают со словами в синонимические отношения, например: гонять лодыря - бездельничать; кот наплакал - мало; собаку съел - ловкий, опытный; козел отпущения - жертва.

Необходимо отметить, что некоторые фразеологизмы имеют переносное значение.

Вспомните отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний.

В свободном словосочетании любое слово можно заменить другим, а во фразеологизме нельзя; в свободном словосочетании слова сохраняют самостоятельный смысл, а во фразеологизме – теряют; лексическое значение имеет фразеологизм в целом; словосочетания создаются в речи, не требуют запоминания; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.

Давайте попробуем разграничить свободные словосочетания и фразеологизмы.

Повесить белье – повесить нос, золотой браслет – золотые руки, волчий хвост – волчий аппетит .

Повесить белье

золотой браслет

волчий хвост

повесить нос

золотые руки

волчий аппетит

Ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют таблицу.

Признаки свободных Признаки

словосочетаний фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять

другими словами. одно слово другим.

2, Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло-

словую самостоятельность. вую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются

требуют запоминания. готовыми, запоминаются.

Замени данные фразеологизмы одним словом.

Вывод: Этим примером мы еще раз доказали, что фразеологизм – это неделимое словосочетание. При синтаксическом разборе необходимо учитывать эту неделимость и подчеркивать фразеологизм как один член предложения.

Фразеологические единицы по своей семантике и грамматическим признакам соотносятся с соответствующими частями речи и в предложении выступают в качестве его члена. Например, бить баклуши, тянуть канитель, закидывать удочку, водить за нос - это глагольные фразеологизмы, которые в предложении обычно являются сказуемым; точка зрения, кисейная барышня, козел отпущения, ахиллесова пята - субстантивные фразеологизмы; рукой подать, как на ладони, со всех ног, спустя рукава - наречные и т.п.

Давайте закрепим полученные знания. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

(Задание 12, 14 раздается заранее в распечатанном виде каждому ученику. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

(вставить прав. ответ)

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Проверь себя

(вставить прав. ответ)

В образной основе многих фразеологизмов лежат художественные приемы, или тропы, о которых мы не раз говорили на уроках литературы.

Вспомните, что такое

Литота;

Гипербола;

Сравнение.

Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются эти тропы (по вариантам):1-й вариант с гиперболой; 2-й вариант с литотой; 3-й вариант со сравнением.

Лететь стрелой

Грош цена в базарный день

Вырос до неба

Капля в море

Как за каменной стеной

Нет живого места

Как кошка с собакой

От горшка два вершка

Проверь себя

Вырос до неба

Нет живого места

Грош цена в базарный день

Капля в море

От горшка два вершка

Лететь стрелой

Как за каменной стеной

Как кошка с собакой

Подпишите под фамилиями писателей фразеологизмы, которые стали известны благодаря их писателей, объясните значения.

Слайд 16 - 17

А.С.Пушкин

Остаться у разбитого корыта

И.А.Крылов

А воз и ныне там.

Бог послал кусочек сыру.

Так поди же попляши.

А ларчик просто открывался.

Как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? (ответ)

Важно не только знать эти фразеологизмы, но и правильно и уместно употреблять их. Давайте запишем в тетради наиболее распространенные ошибки в употреблении фразеологизмов.

Слайд 18 -25

Ошибки при употреблении фразеологизмов

18· Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля).
19· Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила вместо вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего вместо оставлять желать лучшего).
20· Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания (К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне вместо задавали каверзные вопросы).
21· Контаминация, или смешение, двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение).
22· Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала).
23· Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал вместо ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся вместо cпикер выразил сожаление в связи со случившимся).
24· Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать).
25 Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Творческий диктант : ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм (Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм):

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Проверь себя

Без задних ног; брать себя в руки; бросать слова на ветер; взять голыми руками; водить за нос; не разольёшь водой; вывести на чистую воду; делать из мухи слона; держать язык за зубами; держать камень за пазухой; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днём согнём не сыщешь; в ежовых рукавицах держать; палец о палец не ударить ; впросак попал.

Давайте запишем домашнее задание.

Найдите в пособии Сениной.Н.А. в вариантах № 5, 20, 21, 23, 28 в третьем тексте фразеологизмы и объясните их значение.

Используя записанные на уроке фразеологизмы, составьте текст.

Итак, подведем итоги нашего урока :

1. Что такое фразеологизм?

2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного?

3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посвящение, прополоскать, кенгуру, отражение, прилагать, замирать, копчёности, жёстче, деньжонки, шлагбаум, ровесник, сверстник, съязвить, небезызвестный, взимать, безвкусный, преобладать, нефтяной, винно-водочный, в-пятых, древнерусский, оранжево-жёлтый , приданое, шиворот-навыворот, мало-помалу.

Урок 1/18 Фразеологические обороты и языковые афоризмы

Фразеологические обороты

языковые афоризмы

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом .

Душа в пятки ушла – страшно, душа не лежит – неинтересно и т.д.

Языковые афоризмы – это пословицы, т.е. краткие народные изречения с поучительным смыслом.

Цыплят по осени считают – не стоит делать выводы раньше положенного времени.

Под лежачий камень вода не течёт – нужно работать, чтобы достичь результата и т.д.

 Славянские фразеологизмы: Брать за живое Клевать носом Гол как сокол Точить лясы При царе Горохе Подложить свинью Ни кола ни двора Как сажа бела Глухая тетеря Во все тяжкие

Славянские фразеологизмы:

Фразеологизмы из профессиональной речи:

Библейские фразеологизмы:

Фразеологизмы из античной литературы:

И ещё много других:

Как правильно оформить диалогическую речь?

Схема диалога, где А, а – слова автора, П - реплики.

Используйте разные глаголы говорения!

Сказать, сообщить, проговорить, произнести, воскликнуть, прошептать, пробубнить, недоумевать, засомневаться, поморщиться, удивиться, заинтересоваться, заявить, рассказать, поведать, согласиться, спрогнозировать, восхититься, парировать, задаться вопросом, изложить, пояснить, объяснить, подытожить, растолковать и т.д.

Читайте также: