Деление с остатком и вычитание 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

1. Развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с текстом учебника..

3. Расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать интерес к книге- источнику знаний.

1. Формировать толерантность в отношениях учащихся при работе в парах , умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение.

- Запишите число, которое содержит 6 тыс. единиц.

- Какое число записали?

- Какие разряды есть в этом числе? Назовите их.

- Сколько в этом числе содержится единиц? Сколько десятков? Сотен? Тысяч?

-Уменьшите это число на 20, запишите результат.

- Какое число получили? Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Задача на логику

При встрече Игорь, Олег, Руслан пожали друг другу руки. Подсчитайте число всех рукопожатий.

Работа по учебнику.

Учащиеся читают диалог Миши и Маши и знакомятся с делением с остатком.

– Объясните, что обозначает каждое число в записи деления с остатком. 15 : 6 = 2 (ост. 3).

– Почему в результате деления получилось число 2?

– Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель? 6 · 2 = 12.

– Как вычислить остаток? 15 – 12 = 3 (ост.).

Задание 149. Прочитайте задачу. Запишите решение этой задачи в виде одного выражения. 3 · 4 + 2 = 14 (с.) – было.

– Разделите с остатком число 14 на число 4. 14 : 4 = 3 (ост. 2).

Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.

24 : 6 = 4 27 : 3 = 9

27 : 6 = 4 (ост. 3) 29 : 3 = 9 (ост. 2)

32 : 8 = 4 81 : 9 = 9

39 : 8 = 4 (ост. 7) 85 : 9 = 9 (ост. 4)

– Чем похожи записи деления в каждой паре? (Одинаковое значение частного.)

– Чем отличаются записи деления в каждой паре? (Деление с остатком и деление без остатка.)

– Какое число нужно вычесть из делимого при делении с остатком, чтобы получить делимое соответствующего табличного случая деления?

– Будет ли найденное число совпадать с остатком? (Будет.)

Почему с помощью табличного случая деления 42 : 7 = 6 можно разделить с остатком число 45 на число 7?

– Выполните деление с остатком. 45 : 7 = 6 (ост. 3).

– Почему выбранный табличный случай деления можно получить, выполнив действие в скобках в следующем выражении? Вычислите его значение. (45 – 3 ) : 7 = 42 : 7 = 6 .

– В полученном равенстве подчеркните соответственно одной и двумя чертами числа, которые получаются в результате деления с остатком числа 45 на число 7.

– Всегда ли аналогичным образом можно получить по результатам деления с остатком соответствующий случай деления нацело? (Всегда.)

Для того чтобы разделить с остатком число 67 на число 9, выберите сначала разность, значение которой можно разделить на 9 нацело. 67 – 4.

– Вычислите значение выражения: (67 – 4) : 9 = 63 : 9 = 7

– Какие числа получаются при делении числа 67 на число 9? (Числа 7 и 4.)

– Выберите верную запись деления 67 : 9. 67 : 9 = 7 (ост. 4).

Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.)

– Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.)

– Выполните это деление. 72 : 9 = 8.

– Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8.

– Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9. 76 : 9 = 8 (ост. 4).

Самостоятельная работа. (на листочках)

Впиши пропущенные числа.

18 : 5 =___ (ост. 3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3)

34 : 4 = ___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5)

Итог урока. Рефлексия .

( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деление с остатком и вычитание

Цели: дать представление о том, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания; учить сравнивать запись на деление с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; формировать умение записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания .

I. Устный счет.

hello_html_29f3ecba.jpg

2. Запишите буквами свойства арифметических действий:

а) переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения;

б) правило вычитания числа из суммы;

в) правило вычитания суммы из числа.

3. Математические ребусы.

hello_html_m5c3e429f.jpg

4. Выполните деление с остатком и сделайте проверку.

47 : 5 54 : 7 71 : 9

63 : 8 39 : 6 65 : 7

II. Работа по учебнику.

Задание 191. Сравните между собой записи из одного столбика.

41 : 19 = 2 (ост. 3) 56 : 17 = 3 (ост. 5)

41 – 19 – 19 = 3 56 – 17 – 17 – 17 = 5

– Как с помощью вычитания найти остаток от деления одного числа на другое? Обратите внимание на то, сколько раз делитель вычитали из делимого. В каждом из рассмотренных случаев сравните это число с неполным частным.

Задание 192. Вычислите значения разности.

53 – 7 · 7 = 53 – 49 + 4

– Используя полученное равенство, запишите результат деления с остатком числа 53 на число 7.

Задание 193. Представьте разность 69 – 6 в виде произведения двух множителей, один из которых равен 9. 69 – 6 = 9 · 7

– Используя полученное равенство, запишите результат деления с остатком числа 69 на число 9 и на число 7.

69 : 9 = 7 (ост. 6) 69 : 7 = 9 (ост. 6)

Задание 194. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Запишите решение задачи с помощью деления с остатком.

Решение: 150 : 35 = 4 (ост. 10)

Ответ: получилось 4 полных мешка, 10 кг осталось.

Задание 195. Выполните деление с остатком для следующих пар чисел с помощью вычитания.

а) 387 : 350 = 1 (ост. 37) б) 927 : 291 = 3 (ост. 48)

387 – 350 · 1 = 37 927 – 293 · 3 = 48

в) 1003 : 250 = 4 (ост. 3)

1003 – 250 · 4 = 3

III. Фронтальная работа.

– Выберите рисунок, которому соответствуют все три записи:

3 · 4 + 2 = 14 14 : 3 = 4 (ост. 2) 14 : 4 = 3 (ост. 2)

Выполните такие же записи к другим рисункам.

hello_html_7b47ec13.jpg

– Сделайте рисунки, которые соответствуют записям:

10 : 5 = 2 14 : 7 = 2

13 : 5 = 2 (ост. 3) 15 : 7 = 2 (ост. 1)

12 : 4 = 3 12 : 6 = 2

14 : 4 = 3 (ост. 2) 15 : 6 = 2 (ост. 3)

21 : 7 = 3 18 : 3 = 6

25 : 7 = 3 (ост. 4) 20 : 3 = 6 (ост. 2)

IV. Итог урока.

– Как выполнить деление с остатком с помощью вычитания?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 246 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.01.2020 857
  • DOCX 79.9 кбайт
  • 62 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чернявская Анастасия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приёма деления с остатком.

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

наблюдательности и любознательности,

развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Ход урока.

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение.

Минутка каллиграфии.

- Запишите число, которое содержит 6 тыс. единиц.

- Какое число записали?

- Сколькизначное это число?

- Объясните, почему вы так считаете?

- Какие разряды есть в этом числе? Назовите их.

- Сколько в этом числе содержится единиц? Сколько десятков? Сотен? Тысяч?

-Уменьшите это число на 20, запишите результат.

- Какое число получили? Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

Устный счёт: 26*2; 58:2; 7*9; 50*10; 72:9; 81:9; 13*10; 4*9; 8*7; 32:4.

Ребята устно решают, записывая только ответы. Затем представители групп выходят и озвучивают свои результаты.

Подготовка к восприятию новой темы.

40 6 36

45 33 9

50 46 5

-Составьте с этими числами примеры на деление.

-Какое число лишнее и почему? (46) Почему?

IV. Новая тема.

Маша из бумаги делает для своих кукол платья, на одно платье хватает 6 см цветной бумаги. Сколько платьев можно выкроить из 27 см бумаги ?

из 6 см – 1платье

из 27 см – ? платьев

- Можем ли мы узнать, сколько получиться платьев?

- Не получиться выкроить платья, так как 27 на 6 не делиться.

- Получиться выкроить платья, останется несколько лишних сантиметров бумаги.

- Мнения разделились. Перед нами две гипотезы. Предлагаю вам провести эксперимент и найти верное предположение.

- Сейчас мы с вами превратимся в модельеров – закройщиков. По группам из листа бумаги выкроить платья для Машиной куклы.

- Сколько платьев получиться?

- Что-то ещё осталось?

- На платье для куклы хватит этого кусочка бумаги? А на что может хватить?

-Запишем решение этой задачи: 26 : 6=4(пл.) (остаток 2 см)

Ответ: 4 платья можно выкроить и ещё останется 2 см бумаги.

- Кто может объяснить, что такое остаток? В результате чего он получился?

(это число, полученное в результате деления чисел, лишние единицы)

- Какое число разделилось бы без остатка? (24)

- Деление без остатка называют делением нацело.

- Какое число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело? (2)

- Как вы думаете, остаток должен быть больше или меньше делимого?

(остаток всегда меньше делимого)

- Если остаток равен 2 (как в нашем случае), то делитель насколько больше того числа которое делиться нацело?

- Опираясь на данное определение, попробуйте составить пример на деление с остатком.

Закрепление изученного материала.

- Что известно в задаче? (На 4 тарелки мама положила по 3 сосиски, в кастрюле осталось ещё 2)

- Что требуется узнать? (Сколько всего сосисок сварила мама)

- Запишите решение задачи.

4 • 3 + 2 = 12 + 2 = 14 (сос.)

- Давайте теперь попробуем 14 разделить на 4.

14 : 4 = 12 (ост. 2) (14 на 4 не делиться,

ближайшее число, которое делиться на 4 это 12,

12 делим на 4, получаем 3 остаток 2 )

- Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления. (Учащиеся работают в рабочих тетрадях один ученик у доски)

Самостоятельная работа.

Впиши пропущенные числа.

18 : 5 =___ (ост. 3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3)

34 : 4 = ___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5)

Рефлексия.

1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться!

Предмет: математика. Класс: 4 (20.10.16 г.)

УМК : ПНШ учебник А.Л.Чекин

Тема урока: Деление нацело и деление с остатком.

создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приёма деления с остатком.

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

наблюдательности и любознательности,

развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение.

Минутка каллиграфии.

- Запишите число, которое содержит 6 тыс. единиц.

- Какое число записали?

- Сколькизначное это число?

- Объясните, почему вы так считаете?

- Какие разряды есть в этом числе? Назовите их.

- Сколько в этом числе содержится единиц? Сколько десятков? Сотен? Тысяч?

-Уменьшите это число на 20, запишите результат.

- Какое число получили? Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.

Устный счёт: 26*2; 58:2; 7*9; 50*10; 72:9; 81:9; 13*10; 4*9; 8*7; 32:4.

Ребята устно решают, записывая только ответы. Затем представители групп выходят и озвучивают свои результаты.

Подготовка к восприятию новой темы.

-Составьте с этими числами примеры на деление.

-Какое число лишнее и почему? (46) Почему?

IV. Новая тема.

- Решите задачу.

Маша из бумаги делает для своих кукол платья, на одно платье хватает 6 см цветной бумаги. Сколько платьев можно выкроить из 27 см бумаги ?

из 6 см – 1платье

из 27 см – ? платьев

- Можем ли мы узнать, сколько получиться платьев?

- Не получиться выкроить платья, так как 27 на 6 не делиться.

- Получиться выкроить платья, останется несколько лишних сантиметров бумаги.

- Мнения разделились. Перед нами две гипотезы. Предлагаю вам провести эксперимент и найти верное предположение.

- Сейчас мы с вами превратимся в модельеров – закройщиков. По группам из листа бумаги выкроить платья для Машиной куклы.

- Сколько платьев получиться?

- Что-то ещё осталось?

- На платье для куклы хватит этого кусочка бумаги? А на что может хватить?

-Запишем решение этой задачи: 26 : 6=4(пл.) (остаток 2 см)

Ответ: 4 платья можно выкроить и ещё останется 2 см бумаги.

- Кто может объяснить, что такое остаток? В результате чего он получился?

(это число, полученное в результате деления чисел, лишние единицы)

- Какое число разделилось бы без остатка? (24)

- Деление без остатка называют делением нацело.

- Какое число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело? (2)

- Как вы думаете, остаток должен быть больше или меньше делимого?

(остаток всегда меньше делимого)

- Если остаток равен 2 (как в нашем случае), то делитель насколько больше того числа которое делиться нацело?

- Опираясь на данное определение, попробуйте составить пример на деление с остатком.

Закрепление изученного материала.

- Что известно в задаче? (На 4 тарелки мама положила по 3 сосиски, в кастрюле осталось ещё 2)

- Что требуется узнать? (Сколько всего сосисок сварила мама)

- Запишите решение задачи.

4 • 3 + 2 = 12 + 2 = 14 (сос.)

- Давайте теперь попробуем 14 разделить на 4.

14 : 4 = 12 (ост. 2) (14 на 4 не делиться,

ближайшее число, которое делиться на 4 это 12,

12 делим на 4, получаем 3 остаток 2 )

- Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления. (Учащиеся работают в рабочих тетрадях один ученик у доски)

Самостоятельная работа.

Впиши пропущенные числа.

18 : 5 =___ (ост. 3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3)

34 : 4 = ___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5)

1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!

Обору дование: презентаци я, кар то чки, проекты детей, дольки а пельсина, апельсин..

- Доброе утро! С его дня у нас на урок е гости. Давайте их поприветству ем. У рок

ма тема тики. Проверь те свою г отовность к уроку . С его дня мы б у дем изу чать нов у ю т ему .

3. У стные упражнения, самоопределение детей к деятельности на урок е.

У до ски поработают 2 челове ка(получаю т карто чки с заданиями)

2) . - Число 21 дв узна чное. Чем у равна су мма цифр в числе 21? (3)

- со ставь те все возмо жные трёхзн а чные числа, с умм а цифр в к оторых ра вна 3.

- Про читайте в порядке возрастания. (102, 1 1 1, 120, 201, 210, 300)

- Проверяем. К ак выполнили задания реб ят а у доски . Маль чики проверяю т у ……, а

3) Посвятим наш урок ещё о дно му фрук ту , о к отором вы решили выполнить

исследов а тельскую работу . Загадку я нашла в ва ших проектах:

- Высота а пельсин овог о дерева мо жет достига т ь 12 метров. Высота каждог о этажа в

многоэтажном доме 3 метра. С домо м во ск ольк о эт ажей мо жно сравнить апельсинов о е

- Живет дерев о ок оло 100 лет . Ск ольк о это век ов?

- А в Испании есть апельсиновое дерево, возрас т к оторог о 5 век ов. Ск ольк о это лет?

- Апельсиновое дерево - ве чнозеленое растение. 1 кру пный апельсин весит 200г . Ск ол ьк о

- В А б хазии был выращен апельсин мас сой 800г . Чт о я узнаю, если 800:200? 800 - 200?

Пло доно сит круг лый го д. У рожай собираю т 3 раза. С о дного дерева можно собра ть 3

тысячи пло дов. Ск ольк о это килограммов, если в о дном кг 5 апельси нов?

- 1кг стоит 40 ру блей. Ск оль к о сто ят все апельсины? (40·600=24000 ру б)

Читайте также: