Конспект урока распространенные и нераспространенные предложения 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

1) Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными.

2) Как отличить распространённое предложение от нераспространённого.

Распространённое предложение – это такое предложение, в котором, помимо главных членов, есть второстепенные.

Нераспространённые предложения - это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 35-36.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 35.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Распространить – значит увеличить, сделать более обширным.

Значит, для того, чтобы распространить предложение нужно его увеличить.

В предложении говорится о берёзе. Что? Берёза. Это подлежащее.

Что делает берёза? Растёт. Это сказуемое.

Вы знаете, что второстепенные предложения могут распространять главные и другие члены предложения.

Значит, распространять предложение мы будем второстепенными членами.

Чтобы понять, какая береза растёт, задаём вопрос от подлежащего.

Берёза какая? Высокая.

Растёт высокая берёза.

Распространяем предложение дальше. Задаём вопрос от сказуемого.

Растёт где? Возле дома.

Возле дома растёт высокая берёза.

Дома какого? Дачного.

Возле дачного дома растёт высокая берёза

Второстепенные члены помогли нам уточнить сведения, которые дали главные члены. Следовательно, благодаря второстепенным членам, мы РАСПРОСТРАНИЛИ предложение!

Такое предложение теперь можно назвать распространённым.

Распространённое предложение - это такое предложение, в котором, помимо главных членов, есть второстепенные.

Второй вид называется НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ предложения

Нераспространённые предложения - это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Распространённое и нераспространённое предложение.

Распределите предложения на две группы: распространённые и нераспространённые.

Подсказка: распространённые предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения.

На поляне стояла молоденькая ёлочка. Ребята повесили на лесную красавицу ягоды рябины.

Ёлочка радовалась. Прибежали зайцы.

Задание. Зимний день.

Подсказка: пользуйтесь словами для справок.

Стоит зимний день. Падает пушистый снег. Ребята выбежали на улицу. Они катались на коньках. Все радуются зиме!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка Шалимовой О.И.

Цель: сформировать умение различать распространённые и нераспространенные предложения по алгоритму, дополнять нераспространенное предложение второстепенными членами.

Задачи урока:

1. актуализировать знания учащихся о предложении, его грамматической основе, второстепенных членах предложения;

3. тренировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным.

Планируемые результаты:

1. знать признаки распространённого и нераспространённого предложения;

2. уметь применять алгоритм сравнения предложений и пользоваться новой терминологией;

3. уметь составлять распространённые предложения из нераспространённых .

1.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Как вы понимаете смысл пословицы? ( Браться сразу за два дела одновременно нельзя, пострадает качество выполнения работ).

- Так и на уроке, новая тема требует вашего полного внимания, времени для посторонних дел нет.

- Давайте будем работать старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее. Я верю, всё у нас получится!

2. Актуализация знаний

- Ребята, прочитайте следующее высказывание на доске.

Ученики внимательно слушали учителя.

- Это предложение? Докажите! (Высказывание имеет смысл, слова в предложении связаны друг с другом, правильно оформлено)

- Предлагаю найти в предложении главные слова – основу предложения. (Ученики слушали)

- Какие термины мы знаем для обозначения каждого слова грамматической основы? (подлежащее и сказуемое)

- Обозначим на доске подлежащее и сказуемое условными знаками.

- Как называются слова, которые мы не подчеркнули? (второстепенные члены предложения)

3. Пробное учебное действие

Наступает утро. (…) Промчался резвый ветерок. (…)

Слабо зашумели деревья (…) Блеснуло солнце. (…) Запели птицы. (…)

Самостоятельная работа детей.

- Что у вас получилось? (учитель фиксирует варианты на доске, выявляет или предъявляет правильный)

4. Выявление места и причины затруднения

- Кто не правильно выполнил задание? Почему? (не знаем термин, не изучали)

- Кто правильно выполнил задание? Объясните свои записи.

- Назовите правило, по которому вы действовали. (не знаем правило)

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? (распространённые и нераспространенные предложения)

- Чему мы должны научиться? (будем учиться правильно определять и называть распространённые и нераспространенные предложения)

- С помощью чего мы научимся? (с помощью учебника и учителя)

6. Реализация построенного проекта. Открытие новых знаний

- Давайте вернёмся к предложениям на карточке. Выделим грамматическую основу каждого предложения.

Наступает утро. (н) Промчался резвый ветерок. (р)

Слабо зашумели деревья (р) Блеснуло солнце. (н) Запели птицы. (н)

- Обратите внимание только на нераспространенные предложения. Какую особенность вы заметили? (состоят только из грамматической основы)

- Чем отличаются распространённые предложения? (распространены второстепенными членами предложения)

- Сделайте вывод о том, какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными.

- Сравните наш вывод с правилом в учебнике на стр. 35


- Давайте пошагово вспомним, как мы смогли определить распространённость предложения и составим алгоритм (правило) по которому будем это делать в дальнейшем.

1. Найдём грамматическую основу предложения.

2. Есть второстепенные члены – предложение распространённое.

3. Нет второстепенных членов – предложение нераспространённое.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Ребята, а теперь мы выполним задание 40 в учебнике, используя полученные знания.


- Выполнение задания в тетради и на доске с комментированием.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Выполняем задание на карточках.

Пришла весна.

Распустились первые цветы.

Это смелые подснежники выглянули из-под снега.

Мерзнут подснежники.

Они радуются весеннему свету.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (ответы на доске).

1. н, р, р, н, р

2. По дорогам бегут весёлые ручьи. (допустимы другие варианты, дети зачитывают свои предложения)

- Исправьте ошибки, если это необходимо.

- Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.

- Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.

- В чём были трудности при выполнении этого задания?

7. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, давайте ещё потренируемся определять распространённые и нераспространённые предложения, выделять главные члены предложения. Выполним упр. 42 на стр. 36.


Выполнение в тетради и у доски с комментированием.

- Какие предложения вы записали? (нераспространённые)

- Как определили? (по алгоритму)

- Ребята, какие знания и умения помогли вам выполнить это задание?

(знание алгоритма определения распространенности предложения, умение определять подлежащее и сказуемое, умение дополнять предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространенными)

10. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (какие предложения называются распространенными и нераспространёнными)

- Что повторили? (главные и второстепенные члены предложения)

- Чему научились на уроке? (правильно определять и называть распространённые и нераспространенные предложения, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным )

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 717 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

1. Сформировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях.

2. Развивать навыки грамотного письма, воображе ние, умение рассуждать.

- Откройте тетради. Запишем в них число, классная работа.

Мы бублик разломили и в бу кву превратили. Каллиграфическая минутка б у ква Сс.

- Составьте из данных сочетаний бу кв словарные слова, которые начинаются с буквы “ С”.

- Запишите слова в тетрадь, поставьте уда рение и подчеркните непроверяемую

- Сравните два предложения: Соловей поёт. Соловей поёт звонку ю песню.

- Чтение правила (в учебнике): Предложение, которое состоит только из грамматичес кой

основы, называется нераспространённым. Предложение, в котором есть грамматическая

основа и второстепенные члены предложения, называется ра спространённым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с понятиями распространенное и нераспро­страненное предложение; научить находить в предложении подле­жащее и сказуемое. Развивать память, мышление, устную и письменную речь учащихся; орфографическую зоркость. Воспитывать внимание, активность, интерес к изучению русского языка.

Тема урока Распространенные и нераспространенные предложения

Цель Цели: познакомить с понятиями распространенное и нераспро­страненное предложение; научить находить в предложении подле­жащее и сказуемое. Развивать память, мышление, устную и письменную речь учащихся; орфографическую зоркость. Воспитывать внимание, активность, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и на­ходить в тексте главные члены предложения — подлежащее и ска­зуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргумен­тированно отвечать, доказывать свое мнение

II. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

1. Зрительный диктант. Найти слова, в которых различное количество звуков и букв.

Вчера мы праздновали День города.

2. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Подчеркнуть основу предложения.

Ки*ка с бантиком играла,

Тих* ла*ками катала.

3. Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Подчекните орфограммы. Какими правилами пользовались для написания этих слов?

По небу оравою

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда,

Из мешков течет вода. <Туна.)

К розе не пускают,

От всех ее защищают. <Шипы.)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. <Щука.)

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями —

Листьями деревьев. <Жираф.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. <Чайник.)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода —

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки. <Чучело.)

III. Самоопределение к деятельности

- Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна.)

- Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)

- Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит толь­ко из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что та­кое распространенные и нераспространенные предложения?)

Упр. 39 (с. 35).

Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро.)

На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (7 — предложения, состоящие только из основы; 2 — предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения.)

Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения.)

Прочитайте правило и скажите, как называются предложе­ния, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы.)

Как называются предложения, которые вы не выписывали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения.)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Закрепление изученного материала

Упр. 40 (с. 35).

Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложе­ние? (Нет, слова не связаны по смыслу.)

Составьте из слов нераспространенное предложение. (Ли- сятки играют.)

Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)

Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.

Какое из записанных предложений вам нравится больше? Упр. 41 (с. 36).

Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.

Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколь­ко учащихся зачитывают свои варианты.)

Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распро­страненное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.

Пришла весна.

Распустились первые цветы.

Это смелые подснежники выглянули из-под снега.

Мерзнут подснежники.

Они рады весеннему свету.

Ответ: Н, Р, Р, Н, Р.

Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Какие предложения называются распространенными?

Какие предложения называются нераспространенными?

Для чего нужно уметь составлять распространенные пред­ложения?

Домашнее задание

Выполнить упр. 42 (с. 36).

Программный уровень. Дополнить предложение второстепен­ными членами письменно.

Дополнительно Письмо под диктовку

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.) Грамматические задания

Читайте также: