Конспект где путь прямой там не езди по кривой конспект урока 3 класс родной язык

Обновлено: 06.07.2024

- умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

- умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Отбор содержания предмета и установление связи:

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

рассказывать сказки - рассказчик

3.Выявление места и причины затруднений.

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

5.Реализация построенного проекта

1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, - сказал грустно Отшельник, - и лучше их и не искать?

- (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

9. Рефлексия УД на уроке

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Организационный момент

Актуализация знаний

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

- Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

- Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

- По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

- Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока

Упр. 1 (с.4 – 5)

- Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

- Прочитайте выделенные слова. Чем они похожи? ( Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем.

- Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

- Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

- Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

- Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

- Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

- Послушайте стихотворение Б. Заходера

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником.

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

И только тот, кто начисто

Увы, не знает, как войти

В её расположение.

- Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

- Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

- Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

- Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда - одна)

5. Закрепление изученного материала.

- Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

- Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

- Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

- Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

- Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

- Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

- Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

Упр. 4 (с. 6 – 8)

- Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

- Объясните значение слов

Чевствуют - ….. ( оказывают почести, уважают )

Постылая - … ( вызывающая неприязнь, отвращение )

Заспесивилась –… ( загордилась, заважничала )

Увертка, изворот –… ( хитрость, уловка )

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

Правда чище красного солнца.

Из ясных очей приветом светит.

Идет прямо, как стрела.

Покачала головой и пошла

В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Заслонила рукой глаза, прищурилась.

Ковыляет да пошатывается.

Говорит себе под нос.

Говорит сладким голоском

Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

- Составьте общий текст. Стр. 8

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

( Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела )

- Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? ( Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться )

- Какие пословицы произносит Правда? ( Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча )

- Прочитайте пословицы Кривды. ( Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь )

6. Рефлексия

- Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

( Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду )

Подведение итогов урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Как вы думаете, если мы уже изучали такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое, углублять знания)

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

- Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

- Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

- По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

- Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)

- Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

- Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

- Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

- Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

- Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

- Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником.

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

И только тот, кто начисто

Увы, не знает, как войти

В её расположение.

- Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

- Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

- Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

- Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда - одна)

5. Физминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Справа – роща протянулась,

Слева – чей – то огород…

А когда я обернулась (Повернулись)

Стало все наоборот

Слева стала вдруг дубрава

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

6. Закрепление изученного материала. Упр. 3 (с. 5 – 6)

- Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

- Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

- Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

- Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

- Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

- Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

- Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

Упр. 4 (с. 6 – 8)

- Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

- Объясните значение слов

Чевствуют - …..(оказывают почести, уважают)

Постылая - … (вызывающая неприязнь, отвращение)

Заспесивилась –… (загордилась, заважничала)

Увертка, изворот –… (хитрость, уловка)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

1. Правда чище красного солнца.

2. Из ясных очей приветом светит.

3. Идет прямо, как стрела.

4. Покачала головой и пошла

5. В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

1. Заслонила рукой глаза, прищурилась.

2. Ковыляет да пошатывается.

3. Говорит себе под нос.

4. Говорит сладким голоском

5. Подслеповатые очи.

6. Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

- Составьте общий текст.

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

(Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)

- Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться)

- Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча)

- Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)

7. Рефлексия

- Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

(Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду)

7. Подведение итогов урока.



Россказни – рассказы не внушающие доверия; выдумки, небылицы. Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Объясни смысл пословиц. Сказка – (…), да в ней намёк, добрым молодцам урок. Большая (…) начинается с маленького (…). Жить в (…) как в тумане. Слова для справок: обман, ложь, неправда



Загадки Чего нет — придумает, закрутит, Всех перессорит, в душах намутит. (ложь) В огне не горит, В воде не тонет. (правда)


Подбери и запиши синонимы и антонимы к слову правда. Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему? Домашнее задание

Читайте также: