Конспект урока различие парных звонких и глухих согласных
Обновлено: 02.07.2024
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.
Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 - 40.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 - 47.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.
В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.
Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.
Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.
Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.
С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.
А как думаете вы?
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Выдели красным цветом буквы.
Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.
Черничный пирог, шерстяной свитер.
Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Задание. Подчеркни слова.
Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.
КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.
Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.
Цель: развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные.
Предметные задачи: - формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками;
- учить на слух различать звонкие и глухие согласные; выделять среди них парные и непарные звуки;
Метапредметные задачи: - развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение определять общую цель и пути её достижения;
- совершенствовать способы работы с книгой и печатным раздаточным материалом;
- развивать освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- учить работать в паре, ориентируясь на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
- раздаточный материал ( карточки для групповой работы с текстом, карточки индивидуальные для 1 класса);
- магнитная доска и набор согласных букв;
I. ОРГ. МОМЕНТ.
Придумано кем-то просто и мудро
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
II. Актуализация знаний.
1.Чистописание. Запись под диктовку Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Чтение учителем правила вслух стр.50.
Звонкие и глухие согласные составляют пары:
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Они называются парными.
Чтение правила хором.
Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).
- Написание открытых и закрытых слогов с буквой (Л)
2. Прочитай пары слов: (На доске карточки со словами).
жар- шар, дом – том, зуд – суд, бока – пока, вол – фол, кол – гол.
- Чем отличаются слова в каждой паре слов? (Только одной буквой).
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).
- Работа по карточке №1. Выписать по образцу.
3. Раздели буквы: Буквы, которыми отличаются данные слова, раздели на 2 группы и дай название каждой группе. Но сначала произнесём и послушаем звуки этих букв.
Появляются группы:
Звонкие согласные: б, д, г. з, ж, в.
Глухие согласные: п, т, к, с, ш, ф.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие
Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие- с шумом.
III. Работа по теме урока.
1. Работа у доски.
Буквы спорят в словах. Разреши их спор. И проверим, подбирая проверочные слова. Для этого произнесем слова во множеством числе и произнесем ласково.
СТОРО ( Ж/Ш) сторожа
ГРЯ (Д/Т) КА грядочка
ГЛА (З/С) глаза
КО (Ш/Ж) КА кошечка
ШАР (Ф/В) шарфы
БЕРЕ (З/С) КА березы
ОГОРО (Д/Т) огороды
КНИ (Ж/Ш) КА книжечка
КОРО (Б/П) КА коробочка
-Записать слова в тетрадь, выделить звонкие и глухие согласные в словах.
Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).
-Составление и чтение слогов.
- Запись слогов у доски под диктовку.
- Выписать слоги по образцу в тетрадь.
2. Работа по учебнику ( упр. 2 с.50):
- Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную букву.
Под (Б/П) ерезкой в тенечке растут (Д/Т)ва (Г/К) рибочка.
- Спиши. Четко произнеси слова.
-Подчеркни в словах звонкие и глухие согласные.
Электронная физкультминутка.
Упр. 3. стр.51. (устно)
Удочка, кора, почка, роса.
Образец. Удочка- уточка.
-Спиши первую пару слов по образцу.
-Запиши две пары слов.
-Запиши слова парами.
Подчеркни звонкие и глухие парные согласные .
Кора-гора, почка- бочка, роза-роса.
Работа по карточкам.
- Спиши пары слов, подчеркни парные звонкие и глухие согласные в словах.
Билет – пилот, ваза – фазан, глаза –коза, делить –пилить, жар – шар, земля –семя.
Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).
– Списать слова с печатного текста, выделить гласные и согласные буквы в словах.
Ма-ла, ма-лы, лу-на, лом, ла-ма, мы-ло, Ал-а, мы-ла, ма-ло.
IV. Домашнее задание.
Правило наизусть, стр.5о
Работа в прописях, стр.____ выписать по образцу.
V. Рефлексия.
1. На какие вопросы мы сегодня нашли ответы? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка 3 класс
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.
3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.
· обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;
· сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
· закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
· развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
· развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.
Вид урока: урок – исследование.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Формы проведения: урок.
Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
-Начинаем урок русского языка.
1. Оргмомент
-Подскажите какой сегодня день недели?
День недели –вторник
Он неделю продолжает
Всех трудиться заставляет.
-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний. А значит мы должны узнать много нового.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке
-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,
2. Постановка темы и целей урока
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
3. Актуализация знаний.
а)Словарная работа
1.Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
В делах и заботах!
Ответ: Город
2)Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут. ОБЕД
3) Каждый, каждый с ним знаком, -
Вот берется теста ком,
Запекают в нем творог,
Получается . Пирог
4) Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
б) Словарь:горо. обе. моро. пиро…., арбуз.
-Запись слов,ударение,без гл.
- Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).
-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )
-Что общего и в чем различие этих слов?
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)
-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
в) Закрепление: поставим слово нет
друг – друга и тд
4. Обобщение и систематизация знаний.
- А где еще в слове может находиться парный согласный? (В середине слова ,а именно в корне )
а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)
Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька
Выделим суффиксы
в)Посмотриите на эту группу слов:
Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы
г)Перед вами еще 6 интересных слов:
У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий
Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)
-А по другому как можно проверить эти слова?
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
д)Вывод исследований:
- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)
- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)
– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова
-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
5.ФИЗМИНУТКА
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно .
Физминутка посвящена также парными согласными-
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.
з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…
-Запишите это предложение(Проверка в парах)
-Подчеркните грамматическую основу.
-Дайте характеристику этому предложению
7.Работа по учебнику.
Упр. 216 (с. 114).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)
- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
8. Итог урока.
- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.
1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.
2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)
3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова
4 секрет – что? Лед; какой? Ледяной прилагательное
5 секрет – что? (загадка) что делать? (загадать) проверочное слово - глагол
Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)
9. Сделаем вывод
- Какую орфограмму сегодня повторяли?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Почему нужно проверять слова с парными согласными?
- Какие слова называются проверочными?
- Что вызвало затруднение?
10. Домашнее задание
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки.
На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук.
Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки.
-Запишите на одной строчке звонкие согласные (1 в.), на другой – глухие (2 в.)
-Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы.
-Взяли в руки зелёную ручку и проверяем.
-Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её.
-Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.
-Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие)
-А на нижней? (Глухие)
-Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)
V Физкультминутка
VI Беседа о согласных звуках
- Вспомним секреты звуков и букв русского языка
- Согласные звуки очень разные
− Послушайте сказку ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.
VII Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)
- Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.
(Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
-Есть среди них звонкие звуки
-Они состоят не из шума, а из голоса
- Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
- Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
VIII Открытие новых знаний
Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.
- Для того, чтобы определить какой парный согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило.
- Вы его знаете? (Нет. )
- Тогда нам надо провести исследование.
- Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?
( Мы слышим на конце слова звук [г].)
- Какую букву мне слове написать к или г?
-Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?
- Что вы увидели, когда мы изменили слова?
( Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.)
- Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?
( Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.)
- Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?
( Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.)
- А как мы можем назвать эти два слова?
( Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.)
IX Закрепление пройденного
Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.
- А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 92 , упражнение 1.
- Прочитайте пары слов.
- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)
- Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)
- Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)
- Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)
- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)
- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)
- Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.
(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)
- Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)
- Как проверить парный согласный на конце слова?
( Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.)
- На какие группы можно разделить согласные буквы?
-75%
- Урок у нас необычный. К нам на урок придет один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Открытый урок в 3 классе
Подготовила: учитель начальных классов в коррекционной школе-интернат VIIIвида
Белолипецкая Елена Васильевна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель: Сформировать представление о парных согласных звуках и буквах, их признаках.
Задачи:
Образовательные задачи:
· Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;
· Упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными.
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие таких характеристик внимания как: устойчивость, переключение, концентрация, распределение;
Развитие фонематического слуха, памяти, мышления, речи
Воспитательные задачи:
Сделать процесс повторения радостным для детей и эффективным для педагогов;
Повышать мотивацию к урокам русского языка.
Оборудование:
снежинки с парными согласными
карточки со словами
конверты с заданиями
Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок,
Но урок то не простой
Отправляйтесь в путь со мной
Беритесь, ребята, скорей за работу
Ведь умными стать всем конечно охота!
- Урок у нас необычный. К нам на урок придет один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку.
Не нос, а морковка, не шляпа - ведро.
(Снеговик)
- Вы догадались, кто наш гость?
- Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.
- Скажем Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлом уроке.
+ О парных звонких и глухих согласных.
III. Закрепление изученного
У: Назовите, какие пары получились?
у: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, с-з.
У: Почему одни звонкие?
У: А другие глухие?
у: Только шум.
У: Молодцы, посмотрите, какой красивый узор получился из снежинок.
2. Минутка чистописания.
Вы тетрадочку откройте,
и с наклоном положите.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держите.
Сядьте прямо, не сгибайтесь,
за работу принимайтесь.
У: Ребята, на следующей строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие согласные. Это б, в, д, г, ж, з. А ниже запишем буквы, которые обозначают глухие согласные п, ф, т, к, ш, с. Молодцы, у вас красиво получилось.
3. Актуализация знаний
(Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.)
Мы будем отгадки записывать в тетрадь и подчеркивать звонкие и глухие согласнее. А кто-то будет записывать на доске.
Снег идет, снег идет, Щиплет щеки, щиплет нос.
Здравствуй, Здравствуй, Но не страшен нам ….
Новый . (Мороз)
(Год)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы.
Они по снегу быстро мчатся
И провалиться не боятся.
4. Физминутка
Молодцы. Правильно назвали все звуки.
5. Работа по теме
Вставить нужную букву, списать.
бочка- ?очка Веня-?еня гость-?ость день-?ень ужи-у?и коза- ко?а
Пропущенные буквы будем вставлять маркером на карточке. Затем подчеркнем звонкий согласный – красный + синий цвет, а глухой синим цветом.
6. Работа с деформированным предложением.
Учитель достает из конверта карточки со словами:
узоры, на, Мороз, окне, рисует.
У: Прочитайте. Первое слово у нас записано с большой буквы. А дальше попробуем составить предложение.
Мороз рисует узоры на окне.
Дети записывают предложение в тетрадь. Затем подчеркивают звонкие и глухие согласные.
(На снежинках записаны задания).
V. Итог урока.
У: Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Всем вам дарю снежинки.
Читайте также: