Конспект урока различие парных звонких и глухих согласных

Обновлено: 02.07.2024

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 - 40.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 - 47.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.

В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.

Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.

Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.

Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.


Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.

С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.

А как думаете вы?

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Выдели красным цветом буквы.

Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.

Черничный пирог, шерстяной свитер.

Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.

Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.

Задание. Подчеркни слова.

Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.

КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.

Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Предметные задачи: - формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками;

- учить на слух различать звонкие и глухие согласные; выделять среди них парные и непарные звуки;

Метапредметные задачи: - развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение определять общую цель и пути её достижения;

- совершенствовать способы работы с книгой и печатным раздаточным материалом;

- развивать освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;

- учить работать в паре, ориентируясь на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

- раздаточный материал ( карточки для групповой работы с текстом, карточки индивидуальные для 1 класса);

- магнитная доска и набор согласных букв;

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание. Запись под диктовку Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Чтение учителем правила вслух стр.50.

Звонкие и глухие согласные составляют пары:

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Они называются парными.

Чтение правила хором.

Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).

- Написание открытых и закрытых слогов с буквой (Л)

2. Прочитай пары слов: (На доске карточки со словами).

жар- шар, дом – том, зуд – суд, бока – пока, вол – фол, кол – гол.

- Чем отличаются слова в каждой паре слов? (Только одной буквой).

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).

- Работа по карточке №1. Выписать по образцу.

3. Раздели буквы: Буквы, которыми отличаются данные слова, раздели на 2 группы и дай название каждой группе. Но сначала произнесём и послушаем звуки этих букв.

Появляются группы:

Звонкие согласные: б, д, г. з, ж, в.

Глухие согласные: п, т, к, с, ш, ф.

Согласные звуки бывают звонкие и глухие

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие- с шумом.

III. Работа по теме урока.

1. Работа у доски.

Буквы спорят в словах. Разреши их спор. И проверим, подбирая проверочные слова. Для этого произнесем слова во множеством числе и произнесем ласково.

СТОРО ( Ж/Ш) сторожа

ГРЯ (Д/Т) КА грядочка

ГЛА (З/С) глаза

КО (Ш/Ж) КА кошечка

ШАР (Ф/В) шарфы

БЕРЕ (З/С) КА березы

ОГОРО (Д/Т) огороды

КНИ (Ж/Ш) КА книжечка

КОРО (Б/П) КА коробочка

-Записать слова в тетрадь, выделить звонкие и глухие согласные в словах.

Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).

-Составление и чтение слогов.

- Запись слогов у доски под диктовку.

- Выписать слоги по образцу в тетрадь.

2. Работа по учебнику ( упр. 2 с.50):

- Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную букву.

Под (Б/П) ерезкой в тенечке растут (Д/Т)ва (Г/К) рибочка.

- Спиши. Четко произнеси слова.

-Подчеркни в словах звонкие и глухие согласные.

Электронная физкультминутка.

Упр. 3. стр.51. (устно)

Удочка, кора, почка, роса.

Образец. Удочка- уточка.

-Спиши первую пару слов по образцу.

-Запиши две пары слов.

-Запиши слова парами.

Подчеркни звонкие и глухие парные согласные .

Кора-гора, почка- бочка, роза-роса.

Работа по карточкам.

- Спиши пары слов, подчеркни парные звонкие и глухие согласные в словах.

Билет – пилот, ваза – фазан, глаза –коза, делить –пилить, жар – шар, земля –семя.

Инд. работа 1 класс. (Алиев, Корнева, Шеин В.Шеин М. Мелихова , Шкуропадская ).

– Списать слова с печатного текста, выделить гласные и согласные буквы в словах.

Ма-ла, ма-лы, лу-на, лом, ла-ма, мы-ло, Ал-а, мы-ла, ма-ло.

IV. Домашнее задание.

Правило наизусть, стр.5о

Работа в прописях, стр.____ выписать по образцу.

V. Рефлексия.

1. На какие вопросы мы сегодня нашли ответы? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

· обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

· сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

· закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

· развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

· развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

-Начинаем урок русского языка.

1. Оргмомент

-Подскажите какой сегодня день недели?

День недели –вторник

Он неделю продолжает

Всех трудиться заставляет.

-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний. А значит мы должны узнать много нового.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,

2. Постановка темы и целей урока

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а)Словарная работа

1.Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

В делах и заботах!

Ответ: Город

2)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут. ОБЕД

3) Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается . Пирог

4) Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

б) Словарь:горо. обе. моро. пиро…., арбуз.

-Запись слов,ударение,без гл.

- Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )

-Что общего и в чем различие этих слов?

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)

Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

в) Закрепление: поставим слово нет

друг – друга и тд

4. Обобщение и систематизация знаний.

- А где еще в слове может находиться парный согласный? (В середине слова ,а именно в корне )

а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька

Выделим суффиксы

в)Посмотриите на эту группу слов:

Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы

г)Перед вами еще 6 интересных слов:

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

-А по другому как можно проверить эти слова?

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

д)Вывод исследований:

- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова

-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно .

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 114).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

8. Итог урока.

- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? Лед; какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? (загадка) что делать? (загадать) проверочное слово - глагол

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Сделаем вывод

- Какую орфограмму сегодня повторяли?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Почему нужно проверять слова с парными согласными?

- Какие слова называются проверочными?

- Что вызвало затруднение?

10. Домашнее задание

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.


На красном поле расположены буквы обозначающие гласные звуки.

На поле синего цвета расположены буквы, которые обозначают согласные звуки: в верхнем ряду – буквы, обозначающие звонкий согласный, в нижнем – глухой согласный звук.

Две буквы звука не имеют, это ъ и ь знаки.

-Запишите на одной строчке звонкие согласные (1 в.), на другой – глухие (2 в.)

-Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы.

-Взяли в руки зелёную ручку и проверяем.

-Если вы написали лишнюю букву на сточке, зачеркните её, если буквы нет, запишите её.

-Кто правильно справился с заданием, поднимите зелёный светофор, кто не справился – красный.

-Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие)

-А на нижней? (Глухие)

-Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

V Физкультминутка

VI Беседа о согласных звуках

- Вспомним секреты звуков и букв русского языка

- Согласные звуки очень разные

− Послушайте сказку ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.

VII Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)


- Наши слова принесли нам сказку о своих братьях. Послушайте.

(Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)

Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.

-Есть среди них звонкие звуки

-Они состоят не из шума, а из голоса

- Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:

- Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:

б, в, г, д, ж, з.

VIII Открытие новых знаний

Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

- Для того, чтобы определить какой парный согласный надо написать на конце слов, нам с вами надо правило.

- Вы его знаете? (Нет. )

- Тогда нам надо провести исследование.

- Один луг. Какой звук вы слышите на конце слова лук?

( Мы слышим на конце слова звук [г].)

- Какую букву мне слове написать к или г?

-Давайте попробуем изменить слово. Какое слово мы получим?

- Что вы увидели, когда мы изменили слова?

( Перед гласной а в слове мы слышим звук [к] и пишется буква к, потому что в слове лук нужно писать букву к.)

- Ребята, а зачем мы с вами проводили исследование?

( Мы выполняли исследование для того, чтобы знать, как писать парные звонкие и глухие согласные на конце слова.)

- Можете ли вы сделать вывод о том, как надо писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце?

( Изменить слово так, чтобы наш звук слышался отчетливо, а затем записать само слово.)

- А как мы можем назвать эти два слова?

( Слово, при написании которого мы сомневаемся, называются проверяемыми, а слова, которые мы находим, чтобы проверить эти слова называются проверочными.)

IX Закрепление пройденного

Цели: Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

- А сейчас мы будем работать над данным правилом. Откройте учебник на странице 92 , упражнение 1.

- Прочитайте пары слов.

- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково)

- Можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначать парный согласный? (Нет)

- Почему? ( Потому что мы не точно слышим конец слова.)

- Как можно обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова? ( Разными буквами.)

- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

- Прочитайте последнее задание в упражнении. Выполните упражнение по образцу. Кто закончит первым поднимет руку. К доске вы будете выходить по цепочке.

(После проверки упражнения, учащиеся получают смайлики)

- Прочитаем правило в учебнике про себя. (Один учащийся читает вслух)

- Как проверить парный согласный на конце слова?

( Изменить слово так, чтобы после согласного стол гласный.)

- На какие группы можно разделить согласные буквы?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Урок у нас необычный. К нам на урок придет один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Открытый урок в 3 классе

Подготовила: учитель начальных классов в коррекционной школе-интернат VIIIвида

Белолипецкая Елена Васильевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель: Сформировать представление о парных согласных звуках и буквах, их признаках.

Задачи:

Образовательные задачи:

· Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;

· Упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными.

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие таких характеристик внимания как: устойчивость, переключение, концентрация, распределение;

Развитие фонематического слуха, памяти, мышления, речи

Воспитательные задачи:

Сделать процесс повторения радостным для детей и эффективным для педагогов;

Повышать мотивацию к урокам русского языка.

Оборудование:

снежинки с парными согласными

карточки со словами

конверты с заданиями

Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,

Но урок то не простой

Отправляйтесь в путь со мной

Беритесь, ребята, скорей за работу

Ведь умными стать всем конечно охота!

- Урок у нас необычный. К нам на урок придет один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Слепили зимой во дворе ребятишки,

Не горку слепили, не мишку.

Слепили из снега зимою парнишку.

Не нос, а морковка, не шляпа - ведро.

(Снеговик)

- Вы догадались, кто наш гость?

- Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.

- Скажем Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлом уроке.

+ О парных звонких и глухих согласных.

III. Закрепление изученного

У: Назовите, какие пары получились?

у: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, с-з.

У: Почему одни звонкие?

У: А другие глухие?

у: Только шум.

У: Молодцы, посмотрите, какой красивый узор получился из снежинок.

2. Минутка чистописания.

Вы тетрадочку откройте,

и с наклоном положите.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держите.

Сядьте прямо, не сгибайтесь,

за работу принимайтесь.

У: Ребята, на следующей строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие согласные. Это б, в, д, г, ж, з. А ниже запишем буквы, которые обозначают глухие согласные п, ф, т, к, ш, с. Молодцы, у вас красиво получилось.

3. Актуализация знаний

(Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.)

Мы будем отгадки записывать в тетрадь и подчеркивать звонкие и глухие согласнее. А кто-то будет записывать на доске.

Снег идет, снег идет, Щиплет щеки, щиплет нос.
Здравствуй, Здравствуй, Но не страшен нам ….
Новый . (Мороз)
(Год)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы.

Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся.

4. Физминутка

Молодцы. Правильно назвали все звуки.

5. Работа по теме

Вставить нужную букву, списать.

бочка- ?очка Веня-?еня гость-?ость день-?ень ужи-у?и коза- ко?а

Пропущенные буквы будем вставлять маркером на карточке. Затем подчеркнем звонкий согласный – красный + синий цвет, а глухой синим цветом.

6. Работа с деформированным предложением.

Учитель достает из конверта карточки со словами:

узоры, на, Мороз, окне, рисует.

У: Прочитайте. Первое слово у нас записано с большой буквы. А дальше попробуем составить предложение.

Мороз рисует узоры на окне.

Дети записывают предложение в тетрадь. Затем подчеркивают звонкие и глухие согласные.

(На снежинках записаны задания).

V. Итог урока.

У: Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Всем вам дарю снежинки.

Читайте также: