Конспект занятия крымские горы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

Воспитатель: Спружевник Т.А.

- обобщить знания о родном крае;

- уточнить знания детей о Крымских горах, обитателях, населяющих их, подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано;

- развивать познавательную активность;

- учить через наглядный материал, художественное слово видеть красоту, величие гор;

- упражнять в подборе слов определений;

- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Чух-чух-чух – стучат колеса

Поезд мчится мимо сосен

Мимо елок и берез,

Мимо бабочек, стрекоз.

За окном пронесся луг,

А теперь леса вокруг.

А потом поля, поля.

Ну и велика Земля!

Мир, в котором ты живешь, необыкновенно интересен и загадочен. Твой путь в нем только начинается, и тебе предстоит узнать много нового. Кто знает, может быть, когда-нибудь ты сам станешь открывателем тайн и загадок, которые хранит наша планета.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вам интересно куда мы отправимся? Тогда послушай стихотворение:

На берегах ласкового моря

Маленькая нежится страна

Сон ее оберегают горы,

Колыбельную поет волна.

- Правильно, мы отправляемся в путешествие по Крыму, в одно из самых красивейших мест на нашей планете. Со словом Крым люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие краски великолепной природы. Здесь есть все: высокие горы, ласковое море, степи, холмы и леса.

- Какими морями омывается наш полуостров? (Черным и Азовским)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить нельзя!

- По Черному морю мы уже с вами путешествовали, а сегодня отправимся в Крымские горы.

Наша планета не везде ровная и гладкая. Вы это сами видели, когда катались на санках с горок. Только эти горки маленькие. А есть и большие, просто огромные не горки, а горы. Их на земле много.

Многие люди любят путешествовать по горам. Одни взбираются на вершины с рюкзаками и палатками. Их называют горными туристами. Другие покоряют неприступные скалы и ледники со специальным снаряжением. Это альпинисты. А еще в горах можно кататься на горных лыжах и сноубордах.

(Высокие, дивные, сказочные, красивые, заманчивые, волшебные, чудесные..)

- Какие горы Крыма вы знаете? (Ответы детей)

- А сейчас о некоторых горах поговорим немного подробнее.

И грудь косматую свою

Вглубь погрузил отрады полный.

И замер там, с тех пор его

Ласкают моря волны.

- О чем это стихотворение? (О Медведь-горе).

- Как по другому называется Медведь-гора? (Аю-Даг).

Об этой горе даже легенды слагали. Помните красивую и немного грустную легенду о маленькой девочке, которую, прибило обломками корабля к берегу?

Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут ее – Медведь!

Показ иллюстрации горы Роман-Кош.

- Как называется гора? Что вы о ней можете сказать? (Ответы детей).

Существует поверье, что где-то на вершине спрятан клад с древними сокровищами, и что на пути к Роман-Кош можно увидеть серебрянного оленя, встреча с которым подарит счастье и везение.

Однажды случайно я в светлом лесу

Оленей встречаю пятнистых красу

Олени водичку прозрачную пьют,

Березки – сестрички в лесочке растут.

И травка под ветром качается вся.

Привет вам, привет вам, Оленья семья!

В нажнем плато горы расположены самые красивые Крымские пещеры, собирающие под своими сводами каждый год тысячи путешественников.

Хотите к морю? На песочке ляжем

Весь долгожданный отпуск пролежим.

Но Крым неповторим не только пляжем,

Пещерами наш Крым неповторим.

Войдем через подземные ворота

В мир каменных деревьев и зверей

Где вспыхнет звезд небесных позолота

На скальном своде, в свете фонарей.

Славятся Мраморная пещера своими карстовыми полостями, которые удивительны своими сталактитами и стагламитами. Они напоминают сияющие заросли деревьев, каменные цветы.

Самая длинная по протяженности из пещер Крыма – Красная или Кизил-Коба. Названа так, благодаря тому, что образована из красного известняка. Особое зрелище представляет протекающая по пещере река Су-Ухчан, которая образует озера и разнообразные водопады

Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты очень ранимы, они не могут востанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещерах, чтобы сохранять эти памятники природы.

Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вам интересно куда мы отправимся? Тогда послушай стихотворение:

На берегах ласкового моря

Маленькая нежится страна

Сон ее оберегают горы,

Колыбельную поет волна.

- Правильно, мы отправляемся в путешествие по Крыму, в одно из самых красивейших мест на нашей планете. Со словом Крым люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие краски великолепной природы. Здесь есть все: высокие горы, ласковое море, степи, холмы и леса.

- Давайте вспомним, какие бывают горы? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим карту и найдем на них горы. Каким цветом они показаны? Почему в некоторых местах на коричневом фоне гор выделяются белые пятна?

Воспитатель: Правильно. Вершины самых высоких гор покрыты снегом и льдом. А что такое снег и лед?

Воспитатель: Конечно, поэтому на вершинах гор берут начало многие реки. Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Если подняться в горы очень высоко, окажешься рядом с облаками! А вот внизу, у подножий многих гор бывает тепло. Поэтому там больше животных и растений, чем наверху. Иногда на вершинах лежат огромные камни, покрытые мхами и лишайниками. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев.

Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.)

Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей)

А теперь давайте немного узнаем о каждой горе.

Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.

С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову.

Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником.

Что такое заповедник?

Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т. п.

Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем.

И грудь косматую свою

Вглубь погрузил отрады полный.

И замер там, с тех пор его

Ласкают моря волны.

На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником.

Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор.

(дети выполняют движения, в конце сели на стульчики)

Воспитатель: Основное правило поведения при нахождении в горах — быть предельно внимательным и осторожным! Летом в горах наибольшую опасность представляют обвалы и камнепады, а зимой — снежные бури и лавины. Основные правила:

-не бросать мусор;

-не отходить далеко от взрослых;

-не разжигать костер;

-находясь в горах, всегда внимательно смотрите под ноги. На пути могут оказаться корни деревьев, упавшие сучья, камни, ямы, промоины и другие препятствия, которые могут привести к травме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Продолжать изучение такого явления, как карст.

- Развивать умение логически мыслить, любознательность, умение

работать с текстом, эстетическое восприятие мира.

- Закладывать основы экологического сознания. Воспитывать любовь к

родному краю, желание беречь и охранять природу.

Оборудование.

Для учителя. Плакаты и фотографии по теме, карта Крыма, презентация.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтение учителем стихотворения И.Сельвинского.

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

Где и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс.

Чтоб скальная надпись или горное эхо

Не пробуждали мысль.

Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

Яснее дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала нас…

IV. Работа по теме урока.

Тайна 1. Откуда они взялись? (С л а й д ы 1- 9)

1) Выступление подготовленного ученика.

Из-за гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи-ученые, которые изучают горы, могут доказать, что горы изменяются и что они не вечны.

Изменения земной поверхности привели к возникновению гор, которые со временем разрушаются и меняются. Склоны гор разрушаются замерзающей водой, почва и частицы скального грунта вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины. Вот так и образовались три гряды Крымских гор. Когда-то дно громадного океана под воздействием вулканических процессов поднялось над водой. Со временем эти скалы разрушались под воздействием воды и воздуха, и теперь мы с вами можем любоваться великолепными видами гор.

(Показ фотографий и слайдов)

- Сколько гряд в Крымских горах? (3)

- Чем отличаются вершины Крымских гор от остальных гор? (плоские)

- Как называются плоские равнины на вершинах гор Крыма (яйла – пастбище)

- Как называется самая высокая вершина Крыма (Роман-Кош,1545м)

3) Закрепим наши знания (С л а й д 10).

Тайна 2. Какие бывают Крымские горы? (С л а й д ы 11 – 16)

1) В основном, Крымские горы образовались так, как рассказала (Настя). Но среди них встречаются и совершенно особенные:

Есть у нас в Крыму самый настоящий взорвавшийся вулкан – Кара-Даг. Только он очень старый, разрушившийся и, конечно, уже не очень похож на классическую треугольную форму вулкана, какие мы можем увидеть в кино или на картинках. (Слайд).

Есть отдельно стоящие горы, которые откололись от Главной гряды Крымских гор и стоят как бы отдельно от нее. Например, гора Кошка в Симеизе. (Слайд)

- Какую легенду мы с вами читали о горе Медведь? О чем там рассказывается?

Гора Медведь

Разлегся на крымском просторе

Огромный медведь – старожил,

Он вытянул лапы до моря

И морду на них положил.

Покрыт он косматою шкурой,

Что летом всегда зелена.

Лишь позднею осенью бурой

Становится после она.

У Мишкина носа, у суши,

Волна начинает кипеть.

Пригрелась на солнышке туша.

Уснул, разморившись, медведь.

Тайна 3. А что под ними? (С л а й д ы 17 – 20)

1) Знакомство детей с карстовыми явлениями. Чтение индивидуальных карточек.

Что такое карст?

Идет дождь. Вода, стекая с гор, проникает в трещины, щели на земной поверхности, размывает мягкий известняк, образует под землей огромные пустоты и течет по ним подземной речкой, разливается подземными озерами. Размывая и растворяя мягкий известняк, вода может образовывать очень глубокие колодцы, шахты, а под землей – пещеры.

- Как переводится Чатыр-даг? (Шатер-гора, палат-гора)

- Почему она так называется?

Видишь там, среди тумана,
Сквозь ночную тьму,
Чатырдага великана
Белую чалму?

На груди его могучей
Ветер, дух небес,
Словно бороду, дремучий
Колыхает лес.

И, склонив на землю око,
С мрачной высоты,
Сторожит он одиноко
Горные хребты.

4. У ч и т е л ь:

- Давайте попробуем определить происхождение некоторых известных гор Крыма. (С л а й д 21)

5. У ч и т е л ь:

- Мы уже столько крымских тайн открыли, что нам уже пора отдохнуть.

Физкультминутка

- К чему приводят карстовые явления? (К образованию пещер). (С л а й д 22)

Тайна 4. Крымские пещеры. (С л а й д ы 23 – 27)

1) У ч и т е л ь:

- Какие пещеры мы с вами знаем? (Кизил-коба, Мраморная, Эмине-Баир - Хосар, Тысячеголовая, Холодная, Скельская и много-много других)

Самая длинная карстовая полость Крыма – Красная пещера, ее длина 16 000 метров,

Самая глубокая – шахта Солдатская глубиной 517 м.

Самый крупный пещерный зал – в Мраморной пещере, его площадь 5000м.

самая большая в Крыму пещера, полностью затопленная пресной водой – Черная, (на Ай-Петри), ее длина 1300м.

Самая высокая пещера - купол Голубой капели в Красной пещере, его высота 145м.

Самая изученная пещера Крыма – Кизил-Коба, Красная пещера, в ней работали более 150 научных экспедиций.

Самая посещаемая пещера Крыма – Мраморная.

3) У ч и т е л ь:

- Самое интересное явление в пещере – это удивительные фигуры, образованные из сталактитов и сталагмитов.

Сталактиты и сталагмиты.

Во многих пещерах можно увидеть удивительные вещи, нечто вроде сосулек, видящих сверху; другие сосульки из того же самого вещества поднимаются снизу и встречаются с верхними. Они носят довольно трудное название сталактитов и сталагмитов. Эти образования, подобно многим другим, обязаны своим происхождением воде, но несколько необычным путем. Вода прежде растворила вещество, из которого они состоят. А затем, когда вода постепенно, капля за каплей, испарялась в воздухе, то и вещество выделилось из воды. Каждая падавшая капля оставляла после себя маленькое пятнышко твердого вещества, к которому постепенно присоединялись и следующие за ним. То же самое происходило и тем местом, куда падали капли.

Очень часто сосулька, растущая сверху, встречается с сосулькой, растущей снизу, и таким образом они устраивают колонну, очень толстую вверху и внизу и очень тоненькую в середине. Но постепенно, год за годом и середина становится толще.

- Вот две картинки. На какой изображен сталактит, а на какой сталагмит?

(ребенок показывает) (С л а й д ы 26 – 27)

V. Закрепление и обобщение изученного материала.

Я сейчас буду читать предложения. Если вы согласны с высказыванием, показываете зеленую сторону светофорчика, а если не согласны - красную.

Горы Крыма лежат четырьмя горными цепями. -

Самая высокая – внутренняя гряда. -

Крымские горы заканчиваются наверху плоской равниной – яйлой. +

Пещер в Крыму очень мало. -

Самая длинная пещера Крыма – Кизил-коба. +

Карст образовал пещерные города. –

Пещеры, колодцы, шахты промыла в Крымских горах вода. +

Люди использовали пещеры с давних пор. +

Сверху образуются сталактиты, а снизу – сталагмиты. +

Находясь в пещерах, можно обламывать сталактиты и сталагмиты

и брать их себе на память. -

У ч и т е л ь. Мало восхищаться фантастической красотой подземного мира. Каждый из нас должен понимать, что пещеры, колодцы, шахты и другие карстовые явления часто являются началом пути, по которому подземные воды попадают в наши водопроводы. Поэтому все обязаны бережно относиться к карстовым пещерам, хранить их чистоту и неприкосновенность. Подземная красота создается тысячелетиями, уничтожая ее, мы обворовываем себя и тех, кто будет жить после нас.

2) Работа с индивидуальными карточками.

- А сейчас мы с вами напишем небольшую работу по нашей теме. Но сначала нужно размять пальчики.

- На карточках написаны слова. Прочитайте их и вычеркните те, которые не имеют отношения к теме нашего урока.

Яйла, рыба – меч, Чатыр-Даг, Мангуп, Америка, Черное море, Кара-Даг, медуза, сталактит, сталагмит, облака, карст, Мраморная пещера, Евпатория, оползень, горная гряда, Киев, Чуфут-Кале.

- Молодцы, ребята! Все справились.

VІ. Итог урока. Рефлексия.

Мы с вами, ребята, живем в одном из самых красивых и разнообразных уголков мира. В Крыму есть море и горы, степи и реки. Здесь водятся очень интересные животные и растет много своеобразных растений. А еще здесь живут хорошие люди, которые стараются изучать и сохранять то, что дала нам природа, что оставили нам наши предки. И мы с вами продолжим узнавать Крым. На следующих уроках нас ждут интересные растения и животные Крыма.

- Понравился ли вам наш урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- А теперь у нас с вами есть немного времени. Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось и запомнилось на нашем уроке.

V. Домашнее задание. Дома вы закончите этот рисунок, и на следующей неделе мы устроим выставку наших рисунков о Крымских горах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Василий Ена, Александр Ена, Андрей Ена. Краткий географический словарь Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2009.

Легенды Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.

Крымские чудеса. Сборник рассказов. – Симферополь: Крымиздат, 1962.

Мухин В.В,, Кузнецова А.Я. Крымские горы: возвращение к истокам. Занимательное пособие для экскурсоводов и пешеходов. – К.: Издательский дом Стилос, 2007.

Севастополеведение: содержание, формы и методы работы. – Севастополь, СГГУ, ИПО, 2012.

Подгородецкий П. Д. Крым: Природа: Справ. изд. – Симферополь: Таврия, 1988.

Крым. Маршруты выходного дня. Путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1980.

Габинская М., Славич-Приступа С.К. Южный берег Крыма: Путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1980.

Разработка занятия по курсу

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы отправимся путешествовать по горам и долинам Крыма и узнаем, что такое каньоны, ущелья, балки и овраги и как они выглядят.

4. Работа по теме.

- Если мы с вами внимательно посмотрим на карту Крыма, то обратим внимание, что она окрашена в разные цвета: коричневый, зеленый, голубой. Каждый цвет имеет свое значение: коричневый – горы, зеленый – равнины, голубой – водное пространство.

- Таким образом, поверхность Крыма неровная. Ученые называют все неровности нашей Земли рельефом.

· Рельеф Крымского полуострова.

- Большую часть Крыма занимают равнины - Центрально-Крымская равнина, Северо-Крымская низменность, Тарханкутская возвышенная равнина.

- На юге Крыма длиной полосой расположились Крымские горы. Они словно широкие ступени спускаются к морю. Каждая гора неповторима и имеет свою легенду.

- Гора Демерджи или гора-кузнец встречает гостей Крыма уже на пути из Симферополя в Алушту – она все время видна с левой стороны, а выдающаяся в сторону моря скала напоминают женскую голову. Часто можно услышать, что это голова царицы Екатерины II, но местная легенда называет совсем другое имя – Мария.

- Эта история произошла в далекие времена. Тогда на землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. А заправлял всем жуткого вида кузнец, которого боялись даже его соратники. От дыма и жара кузницы гибло все живое вокруг – люди, животные, растения, да, казалось, и сама земля. К нему отправилась местная девушка Мария – она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Но он не слушал ее, а замахнулся кинжалом, чтобы убить ее. Мария оттолкнула его, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец все же убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору – на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни - "Долина привидений", а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову – память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.

- Гора Аю-даг по своей форме напоминает огромного медведя, пьющего воду из Чёрного моря. Согласно одной из старинных легенд, громадный медведь, пытаясь задержать беглецов, спасавшихся на лодке, решил выпить море. Пил долго, пока не окаменел…

На территории горы встречаются лисы, барсуки, каменные куницы, ежи, зайцы-русаки, белки, мелкие грызуны, летучие мыши и другие виды млекопитающих. На утесах Медведь-горы гнездятся чайки, реже — бакланы, в лесу — горлицы, совы, дятлы, синицы, воробьи, дрозды и прочие…

- Кара-даг или Черная гора — остатки вулкана, действовавшего около 150 миллионов лет назад и природный заповедник, один из символов Крыма. Когда-то эта гора была храмом, правда совсем недобрых богов. По приданиям здесь некогда обитала кровожадная богиня Кали (черная). Местные жители приносили своей покровительнице в жертву скот, часть урожая, а заодно и древних греков, терпевших кораблекрушения у берегов Кара-Дага. Согласно представлениям древних греков, именно здесь, находился вход в подземное царство мертвых, мрачное владение Аида. А этот вход охранят карадагский змей, которого можно встреть и сейчас в Черном море.

- Главной природной достопримечательностью в окрестностях Белогорска является гора Белая скала. Именно так с тюркского языка переводится ее название Ак-Кая. Находится монументальная каменная глыба возле села Белая скала в долине речки Биюк-Карасу. Лeгeнды Бeлoй Скaлы вoспeты в вeкaх. Пo oднoй из скaзoк, oчeнь дaвнo скaлa Ак Кaя былa пpибeжищeм дpaкoнa или Змeя-Гopынычa.

· Физкультминутка (по выбору учителя)

· Знакомство с понятиями ущелья, каньоны, овраги, балка. Грязевые гейзеры.

- На равнинах реки текут плавно, а на крутых обрывах ускоряет свое движение. Поток воды врезает в почве каньоны с крутыми и высокими стенами.

- Среди гор Бахчисарайского района спрятан живописный уголок — Большой каньон Крыма. Каньон – это большое ущелье, протяженностью 3.5 км. Высота отвесных стен в некоторых местах достигает 300 метров. Расположен Большой каньон Крыма между двух гор - Ай-Петри и Бойко. Этот разлом сегодня заполнен горной речкой Аузун-Узень.

- В Крыму есть и вулканы. Как потухшие много миллионов лет назад (Карадаге), так и ныне действующие! В Крыму есть 7 действующих вулканов. Правда, извергают они не горячую лаву и пепел, а грязь! Располагаются эти вулканы в практически голой и иссушенной степи на востоке Керченского полуострова.

Читайте также: